Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
статья по обществознанию по теме

Белова Мария Владимировна


Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_v_spo.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в курсе преподавания обществознания

эпиграф

Проблемное обучение – одна из современных педагогических технологий, которая заняла достойное место в работе преподавателей.

Не секрет, что идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого века искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо,  И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).

В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж.Дьюи. Также существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. Общее, что сближает этих авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж.Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. C начала 60-х готов в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.

Наиболее обобщённое определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: «проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». (Махмутов, 1975) 

Итак, проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых выводов науки.

На сегодняшний день,  проблемное обучение становится особенно актуально для преподавания в средних специальных учебных заведениях, поскольку новый ФГОС среднего специального образования по большинству предметов ориентирован на практическое обучение, а проблемное обучение в этом смысле – одна из самых удобных педагогических технологий, т.к. заставляет студентов самостоятельно проявлять свою интеллектуальную активность для получения новых знаний и освоения компетенций.

Проблемное обучение имеет свои отличительные функции и особенности. Основные  функции были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие интеллекта;
  • формирование диалектического мышления;
  • формирование всесторонне развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности);
  • формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и отличительными особенностями.

  1. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.
  2. Формирования мировоззрения студентов.
  3.  Принцип связи обучения с жизнью.
  4. Выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.
  5. Индивидуальный подход.           
  6. Динамичность.
  7. Эмоциональная активность.  
  8. Новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.

Проблемное обучение на уроке используется по следующим этапам.

Этапы проблемного обучения

Действия преподавателя

Действия студента

1. Создаёт проблемную ситуацию.

1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении.

2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой.

2. Формулирует проблему.

3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Организует проверку гипотезы.

4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

5. Организует обобщение результатов и применение.

5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

Как у любой педагогической технологии, у проблемного обучения есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Многие преподаватели активно используют методы проблемного обучения, т.к. подходят для любого предмета (будь то общеобразовательный или спец. предмет), а так же позволяют студентам лучше усвоить учебный материал, т.к. через создаваемое преподавателем на занятии противоречие (проблемную ситуацию, проблемную задачу и т.д.), у студентов формируется потребность в поиске решения, сопряженная с эмоциональной подоплекой.  

В своей педагогической практике я так же использую методы проблемного обучения. Например, на уроке обществознания на тему «Социальный статус и престиж» мной использовались элементы проблемного обучения, а именно метод проблемных вопросов и  ситуаций.  Образовательной целью использования педагогического метода на этом уроке было усвоение понятия «статусный набор». А этот метод был избран потому, что он не только позволяет студентам узнать о понятии, но самим найти его объяснение.

Для определения понятия «статусный набор», студентам было предложено поразмышлять над проблемной ситуацией: «Человек работает врачом. После работы он идет в спортивный зал, где играет в волейбольной команде. Далее, он идет домой. Что происходит с социальным статусом этого человека». Завязалась беседа, в ходе которой студенты пришли к выводу о том, что социальный статус этого человека изменяется, т.к. изменяются социальные группы, в которых   он побывал за описываемый день. А также пришли к выводу о том, у одного человека может быть не один, а много социальных статусов, что и является его статусным набором. Таким образом, студенты самостоятельно дали определение термину, а преподавателю осталось лишь скорректировать его в соответствии с научным языком.

Далее, на уроке изучались виды социальных статусов. Для  изучения одного из них мною так же был использован метод проблемной ситуации. А именно: изучив два первых вида статусов – предписанный и достигнутый, и определив, в чем между ними разница,  студентам был предложен следующий проблемный вопрос: Как бы вы определили, к какой группе относятся такие статусы как «пенсионер», «инвалид», «безработный»? Высказывались различные мнения, но в ходе беседы ребята пришли к выводу, что, во-первых, эти статусы возникают по независящим от самого человека обстоятельствам; во-вторых, эти статусы можно отнести к обеим группам, т.к. они обладают признаками и тех и других, а значит, существует третья группа статусов. Т.е. не зная названия группы, студенты в ходе беседы выяснили ее сущность. А преподавателю осталось лишь сообщить им название группы и перейти к закрепляющему заданию.

Исходя из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что технология проблемного обучения – одна из наиболее продуктивных технологий, которую можно использовать для различных целей на уроке (как для усвоения новых знаний, так и для закрепления ранее изученных). Кроме того, данную технологию можно применять не только при обучении общеобразовательным предметам, но и профессиональным, т.к. одним из главных принципов данной технологии является опора на практическую деятельность.

Так же данная форма работы оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов, т.к. позволяет им самостоятельно  изучать поставленный вопрос, а не «поглощать» готовые знания. Происходит так же развитие коммуникативных навыков студентов, что является одной из главных целей предметов гуманитарного цикла.

Подводя итог, я прихожу к выводу о том, что применение технологии проблемного обучения способствует не только лучшему усвоению предмета обществознания, но и более успешному формированию образовательных компетенций студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Использование методов проблемного обучения на уроках химии...

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....

Использование методов проблемного обучения на уроках технологии

Проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организац...

Использование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

Я надеюсь мой материал  поможет педагогам преподающим изобразительное искусство в основной школе, правильно использовать в своей работе технологию проблемного обучения с различными её методами и ...

Использование методов проблемного обучения на уроках технологии

Предлагается разработка урока технологии в 8 классе "Домашняя экономика. Платье-трансформер - как решение проблемы снижения затрат на одежду". Вместе с кратким конспектом урока прилагаются: технологич...

Использование методов проблемного обучения на уроках технологии для развития интеллектуального и творческого мышления учащихся

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь ...