Задания олимпиады по обществознанию для 9-11 класса
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Гасинюкова Ирина Павловна

Задания олимпиады по обществознанию для 9-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0l-11.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9-11 КЛАСС.

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом.          

1.2. С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

в) опыт;

г) соглашения ученых.

1.3. Фискальной политикой называется:

а) политика распределения расходов;

б) политика установления налогов с населения;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.4. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального   лидера в группе:

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

в) обладать властью над другими членами группы;

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы           

1.5. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является

а) регуляция и фиксация цен на потребительском рынке;

б) кредитно-денежная политика;

в) формирование планов производства для предприятий;

г) регулирование зарплаты во всех секторах экономики.            

1.6. К отраслям частного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.                                                                              

1.7. Французский философ Ш. Монтескье обосновал необходимость:

а)  имущественного и социального равенства;

б) разделения властей;

в)  ограничения частной собственности;

г)  революционного переустройства общества.

1.8.  К невербальному общению относятся:

а) беседа по телефону;

б) подбадривающая улыбка;

в)  жест приветствия;

г) диалог драматических персонажей; 

д)  пантомима.

   

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

2.1.Общество влияет на естественную среду обитания человека.

2.2. Капиталом может быть как установка по добыче нефти, так и простая иголка

2.3.Показатели предписанного статуса: пол, возраст, образование, квалификация

2.4. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

2.5. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

2.6. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.

2.7. К. Маркс считал, что в классовом обществе социальные конфликты исторически неизбежны.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. Сознательное, бессознательное, подсознательное. 

3.2. Зарплата, рента, процент, гонорар.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. Нехватка калорийного и рационального питания; истощение разрабатываемых месторождений угля, нефти, газа; нестабильность ряда политических режимов; значительный прирост населения Земли, опережающий рост экономического благосостояния.

4.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

5. Заполните пропуски в ряду.

5.1. Платон – «Государство»; _____________ - «О духе законов»; Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

5.2.  Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) - возникновение аграрного общества; _______________________ - возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«___(1), по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего ___(2). ____(3) жизненного пути, ___ (4) обстоятельств, поступков. Но прежде всего - выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную ___ (5) избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и ___ (6) общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ___ (7) мгновения, умеет радоваться «здесь и теперь» Но «эстетическая жизнь» распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит ___ (8); предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг ___ (9)... Погоня за наслаждениями ___ (10) и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска, ужас».

а) предопределенность

б) тактика

в) удовлетворение

г) личность

д) индивидуальность

е) радость

ж) ценность

з) пустота

и) восторг

к) бессмысленно

л) бесполезно

м) выбор

н) стратегия

о) знание

п) тишина

7. Соотнесите названия  экономических направлений  с их основными положениями.

              Экономисты

    Сущность их экономической политики

  1. Меркантилисты

  1. Протекционисты

  1. Физиократы

А) Считали, что национальное богатство заключается в деньгах, а прибыль создается в сфере торговли.

Б) Предлагали контролировать ввоз и вывоз денег (золота, серебра)

В) Предлагали ограждать  внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров

Г) Считали, люди всем обязаны природе, главным образом сельскому хозяйству, которое кормит людей, дает сырье для промышленности.

Д) Предлагали контролировать ввоз и вывоз товаров

Е) Предлагали, чтобы правительство не способствовало накоплению денег или товаров, а заботилось об увеличении доходов от эксплуатации земли, контролировало сферу производства.

Ж) Предлагали поощрение национальной экономики и  ее защиту от  иностранной  конкуренции через установление  высоких пошлин  на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров.

З) Предлагали контролировать сферу сельскохозяйственного производства.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

А. Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации?

Б. Если да, то какие именно?

8.2. Гражданин Т. Обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. 

А. Какой принцип в данном случае нарушает следователь?

9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие  им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

Высказывания

Имена мыслителей

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».

Б. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

Д. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О.Конт.

3. М.Вебер

4. А.Смит.

5. К.Маркс, Ф. Энгельс.

6. Ж.Руссо.

7.О.Шпенглер

8. Ж. П. Сартр

9. Ф.Вольтер.

11. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, образец которой приводится ниже. Составьте в листе ответа аналогичную таблицу.

11.1. Запишите в первой строке таблицы наименования данных типов.

11.2. Перечень отличительных черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

1.Вера в особые качества лидера.

2. Рационально разработанный закон.

3. Делегирование представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства.

4. Монарх и (или) глава религиозной конфессий.

5. Пророк, «сверхчеловек», герой.

6. Персонал, связанный с главой системой сословно-корпоративных связей.

7. Возведенная в закон воля лидера.

8. Избранное должностное лицо.

9. Профессиональная бюрократия.

10. Устоявшиеся вековые нормы.

11. Передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев.

12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

Тип политического лидера

Источник власти лидера

Тип административного персонала

Основной тип правовых норм

12. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

12.1. Самостоятельно определите позиции.

12.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

1. И седых стариков, и румяных юнцов –

Все одно ожидает в конце-то концов.

Задержаться в _________ никому не удастся –

Не помилует смерть ни детей, ни отцов.

                                (Омар Хайям)

2. Я в свет изшел, и ты[1] со мною,

На мышцах нет моих заклеп;

Свободною могу рукою

Прияти данный в пищу хлеб.

Стопы несу, где мне приятно,

Тому внимаю, что понятно;

Вещаю то, что мыслю я;

Любить могу и быть любимым;

Творю добро, могу быть чтимым;

Закон мой - __________ есть моя.

                        (А.Н. Радищев)

3. Если жизнь облыжная вас не дарит дланями –

помогите ближнему, помогите дальнему!

Помогите встречному, все равно чем именно.

Подвезите женщину – не скажите имени.

Не ищите в Библии утешенья книжного.

Отомстите гибели – помогите ________________.

                        (А.А. Вознесенский)

4. Выйдь

    не из звездного

        нежного ложа,

            боже железный,

                огненный боже,

                    боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

    боже из мяса-

        бог - ___________!

                        (В.В. Маяковский)

По 5 баллов за каждый правильный ответ.

13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

 

13.1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах.

13.2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?


[1]  Имеется в виду вольность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

Олимпиада по обществознанию для 6-7 класса

Олимпиадные тестовые задания можно использовать как тренировочные задания по обществознанию для 6-7 класса!...

Вопросы подготовки к олимпиаде по обществознанию 9-10-ых классов

Образцы заданий для готовящихся к региональной олимпиаде 9-10-ых классов по обществознанию...

Задания олимпиады по обществознанию для 7 класса

Задания олимпиады по обществознанию для 7 класса...

Задания олимпиады по обществознанию для 8 класса

Задания олимпиады по обществознанию для 8 класса...

Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса

     Курс предназначен для изучения в 10 классе.  Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...

Олимпиада по обществознанию. Школьный этап. 8 класс

Всероссийская олимпиада школьников по  обществознанию. Школьный этап. 8 класс...