Рабочая тетрадь-практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля
учебно-методическое пособие по обществознанию по теме

Крюкова Светлана Александровна

  Рабочая тетрадь-практикум предназначена для обучающихся средних профессиональных и начально-профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля, изучающих курс «Обществознание». В рабочей тетради предлагаются задания к каждому разделу программы. Они рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний по курсу. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяют кругозор обучающихся. Включенные в учебное пособие задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и для самостоятельной работы во внеурочное время.

В пособии представлены тесты, задачи, проблемные вопросы разного уровня сложности, предложены варианты практических и контрольных работ, а так же иные формы контроля знаний.

Все задания соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и    программе курса «Обществознание» для обучающихся СПО и НПО социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_praktikum_dlya_sots-ekonom_moy.docx196.35 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

им. АЛЕКАНДРА НЕВСКОГО»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ-ПРАКТИКУМ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НАЧАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ПО ПРОФЕССИЯМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕКОГО ПРОФИЛЯ

 

СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель

 истории и обществознания

Крюкова Светлана Александровна

высшая квалификационная категория

г. Краснослободск 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая тетрадь-практикум предназначена для обучающихся средних профессиональных и начально-профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля, изучающих курс «Обществознание». В рабочей тетради предлагаются задания к каждому разделу программы. Они рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний по курсу. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяют кругозор обучающихся. Включенные в учебное пособие задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и для самостоятельной работы во внеурочное время.

В пособии представлены тесты, задачи, проблемные вопросы разного уровня сложности, предложены варианты практических и контрольных работ, а так же иные формы контроля знаний.

Все задания соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и    программе курса «Обществознание» для обучающихся СПО и НПО социально-экономического профиля.

Рабочая тетрадь-практикум ориентирована на достижение целей и задач, предъявляемым к изучению курса «Обществознание».

 

Условные обозначения:

                           

BOOK3

Напиши рассуждения по данному вопросу

COMPUTER

 Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах

     Дополнительное задание повышенной сложностиSTAR2

Копия 55

Отметь правильный ответ;  установи соответствие между понятиями и определением.

 

       Выполни контрольную (срезовую, рубежную, итоговую) работу. web-red_button

Раздел 1.   НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧЕЛОВЕК» К. Паустовский

           

ТЕМА1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные       качества.

Задание 1. 1.1. Установите соответствие между понятием и определением.Копия 55

Понятие

Определения

1.Личность

а) это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens

2. Человек

б) это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

3. Талант

в) специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

4. Индивид

г) это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

5. Индивидуальность

д) это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

6. Воспитание

е) человек, способный к активной социальной деятельности.

7. Моральная личность

ж) принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.

8. Социальный субъект

з) человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент.

Задание 1.1.2. Установите соответствие между Копия 55

понятием и определением.  

1.Бессознательная информация

а) Наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека

2. Реальное бытие

б) результат познавательного процесса

3. Идеальное бытие

в) Бытие, которое имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.

4.Самосознание

г) Бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.

5.Философия

д) Совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со стороны разума и рассудка.

6. Знание

е) Ощущение, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием.

7. Бессознательное

ж) Свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

8.Общественная психология

з) Вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

9. Сознание

и) Вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

10.Общественная идеология

к) Сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения  в обществе, отношения к другим людям.

Задание 1.1.3 Известно, что черты личности – это устойчивые, повторяющиеся  в различных ситуациях особенности поведения.Копия 55

Какие из перечисленных ниже понятий подходят под определение?

   Лень

Разлука

Аккуратность

Злость

Целеустремленность

Радость

Вера

Мнение

Любовь

Понимание

Интерес

Ум

Опустошенность

Жадность

 

Копия 55

Задание 1.1.4. Какое высказывание верно?

  1. Главным в характеристике личности является общественная сущность».
  2. «Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью».

а) Верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба;

г) оба высказывания неправильны.

          Задание 1.1.5. Мир движется, совершенствуется; задача человека –  участвовать в этом движении….. Л. ТолстойCOMPUTER

  • Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни » (можно использовать взгляды философов, ученых, родителей, друзей, учителей) используйте любую компьютерную программу…
  • Подберите из литературы, философии высказывания  о смысле человеческой жизни.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность человека – это осознанное преднамеренное действие, включающее в себя целеполагание.  Именно благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида.

Копия 55

Задание 1.1.6. Верны ли утверждения:   Да или  Нет

1. Непроизводительный труд - деятельность, направленная не на создание, а на обслуживание самых разных материальных предметов.

2.Производительный труд - то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности.

3.Технологический процесс - категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

4.Производительность труда деятельность, связанная с созданием разнообразных материальных предметов.

5. Технология - совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный.

6. Квалификация - наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии.

7. Профессия - вид трудовой деятельности, отличающийся характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист.

Копия 55

Задание 1.1.7.Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Характеристика видов деятельности

Виды деятельности

1. Деятельность в воображаемой ситуации

2. Практическая полезность

3. Нацеленность на обретение знаний

4. Замещение реальных объектов условными

5.Преобразовательная направленность

а) труд

б) учение

в) игра

Копия 55

 Задание 1.1.8. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.

Деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, орудия деятельности, цель, средства, поведение, действия, мотив, потребности, виды деятельности.

Деятельность=________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.1.9.Копия 55

 Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал» перед ними действовать. Полез на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок … Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об  дружку – извлек огнь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек … разной провизии».

Каковы были цель деятельности, средства ее достижения, результаты? Из каких конкретных действий состояла? Соответствовали ее результаты поставленной цели?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               

Копия 55

Задание 1.1.10.

В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирая библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим».

Что побудило отца Л.Н. Толстого к данной деятельности? Аргументируйте ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.11.COMPUTER

Используя различные источники, приведите примеры, иллюстрирующие процесс общения и процесс коммуникации. Объясните, почему вы так думаете.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.1.12STAR2

Раскройте на примере изучения любого  предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

 

        Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений; серьёзное разногласие, спор, грозящий осложнениями. 

    Межличностный конфликт -  особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. Они бывают: конструктивные – в  рамках деловой аргументации и нравственных отношений и неконструктивные – переходящие к нравственно осуждаемым действиям в форме оскорблений и пр.

 Копия 55

 

Задание 1.1.13

1 . Добавить нужные слова. В процессе общения проявляются и формируются следующие качества:

     принципиальность, отзывчивость, _____________  , ___________  .

