«Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.» разработка урока 11кл(обществознание)
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Помочь учащимся понять, что такое соц. нормы, какова их роль в повседневной жизни личности и общества в целом , рассмотреть понятие «девиантное поведение»,его положительные и отрицательные аспекты, причины возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_obshch_pyatn.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

§ 3. Роль экономики в жизни общества

Вспомните:

что характеризует общество как сложную динамичную систему? В чем проявляется многообразие и неравномерность общественного развития? Каковы основные социальные институты и их функции?

Экономическая сфера общества является важнейшей из сфер жизни. Она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность нехозяйственной деятельности человека (научной, культурной и др.), участие в той или иной форме каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.).

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий д,ля продления рода человеческого.

«Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая ценность и не определяющая причина».

Н. А. Бердяев

Экономическая жизнь общества многогранна и изучается различными экономическими науками. Мы остановимся на рассмотрении таких ее сторон, как соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, основные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура, культура).

ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения науки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наемных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предпринимателя.)

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, оказывает существенное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом.

Выводы учащихся:

существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;

  • общественное производство, и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяет появление и развитие социальной структуры;
  • экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо
    ту госаппарата,  направления деятельности  политических
    партий и др.);
  • в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества
    (здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
    издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадлежит экономическим институтам. Экономические институты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской деятельности, или постановлений по конкретным видам экономической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности).

Неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, разработан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические институты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и произвола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко используется учеными и для обозначения системы основополагающих экономических категорий (например, рынок, собственность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.),  .

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования. Почему одним странам

удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связаны с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими,

«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться

тем, чем располагает».

П. Буаст    \

Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет этой стране гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Из курса экономической географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния, или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др.

(Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)

показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности.

Так, в настоящее время Всемирный банк установил следующие черты бедности: для развивающихся стран — 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Европы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.

Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Главное условие ее решения — экономический рост.

1) Каковы место и роль экономики в жизни общества? 2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Какие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества? 5) Может ли рыночная экономика способствовать развитию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики.

думайте, обсудите, сделайте

  1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономичес
    ких делах, отмечал, что «цель государства — это совместное
    продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли
    вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
  2. В России действует около 350 тыс. общественных объ
    единений. Подберите по материалам СМИ примеры их уча
    стия в решении экономических проблем общества.
  3. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях
    экономической реформы, одна из задач которой заключает
    ся в установлении более жесткой взаимозависимости между
    результативностью  труда  и  доходами,   считают  идеологи
    российских экономических реформ. Можно ли с ними согла
    ситься? Как влияет процесс дифференциации доходов насе
    ления в условиях рынка на отношение работников к труду?
    Назовите положительные и отрицательные результаты со
    циально-экономической дифференциации в ходе реформ в
    России.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги Т. А. Махмутова о трансформации государства, экономики и общества.

Отечественная экономическая наука выявила основные контуры мировой экономической трансформации, по которой идут передовые западные страны. Это ориентация экономики на социально-рыночную модель хозяйствования, обеспечивающую ей высокую эффективность; формирование многоукладной экономики на базе многообразия форм собственности...; усиление интеграционных процессов как на мировом, так и региональном уровнях...; социализация и гуманизация экономики, характеризующие степень ее соответствия естественному своему назначению — наиболее полному удовлетворению потребностей людей, росту их уровня жизни, духовному прогрессу. И, конечно же, важнейшей составляющей трансформации мировой экономики является обеспечение устойчивого ее развития, продовольственная и экологическая безопасность, которые в нашу эпоху приобретают острый характер и имеют всеобщее значение.

Махмутов Т. А. Трансформация государства,

экономики и общества/Труды Вольного

экономического общества России.—М., 2000. — Т. 23.—С. 154.

Вопросы и задания к источнику. 1) С какими тенденциями мирового экономического развития знакомит вас автор документа? 2) В какой мере российские реформы соответствуют направлению общемирового цивилизационного развития? 3) Возможен ли свой, особый российский путь этого движения? Ответ аргументируйте. 4) Приведите примеры, подтверждающие вывод автора документа о всеобщности значения обеспечения продовольственной и экологической


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...

Разработка урока обществознания на тему "Социальные нормы. Отклоняющееся поведение."

Данный материал представляет собой разработку урока для старшеклассников. Презентация к уроку представлена в двух частях ( в связи с большим размером файла ограниченном сайтом)....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...