Рабочая программа по обществознанию для 5 класса.
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

светлана николаевна ковалева

Программа составлена по "Вако",2013 г. (пояснительная записка, содержание, калндарно-тематическое планирование, методическое обеспечение, дополнительная литература для учащихся)

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Курс «Обществознание» - 5 класс (35 ч.  – 1 ч. в неделю).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта (основного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089) и авторской программы  А.И. Кравченко, И.С. Хромовой « обществознание» для 5- 7 классов. М., «Вако», 2013 г. с учётом программы развития общеобразовательного учреждения «Школа «Гармония». На преподавание данного курса выделено 35 часов  в год, 1 час в неделю.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели курса:

  • Воспитание социально-активной личности, патриотической позиции;
  • Развитие познавательных способностей подростка;
  • Подготовка подростка к взрослой жизни.

Основная задача курса:

Вооружить подрастающее поколение такими знаниями об обществе и людях, которые позволяют ему в недалеком будущем улучшить нашу среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.

Для проверки уровня освоения программы осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучаемых, который включает устный опрос, тестирование.

Для реализации программы используются технологии развития критического мышления, игровых методов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кравченко, А. И. Обществознание: учебник для 5 класса / А. И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2. Хромова, И. С. Обществознание. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание» / И. С. Хромова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

3. Кравченко, А. И. Обществознание: программа курса для 5–7 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко, И. С. Хромова. – М.: «Вако», 2013.

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности  анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать  адекватные  способы  деятельности  и  модели  поведения  в рамках  реализуемых  основных  социальных  ролей  (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

– познавательной

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:  социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

– ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

– трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

– эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

– коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Методические пособия для учителя.

1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.

2. История. Обществознание. 5–11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие с дидактическими материалами для учителя / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.

4. Обществознание. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко / авт.-сост. Н. С. Кочетов [и др.] – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Обществознание. 5–11 классы: развернутое тематическое планирование по программе А. И. Кравченко / авт.-сост. Г. А. Борознина. – Волгоград: Учитель, 2010.

6. Обществознание. 6–11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Обществознание. Примерные  программы  по  обществознанию: Федеральный  компонент  государственного  стандарта.  Федеральный  базисный  учебный  план  и  примерные  учебные  планы. – М.: Дрофа,  2008. –  (Сборник нормативных документов).

8. Поурочные планы по обществознанию по учебнику А. И. Кравченко. 5 класс: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Корнева. – М.: Глобус, 2007.

9. Правовое воспитание школьников. 5–9 классы: конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

10. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

11. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

12. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи…: методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.

13. Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. – М.: Международная педагогическая академия, 1998.

14. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5–9 классы : календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся / авт.-сост. Т. А. Корнева. – М.: Глобус, 2008.

Дополнительная литература для учителя.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Семейный кодекс.

5. Трудовой кодекс.

6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Бекешев, К. А. Обществознание: учебное пособие / К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010.

9. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для среднего профессионального образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф : Айрис-Пресс, 2010.

11. Политика и право. Школьный практикум. 10–11 классы : пособие для уч-ся общеобразовательных учеб.заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 1997.

12. Сычев, А. А. Обществознание: учебное пособие / А. А. Сычев. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2010.

13. Сидельникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин. – М.: ВЛАДОС, 1999.

14. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Информационно-коммуникативные средства.

1. Тематическое планирование. История. Обществознание / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Обществознание. Рекомендации. Разработки. Ресурсные материалы / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Обществознание. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Ларин, А. Ю. Обществознание. Курс лекций: учебное пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Новый диск, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы.

1. http://ppt.3dn.ru

2. http://www.powerpoint-ppt.ru

3. http://www.history.lact.ru

4. http://mirppt.ucoz.ru

5. http://prezentacia.ucoz.ru/load/obshh

6. http://www.temple-of-science.ru

7. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7

8. http://arhiva.net.ru

9. http://powerpoint.net.ru/presents/obzestvo/page/3

10. http://www.proshkolu.ru/user/KLW/file/567379

11. http://allppt.ucoz.ru/load/prezentacii_power_point/obshhestvoznanie/29-2-2

12. http://www.openclass.ru/node/25795

13. http://for5.ru

14. http://psihologschool.ucoz.ru/load/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/11-1-0-623

15. http://mir-prezentaciy.narod.ru

16. http://festival.1september.ru

Технические средства обучения.

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.          5 КЛАСС.    35 ЧАСОВ

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Человек и человечество (9 часов)

Образовательные цели/задачи

Цели/задачи ученика:

Цели/задачи педагога:

создать условия учащимся для:

• изучить главу «Человек и человечество» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения  образовательной области «Обществознание» на базовом уровне;

• иметь представление о понятиях: «социальный прогресс», «поколение», «культурная память поколений», «культурное наследие»;

• овладеть умением:

– анализировать связь технического прогресса с развитием общества;

– сравнивать суждения о происхождении и развитии человека

• формирования представлений о происхождении человека, связи технического прогресса с развитием общества, понятии физического развития человека, поколении как  части человечества;

• формирования умений анализировать связь технического прогресса с развитием общества; сравнивать суждения о происхождении и развитии человека;

• овладения навыками первичного анализа и использования социальной информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях
и процессах

Самостоятельная работа (д/з)

 Гл. I. Введение, с. 5–7.

 Гл. I. § 1. Репродуктивный уровень: в. 1–3, с. 12.

 Гл. I. § 1. Индивидуальное творческое задание: составить рассказ о жизни древнего человека.

 Гл. I. § 2. Репродуктивный уровень: в. 1–3, с. 15. Творческий уровень: сочинение-фантазия «Человек будущего».

 Гл. I. § 3. Репродуктивный уровень: в. 1–5, с. 20–21. Конструктивный уровень: таблица «Передача опыта от старшего поколения к младшему».

 Гл. I. § 4. Репродуктивный уровень: в. 1–3. Творческий уровень: составить генеалогическую таблицу своей семьи.

 Гл. I. § 4. Репродуктивный уровень: в. 7–9. Конструктивный уровень: таблица «Материальная и нематериальная культура».

 Гл. I. § 5. Индивидуальное творческое задание: составить рассказ на тему «История одной вещи», подготовка к тесту. Репродуктивный уровень:
в. 1–4, с. 37.

 Гл. I. Повторение § 1–5 

№ п/п

Тема
и тип
урока

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)

Вид педагогической деятельности и дидактическая
модель
педагогического процесса

Педагогические
средства

Универсальные учебные действия

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные результаты

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

объем освоения и уровень
владения компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

1

Введение

(изучение нового материала)

Знакомство с предметом, курсом «Обществознание»

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Личностные, познавательные, комму никативные -

Дифференцированная работа

Научатся определять понятия «естественные» и «общественные» науки.

Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собствен ную точку зрения, приходить
к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция.

Умеют определять понятия, всту пать в речевое общение, работать
с книгой

Поиск информации с ис-
пользованием интернет-ресурсов

2

Происхождение и развитие человека

(комбинированный)

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс

Проблемное изложение

Фронтальная беседа, работа
с книгой

Познавательные, коммуникативные

Коллективная работа

Научатся определять понятия «прогресс», «социальный прогресс», «технический прогресс»; характеризовать человека как часть природы.

Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативная компетенция.

Умеют вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

3

Происхождение
и развитие человека

(комбинированный)

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Личностные, познавательные, коммуникативные

Групповая работа

Научатся определять, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться, каково влияние технического и социального прогресса на развитие человека; описывать человека как социально деятельное существо; сравнивать суждения о развитии человека. Получат возможность научиться ориентироваться в нравственном содержании поступков, на различные способы решения  поставленной задачи; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют работать в группе; аргументированно отвечать на поставленные вопросы

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

4

Ускорение прог-ресса

(комбинированный)

Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий и информации в современном мире

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Познавательные, личностные

Дифференцированная работа

Научатся  понимать, почему развитие людей и всего человеческого общества идет быстрее на последующих ступенях развития; сравнивать ступени развития общества.

Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция.

Умеют определять понятия,  высказывать собственные суждения, работать с книгой

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

5

Возрастные изменения человека

(применение знаний
и умений)

Человек – существо природное. Инстинкт и разум. Цель поведения человека. Понятие физического развития  человека. Закономерности физического развития.

