Знаете ли вы Конституцию России.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Ермакова Ольга Николаевна

проверка и закрепление содержания Основного Закона России- Конституции РФ; -закрепление знаний по истории российской символики; -воспитание у учащихся уважения к законам России и патриотизма; -формирование элементов национального самосознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostitutsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию для 9, 11-х классов.

Тема: Знаете ли вы конституцию России.

Цели:

- проверка и закрепление содержания Основного Закона России- Конституции РФ;

-закрепление знаний по истории российской символики;

-воспитание у учащихся уважения к законам России и патриотизма;

-формирование элементов национального самосознание.

Оборудование:

- конституция РФ; комплект наглядных пособий «Государственные символы России», фонограмма гимна Краснодарского края «Ты, Кубань, ты наша Родина!», мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура.

План урока.

Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Добрый день! Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Сегодня учащимися 9-11-х классов предоставляется почетное право продемонстрировать для широкой аудитории свои знания Основного Закона Российской Федерации- Конституции России, принятой 12 декабря 1993 года.

Параллельно с повторением статей Конституции России мы будем повторять и историю российской государственной символики.

Представление гостей, жюри, команд, ознакомление учащихся с правилами игры. Игра состоит из 3 раундов, в каждом из них участникам будет задано по 1-12 вопросов, если какая- либо из команд дает правильный ответ раньше, обсуждение продолжается до истечения времени.

Ход игры.

Звучит гимн России. Участники приглашаются, чтобы занять свои места.

Первый раунд. Основы конституционного строя.

  1. Что является ценностью России? (Человек, его права и свободы)
  2. Какие документы обладают верховенством на всей территории России?(Конституция РФ и федеральные законы)
  3. Что является высшим непосредственным выражением власти народа в России?(Референдум и свободные выборы)
  4. Назовите источник власти и носителя суверенитета в РФ (Многонациональный народ)
  5. Каковы формы правления и государственного устройства в России?(демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).
  6. Какие два наименования применяются в отношении российского государства?(Россия и Российская Федерация)
  7. На что направлена политика российского социального государства?(На создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)
  8. Каковы формы собственности, которые признаются и защищаются равным образом в России? (Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).
  9. На какой основе осуществляется государственная власть России?( на основе принципа разделения властей- законодательной, судебной и исполнительной).
  10. Кто осуществляется в РФ государственную власть?(Президент, федеральное собрание, правительство РФ)
  11. Какой документ имеет высшую юридическую силу в РФ?(Конституция РФ)
  12. Каково положение церкви в России?(Государственной религии нет, церковь отделена от государства, все религии равны перед законом)

Краткое изложение истории создания Российского герба(индивидуальное задание готовит ученик, выступление на 5-7 минут).

Жюри объявляет итоги первого раунда.

Второй раунд. Права и свободы человека и гражданина в России.

  1. В  каком возрасте гражданин России начинает пользоваться основными правами и свободами человека?( с момента рождения)
  2. В каком случаи допускается арест, заключение под стражу, на какой срок может быть подвергнут задержанию гражданин?( по судебному решению, на срок не более 48 часов)
  3. Кто в России определяет национальную принадлежность гражданина.(каждый вправе определять свою национальную принадлежность)
  4. С какого возраста трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях?(с 18 лет)
  5. Какой уровень образования в России обязателен?(основное общее образование)
  6. Каковы основные обязанности граждан России?(платить налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести воинскую службу).
  7. Может ли гражданин России быть одновременно и гражданином США?( право на двойное гражданство, СТ.62, п.1.)
  8. С какого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?(с 18 лет).
  9. В каких случаях гражданам России гарантируется социальное обеспечение?( по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях).
  10.  На платной или бесплатной основе оказывается гражданам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения?(бесплатно, за счет бюджета и страховых взносов).
  11. Можно ли получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении бесплатно?(да, на конкурсной основе)
  12. Гарантируется ли неприкосновенность жилища?(жилище неприкосновенно, только на основании судебного решения можно законно приникнуть в него)

Сообщение ученика об истории появления флага

Слово жюри по итогам второго раунда.

Третий раунд. Основы формирование законодательной и исполнительной власти в России.

  1. Как называется парламент РФ и из каких частей он состоит?(федеральное собрание; состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы).
  2. Кто может быть избран Президентом РФ?(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет).
  3.  В каких случаях президент РФ может уйти в отставку? (По истечении срока; по состоянию здоровья; в соответствии с процедурой отрешения от должности).
  4. Назовите срок, на который избирают Президента России. На какой основе проводятся выборы?( 4 года , на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании).
  5. Россия- президентская или парламентская республика?(Президентская)
  6. Какова структура Правительства РФ?(Председатель правительства; заместители Председателя Правительства РФ; федеральные министры).
  7. В каких случаях Правительство России уходит в отставку?(избрание нового президента; по своей инициативе; в результате вотума недоверия, выраженного ему Госдумой)
  8. Какова процедура назначения заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров?( Председатель Правительства представляет кандидатуры на утверждение Президенту РФ).
  9. Какие суды образуют систему Высших Судов РФ?(конституционный суд; Верховный суд; Высший Арбитражный суд)
  10. Кто может быть выбран депутатом Государственной Думы России?( гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах).
  11. Кто обладает исполнительной властью в РФ?(исполнительную власть осуществляет Правительство РФ)

Четвертый раунд. Дуэль капитанов команд. Вопросы по любой главе Конституции и истории России с 1991 года.

3. Подведение итогов игры.

Выступление жюри по результатам игры.

Награждение победителей дипломами (отметить лучших игроков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный 20-летию Конституции России. Презентация "Основной Закон России"

Тематический классный час посвященный 20-летию принятия Конституции Российской федерации.Цель данного мероприятия - формирование гражданской идентичности  посредством изучения Основного Закона Ро...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Тест: "Знаете ли вы Конституцию РФ"

Тест разработан к 25 летию со дня принятия Конституции РФ, который позволит выявить степень усвоения материала по обществознанию по теме: "Конституция РФ"...

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «25 лет Конституции России»

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.«25 лет Конституции России»Цели:формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образ...

Игра-викторина "Знаете ли вы Конституцию Республики Тыва"

Цель:  1. Углубить  в ходе игры знания учащихся  О Конституции Республики Тыва ;2. Содействовать развитию умений делать  обобщающие  выводы,выделять общие и существенные призн...

Мероприятие: «День конституции России» Россия без каждого из нас обойтись может, Но никто из нас без нее не может обойтись. И.С.Тургенев

Цель:Познакомить учащихся с основным законом государства –  Конституцией России;Дать определение государственных символов - Герба, Флага, Гимна,  способствующих  воспитанию патрио...