методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Киреева Елена Анатольевна

 Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100". Разработка включает авторскую презентацию и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kireeva_e.a._-_urok_s_primeneniem_ikt.rar14.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 КИРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА  гор. УФА  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

с применением ИКТ    

                                                                                                                                     ПО ТЕМЕ: «ДЕНЬГИ»

                                                                                      РАЗРАБОТАНО   учителем истории и  обществознания   Киреевой Е.А.                      

                                                                     

УФА-2010

                                                                                                                       КОНСПЕКТ- МОДЕЛЬ  УРОКА

Класс  7

Учебник  Обществознание

Автор учебника  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова

Страницы с 179 по 189

Тема урока   Деньги

Оборудование       1. Компьютер;

                                   2. Мультимедиа проектор;

                                   3. Набор слайдов для презентации урока;

                                  4. Раздаточный материал: распечатки с афоризмами по теме урока и проверочные задания по пройденной теме.

Демонстрационный материал   Бумажные банкноты, монеты, банковские пластиковые карты

Тип урока: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА:

1. познавательная цель – ознакомить учащихся с историей денег, их функциями;  способствовать формированию  понимания учащимися  роли денег в обществе;

2. развивающая цель – продолжить формирование умений работы с текстом учебника, анализировать спорную информацию, высказывать свое мнение с помощью аргументов, делать выводы по теме урока;

3. воспитательная цель – воспитание  нравственно-этических принципов, стремления учащихся реализовать свои способности; воспитание познавательного интереса к обществознанию.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку. Тему урока учитель не просто сообщает ученикам, а сами учащиеся узнают тему, ответив на вопрос учителя по пройденной теме.

Учитель. Ребята, давайте вспомним, чем торговля отличается от бартера? Ответы учеников.  При бартере товар меняется непосредственно на товар, а при торговле товар меняется на деньги, а деньги на товар. Значит, главное отличие торговли от бартера состоит в использовании денег.                                                                                                                                Учитель. Именно деньги и являются темой нашего урока сегодня. Запись темы урока в тетрадях учащихся. Демонстрация слайда с названием темы  (смотри слайд № 1)                                                                                                  Постановка цели урока с помощью самих учащихся. Задание учащимся: прочитать  предложенное задание в начале параграфа (стр. 179) из рубрики ОБСУДИМ ВМЕСТЕ.                                                                                  Учитель.  Какие два взгляда на деньги приведены в учебнике?

Ответ учеников. С одной точки зрения деньги это зло, а с другой – это все.

Учитель. Какая, на ваш взгляд, возникает проблема, судя по этим точкам зрения? Как вы думаете, что мы должны будем сегодня выяснить на уроке?

Ответы учеников. Нам необходимо  выяснить - какую роль играют деньги в жизни людей – хорошую или плохую.

Учитель. Давайте посмотрим,  правильно ли мы сформулировали основной вопрос нашего урока (учитель демонстрирует слайд № 2, содержащий проблемный вопрос). Запишите в тетрадях этот вопрос(в зависимости от ответов учеников, можно записать как учительский вопрос, сформулированный на слайде № 2, так и вопрос учеников, если он правильно сформулирован кем-либо из учеников).

Учитель. Итак, цель нашего урока мы с вами определили. А теперь давайте подумаем, что мы должны узнать, для того, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Ответы учеников. Мы должны узнать, что такое деньги, зачем они появились, для чего и т.п.                                                                                        Выслушав варианты ответов учеников, учитель, если понадобится, корректирует эти ответы и демонстрирует слайд № 3 с планом урока.

Кроме учебника и презентации ответить на основной вопрос урока нам помогут философские афоризмы о деньгах, распечатка с которыми лежит на каждой парте.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме: «ОБМЕН. ТОРГОВЛЯ. РЕКЛАМА» проводится в письменной форме: задания, распечатанные учителем, раздаются ученикам. Эти задания представлены в форме игры «Крестики-нолики» (смотри приложение 1)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем текст на стр. 180. После чтения текста учебника учитель задает вопрос: «Для чего люди придумали деньги».

Варианты ответов учеников. Учитель, выслушав ответы учащихся, подводит, если это понадобится, к выводу, что деньги облегчают обмен товарами.

Учитель. Ребята, как вы поняли из текста учебника, что такое деньги?