Возрасты  человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость;

их отличительные черты. Общество как развивающийся организм

Проблемное изложение

Проблемные задания

Познавательные, коммуникативные, личностные

Коллективная работа; работа в парах смешанного состава

Научатся определять возрастные изменения человека, особенности каждого возрастного периода, цели поведения человека; характеризовать возрасты человеческой жизни.

Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию

Учебно-познавательная компетенция

Умеют обосновывать суждения, приводить доказательства

Таблица «Возрастные изменения человека»

6

Человечество как сумма поколений

(комбинированный)

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества.

Современники, предки и потомки. Конфликт поколений.

Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа
с книгой, демонстрация

Познавательные, личностные

Индивидуальная работа

Научатся определять процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие», «материальная культура», «нематериальная культура»; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность
к самооценке

Целостно-смысловая компетенция

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

Таблица «Передача опыта от старшего поколения
к младшему»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

7

Человечество как сумма поколений

(комбинированный)

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»

Проблемное изложение

Проблемные задания

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Работа
в парах: пары смешанного

(сменного) состава
(сильный
 учит слабого)

Научатся определять процесс роста населения на Земле; составлять генеалогическое древо своей семьи; отличать  материальную и нематериальную культуру; приводить примеры различных видов культурной деятельности людей; самостоятельно составлять генеалогические таблицы.

Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Предметная компетенция.

Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Генеалогические таблицы исторических личностей

8

Поколения вещей
(комбинированный)

Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах

Репродуктивная

Упражнения, практикум

Познавательные, личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа; работа в парах смешан ного

состава

Научатся определять роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах; сравнивать объекты, объяснять взаимосвязь поколений
и материальной культуры.

Получат возможность научиться сохранять мотивацию

Коммуникативная компетенция.

Умеют работать в парах; распределять обязанности, проявлять

Таблица «Материальная
и нематериальная культура»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

к учебе, ориентироваться в нравственном содержании поступков; задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различные способы решения  поставленной задачи

способность к взаимодействию

9

Человек
и человечество
(применение и совершенствование знаний)

Повторение темы «Человек и человечество»

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Коммуникативные, регулятивные

Групповая работа (по психофизическим возможностям)

Научатся определять понятия по главе «Человек и человечество»; сравнивать ступени развития человеческого общества.

Получат возможность научиться осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


Глава 2. Исторические ступеньки развития общества (8 часов)

Образовательные цели/задачи

Цели/задачи ученика:

Цели/задачи педагога:

создать условия учащимся для:

• изучить главу «Исторические ступени развития общества» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения образовательной области «Обществознание» на базовом уровне;

• иметь представление о понятиях: «обычаи», «традиции», «религия», «родовая община», «ремесло», «письменность», «государство», «правитель», «чиновник», «законы», «демократия»;

• овладеть умением:

– анализировать, почему население Земли после освоения земледелия
и скотоводства увеличилось;

– сравнивать суждения о происхождении  ранних государств;

– характеризовать развитие политической власти  древних государств
и современного общества

• формирования представлений о происхождении древних государств, о влиянии развития земледелия и скотоводства на развитие общественной жизни людей;

• формирования умений анализировать изменения жизни древних людей, когда они стали заниматься огородничеством; сравнивать суждения
о происхождении ранних государств;

• овладения навыками первичного анализа и использования социальной информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях
и процессах

Самостоятельная работа (д/з)

Гл. 2. § 6. Р/т № 1–4, с. 17–19. Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Гл. 2. § 7. Р/т № 1–4, с. 20–22.

Гл. 2. § 8. Творческий уровень: проблемный вопрос «Почему население Земли после освоения земледелия и скотоводства увеличилось?».

Презентации.

Гл. 2. § 9. Конструктивный уровень: схема «Этапы социальной и политической эволюции общества».

Гл. 2. § 9. Р/т № 1–4, с. 23–25.

 Гл. 2. § 10. Р/т № 1–5, с. 25–27.

Гл. 2. § 10, подготовка к тесту.