2 . Общение способствует развитию человека, а может ли оно его тормозить?   а). Да; б). Нет;     в)  Не известно.

3. Впиши фразу, с помощью которой затруднение в общении может быть преодолено. Ответ: ____________________________________

     __________________________.  

4. Сколько вариантов стратегии поведения в конфликтной ситуации вы изучили? Ответ: а . 2; б . 3; в . 4; г . 5.

5. В развитии конфликтной ситуации при общении выделены три фазы:

1). Осознание ситуации как      конфликтной;

 2). Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации; 3).____________________ _____________________________________________ . Назови третью.  

   Задание1. 1.14 Соотнесите понятия и определения.Копия 55

  1. Компромисс

А. Обращение   к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

  1. Переговоры

Б. Одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее;

  1. Посредничество

В. Мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

  1. Арбитраж

Г. использование третий стороны в заочном решении проблемы;

  1. Применение силы

Д. решение проблемы через взаимные уступки сторон.

      Данные внесите в таблицу:

1

2

3

4

5

 

                                                 COMPUTER

    Задание. 1.1.15 Подберите примеры из литературных произведений, в которых описывается общение героев, переросшее в конфликт, и выработать рекомендации, которые могли бы помочь героям произведения выйти из состояния конфликта.

STAR2

Задание1.1.16  Напишите эссе на тему: «Единственная настоящая роскошь – это  роскошь человеческого общения».
                                                                                  А. де Сент - Экзюпери.

web-red_button

Задание 1.1.17. Контрольная работа по теме

« Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

  1. Дайте определения следующим понятиям:

  • Мировоззрение,
  • сознание,
  • общение,
  • ценности,
  • социология.

  • Человек,
  • бессознательное в человеке,
  • общение,
  • социализация,
  • познание

  • Человек,
  • сознание,
  • ценности,
  •  свобода
  • деятельность

2. Охарактеризуйте этапы социализации личности

ЗРЕЛОСТЬ как этап социализации

ЮНОСТЬ как этап социализации.

ДЕТСТВО как этап социализации

3. Ответьте на вопросы

Укажите виды общения, приведите примеры.

Критерии истины. Чем отличается абсолютная истина от относительной

В чем особенность трудовой деятельности человека.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                       

Тема 1.2 «Общество как сложная система»

«Общество- это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире» Э. Дюркгейм

Копия 55

Задание 1.2.1. Установите соответствие между понятиями и определением

понятия

определения

1. страна

а. Политико-правовая организация страны, имеющая определенную структуру

2. государство

б. Отношения, связанные с  воспроизводством человека, воспитанием и пр.

3. общество

в. Это определенная территория, имеющая государственную принадлежность

4. межличностные отношения

г. Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-  либо деятельности.

5. общественные отношения

д. Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания свое внутреннего единства

6. Нация

е. Система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость

Задание 1. 2. 2. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и    человека.BOOK3

Сенека: «Мы рождены, чтобы совместно жить, наше общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. 2.3. Заполните пропуски:Копия 55

Сферы общества

BOOK3

Задание 1.3.4 Как взаимосвязаны сферы общества, приведите примеры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Копия 55

Задание 1.2.5  Допишите недостающие понятия:

  1. В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации:

а) _________________________

б) средневековые

в)__________________________

2. В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации:

а) _________________________

б) индустриальные

в) _________________________

3. Назовите понятие, которое характеризует все стороны и причины развития различных обществ

а) формация; в)  культура; г)  цивилизация; д) популяция;

4. Установите соответствие между теориями общественного развития и их основоположникам.

а) теория локальных цивилизаций.

б) теория общественно-экономических формации;

в) теория стадиального развития цивилизации

1. У. Ростоу

2. Н. Я. Данилевский; 3. К. Маркс.

Задание 1.2.6. Завершите схему.Копия 55

Задание 1.2.7. Дать определение следующим понятиям:Копия 55

Регресс_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогресс____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Верны ли утверждения:

ДА или НЕТ

1. Прогресс и регресс не взаимосвязаны.

2. В процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции.

3. Развитие производительных сил (орудий труда) включает развитие самого человека.

4. Развитие общества – это обратимый процесс в масштабе всемирной истории.

5.Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

Задание 1.2.8. Согласны ли вы с точкой зрения: Н. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний»  Какие критерии общественного прогресса можно еще указать?BOOK3

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2.9. Подготовьте презентацию на тему «Прогресс и регресс общества».  Возможна работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации,  в том числе ресурсы Интернета.COMPUTER

 

       Задание 1.2.10. Допишите недостающие понятия:Копия 55

  1. Наиболее характерными чертами глобализации

      являются:

  • формирование единого мирового экономического пространства;
  • __________________________________________________________
  • __________________________________________________________
  • формирование единого языка;
  • __________________________________________________________

      2) Глобальными проблемами являются:

  • предотвращение мировой ядерной войны
  • __________________________________________________________
  • __________________________________________________________  
  • истощение природных ресурсов;
  • __________________________________________________________

Копия 55

Задание 1.2.11. Современный этап развития общества характеризуется историческим процессом глобализации. Перечислите признаки глобализации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2.12 Согласны ли вы с данными утверждениями (да, нет) Копия 55

Вариант 1.

1.Религия возникает в традиционных обществах.

2.Классы и социальные группы относятся к политической сфере.

3.Цивилизация – ступень в развитии человечества.

4.Может ли трудовая деятельность быть релаксационной?

5.Понятие общественно-экономические формации впервые ввел К. Маркс.

6.Главный критерий каждого культурно-исторического типа – уровень образования, наличие сословной структуры, религии.

7.Теория стадиального развития – это единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяют определенные этапы.

8.Экстенсивные технологии характерны для западной цивилизации?

9.Урбанизация – это характеристика постиндустриального времени.

10.Общество- это часть материального мира.

Вариант 2

1.Религия возникает в индустриальных обществах.

2.Партии и государственные органы относятся к политической сфере.

3.Цивилизация – ступень в развитии человечества.

4.Престиж труда и его результатов – характеристика западной цивилизации.

5.Понятие общественно-экономические формации впервые ввел О. Шпенглер.

6.Главные критерии каждого культурно-исторического типа – язык, сочетание психических, антропологических, социальных, территориальных, религиозных признаков.

7.Ценности – это то, без чего человек не может обойтись.

8.Экономика является базисом общества.

9.Менталитет это образ мышления, мировосприятия.

10.Объектом в деятельности может быть человек, природа, общество и т.д.

Задание 1.2.13 Подготовьте презентацию на тему:COMPUTER

«Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Задание 1.2.14.    Контрольная работа по разделу «Общество как сложная система».web-red_button

  1. Какой фактор не оказал решающего влияния на становление современного общества?

а. Промышленная революция;

б. Урбанизация;

в. Буржуазные революции;

г. Великое переселение народов

  2. Модернизация связана с увеличением в жизни общества роли:

а. Техники:

б. Религии;

в. Физического труда;

г. Взаимодействие с природой.

3. Основной причиной глобализации является:

а. Распространение на весь мир капиталистической модели развития экономики как наиболее эффективной;

б. Развитие электронных средств массовой информации;

в. Распространение единого общепринятого разговорного языка;

г. Рост роли и влияния транснациональных корпораций.

4.Термин постиндустриальное общество ввел:

а. К. Маркс;

б. О. Шпенглер;

в. Д. Белл;

г. Ф. Фукуяма.

5. Верны следующие суждения об общественном развитии?

а. Для традиционного общества характерны медленные, почти незаметные изменения орудий труда на протяжении жизни сотен поколений.

б. На каждую последующую стадию развития человеческого общества уходит гораздо меньше времени, чем на предыдущую.

1.  верно только А;

2. верно только Б.;

3. верны оба суждения;

4. оба суждения неверны.

6. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

а. Урбанизация;

б. Модернизация;

в. Глобализация;

г. Промышленная революция.

7. Исторический процесс  сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

а. Глобализация;

б. Ассимиляция;

в. Сепаратизм;

г. Неорганическая модернизация.

8. страна – это…

а. Политико-правовая организация.

б. Определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности.

в. Определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

г.  Межличностные отношения.

9.  Прочитайте текст, приведенный ниже, каждое положение которого пронумеровано, определите, какие положения носят фактический характер (А) и характер оценочных суждений (Б)

1. Большинство ученых полагают , что Вселенная  возникла в результате большого взрыва около 12-14 млрд. лет назад.

2. Наша Солнечная система, включая Землю , имеет возраст 4,6 млрд. лет.

3. Приблизительно 3,8 млрд. лет назад появилась жизнь.

4. Быть может от микроорганизмов обнаруженных в осадочных породах произошло многообразие земной биосферы, в том числе человек.

1

2

3

4

10. Вставьте пропущенные слова в таблицу «Сравнение стадий цивилизационного развития»

Позиции для сравнения

 Аграрное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Основной принцип деления на группы.

Сословно-кастовый

Профессио-нальный

Важнейшие социальные институты.

Армия и церковь

Главная отрасль экономики.

Промышлен-ность

Самая распространенная форма государственного правления.

Монархия

Раздел 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

«Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям»

Д. Локк.

Задание 2. 1.1. Выбери правильный ответ:Копия 55

1.   Основой духовной сферы общества является:

а) экономика;

б) право;

в) политика;

г) культура.

2. К духовной сфере не относится:

а) открытие библиотеки;

б) создание сайта библиотеки в Интернете;

в) посещение библиотеки;

г) оплата счета за предоставление библиотеке электричество.

3. Важнейшим элементом культуры являются:

а) материальные ценности;

б) духовные ценности;

в) формы и способы взаимодействия людей;

г) религиозные нормы.

4.Существует несколько форм культуры. К какой из них относится движение эмо?

а) к элитарной культуре;

б) к народной культуре;

в) к субкультуре;

г) к массовой культуре.

5. Массовую культуру, как правило, характеризует:

а) анонимность;

б) доступность восприятия;

в) новаторство;

г) опора на традиции классического искусства и литературы.

6. Какая из функций массовой культуры является главной в современных условиях?

а) информативная;

б) ценностная;

в) воспитательная;

г) развлекательная.

7. Разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые  необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям, представляют собой….

а) мировоззрение;

б) менталитет;

в) социальные ценности;

г) социальные нормы.

8. Нужна ли современному обществу массовая культура?

а) да;

б) нет.

9. С каким суждением Вы согласны?

а) массовая культура в условиях демократизации общественной жизни заменяет собой так называемую высокую культуру;

б) массовая культура призвана дополнить высокую культуру с целью приобщения к культурным ценностям как можно более широких масс народа. 

10. Отличается ли язык науки от языка других форм культуры?

а) да;

б) нет.

Задание 2.1.2.Подготовьте презентацию на тему «Молодежная субъкультура».COMPUTER

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

 

«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»

Д. Писарев

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Копия 55

Задание 2.2.1. Выберите верный ответ

1.Эмпирический метод познания – это …

а) познание с помощью чувств;

б) описание предметов;

в) изучение предметов с помощью эксперимента;

2. Что такое гипотеза в научном познании:

а) написание закона;

б) система утверждений по какому-либо поводу;

в) система предположений;

3. Философы- агностики – это…

а) философы, считавшие, что познание возможно только с помощью чувств;

б)  философы, считавшие, что познать мир до конца невозможно;

в)  философы, считавшие, что все познаваемо  в мире.

4. Относительная истина – это …

а) неизменная, точная истина;

б) истина, которую можно опровергнуть;

в) истина, независимая от мнения других людей.

5. Назовите метод чувственного познания:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) описание;

г) анкетирование.

6. Для чего в науке необходимо моделирование ситуации:

а) для имитации явления в разных ситуациях;

б) для создания формулы будущего эксперимента.

В) для объяснения эмпирических фактов;

7. Из перечисленных примеров не относится к научному

 познанию, следующие:

а) магия;

б) философия;

в) миф;

г) теорема;

д) искусство.

8. Что может быть источником научного познания:

а) сон;

б) книга;

в) религия;

г) паранаука.

9. Объектом социального познания являются:

а) человек;

б) мировое сообщество;

в) исторические процессы;

г)  все из перечисленных примеров

10. Что из перечисленных примеров является социальным

 фактом:

а) выступления президента;

б) сон;

в) Великая Китайская стена;

г) Революция 1917 г.

 Задание 2.2.2. STAR2

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породила следующие пословицы. Продолжите их ряд, подобрав свои примеры:

  • Портной без кафтана, сапожник без сапог.
  • Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Копия 55

 Задание 2.2.3. Выберите правильный ответ:

1. И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он:

а) использует экспериментальные методы;

б) подходит к работе творчески;

в) развивает свои интеллектуальные способности;

г) добывает ранее неизвестное людям знание.

