Урок по обществознанию в 7 классе "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Мурзагалиева Роза Владимировна

Урок обществознания в 7 классе "Деньги и их функции" с использованием мультимедийной презентации. На уроке учащиеся расширят и обобщат знания о деньгах, познакомятся с их свойствами, признаками и функциями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_po_teme.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания по теме "Деньги, их функции". 7-й класс

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины:  деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

- Здравствуйте, ребята!  Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.               (Деньги)

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. (Слайд 1)

 

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания.

 (Слайд 2). Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. История денег.

2. Как деньги стали деньгами

3. Деньги меняют обличье.

4. Функции денег.

2. Изучение нового материала:

 1. Актуализация знаний.

Учитель: - Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один - составляет на доске).

Текст: «Что было деньгами».

     Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.

     В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

     У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

http://festival.1september.ru/articles/594435/img1.gif

3. Учитель: – Ребята,  а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. (Слайд №3). Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль;  у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они  нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4).  Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Карточка на доске.)  Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а  по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

5. Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. (Слайд №6).

6. Учитель:

- Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? (на обратной стороне доски).

7. Учитель:

- Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки.  А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному? (Слайд №7)

- Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете  подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета (слайд №8).

- Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги» (слайд №9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать»  и стало названием новгородской гривны (слитка серебра) (слайд № 10).

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную  в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем (слайд №11).

Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

8. Учитель:

- Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр138 -140 и составить кластер: «Функции денег».  

- Пожалуйста, покажите на доске, как вы выполнили задание, а теперь проверьте. (слайд №12 ). Все выполнили правильно, молодцы!

9. Учитель:

- А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна.  ( мера стоимости).

Задание №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

10. Учитель:

- В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд №13 ; обобщение ответов детей )

11. Практическая работа в парах

А) Работа с наличными деньгами.

Учитель:

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете. 

Номинал – официально объявленная  стоимость монет, ценных бумаг,  бумажных денег, банкнот.  

Гурт - боковая поверхность монеты.

– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями  и у доски. (рисунок монеты)

Б) Работа с пластиковыми карточками 

- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?

12. Решим задачи: Учитель: - Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. (Слайд № 14). Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

- Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. (слайд № 15) Прислушайтесь, как кричат зазывалы:

1. «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).

2. (слайд №16). Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет и каких могли заплатить покупатели? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите подсказку.

13. Составление синквейна. Учитель:

- Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. (слайд №17) 

Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен

Деньги

Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля

III. Закрепление изученного на уроке:

Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя.  Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение.

Тест.

Выберите только один правильный ответ.

  1. При товарном хозяйстве обмен осуществляется в виде:

А) денежного обмена                                    Б) бартера

В) натурального обмена                                Г) товара на товар.

      2. Приобретая товар в Древнем Китае, покупатель расплачивался слитками    

          серебра, от которого отрубались кусочки металла. Серебро играло роль:

  1. натурального продукта
  2. универсального товара
  3. денег

А) верно 1, 2                                                      Б) верно 2, 3

В) верно 1, 3                                                      Г) все ответы верны.

      3. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег:

           А) способность денег обмениваться на любой другой товар

           Б) способность денег стать богатством

           В) способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент

           Г) способность денег служить мировой валютой.

       4. Наличие большого количества банковских пластиковых карточек у граждан  

           США говорит, скорее всего, о том, что:

  1. у большинства граждан США нет денег на покупку дорогостоящих товаров
  2. большая часть обменных операций осуществляется безналичным путем

А) верно 1                                                 Б) верно 2

В) верно и 1, и 2                                       Г) нет верного ответа.

       5. Что такое «номинал»?

           А) официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег

           Б) продукт труда, произведенный для обмена

           В) надпись на монете

           Г) оборотная сторона монеты.

- А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось.  Сверьте  изображение с доской. (слайд №18). Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы!  

IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке (слайд №19). Ответьте на вопросы:

– Больше всего мне понравилось…

– Я бы купил еще этого…

– Мне не хватило денег на…

– Больше всего я купил…

– Самая ценная вещь на ярмарке…

– Хотелось бы еще заглянуть в ряды…

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (Слайд №20 ). Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.

(Слайд №21)

 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

 ПОМНИ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.

- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Спасибо! До свидания. (слайд №22)

V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 7 классе "Функции денег"

Данная методическая разработка к уроку обществознания в 7 классе по теме "Деньги. Функции денег". Она поможет учителю в подготовке  и проведении урока по данной теме. Акцент делается на проектно-...

Открытый урок по обществознанию в 7 классе по теме "Деньги и их функции"

методическая разработка урока по теме "Деньги и их функции" = презентация к уроку...

Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...

«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты.  Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка технологической карты урока по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" на основании требований обновленных ФГОС ООО

Технологическая карта по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "Обществознание", 7 ...

План-конспект урока по обществознанию 8 класс «Экономические функции домохозяйств»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цель: знакомство с понятием «домохозяйства», их видами и функциями, приобретение практических навыков составления се...