Гл. 2. Повторение


№ п/п

Тема
и тип урока

Элементы
содержания
(дидактические единицы на основе общеобразовательного
стандарта)

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические
средства

Универсальные учебные действия

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные результаты

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

объем освоения и уровень
владения компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

10

Первая ступень: охота и собирательство (изучение нового материала)

Основные занятия людей: охота,  собирательство, бортничество, рыболовство

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Познавательные, коммуникативные

Дифференцированная работа

Научатся определять  основные занятия человека в первобытном обществе, выявлять причины особенностей кочевого образа жизни.

Получат возможность научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение

Целостно-смысловая
и учебно-познавательная компетенции.

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения; отыскивать причины явлений

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

11

Вторая ступень: огородничество (комбинированный)

Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию.  Влияние природных условий на занятия людей

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Регулятивные, познавательные

Групповая работа

Научатся определять понятия «община», «огородничество», в результате чего у древних людей появилось огородничество и к каким переменам это привело.

Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи и находить пути их решения; выбирать основания и критерии для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи

Информационная компетенция

Умеют работать с различными источниками информации; высказывать собственные суждения

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

12

Третья ступень: скотоводство и земледелие

(комбинированный)

Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Регулятивные, познавательные

Групповая работа

Научатся определять, к каким переменам в жизни людей привело появление и развитие земледелия и скотоводства.

Получат возможность научиться строить логические цепочки рассуждений;  ставить учебные задачи;  самостоя-тельно искать пути решения проблемы

Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Умеют выступать с устными сообщениями

«Земледелие
и скотоводство в жизни древних людей». Презентации по теме


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

и результатами своего исследования с помощью компьютерных срдеств;

представлять собственную точку зрения; искать пути решения

13

Возникновение

ранних государств

(изучение нового материала)

Развитие и изменение традиций. Эстафета человечества. Религия. Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа
с книгой

Познавательные, коммуникативные

Дифференцированная работа

Научатся определять понятия «государство», «правитель», «чиновник», «законы», «демократия»; характеризовать изменения в жизни людей, приведшие их к созданию первых государств.

Получат возможность научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение

Целостно-смысловая
и учебно-познавательная компетенции.

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения; отыскивать причины яв-лений

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

14

Возникновение

ранних государств

(комбинированный)

Образование империй. Формирование бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Древняя демократия, ее черты, органы власти. Теории образования государства

Объяснительно-иллюстративная

Упражнения, практикум

Познавательные, личностные, коммуникативные

Индивидуальная работа; работа в парах смешанного

состава

Научатся определять  возможность жить в государстве без закона,  какими способами каждый человек в государстве может участвовать в принятии законов.

Получат возможность научиться проявлять интерес
к новому учебному материалу;
 владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске
и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

Коммуникативная компетенция

Умеют работать в парах; распределять обязанности, проявляют способность к взаимодействию

Презентация «Древние государства»

15

Современное общество (изучение нового материала)

Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет

Проблемное изложение

Работа
с учебником, беседа

Познавательные, коммуникативные

Групповая работа

Научатся характеризовать современное общество, определять, какую роль в развитии общества играло право.

Получат возможность научиться выбирать критерии для сравнения; строить логические цепочки для рассуждений; анализировать выделенные признаки; принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению

Информационная компетенция.

Умеют работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями; отбирать

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

и анализировать необходимую информацию

16

Современное общество (применение знаний
и умений)

Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства

Проблемное изложение

Решение познавательных задач

Познавательные, коммуникативные

Работа
в парах

Научатся определять «+» и «–» развития современного общества; решать познавательные задачи; работать по заданному алгоритму.

Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; находить необходимую информацию, использовать речь для регуляции своего действия

Учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.

Умеют работать с учебником; делать выводы; делать собственные суждения

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

17

Ступени развития общества

(обобщение и систематизация

знаний)

Повторение темы: «Исторические ступеньки развития общества»

Репродуктивная
с элементами частично-поисковой

Фронтальная беседа, творческая письменная работа, мини-тест

Регулятивные

Коллективная, групповая, индивидуальная работа

Научатся выполнять творческие работы, тестовые задания.