2. К особенностям научного знания относится:

а) очевидность для каждого;

б) соответствие цели и средств;

в) проверяемость и обоснованность;

г) сложный характер изложения

Задание 2.2.4. Ответь на вопросы:web-red_button

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.Что такое абсолютная истина, какую роль она играет в познании?

1.Какую роль играет гипотеза в научном познании?

1.В чем, на ваш взгляд,   «сила» и «слабость» научного эксперимента?

2. Как вы определите свое отношение к паранауке: имеет ли право на существование такого рода знание? Можно ли доверять сведениям, выходящим за рамки принятого в науке? Свой ответ аргументируйте.

2. Приведите примеры социальных фактов. Подумайте, существуют ли уроки истории или нет? Учит ли она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев? Каково ваше мнение? Приведите примеры.

2. Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением все большее внимание уделяется «деятельной сущности», которая проявляется  в разных видах деятельности. Обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2.3 Мораль, искусство и религия как элемент духовной культуры  

Копия 55

    Задание 2.3.1  Заполните пропуски текста или выберите верный ответ:

1.Общеобязательными элементами религии являются:

а) Признание духовного надмирового Начала - Бога, являющегося     причиной бытия всего сущего, в том числе человека;

б)___________________________________________________________________

в)__________________________________________________________

г)__________________________________________________________

д)__________________________________________________________

2. Ранними формами религии были:

а)  тотемизм;

б)_____________________________________________________________  в) ______________________________________________________________

г) ______________________________________________________________

3. Мировыми религиями являются:

а) _________________________________________________________

б) христианство;

в)__________________________________________________________

4. Разновидностями христианства являются:

а) православие;

б) шиизм;

в) католицизм;

г) язычество;

д) ислам.

5. К какой религии относятся данные положения: «Причина страданий – желания, привязанности, страсти»:

а) христианство; б) ислам; в) буддизм; г) протестантизм.

Задание 2.3.2.  Что из перечисленного включает в себя религиозный культ?Копия 55

  1. Обряды
  2. Таинства
  3. Храмы
  4. Ритуалы
  5. Жертвоприношения
  6. Святилища
  7. Богослужения
  8. Посты
  9. Священные реликвии
  10. Молитвы
  11. Религиозная утварь
  12. Религиозное одеяние

  Копия 55

   Задание 2.3.3.  Выбери верный ответ.

  1. В каком веке произошел раскол между Православной и Римской церковью в христианстве?

           а) в V веке

           б) в X веке

в) в XI веке

г) в XVI веке

  1. В какой стране первоначально возник буддизм?

           а) в Китае

           б) в Тайланде

           в) в Индии

           г) в Японии

  1. Какая из названных ниже функций религии является главной?

а) иллюзорно-компенсаторная;

б) мировоззренческая;

в) воспитательная;

г) регулятивная.

   4. С какими из нижеприведенных суждений о морали Вы согласны?

  1.   Мораль – это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей  в целях достижения единства интересов;

б) В морали выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом;

в) Мораль возникает только в сложных обществах, для которых характерно наличие государства;

г) Мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

  1. Какая наука специально изучает моральные отношения и моральное сознание?

            а) эстетика;

            б) эвристика;

            в) этика;

            г) культурология.

Задание 2.3.4. Верны ли данные утверждения, ДА или НЕТКопия 55

Вариант 1.

1. Основа любой религии – вера в бога.

2. Язык– это базисный элемент культуры.

3. Предметы быта, культурные традиции – это артефакты культуры.

4. Элементы культуры, которые ее констатируют относятся к культурной динамике.

5. Церковь – религиозная организация любой религии.

6. Вера в магические свойства предметов – тотемизм.

7. Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия  народная культура.

8. Основная черта всех мировых религий – Космополизм.

9.  Основная функция образования – социализация поколения.  

10. Анимизм – вера в духов,  и всеобщую одухотворенность природы.

11. Примитивные верования составляют основу религиозной жизни наций.

12. Религиозные нормы являются социальными регуляторами.

13. Религиозный культ – составляющий признак любой религии.

14. Иудаизм, Синтоизм – национально-государственные религии.

Вариант 2

1. Культура – это социальный институт.

2. Менталитет – это базисный элемент культуры.

3. Язык, идеология, ценности, обычаи – это артефакты культуры.

4. Элементы культуры, которые ее констатируют относятся к культурной статике.

5. Монотеизм – вера в одного бога.

6. Процесс накопления культурной информации называется культурная трансмиссия.

7. Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия  массовая культура.

8. Субкультура,   которая  противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями, называется элитарная субкультура.

9.  Фетишизм - поклонение животным.

10. Анимизм – вера в духов  и всеобщую одухотворенность природы.

11. Примитивные верования составляют основу религиозной жизни наций.

12. Религии древних славян и древних греков – политеизтичны.

13. Малые культурные миры называют субкультурами.

14. Буддизм, христианство – национально-государственные религии.

15. Гуманистический характер образования – главный принцип образовательной политики России.

Задание 2.3.5.  Выбери правильный ответКопия 55

  1. К какому виду искусства относиться графика?

а) к изобразительному;

               б) к «синтетическому»;

               в) к«техническому»;

 г)  к декоративно-прикладному.

  1. Искусство выполняет множество функций , какая является основной?

   а) познавательная;

           б) ценностная;

           в) эстетическая;

           г) воспитательная.

  1. К какому виду искусства относиться балет?

а)  к изобразительному;

б)  к «синтетическому»;

в)  к «техническому»;

       г) к декоративно-прикладному.

4.Что может быть предметом эстетического чувства?

а)  природные стихии;

 б) предметы материальной культуры;

 в) предметы духовной культуры;

 г)  сами люди;

д)  все что угодно.

       5. К какому виду искусства относиться парикмахерское мастерство?

 а) к изобразительному;

 б)  к «синтетическому»;

в) к «техническому»;

г) к декоративно-прикладному.

 

Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 3.1 Социальная роль и стратификация

Копия 55

      Задание 3.1.1  Выбери верный ответ.

1. Понятие, обозначающее группу — структурную единицу общества:

а) каста;        в) страта;

б) сословие;        г) титул.

