Деятельность молодежного политклуба на примере детского школьного объединения «9-я студия»
статья по обществознанию (9 класс) по теме

Какорина Валентина Ефимовна

Деятельность школьного политклуба организовать довольно сложно, поэтому поделюсь опытом работы такого объединения. Оно  названо студией, потому что все заседания организованы в форме телевизионной студии, с ведущими, микрофонами, музыкальными заставками и другими атрибутами телевизионных передач. Ученики были не зрителями, а участниками различных интеллектуальных игр, конкурсов, аукционов. Заседания студии проходили и в форме ролевой игры («Наши кумиры»), в форме игры «Форд «Боярд» («Основной закон страны»), презентации общественных организаций («Гражданское общество»). Передо мной стояла довольно сложная задача: доступными  для девятиклассников средствами вызвать не только понимание сложных политических вопросов, но и пробудить интерес к увлекательнейшей сфере человеческой жизни – политике. Все заседания проводились во внеурочное время, поэтому надо было так организовать заседания, чтобы они были увлекательными и зрелищными. Поэтому активное участие принимали музыкальные и танцевальные ансамбли, состоящие в основном из девятиклассников.В последующие годы я работала уже на базе других объединений, но опыт работы молодежного политклуба считаю одним из самых удачных, и, думаю, что он может пригодиться  учителям, особенно молодым, даже сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность молодежного политклуба на примере

детского школьного объединения «9-я студия»

Автор: Какорина Валентина Ефимовна,

                        учитель истории и обществознания

Детское молодежное объединение «9-я студия»

В 2005/2006 учебном году в школах было введено предпрофильное и профильное обучение. Являясь учителем истории и обществознания в 9-х классах, а также классным руководителем 9-го класса, я решила вести предпрофильную работу (и как классный руководитель, и как учитель),  в форме деятельности политклуба. Опыт клубной работы у меня наработан.  Мною была создана и юридически оформлена Детская Общественная Организация «Пилигрим» в 1998 году, а также  клуб старшеклассников «10-я параллель» в 2000 году. Эти организации существуют и сейчас, но я отошла от их деятельности. При их создании я преследовала цель организации полнокровной интересной жизни учеников, классным руководителем которых я являлась. После того как дети заканчивали учебу в школе, и я  начинала работать с другими детьми, я меняла формы работы. Мой опыт показывает, что клубная форма работы – одна из наилучших форм работы с классом, но наилучший результат она дает только в работе с теми детьми, с которыми связана организация клуба. На других детей романтика этого клуба уже не так действует.

      Вот поэтому вместе с учениками  своего, 9 Б класса,  мы решили создать объединение «9-я студия». После первого же заседания (которое имело большой успех), круг участников расширился, подключились ученики параллельных классов, определились постоянные руководители, ведущие, юристы, политологи и др. Свои функции в течение года они уже никому не отдали, проведя все заседания.

      Планируя работу такого объединения, я пыталась познакомиться с каким-либо опытом, но, ни в периодической печати, ни в ИУУ я его не нашла. А если и были подобные объединения, то они не вызвали интереса. Но некоторые моменты мною были взяты из газеты «Граждановедение», которая мне очень помогала в работе.

     Объединение названо студией, потому что все заседания организованы в форме телевизионной студии, с ведущими, микрофонами, музыкальными заставками и другими атрибутами телевизионных передач. Ученики были не зрителями, а участниками различных интеллектуальных игр, конкурсов, аукционов. Заседания студии проходили и в форме ролевой игры («Наши кумиры»), в форме игры «Форд «Боярд» («Основной закон страны»), презентации общественных организаций («Гражданское общество»). Передо мной стояла довольно сложная задача: доступными  для девятиклассников средствами вызвать не только понимание сложных политических вопросов, но и пробудить интерес к увлекательнейшей сфере человеческой жизни – политике. Все заседания проводились во внеурочное время, поэтому надо было так организовать заседания, чтобы они были увлекательными и зрелищными. Поэтому активное участие принимали музыкальные и танцевальные ансамбли, состоящие в основном из девятиклассников.

     Немаловажной моей задачей, как классного руководителя, была организация работы с портфолио учеников. Так как школьная работа была недостаточной для пополнения  портфолио всеми учениками, я должна была организовать соответствующую работу, где дети могли бы проявить себя.  И это хорошо было организовано в «9-й студии».

        В последующие годы я работала уже на базе других объединений, но опыт работы молодежного политклуба считаю одним из самых удачных, и, думаю, что он может пригодиться другим учителям, особенно молодым, даже сегодня.

        В данной работе я представляю только одно заседание политклуба. Программы заседаний лучше разрабатывать самому учителю с участием детей, только тогда будет удовлетворение и «кайф» от работы и у учителя, и у детей.

Цели :

        Формирование гражданских качеств выпускников основной школы, ответственности за судьбу страны и свою судьбу. Самоидентификация себя в роли гражданина России и гражданина мира.