Получат возможность научиться форме сличения способа действия и его результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижение

Раздел II. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Глава 3. Ребенок в семье (10 часов)

Образовательные цели/задачи

Цели/задачи ученика:

Цели/задачи педагога:

создать условия учащимся для:

• изучить главу «Ребенок в семье» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения  образовательной области «Обществознание» на базовом уровне;

• иметь представление о понятиях: «младенчество», «детство», «самооценка», «напряженность отношений», «автократический стиль воспитания», «авторитет» «либеральный стиль воспитания», «инфантильность»;

• овладеть умением:

– анализировать отношение общества к детям в разные исторические эпохи;

– характеризовать права детей, влияние родителей на самооценку подростка; методы родительского контроля и руководства

• формирования представлений о стадиях взросления ребенка, об отличии ребенка от взрослого человека;

• формирования умений анализировать отношение общества к детям в разные исторические эпохи; характеризовать права детей и  становление их самооценки;

• овладения навыками первичного анализа и использования социальной информации, выполнения типичных для подростка социальных ролей

Самостоятельная работа (д/з)

Гл. 3. § 11. Р/т № 1–46, с. 8–30. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: таблица «Чему учится ребенок».

Гл. 3. § 12. Р/т № 1–4, с. 31–33. Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Гл. 3. § 13. Р/т № 1–7, с. 33–36. Репродуктивный уровень: в. 1–2, 4. Творческий уровень: продолжить фразу «При воспитании нельзя…».

Гл. 3. § 14. Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Гл. 3. § 14. Творческий уровень: мини-сочинение «У семи нянек дитя без глазу».

Гл. 3. § 15. Р/т № 1–6, с. 36–40.

Гл. 3. § 15. Р/т № 1–6. Репродуктивный уровень: в. 1, 3.

Гл. 3.  § 16. Р/т № 1–4, с. 40–42.

Гл. 3. § 17, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 4.

Гл. 3. Р/т № 1–4, с. 42–45. Творческий уровень: составить рассказ «Самая лучшая похвала»

№ п/п

Тема
и тип урока

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические
средства

Универсальные учебные действия

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные результаты

Информационно-методическое обеспечение
педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

объем освоения и уровень
владения компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

18

Что такое детство

(изучение нового материала)

Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Личностные, познавательные, коммуникативные

Дифференцированная работа

Научатся определять понятия «младенчество» и «детство», понимать, чем отличается ребенок от взрослого человека.

Получат возможность научиться сохранять мотивацию к учебе, ориентировать-

Целостно-смысловая компетенция.

Умеют определять понятия, вступать в рече-

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

ся в нравственном содержании поступков; использовать речь для регуляции своего действия; ориентироваться на различные способы решения  поставленной задачи

вое общение, работать
с книгой

19

Отношение взрослых к детям

(комбинированный)

Понятие «детство». Отношение к детству в разные периоды истории. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство

Проблемное изложение

Фронтальная беседа, решение познавательных задач

Познавательные

коммуникативные

Коллективная работа

Научатся определять понятия «отрочество», «молодость»; характеризовать отношение общества к детям в разные исторические эпохи.

Получат возможность научиться строить цепочку логических рассуждений; выдвигать гипотезы и их обоснование; определять способы взаимодействия работы в коллективе

Коммуникативная компетенция.

Умеют вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге; решать познавательные задачи

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

20

Отношение взрослых к детям

(комбинированный)

Обязанности родителей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Личностные, познавательные, коммуникативные

Групповая работа

Научатся характеризовать различия в воспитании детей, существовавшие в разные эпохи у разных народов.

Получат возможность научиться ориентироваться в нравственном содержании поступков людей в различные исторические эпохи;  осуществлять поиск нужной информации в различных информационных источниках; использовать речь для регуляции своего действия

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

21

Взаимоотношения с родителями
(комбинированный)

Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Познавательные, личностные

Дифференцированная работа

Научатся характеризовать отношения родителей и детей, что недопустимо в отношениях детей и родителей.

Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание; осуществлять поиск нужной информации; анализировать объекты, выделять главное

Информационная компетенция.

Умеют определять понятия, высказывать собственные суждения

Презентация «Взаимоотношения в семье»

http://festival.
1september.ru

22

Взаимоотношения с родителями
(урок-исследование)

Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей

Проблемное изложение

Проблемные задания

Познавательные, коммуникативные, личностные

Коллективная работа; работа в парах смешанного состава

Научатся анализировать поведение подростков в семье.