2. Совокупность социальных групп и социальных институтов общества и их             взаимодействие между собой называется:

а) социальная мобильность;

б) социальная дифференциация;

в) социальная структура;

г) социализация.

3. К признакам, определяющим социально-экономический статус человека в обществе не относится:

а) возраст;        в) отношение к власти;

б) доход;        г) престижность профессии

  4.   Приписываемым социальным статусом является:

а) возраст;        в) образование;

б) доход;        г) гражданство.

5. Маргинальность (от позднелат. marginalis — находящийся на  краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами. Приведите примеры маргинальности: ________________________________________________________________________________

6. Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — лохмотья) — термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться деклассированные слои населения (__________________________________________________.).

7. Начальник сборочного цеха назначен главным инженером машиностроительного завода. Это пример:

а) горизонтальной мобильности;

б) вертикальной нисходящей мобильности;

в) вертикальной восходящей мобильности;

г) географической мобильности.

8. Примером горизонтальной социальной мобильности является:

а) крещение князя Владимира I;

б) свержение с престола императора Петра III;

в) назначение наследником престола цесаревича Николая;

г) добровольная отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ.

  9. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, – это:

а) классификация;

б) дифференциация;

в) эволюция;

г) бюрократизация.

10. Переход людей из одних общественных групп в другие – это:

а) социальная мобильность;

б) социальная дифференциация;

в) социальная стратификация;

г) социальная структура.

11. Верны ли суждения:

А) Маргиналы стремятся к твёрдому государственному порядку, «сильной руке», создавая базу для антидемократического режима.

  Б) Нередко именно маргинальные слои, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, выступая его инициаторами.

а) Верно только суждение А; б) верно суждение Б;

в) не верны ни А, ни Б; г) верны оба суждения. 

12. Социальные общности образуют:

а) социальную дифференциацию;

б) социальную структуру;

в) социальную мобильность;

г) «социальные лифты».

13. Под социальным неравенством подразумевается:

а) изменение в статусе человека;

б) переход из одной социальной группы в другую;

в) выделение в обществе различных социальных групп;

г) условия, при которых люди получают разную долю общественного богатства.

Задание 3.1.2. Завершите схему «Социальная мобильность»STAR2

                     

                         

             

                                           

 

                 

Задание 3.1.3. Установите соответствие между понятиями и определениями.Копия 55

Понятия

Определения

  1. Социальный статус.
  2. Социальная

стратификация.

  1. Социальная роль.
  2. Социальная

мобильность.

  1. Семья.

  1. Расположение социальных слоев (групп)
    сверху вниз в зависимости от уровня доходов,
    образования, престижа, объема власти.

б) Определенная позиция индивида в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

 в)Совокупность перемещений людей из группы в группу, связанная с изменением социального статуса.

г) Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

д) Манера или способ поведения человека, связанные с его социальным статусом.

BOOK3

Задание 3.1.4. Социальный статус человека определяют различные природные и социальные признаки. Подумайте, какие приведенные ниже признаки будут определять приписываемые, а какие приобретаемые статусы. Запишите их в таблицу.

  1. возраст; 2) пол; 3) профессия; 4) образование; 5) раса; 6) доход; 7) национальность; 8) отношение к браку; 9) гражданство; 10) происхождение.

Социальный статус

Приписываемый

Достигаемый

Задание 3.1. 5.  Ниже приведены имена людей, известных тем, что они сумели подняться на вершину социальной лестницы с относительно низких стартовых позиций. Определите, какими каналами социальной мобильности они воспользовались, и заполните таблицу.Копия 55

А) В.В. Путин Б) М.В. Ломоносов; В) София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (Екатерина II); Г) Г.К. Жуков; Д) Р.А. Абрамович.

1) Собственность; 2) семья; 3) церковь; 4) образование; 5) армия.

А

Б

В

Г

Д

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты

Копия 55

Задание 3.2.1.Выберите правильный ответ:

 1. Запрет употреблять вино и мясо определенных животных в определенный период – это есть норма:

а) эстетическая

б) политическая

в) религиозная

2. Традиция назначения в Великобритании премьер-министра лидера партии, получившей большинство мест в парламенте, есть норма:

а) моральная

б) политическая

в) религиозная.

3. Запрет окрашивать  строящиеся жилые дома в темные тона есть норма:

а) эстетическая

б) политическая

в) религиозная.

Задание 3.2.2.Проанализируйте афоризмы и сделайте заключение о соотношении моральных и правовых норм.STAR2

Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы. (Сенека)

Совесть есть закон законов. (А. Ламартин)

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.2.3. Практическая работа по теме «Социальный конфликт» web-red_button

Дайте классификационную характеристику конфликтной ситуации и предложите способ разрешения конфликта. Свой выбор обоснуйте.

  1. Студент допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему преподавателя и был удален с лекции.
  2. Инициативная группа студентов обратилась к руководителю группы с просьбой провести в субботу вечер. Однако группа получила отказ. Свое решение руководитель группы аргументировала тем, что в прошлый раз студенты не соблюдали установленный порядок (В помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор, не расставили  обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).
  3. Рабочие объявили забастовку, требуя повышения зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.
  4. Чеченский конфликт. Российское правительство в 1994 году ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Копия 55

Задание 3.3.1. Выберите правильный ответ.

  1. По социальной ориентации деятельности группы делятся , в

частности, на :

а) временные

б) производственные

в) религиозные

г) молодежные

        д) политические

2. По семейному праву основными членами семьи являются:

а) супруги (родители)

б) дядя и тетя

в) дети

г) дедушка и бабушка

            3.  Верны ли следующие суждения о семье и браке?

А. Брак — социальный институт, регулирующий отношения только между супругами.

Б. Семья — социальный институт, регулирующий отношения только между родителями и детьми.

  1. Верно только А;        3) верны оба суждения;
  2. верно только Б;        4) оба суждения неверны.

4. Современная семья, как правило, бывает:

 а) многопоколенная;

 б) расширенная;

 в) неполная;

               г) нуклеарная.

Задание 3.3.2 STAR2

Социологи провели эксперимент. На швейной фабрике выделили несколько работающих в одиночку швей и в течение некоторого времени фиксировали производительность труда каждой из них. Затем этих работниц объединили в бригаду ( малую производственную группу). Что же произошло в результате? Те же швеи на тех же швейных машинах в тех же помещениях и в ту же смену вдруг стали работать лучше, производительнее.