Ответы учеников. Это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Учитель. А что такое эквивалент? ( Далее следует обсуждение понятия ЭКВИВАЛЕНТ, после чего, учитель демонстрирует слайд № 4 с определением понятия ДЕНЬГИ). Запишите в тетрадях - что такое деньги. В разное время у разных народов в качестве денег использовали самые различные материалы, такие как мех, кожа, раковины, бобы какао, перья, скот, соль. Однако, постепенно основным материалом для изготовления денег стали металлы, главным образом, золото и серебро. Ребята, как вы думаете, почему именно золото и серебро вытеснили прежние материалы, что использовались в качестве денег?

Ответы учеников. Золото и серебро сами обладают высокой собственной стоимостью. Они долговечны, к тому же легко делятся на части, не теряя при этом своей стоимости.

Учитель. Деньги прошли долгий исторический путь, прежде чем приняли свой современный вид. Далее учитель демонстрирует слайд № 5 (виды денег). Сегодня существуют следующие виды денег: металлические (монеты), бумажные (купюры). Как вы думаете, ребята, почему металлические деньги со временем уступили важное место деньгам бумажным?

Ответы учеников. Бумажные деньги намного легче монет, занимают не так много места по сравнению с металлическими деньгами.

После обсуждения поставленного вопроса, учитель может продемонстрировать сравнение монет (5 монет по 10 рублей каждая) и бумажной купюры (номиналом в 50 рублей), вес которых учитель дает сравнить любому ученику, вложив в одну руку монеты, а в другую – купюру. Вывод ученика: бумажная купюра намного легче, чем металлические монеты.

Учитель. А в конце XX века люди стали использовать электронные деньги (смотри слайд № 5). Сегодня мы все чаще пользуемся даже не бумажными деньгами, а банковскими пластиковыми карточками, например, кредитными. Все сотрудники нашей школы получают заработную плату на пластиковые карточки, которые легки и удобны в использовании. Ими можно расплачиваться в магазинах (в которых предоставляется такая услуга), оплачивать жилищно-коммунальные услуги, интернет, мобильную связь, кредиты. И при этом не нужно носить с собой постоянно кошелек с деньгами, вся информация о ваших деньгах содержится на небольшом кусочке пластика (демонстрация пластиковой карточки). По мнению многих ученых будущее за электронными деньгами.

 Итак, мы выяснили, что такое деньги, какими они были в прошлом, для чего деньги были изобретены, какие виды денег используются в современной экономике. Какой вывод напрашивается по основному вопросу урока?

Ответ учеников. Деньги это средство, значительно облегчающее обмен товарами. А это значит, что деньги играют важную роль в жизни людей. С этой точки зрения роль денег положительная.

Учитель. Запишите в тетрадях вывод по основному вопросу урока. Ученики записывают вывод: Деньги это средство, значительно облегчающее обмен товарами. Следующий вопрос нашего урока – функции денег. Учитель демонстрирует слайд № 6 (Функции денег).  Откройте учебник на странице 182, где представлена схема «Функции денег» с рисунками, позволяющими понять назначение каждой из функций денег. Далее учитель демонстрирует слайды №7,8,9,10,11. По ходу демонстрации слайдов учителем дается объяснение каждой из функций. В ходе объяснения не прерывается обратная связь с учениками. Учитель задает наводящие вопросы по той или иной функции, и предоставляет слово ученикам. Например, при рассмотрении функции накопления, уместно задать вопрос учащимся о назначении этой функции (с этой задачей ученики справляются легко, глядя на экран, где видят фотографию копилки). Можно также спросить, есть ли в классе учащиеся, которые на данный момент откладывают деньги на будущую покупку (как правило – в классе найдется несколько человек, которые расскажут о том, на что они копят деньги).

Вопрос учителя. Ребята, мы с вами только что познакомились с основными функциями денег. Какой вывод вы можете сделать по основному вопросу урока?

Ответ учеников. Деньги выполняют очень важные для людей функции, без денег мы не можем обойтись, мы сталкиваемся с необходимостью использовать деньги, так или иначе, ежедневно. Современная экономика не может существовать без денег (данный вывод учащиеся делают после вопроса учителя о том, что случится с экономикой, если вдруг деньги исчезнут).

Учитель. Запишите наши выводы в тетрадях. Учащиеся записывают фразу: «Деньги выполняют в экономике важные функции, поэтому современная экономика не может без них существовать».                                                                 Далее учителем демонстрируется слайд № 12 (ИТОГИ). Учащиеся сравнивают свои записи с итогами, представленными на экране. Последний вывод на вопрос о том, какую роль выполняют деньги – положительную или отрицательную, каждый из вас сделает индивидуально. В этом каждому из вас помогут афоризмы. Прочитайте, пожалуйста, распечатку с афоризмами (смотри приложение 2). Какие выводы мы можем сделать, на основании прочитанного текста?