Получат возможность научиться развивать этические чувства (стыда, вины, совести); проводить сравнение, выделять главное, анализировать поступки

Ценностно-смысловая компетенция.

Умеют формулировать собственные ценностные ориентиры

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

23

Методы родитель-ского контроля и руководства

(комбинированный)

Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократи ческий стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность

Объяснительно-иллюст ративная

Беседа, работа
с книгой, демонстрация

Познавательные, личностные

Индивидуальная работа

Научатся определять формы контроля родителей за поведением детей.

Получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи; моделировать социальные ситуации; ориентироваться в нравственном содержании поступков

Целостно-смысловая компетенция.

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

 24

Методы родитель-ского контроля и руковод-ства

(применение знаний и
умений)

Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность

Проблемное изложение

Решение проблемно-познавательных задач

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Коллективная: пары смешанного состава
(сильный
 учит слабого)

Научатся определять, какой контроль родителей лучше всего влияет на детей.

Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; осуществлять поиск и выделение информации; проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметная компетенция.

Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

25

Методы родительского контроля и руководства

(применение знаний
и умений)

Влияние на подростка ровесников и родителей.

Соотношение влияния

Репродуктивная

Упражнения практикум,

Познавательные, личностные, коммуникативные

Работа в парах: пары смешанного состава

Научатся определять,  кто оказывает большее влияние на подростка: ровесники или родители.

Получат возможность научиться выбирать критерии и основания для сравнения;  определять цели и  способы взаимодействия

Коммуникативная компетенция.

Умеют работать в парах; распределять обязанности, проявляют способность к взаимодействию

Таблица «Материальная и нематериальная культура»

 26

Влияние родителей на самооценку подростка (применение
и совершенствование знаний)

Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Коммуникативные,

регулятивные

Групповая: по психофизическим возможностям

Научатся определять понятия «самооценка», «напряженность отношений», что помогает улучшить отношения между родителями и детьми.

Получат возможность научиться осуществлять поиск социальной информации, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, постановку учебной задачи; давать определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

27

Ребенок в семье

(обобщение и систематизация знаний)

Повторение темы «Ребенок в семье»

Частично-поисковая

Упражнения, практикум, творческие задания

Коммуникативные,

регулятивные

Дифференцированная 

Научатся определять влияние семьи и общества на подростка.

Получат возможность научиться ориентироваться
в нравственном содержании поступков людей;  осуществлять поиск нужной информации в различных информационных источниках; использовать речь для регуляции своего действия; осознавать уровень и  качество усвоения материала

Учебно-познавательная компетенция.

Умеют выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

Глава 4. Ребенок в школе (8 часов)

Образовательные цели/задачи

Цели/задачи ученика:

Цели/задачи педагога:

создать условия учащимся для:

• изучить главу «Ребенок в школе» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения  образовательной области «Обществознание» на базовом уровне;

• иметь представление о понятиях: «риторика», «философия», «дружба», «верность», «предательство», «товарищи», «современники»;

• овладеть умением:

– анализировать, почему появление письменности привело к дальнейшему развитию школы;

– сравнивать образование в современной школе с образованием в разные исторические эпохи;

 – характеризовать причины появления школ в древности, чему и как учили детей в разные исторические эпохи

• формирования представлений о появлении образования в древности;

• формирования умений анализировать, почему появление письменности привело к дальнейшему развитию школы; черты, необходимые ученику для хорошей учебы, черты характера, которыми должен обладать настоящий друг;

• овладения навыками первичного анализа и использования социальной информации, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека

Самостоятельная работа (д/з)

Гл. 4. § 18. Р/т № 1–45, с. 46–51. Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Гл. 4. § 19. Р/т № 1–6, с. 51–54. Репродуктивный уровень: в. 1–3. Конструктивный уровень: нарисовать, как должна выглядеть идеальная школа
в наше время.

Гл. 4. § 20. Р/т № 1–5, с. 55–58. Репродуктивный уровень: в. 1–2. Конструктивный уровень: таблица «Причины неуспеваемости».