Задачи:

  1. Расширение знаний о праве, демократии, гражданском обществе и других составляющих гражданского образования.
  2. Формирование активной жизненной позиции школьников. Самореализация при подготовке и ведении заседаний студии.
  3. Помощь в профессиональной ориентации.
  4. Развитие коммуникативных качеств.

Прогнозируемые результаты:

  1. Появление интереса к политике, праву, гражданским вопросам.
  2. Школьники окунутся в мир профессий: юристов, политиков, предпринимателей, организаторов мероприятий, журналистов и др., что поможет им в профессиональном самоопределении.
  3. Расширится круг общения детей, будут формироваться принципы толерантности, умения работать в коллективе.
  4. Пополнится портфолио девятиклассника, сформируется понимание того, что жизненный успех связан с трудом.

Участники проекта:

.

  1. Автор проекта: учитель истории и обществознания Какорина Валентина Ефимовна.
  2. В заседаниях принимают участие учащиеся 9-х классов, учителя,  участники музыкальных коллективов и их руководители и др.

Участники «9-ой студии»:

Ведущие:                        Белокопытова Алина

                                Жамкочян Манук

                                Украинская Ирина

                                Воронцов Кирилл

                                Завьялов Игорь

Консультанты -  юристы, Доля Татьяна

политологи:                            Осетрова Анастасия

                                Павлов Валерий

Дизайнер, стилист:                    Шматок Юлия

Реклама:                        Косарев Максим

Журналист:                           Оганесян Эдуард

Программа заседаний 9-ой студии

  1. Октябрь – «Я -  гражданин России».
  2. Ноябрь – «Гражданское общество».
  3. Декабрь – «Наши кумиры».
  4. Январь – «4-я власть, независимые СМИ».
  5. Февраль – «Парламентаризм, Избирательная компания».
  6. Март – «Основной закон страны».
  7. Апрель – «Я – человек планеты».
  8. Май – Закрытие 9-ой студии.

Второе заседание 9-ой студии.

Тема: «Гражданское общество».

Цель:

        Ученики должны понять, что демократия будет присутствовать там, где общество ведет себя демократично, т.е. активно защищает свои права и интересы.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятиями «Гражданское общество», с правовой базой при создании общественных организаций.
  2. Приобрести опыт создания общественных организаций и работы в них.

 Участники:

Руководитель заседания:                  Украинская Ирина

Ведущие:                                Белокопытова Алина

                                        Жамкочян Манук

Консультанты –

политологи:                                   Доля Татьяна

                                        Осетрова Анастасия

                                        Павлов Валера

Консультанты – юристы:        те же.

Участники музыкального ансамбля.

Учащиеся 9-х классов

Ход заседания

        Руководитель. Здравствуйте! В эфире «9 студия» и я, руководитель этого заседания, Украинская Ирина.

        Всем нам не все равно, в каком государстве мы родились и живем. Удобно и комфортно ли нам в нем жить, улучшает оно нашу жизнь год от года, или наоборот.

        Сегодня мы будем говорить с вами о демократии.

        Один из английских политиков, Уинстон Черчилль,  говорил:         «У демократии много недостатков, но до сих пор ничего лучшего не придумали».

По выражению американского президента Авраама Линкольна, демократия – это правление народа, избранное народом и для народа. Как правило, демократию понимают как набор принципов политического устройства: многопартийность, выборность должностных лиц, разделение властей, большое количество прав и свобод у населения. Все это закрепляется в законах.

Ведущий 1. Но это еще не настоящая демократия. Демократию нельзя объявить. Она должна проявляться в деятельности общества, в ответственности граждан за свою жизнь, за жизнь своей семьи, за то, как устроена жизнь в том месте, где они живут: в микрорайоне, селе, городе, и, в конечном счете, во всей стране.

        Такое общество, которое участвует в демократическом процессе, называют гражданским обществом.

Руководитель. И темой второго заседания «9-й студии» является «Гражданское общество».

        Представляю вам ведущих сегодняшнего заседания. Это - Жамкочян Манук и Белокопытова Алина.

        В заседании принимают участие консультанты–политологи: Доля Татьяна, Осетрова Анастасия, Павлов Валера.

         Работу дизайнера и стилиста сегодня выполнила Шматок Юлия.

        В студии присутствуют гости:

  1. Студенты – Лапин Денис, Вакулич Сергей.
  2. Участники брейк-данса.
  3. А также классные руководители и  учащиеся 9-х классов.

Музыкальная пауза.

Выступление музыкального ансамбля.

Ведущий 2. (Притча об аде).  Одного человека очень волновало, что такое ад и рай. Мудрец, к которому он подошел с этим вопросом, взял его за руку и повел темными переулками во дворец. Они вошли в большой зал. Народу было там видимо-невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и дорогих шелковых одеяниях. Посреди зала на огне стоял котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руке  была ложка длиной с человека. Лишь на самом  конце черенка имелась деревянная ручка, а остальная часть ложки была железной и нестерпимо горячей от супа. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли утолить голод. Мудрец сказал: «Вот это – ад!».