Как вы думаете, что  повлияло на улучшение трудовых показателей работниц?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.3.3 Практическая работа по теме «Молодежь как социальная группа»web-red_button

  1. Кого считают молодым? Определите возрастные рамки: от ____ до ____ лет.
  1. Выберите специфические черты молодежного сознания и поведения:
  1. Открытие собственного «Я», так как особую значимость приобретает внутренний мир.
  2. Бегство от социальной действительности, употребление наркотиков.
  3. Осознание собственной индивидуальности, неповторимости.
  4. Материальный успех и нажива.
  5. Опора на жизненный опыт.
  1. Заполните недостающие ячейки в схеме, используя отрывок из текста статьи социолога Е.Л.Рутковской «Социальное развитие и молодежь»:

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей. Он может избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт. Помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
За прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки е формальных признаков в самосознании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-х гг. (по сравнению с 1980-х гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую зарплату, постоянную работу и в 2 раза чаще – создание собственной семьи.


Критерии «взрослости»:


Формальные признаки       Неформальные признаки
_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Контрольная работа по разделу «Социальные отношения»web-red_button

А.1 Касты, сословия, классы – это

а)  Типы социальной стратификации

б)  Этапы развития государств в Новое время

в) Социальные группы, присущие средневековому обществу

г) Элементы  социального статуса личности

А. 2 Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности – это проявления

а) общественной нестабильности;

б) социальной дифференциации;

в) социального неравенства;

г) социальной мобильности;

 А. 3   К «социальным лифтам» П. Сорокин относит

  а) армию;  

  б) церковь;  

  в) школу;  

  г) всё перечисленное;

 А. 4   К показателям предписанного статуса личности относится

  а) карьера;

  б) возраст;  

  в) квалификация;

  г) образование;

  А. 5.  Верны ли следующие суждения о социальных группах

  А. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества

  Б. Одной из причин многообразия социальных групп является общественное разделение труда

1. Верно только А  2. Верно только Б  3. Верны оба суждения  4. Оба суждения неверны

А. 6  Верны ли следующие суждения  о социальных  статусах и ролях?

А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определённого статуса

Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным

1. Верно только А  2. Верно только Б  3. Верны оба суждения  4. Оба суждения неверны

А. 7  Верны ли следующие суждения

А. Нравственные нормы возникли позже правовых

Б. . Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах

1. Верно только А  2. Верно только Б  3. Оба суждения верны  4. Оба суждения неверны

А. 8  Верны ли суждения по поводу социальной мобильности

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность

1. Верно только А  2. Верно только Б.  3. Оба суждения верны  4. Оба суждения неверны

В.1  Запишите слово, пропущенное в приведённом фрагменте таблицы

       Функция семьи

              Характеристика

Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе

В.2  Установите соответствие  между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Выражение санкций                                                 Виды санкций

А) Проявление недружелюбия                    1) Формальные негативные  

Б) Наложение штрафа                                  2) Неформальные негативные  

В) Объявление выговора

Г) Объявление бойкота

Д) Отказ от сотрудничества

В. 3 Найдите в приведённом списке черты, свойственные только семье традиционного типа. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) Совместное  ведение хозяйства.

2) Главенствующее положение  отца семейства.

3) Совместное проживание нескольких поколений родственников.

4)  Закрепление за женой роли  домашней хозяйки.

5) брачно-родственные связи между членами семьи.

_____________________________________________________________

STAR2

   

 Прочитайте текст и выполните задание к нему

Молодёжь как социальная группа

Молодёжь – это один из скрытых ресурсов , который имеется в любом обществе и от которого зависит жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, несколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно  используется

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодёжи…, используя молодёжь по необходимости, механически, частично. Молодёжь остаётся лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле – потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодёжи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлёбываются.  Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой  жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.  У молодёжи практически нет  собственного прошлого, её сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодёжи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический  резерв, который выступает на передний план и вводится в действие , когда обществу надо произвести  глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодёжи в обществе.  (И.М. Ильинский «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодёжи»)

1. Как автор раскрывает отношение к молодёжи в традиционных и динамичных обществ?

2. В чём видит автор основную социальную функцию молодёжи?

3. Какие особенности молодёжи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4. Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ЯВЛЕНИЕ

Политика – это дело государства, а мораль-дело индивида.

Н. Макиавелли

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Копия 55

             Задание 4.1.1   Выбери правильный ответ.

1. К формам правления не относятся:

а) деспотия;

б) монархия;

в) охлократия;

г) аристократия;

2. Источником власти революционных вождей является:

а) сила; б) харизма; в) авторитет; г) богатство.

3. В правовом государстве существует разделение власти на:

а) исполнительную

б) ________________

в) ________________

4. Государство – территориальная организация публичной власти, да или нет? ______

5. Автором распространенной типологией власти является:

а) Т. Гоббс; б) М. Вебер; в) К. Марк; г) А. Смит

Копия 55

             Задание 4.1.2. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятия

Определения

  1. Государство

а) Власть основанная на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка.

  1. Суверенитет народа

б) Право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти.

  1. Республика

в) Политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая специальным аппаратом управления.

  1. Традиционная власть

г. «Единовластие».

  1. Монархия

д. «Общее дело».

Задание 4.1. 3. STAR2

Заполните таблицу «Формы  территориального устройства государства», воспользовавшись приведенными ниже списками определений и примеров

            государств.

Формы  территориального устройства государства

Определение понятия

Примеры

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

А) Европейский Союз; б) Франция; в) Индия; г) Россия; д) Содружество независимых государств. Е) Египет; ж) Бразилия    Допишите свои примеры…

Определите, какое понятие является лишним в предложенном ряду, и объясните почему. Земство, городская дума, министерство, сход. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание 4.1.4.  Завершите схему «Формы государства»Копия 55

 Выпишите из Конституции РФ положения, которые, с вашей точки зрения, отражают демократический характер политического режима России.COMPUTER

  Тема 4.2. Участники политического процесса

  Задание 4.2.1.  Найдите в приведенном ниже списке формы политической деятельности граждан. Выпишите их номера в порядке возрастания.Копия 55

  1. Участие в выборах и референдумах;
  2. Участие в деятельности политических партий и движений;
  3. Высказывание своего мнения публично и в средствах массовой информации по вопросам литературы и искусства;
  4. Участие в предвыборных собраниях, митингах и демонстрациях;
  5. Участие в карнавалах;
  6. Сбор средств в фонд помощи бездомным животным.