Гл. 4. § 21. Р/т № 1–4, с. 42–45. Репродуктивный уровень: в. 1, 4. Творческий уровень: продолжить фразу «В дружбе недопустимо…».

Гл. 4. § 22, подготовка к тесту. Р/т № 1–4, с. 42–45. Репродуктивный уровень: в. 1–5. Творческий уровень: мини-рассказ «Мой лучший друг»
(«Моя лучшая подруга»).

Гл. 4, подготовка к итоговой контрольной работе


№ п/п

Тема
и тип урока

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические
средства

Универсальные учебные действия

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные результаты

Информационно-методическое обеспечение
педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

объем освоения и уровень
владения компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

28

История школьного обучения

(изучение нового материала)

Возникновение школы, ее функции в обществе. Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения (Древность. Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа

в XVIII–XIX вв.)

Объяснительно-ил-люстративная

Беседа, работа
с книгой

Познавательные, коммуникативные

Дифференцированная работа

Научатся определять причины появления школ в древности; характеризовать, чему и как учили детей в древности.

Получат возможность научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение

Целостно-смысловая
и учебно-познавательная компетенции.

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения; отыскивать причины явлений

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

29

Современная школа

(комбинированный)

Доступность школы. Обязательное обучение. Школа
в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Регулятивные, познавательные

Групповая работа

Научатся характеризовать современное образование.

Получат возможность научиться ставить учебные задачи и находить пути их решения; выбирать основания и критерии для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи

Информационная компетенция.

Умеют работать с различными источниками информации; высказывать собственные суждения

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

30

Школьные проблемы

(комбинированный)

Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить об-щий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем

Частично-поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Регулятивные, познавательные

Групповая работа

Научатся определять, с какими проблемами сталкиваются ученики в школе.

Получат возможность научиться строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы

Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Умеют выступать с устными сообщениями, с результатами своего иссле дования
с помощью компьютерных средств

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

 31

Друзья
и ровесники
(изучение нового материала)

Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства

Проблемное изложение в обучении

Решение проблемно-познавательных задач

Познавательные, коммуникативные, личностные

Работа
в парах

Научатся  объяснять понятия «дружба», «верность», «предательство»; характеризовать черты характера настоящего друга.

Получат возможность научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение; выдвигать гипотезы и обосновывать их, самостоятельно находить способы решения проблемы; ориентироваться в нравственном содержании поступков

Целостно-смысловая

и учебно-познавательная компетенции.

Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения; отыскивать причины явлений; формировать собственные ценности

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

32

Товарищи и современники (комбинированный)

Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе
и в дружбе

Частично-поисковая

Упражнения, практикум

Познавательные, личностные, коммуникативные

Работа
в парах

Научатся объяснять определения «товарищи», «современники», чем товарищи отличаются от друзей. 

Получат возможность научиться развивать этические чувства (стыда, вины, совести), способность к самооценке; осуществлять поиск нужной информации; формулировать собственное мнение и позицию

Коммуникативная компетенция.

Умеют работать в парах; распределять обязанности, проявляют способность к взаимодействию

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов

33

Ребенок
в школе
(закрепление изученного)

Повторение темы «Ребенок в школе»

Проблемное изложение

Решение проблемно-познавательных задач

Познавательные, коммуникативные

Групповая работа

Научатся решать познавательные задачи; сравнивать современную школу и образование в разные исторические эпохи.

Получат возможность научиться выбирать критерии для сравнения; строить логические цепочки для рассуждений; анализировать выделенные признаки

Информационная компетенция.

Умеют работать с различными источниками информации;

отбирать и анализировать необходимую информацию

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

факт

34

Итоговый тест: «Ребенок в школе»

()

проверка и коррекция знаний
и умений
 

Повторение курса «Обществознание.

5 класс»

Репродуктивная
с элементами частично-поисковой

Творческие задания, тест

Регулятивные

Дифференцированная работа

Научатся планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уроке

Учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.

Умеют ставить цель
и организовывать ее достижение; формулировать  выводы; высказывать собственные суждения

35

 

Работа над ошибками



Предварительный просмотр:

Содержание.

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Человек и человечество (9 часов)

Введение.        Знакомство с предметом, курсом «Обществознание».          «Естественные» и «общественные» науки.

Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс.  Человек как часть природы.

Происхождение и развитие человека.

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс.        

Ускорение прогресса. Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий и информации в современном мире        

Возрастные изменения человека.        Человек – существо природное. Инстинкт и разум. Цель поведения человека. Понятие физического развития  человека. Закономерности физического развития. Возрасты  человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость; их отличительные черты. Общество как развивающийся организм

        

Человечество как сумма поколений. Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»        

Поколения вещей. Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах.

        

Человек и человечество.

Глава 2. Исторические ступеньки развития общества (8 часов)

Первая ступень: охота и собирательство.        Основные занятия людей: охота,  собирательство, бортничество, рыболовство.

Вторая ступень: огородничество. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию.  Влияние природных условий на занятия людей        

Третья ступень: скотоводство и земледелие. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия.        

Возникновение   ранних государств. Развитие и изменение традиций. Эстафета человечества. Религия. Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти        

Возникновение  ранних государств. Образование империй. Формирование бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Древняя демократия, ее черты, органы власти. Теории образования государства.        

Современное общество. Современное производство, его отличительные черты.

Современное общество. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства        .

Ступени развития общества.  

Повторение темы: «Исторические ступеньки развития общества»        

Раздел II. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Глава 3. Ребенок в семье (10 часов)

Что такое детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе.

Отношение взрослых к детям. Понятие «детство». Отношение к детству в разные периоды истории. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство.

Отношение взрослых к детям. Обязанности родителей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества.

Взаимоотношения с родителями.         Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей.        

Методы родительского контроля и руководства. Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность

        

Методы родительского контроля и руководства.  Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты.

Методы родительского контроля и руководства. Влияние на подростка ровесников и родителей. Соотношение влияния.

Влияние родителей на самооценку подростка. Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми.        

Ребенок в семье.           Повторение темы «Ребенок в семье»        

Глава 4. Ребенок в школе (8 часов)

История школьного обучения. Возникновение школы, ее функции в обществе. Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения  (Древность. Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа в XVIII–XIX вв.)        

Современная школа.         Доступность школы. Обязательное обучение. Школа

в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования.                

Школьные проблемы.   Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем.        

Друзья и ровесники.   Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность.

Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства        

Товарищи и современники.  Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе и в дружбе        

Ребенок в школе.        Повторение темы «Ребенок в школе».        

Итоговый тест: «Ребенок в школе». Повторение курса «Обществознание. 5 класс»        

Работа над ошибками.

                                                                        



Предварительный просмотр:

                             Дополнительная литература для обучающихся:

1.        Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/ Отв. Ред. Т.Г. Музгрукова.

(электронная версия).

2.        Всеобщая Декларация прав человека.

3.        Декларация прав ребёнка.

4.        Конституция РФ.

5.        Конвенция о правах ребёнка.

6.        Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в                вузы  (разные издания)

7.        Обществознание в схемах и таблицах. Автор-составитель Северинов К.М. С.-П., «Тригон», 2008.

8.        Основы правовых знаний. Учебное  пособие. М.,2000.

9.        Справочные материалы энциклопедических изданий, публикаций газет, журналов.

10.      Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

11.      Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.



Предварительный просмотр:

При проверке знаний по обществознанию следует учитывать мыслительные умения, в которых должны сочетаться критическое восприятие, синтез информации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.

Все виды проверки по обществознанию предполагают письменную и устную форму ответов. Можно выбрать одну из форм или сочетать обе формы сразу.

1. Устный опрос является одним из способов учета знаний учащихся по предмету. Он может носить индивидуальный, фронтальный, уплотненный характер. Ответ учащегося должен представлять собой последовательное, логическое изложение фактического материала по теме, использование дополнительной литературы, высказывание своей точки зрения. При уплотненном устном опросе сочетаются две формы работы – устная и работа учащихся по карточкам.

В устных ответах оценивается точность сообщаемых факторов, полнота и логика изложения, аргументация, активная жизненная позиция, применение теоретического опыта к практической деятельности.

2. Письменный опрос – по образцу заданий ГИА -9, ЕГЭ-11.

Объектами проверки выступают три основных компонента курса: научные знания; способы познавательной деятельности; содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....