Ведущий 1. (Притча о рае) После долгих странствий они вошли в другой зал. Тут также было много людей, стоял такой же котел с супом, да и ложки были абсолютно такими же. Но люди были сытыми и довольными. Они подходили к котлу парами – один окунал ложку и кормил другого, а как только насыщался тот, они менялись местами. Если для кого-то ложка оказывалась слишком тяжелой, то другая пара сразу же помогала своими ложками. Мудрец сказал: «А вот это – рай!». 

Ведущий 2. Вопрос к аудитории: чем отличаются эти группы людей?

(Примерный ответ: люди во второй группе договорились помогать друг другу). За правильный ответ политологи дают фишки.

Ведущий 1: Как можно добиться такого рая? Примерные ответы:

                а) силой

                б) договориться мирно

(ведущий обобщает ответы)

Ведущий 2. А теперь обратимся не к притче, а к настоящей нашей с вами жизни. У каждого человека, взрослого и ребенка, есть потребности, без удовлетворения которых он не может считать свою жизнь удавшейся, счастливой. Подумайте, какие это могут быть потребности. Обращаем ваше внимание, что это важные потребности, а не желание «съесть шоколадку».

        Я буду подходить к вам, а вы попытаетесь выразить такие потребности. Каждый отвечающий получает фишку. Я подойду и к учителям.

Ведущий. А теперь подумаем, все ли эти потребности может удовлетворить государство? Обратимся к политологам.

Политолог 1. Все потребности мы разделили на 3 группы. 1-ю группу потребностей люди могут удовлетворить сами, 2-ю группу – может удовлетворить государство.  Удовлетворить 3-ю  группу потребностей очень проблематично самому человеку, а помощи от государства ожидать можно очень долго, а может быть  получить ее не удастся никогда.

Ведущий 1. А кто поможет?

Политолог 2. Вот для этого граждане и создают различные организации, которые помогают удовлетворять различные потребности граждан и защитить их права в различных сферах жизни.

На доске расположить фигуры и сделать таблицу.

                        Профсоюзы

Защищают права людей на производстве

Экологические общества

Удовлетворяют потребности людей в безопасной окружающей среде

Ассоциации

предпринимателей

Для решения каких-либо проблем в предпринимательской деятельности

Независимые СМИ

Газета «Аргументы и факты»

Удовлетворять потребности населения в информации

Общественная организация «Надежда»

Материально поддерживает детей-инвалидов

Партия РСДРП (б)

Была создана для удовлетворения потребностей рабочего класса путем захвата власти в стране

«10 параллель»

Молодежный клуб

Удовлетворяет потребности молодежи в организации досуга

Ведущий 1. А кто знает еще какие либо организации, их еще называют некоммерческими? (Ученики называют общественные организации, существующие на Кубани).

Политолог 3. Т.о., гражданское общество – это такое общество, которое может удовлетворять свои потребности через создание различных организаций.

Ведущий 1. Объявляет музыкальную паузу.

Ведущий 2. А сейчас мы с вами создадим настоящие общественные организации девятиклассников. Обращаем ваше внимание на то, что созданные  вами организации могут работать серьезно. Задумайтесь над этим. Разделитесь на группы, чтобы вам было удобно работать. Представитель вашей группы выбирает задание, в котором записано, какую организацию он должен создать. План создания организации вам предоставляется. Все неясные вопросы вы можете обсудить с консультантами-юристами.

Раздаются задания, ребята работают.

Задания:

  1. Создать  благотворительный фонд 9-й студии.
  2. Создать  туристическое бюро.
  3. Создать школьную юридическую консультацию.
  4. Организовать клуб любителей брейк-данса.

К заданию прилагаются документы (статьи Закона об общественных организациях), план написания Устава, план презентации организации.

Ведущий 1. А сейчас начинается презентация организаций. Просьба к руководителям организаций: в конце презентации сказать, кто у вас активно работал (для награждения).

Ведущий 2. Предоставляет организации.

Конкурс презентаций.

Политологи подводят итоги.

Музыкальная пауза.

Руководитель награждает победителей и активных и активных участников заседания.

Ведущий 1. На этом мы заканчиваем второе заседание «9 студии» с темой «Гражданское общество». Следующее заседание состоится через месяц. Тема: «Наши кумиры».

Напоминаю всем присутствующим в зале о необходимости  пополнить свои портфолио.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей  становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...

Занятие детского объединения "Танцевально-театральная студия"

Открытое занятие для театрального кружка...

Деятельность молодежного политклуба на примере детского школьного объединения «9-я студия»

Деятельность школьного политклуба организовать довольно сложно, поэтому поделюсь опытом работы такого объединения. Оно  названо студией, потому что все заседания организованы в форме телевизионно...

Деятельность молодежного политклуба на примере детского школьного объединения «9-я студия»

Деятельность школьного политклуба организовать довольно сложно, поэтому поделюсь опытом работы такого объединения. Оно  названо студией, потому что все заседания организованы в форме телевизионно...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"....