Ответ 

             

             Задание 4.2.2. Завершите схему «Избирательное право  Копия 55

          граждан РФ»

       

                     Задание 4.2.3.Завершите схему «Принципы Копия 55

                            избирательной системы РФ»

Контрольная работа по разделу «Политика как общественное явление»web-red_button

1 вариант

А1. Вставьте слово, выбрав его из представленных.

________ – это полная независимость государства от других государств.

а) республика;

б) суверенитет;

в) демократия;

г) консенсус.

А2. Вставьте пропущенное слово:

Правление народа, избранное народом и для народа, называется ... ___________________ .

А3. Вставьте пропущенное слово:

Участие в ____________ – дело ответственное, так как гражданин, голосуя за того или иного кандидата, делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.  

А4. Вставьте пропущенное слово:

На общенациональный ________________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.  

А5. Правление небольшого числа благородных граждан называется:

а) демократией;

б) тиранией;

в) олигархией;

г) аристократической республикой.

А6. В каких из перечисленных стран существовала однопартийная система?

а) Германия;

б) СССР;

в) Китай;

г) Куба.

А7. В структуру политической системы государства входят:

а) политические отношения и политические организации;

б) политические организации и политические нормы;

в) политические отношения, политические организации, политические нормы, политические идеи, взгляды и политическая культура.

А8. Система способов и методов реализации власти – это:

а) политический режим;

б) политическая система;

в) государство.

А9. Признаками партии являются:

а) защита интересов своих членов;

б) добровольность членства;

в) разработка программных и уставных норм, регулирующих её деятельность;

г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью.

А10. Укажите явление, не относящееся к формам правления:

а) республика;

б) парламентская монархия;

в) абсолютная монархия;

г) конфедерация.

А11. Важнейшими признаками президентской республики являются:

а) президент – глава государства;

б) президент избирается прямым всенародным голосованием;

в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии.

А12. Признаками правового государства являются:

а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

б) равенство всех перед законом;

в) институт президентской власти;

г) взаимная ответственность государства и граждан.

А13. Определите, какие слова характерны для монархии, а какие – для республики:

а) президент;

б) наследование власти;

в) единовластие;

г) избиратель;

А14. Определите верные суждения. ДА или НЕТ

а) На Ближнем Востоке феодальные государства встречаются наряду с монархическими режимами.  

б) При любом политическом режиме парламент юридически выступает в качестве высшего органа власти.  

в) Суверенитет – это верховная власть над определенной территорией.  

г) В современном мире столько политических систем, сколько существует государств.  

д) парламент;

е) импичмент;

ж) подданные.

А15. Политический интерес реализуется в виде политического:

а) действия;

б) поведения;

в) решения;

2 вариант

А1. Политологи выделяют следующие виды политических режимов:

а) демократический; в) тоталитарный;

б) авторитарный; г) все перечисленные. 

А2. Какие из положений не являются признаками демократического политического режима:

а) запрещение гражданам всего, что не разрешено законом;

б) гарантии гражданских и политических прав личности;

в) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

г) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

А3. В каких из перечисленных стран существует партийная система:

а) Канада;

б) США;

в) Колумбия;

г) Англия.

А4. Какие положения не относятся к признакам тоталитаризма:

а) сверхцентрализованная структура власти;

б) монопольная идеология;

в) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

г) единственная партия.

А5. Какие из перечисленных ниже государств являлись конфедерациями:

а) Священная Римская империя.

б) США в 1776–1789 г.

в) Арабские Эмираты.

г) Австро-Венгрия до 1815 г.

А6. Приведите в соответствие формы государства и критерии, по которым они выделяются:

а) монархия;

б) федерация;

А) форма правления;

Б) форма территориального устройства.

 А7. Президент РФ избирается:

а) на пять лет;

б) гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием;

в) на шесть лет;

г) на четыре года.

А8. Электорат – это:

а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

б) часть избирателей, обычно голосующая за ту или иную партию, организацию, ее представителей;

в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

А9. Особая социальная норма, принимаемая государством, выражающая государственную волю и охраняемая силой государства, называется:

а) обычаем;

б) моралью;

в) законом;

г) политическим требованием.

А10. Вставьте пропущенные слова:

Органы ____________________________ управляют муниципальной собственностью, формируют местный бюджет, имеют также иные полномочия, установленные Конституцией РФ.  

А11. Формой правления государства не является:

а) демократия;

б) монархия;

в) республика.

А12. Какое из нижеприведенных явлений относится к формам правления:

а) парламентская республика;

б) федерация;

в) конфедерация;

г) демократия.

А13. Форма правления, при которой вся высшая власть сосредоточена в руках главы государства и передается по наследству:

а) демократия;

б) республика;

в) аристократия;

г) монархия.

А14. Дополните перечень форм национально-государственного устройства:

а) конфедерация;

б) … ______________________

в) … ______________________

А15. Осуществление власти в государстве недемократическими методами называется:

а) монархией;

б) тиранией;

в) диктатурой;

г) охлократией.

В1. «Демократия – это право делать неправильный выбор».

«Демократия: говоришь что хочешь, делаешь что умеешь».

«Демократия – это лучший способ закрепить неравенство».

Отметьте, какое из приведенных высказываний, по вашему мнению:

а) наиболее правильное, точное;

б) совершенно неправильное;

в) самое парадоксальное.

В.2. Совместите типы партий и высказывания, которые могли бы принадлежать их лидерам:

Партии

Высказывания

1) консервативная

2) социалистическая

3) либеральная

а) Мы за справедливое распределение богатств страны среди всех, кто трудится

б) Государство должно обслуживать личность, обеспечивать права и свободы

в) Главное – стабильность в обществе, а ее можно обеспечить только путем сохранения всего ценного, что наработано в обществе, отказа от резких скачков в экономике и политике

 

          Давно уже сформулированы два ключевых принципа соотношения целей и средств в политике. Один гласит: «Цель оправдывает средства». Другой утверждает: «Нельзя добиваться благой цели незаконными методами». STAR2

Выразите свое отношение к этим принципам. Соблюдение какого из них кажется вам особенно важным в современной политической ситуации в России?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Американский социолог Г. Спенсер (1820–1903) утверждал, что измерением социального прогресса выступает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к обществу, которое «служит» составляющим его людям. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Как вы понимаете следующую мысль: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, – словом, определенное гражданское общество». В чем ее смысл? Связь между какими сферами общественной жизни прослеживается в ней?  Что общего у культа личности с религиозным культом? Случайно ли там и здесь употребляется слово «культ»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 В чем причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали все чаще обращаться к магии, астрологии, хиромантии?

 Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым смеющимся ртом, готовое пожрать человека. Какая сторона воздействия «массовой культуры» на личность нашла отражение в этом рисунке?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

web-red_button

Итоговый тест по курсу "Обществознание"

  

  1.  В процессе развития общество:                                                                                                                    а) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

в) осталось частью природы;

г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

а) духовной сфере жизни общества;

б) экономической сфере жизни общества;

в) политической сфере жизни общества;

г) социальной сфере жизни общества.

3.  К формам чувственного познания относится:

а) суждение;

б) наблюдение;

в) ощущение;

г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

а) социальный статус;            

б) социальная роль;

в) социальная мобильность;  

г) социальная адаптация.

5.  Одним из основных признаков правового государства является:

а) публичная власть;

б) система государственных законов;

в) система правоохранительных органов;

г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

а) сложность содержания;

б) ограниченность национальными рамками.

в) способность приносить прибыль;

г) ориентация на широкую публику.

 7.  Научное познание — это:

а) те или иные взгляды на мир;

б) стремление к объективности, изучение мира таким, каков он есть;

в) систематизация существенных знаний об изучаемом объекте.

8.  Высшим представительным органом РФ является:

а) Федеральное Собрание;    

б) правительство;

в) Верховный Суд;                  

г) Президент.

9. Отклоняющееся поведение – это:

а) любые изменения в жизни человека;

б)  перемещение человека в пределах своей группы;

в) несоблюдение принятых в обществе норм;

г) изменение социального статуса человека.

10.   Нравственная оценка человека:

а) однозначна, это одобрение или осуждение с позиций требований морального сознания общества;

б) опирается на понимание, что есть добро и что есть зло;

в) исходит из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека.

 11. Верны ли следующие суждения?

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

     а) верно только А;                         в) верно и А, и Б;

     б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? 

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

     а) верно только А;                         в) верно и А, и Б;

     б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны.

13. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ:                                             Характеристики общественного развития:

  1. традиционное                                     А) промышленный переворот;

2)  индустриальное                                   Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное                            В) сословный характер социальной стратификации.

1

2

3

14. Что относится  к вертикальной социальной мобильности?  Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

а) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

в) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

д) гражданка вступила в повторный брак;

   е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

15.Как называется разделение общества на различные социальные группы?

а) касты;

б) группы;

в) страты;

г) классы.

16.Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части  общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) анонимность.

17. Вставьте пропущенное слово:

Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости

18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.

19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Выполните схему формы государственного правления.

  Какое слово пропущено в схеме?

Виды (формы) ________________

                

Игровая                                учебная                                   трудовая

21.        Запишите  слово, пропущенное в следующей фразе.

«_ ___________ _проблемы, затрагивающие интересы всего  человечества, особенно ярко проявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции и возрастания угрозы ядерной катастрофы».

22.        Установите соответствие между областями культуры и  их признаками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Признаки

Область культуры

  1. Исполнение обрядов
  2. Убежденность в существовании высшей силы
  3. Нацеленность на идеальные отношения между людьми
  4. Отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контролирующих их исполнение
  5. Представления, основанные на вере

а) религия

б) мораль

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

23. Найдите в приведенном ниже списке факты экономической жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. проведение научной конференции
  2. изучение экономической теории в вузе
  3. разработка статей государственного бюджета
  4. участие в антивоенном митинге
  5. использование новой технологии в производстве

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные        (1) с особой остротой ставят вопрос о соблюдении                           определенных        ________(2). Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременное условие отношения к окружающим и есть нравственный _________________        (3). Семья в первую  очередь   влияет  на  воспитание  детей.   Общество  в  лице ___________        (4) берет на себя защиту семьи, материнства и  детства, а от родителей требует исполнения их обязанностей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья — дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя _______________        (5), одновременно определяет их долг — заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А

нравственные требования

Д

гражданские права

Б

обычай

Е

государство

В

семейные связи

Ж

Федеральное собрание

Г

родительские права

3

долг

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

25. Назовите пять признаков демократического государства

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     26.  К глобальным проблемам относится:

А) экологический кризис

Б) демографическая ситуация стран третьего мира

В) масштабное строительство производства

Г) освоение океана для производственных целей.

27. Какая из формулировок ближе к определению общества. Общество — это:

а) специфическая система;

б) крупная общность людей;

в) обособившаяся от природы часть материального мира.

28.    Понятие «личность» обозначает, что это:

а) любой член общества;

б) особо выдающийся человек;

в) специфическое содержание человека, как участника определенных общественных отношений.

  29.  Политика – это:

а) деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти;

б) стремление к участию или оказанию влияния на распределение власти;

в) регулирование отношений внутри государства и межгосударственных отношений;

г) форма социальных отношений, характеризующихся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей.

30.  «Духу» правового государства соответствует:

а) тесное единство законодательной и исполнительной властей;

б) разделение властей;

в) ориентация судебной власти на указания представителей исполнительной власти.

Литература для подготовки к занятиям  самостоятельной работой  обучающимися

( в том числе и электронные пособия)

 1. Боголюбов Л.Н. Человек и Общество.- М.: Изд. Центр. «Академия», М , 2010.

  2. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. Ростов н/Д. , 2007.

3. Никитин А.Ф. Обществознание 10 – 11 класс М, «Дрофа», 2009  

4.  Никитин А.Ф. Правоведение 10-11 класс. М., «Дрофа», 2010

5. Румынина В.В. Основы права. М., 2009

6. Салыгин Е.Н. Учебник. Обществознание 11класс. – М, 2010.

7. Мухин Ю. Н. Наука управлять людьми.   ГУП « Высшая школа», 2002.

8. Алексеева Т. Современные политические теории. М., 2000г.

9.  Большой юридический словарь/ Под. Ред. А.Я Сухарева. М., 1999

   

 

 Сайты библиотек и аналитических организаций:

Российская государственная библиотека (РГБ): http://www. rsl. ru/resource/

Новое поколение: экономисты, политологи, философы: http://www.newgen.org/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя лекционный материал, ...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .02 иностранный язык (немецкий) для профессии социально – экономического профиля: 43.01.02 Парикмахер

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.02. «Иностранный язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Приме...