Предлагаемые пути решения вопросов - казусов в ЕГЭ по Обществознанию.
статья (11 класс) по теме

Обобщение своего педагогического опыта, практическая апробация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности школьника при изучении общественных наук.

"Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они 
должны думать, то тогда исчезнут 
всякие недоразумения".
Г.К. Лихтенберг

Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Система образования сегодня является одним из важнейших и мощных факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества и общество изменяется под влиянием образования.

Курс на гуманизацию и гуманитаризацию современного образования, становление демократического государства подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного и обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей личности.

Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя как частицу мира, ребенок включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.

В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе именно обществоведческое образование способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Поэтому важной задачей уроков обществознания является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Выделяются следующие функции школьного обществоведческого образования:

- в сфере деятельности: формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, ориентировка в основных видах социальной активности, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

- в сфере общения: раскрытие социальных норм, обогащение содержания и форм общения, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

- в сфере самосознания: осмысление своей социальной принадлежности, формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

В современном постиндустриальном обществе мощным аккумулятором и распределителем потоков социальной информации является глобальная сеть Интернет. Постоянно обновляемая информация виртуальных музеев, библиотек, СМИ служит источником социальной информации, необходимой для её использования на уроках обществознания в целях реализации компетентностного подхода в обществоведческом образовании.

В основе социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала лежат идеи, предложенные Вяземским Е. Е., Стреловой О. Ю. и Соболевой О. Б. По их мнению, социализация - это формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина, воспитание полноценной человеческой личности,

Опора на личный социальный опыт учащихся помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянное побуждение детей к высказыванию своего личного суждения (обязательно аргументированного), обсуждение вопросов с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решение не только задач воспитания нравственности и политической культуры, но и способствование расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.

Сущность моей работы как учителя истории и обществоведения заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим, обществоведческим знаниям, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности

Передо мной, учителем обществознания, стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету.

Работая над аспектами социализации личности в школе, я изучила работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа) и выяснила, что важнейшие педагогические принципы, которым я следую в своей работе, близки Вальдорфской школе:

- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;

- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями, общественными организациями.

Использование ИКТ на уроках обществознания позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, помогают работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществоведения. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Для наглядной, эмоциональной, информационной насыщенности урока и активации познавательной деятельности учащихся на уроке активно использую ИКТ (слайд-шоу, работу с электронными учебниками, интерактивными картами и тестами, интерактивной доской);

- применяю технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации;

- стимулирую познавательную активность учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии.

Уроки обществознания позволяют развивать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными.

Системно-деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.

Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Таким образом, социализация - это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека.

Итак, на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества.

Важное место в моей работе отводится организации внеурочной работы, которая, как правило, проходит в виде интеллектуальных игр, очных и дистанционных конкурсов, олимпиад, научно - практических конференций. Это интересно и занимательно. Такие интеллектуальные конкурсы позволяют обратить внимание на те факты и события истории и обществознания, на которые не хватает времени на уроке. Учащиеся при этом расширяют и пополняют свой исторический и обществоведческий багаж, учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках (не только в Интернете).

Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.

Развитие мыслительной деятельности учащихся помогает заложить основы для формирования ключевых компетенций.

Приобщение учащихся к проектной, научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов - личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Социализация изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач Стратегической национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.

Модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают особенно значимой проблему духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, которые должны быть главной активной силой преобразования экономики, социальной жизни и культуры в нашей стране.  

И в наше время особенно, нужны россияне, которые не просто живут и работают, пользуясь правами и удобствами жизни. Нужны люди, обеспокоенные судьбой своей Отчизны.

Во все времена нужны те, кто несет бремя ответственности за страну и гражданские обязанности, занимает подлинно гражданскую позицию. Отличительная их черта — гражданственность.

Очень хорошо смысл такой позиции выразил русский философ И.А. Ильин:

«Мое дело — есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом, а с другой стороны, дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы

оно касалось меня самого и моей судьбы — вот формула истинно патриотического гражданства...»

Несомненно, такой гражданин должен обладать высокой правовой культурой.

Огромную роль в формировании правовой культуры личности играют общественные науки, которые закладывают фундамент  элементов гражданского общества.

Важную роль в решении задач воспитания гражданских свойств личности принадлежит современной школе, на что неоднократно указывает в своих выступлениях президент России В.В. Путин.

 Хотелось бы поделиться опытом по формированию личности школьников в процессе социализации.

На своих уроках и элективных курсах я в системе применяю метод проектов. Хотелось бы поделиться опытом.

Например, по экономике, при изучении темы: «Налоговая политика и налоги», мы создали с ребятами проект на тему: «Проценты государству», в котором ответили на вопросы:

  • Почему тема налогов актуальна?
  • Почему мы кладем деньги в казну государства?
  • Зачем нам платить налоги?    
  • Последствия уклонения от налогов?

Так же интересный проект мы создали по теме: «Субкультуры»

По моему мнению, детей необходимо заинтересовать, показать важность и актуальность темы, и если мы как учителя этого достигнем, результат будет положительный. Дети очень восприимчивы, инициативны. Хотя и дисциплина обществоведение, но при работе я с ребятами применяю современные информационные технологии такие как: Создание Ментальных карт, программы « ленен Апс», гиперссылки, создание Онлайн тестов. Детям интересно, они сами предлагают, ищут что-то новое, привлекают родителей, а если они исследуют, находят, предлагают информацию или новые программы, то и развиваются навыки работы, формируются как личности. Все это приводит к процессу социализации коллектива. Другие ребята, которые не проявляли первоначальной активности, тоже постепенно вливаются в работу, таким образом, никто не остается в стороне. Растет интерес к дисциплине, формируется ученик как личность. Главное привить интерес ребенка, привлечь его, заинтересовав темой.

Еще один опыт, это игра « Бизнес Варс». При изучении экономики я применяю игру « …», но для того чтобы играть необходимо освоить теорию. На первом занятии я предлагаю детям поиграть, они загораются, игра их заинтересовывает. Но, чтобы правильно построить свой бизнес необходимо знать теорию. Учащиеся сами задают вопросы, предлагают темы для изучения, таким образом, я подвожу их к нужным темам программы. Поэтапно изучив рынок, маркетинг, товарооборот, производство и потребление, ребята правильно и логически, экономически выгодно начинают строить свой бизнес.

Становление информационного общества создает новые условия для формирования образовательной среды и требует качественно новых действий со стороны всех участников образовательного процесса: семьи, школы, учащихся, общественных организаций, неформальных образовательных структур и др.

 Анализ мотивации общественной активности молодежи, форм ее участия в гражданских инициативах, изучение деятельности НКО в формировании правового сознания, развития нравственных ориентиров личности, эстетических предпочтений, новых трудовых навыков, профессиональной подготовки в условиях поликультурной среды, поможет выявлению факторов, способствующих модернизации страны

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Исследовательская работа на тему : « Пути решения вопроса водосбережения в быту»

В прошлом учебном году  делали с ученицей исследовательскую работу  в рамках Российского национального юниорскоговодного  конкурса-2013....

Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания

Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Проблемы и пути решения повышения качества ЕГЭ по обществознанию

При сдаче ЕГЭ по обществознанию многие выпускники испытывают затруднения, получают невысокие баллы.  Эта проблема активно обсуждается с тех самых пор, когда ЕГЭ впервые вошел в школьную жизн...