Ответы учеников. Ответы учащихся могут быть разными. Задача учителя направить эти ответы в нужное русло. Учащиеся должны прийти к выводу, что сами по себе деньги всего лишь средство, облегчающее обмен товарами. Деньги можно использовать по-разному. С помощью денег можно помочь родным и близким, людям, которые очень нуждаются в помощи.

Учитель. Действительно, деньги можно и нужно использовать в самых добрых целях. Например, у нас ежегодно в школе проводится благотворительная акция «Дети – детям», в ходе которой мы помогаем детским домам и детским садам. В этом году, мы собрали деньги, купили настольные игры для воспитанников детских садов. Ребята из нашего класса отнесли купленные на собранные школой деньги в детский сад № 23. Это доброе дело, т.к. деньги использованы в благотворительных целях. Но только ли с благими целями люди используют деньги?

Ответы учеников.  Есть люди, для которых деньги превращаются в цель жизни, тогда люди способны ради денег на все – на предательство, кражи, убийства.

Учитель. Сегодня девятый день с момента страшного террористического акта, совершенного в Московском метро. Многие люди в России, да и в мире, восприняли эту трагедию, как свою боль. Нашлись те, кто бросился на помощь пострадавшим, бесплатно сдавал кровь, но были и те, кто поспешил на этом страшном горе «сделать деньги». Что вы знаете об этом?

Ответы учеников. Нашлись таксисты, которые сразу же взвинтили цены на свои услуги в несколько раз – об этом говорили в новостях, писали в интернете. Возможно, кто-то из учащихся, читал о мобильных мошенниках. Если нет, то учитель может рассказать об этом.

Учитель. Горем смогли воспользоваться и мобильные мошенники. В первое время после взрывов многие москвичи не могли дозвониться до родных, друзей и знакомых, т.к. связь была перегружена. Люди стали получать SMS сообщения, например, такие: «Мама, я была в вагоне, жива, положи срочно 600 рублей на телефон» или «Я в метро, все плохо! Положи денег на телефон». В это время у людей не возникало мысли о мошенничестве, ибо в такой момент у многих работала не голова, а сердце. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов? Далее, после обсуждения, учитель предлагает каждому учащемуся записать в тетрадке свой собственный вывод о роли денег в жизни людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Учитель. Теперь, после записи выводов, вы выполните небольшое задание.

 Учитель демонстрирует слайд № 13 с заданием на усвоение вопроса о функциях денег. После выполнения задания, выставляются оценки, и выбирается самый активный ученик (ученица), давший самый интересный ответ (или высказавший самое оригинальное мнение) на уроке. Если мнения учащихся о самом активном представителе класса на данном уроке различаются, можно провести голосование и выбрать автора самого лучшего ответа (если кандидатур – два и более человека).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель демонстрирует на экране последний слайд с домашним заданием двух уровней сложности (смотри слайд № 14). Первый уровень сложности подразумевает задания, выполнив которые, ученик может заработать оценку «4». Второй уровень сложности рассчитан на оценку «5».

МЕДИАМАТЕРИАЛЫ

Презентация, состоящая из 14 слайдов;

Приложение 1;

Приложение 2.

                                                          Приложение 1

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  № 1(в форме игры «Крестики-нолики)

1.    Любой товар обладает стоимостью.

 2.    Бартер это набор разнообразных товаров.

 3.    Натуральное хозяйство лучше отвечает целям экономики, нежели товарное хозяйство.

4.     Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительской стоимостью.

5.     По мнению Адама Смита, источником богатства народа является торговля.

6.     Торговля это обмен товарами между людьми с помощью денег.

7.     Продажа товаров мелкими партиями называется оптовой торговлей.

8.     Первые рекламные агентства возникли в США еще в XIX веке.

9.     Современные фирмы затрачивают значительные средства на рекламу.

 

1

2

3

  4

5

6

7

8

9

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 (в форме игры «Крестики-нолики)

1.     В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается.

 2.   Общественное разделение труда способствует обмену.

 3.    Денежное выражение ценности товара называется ценой.

4.     Товаром является любой продукт, произведенный человеком.

5.     Потребительская стоимость это способность товара быть полезным людям.

6.     Бартер является самым удобным способ обмена.

7.     Развитие торговли привело к Великим географическим открытиям.

8.     Родиной современной рекламы является Германия.

9.     СМИ несут ответственность за достоверность рекламы.

1

2

3

    4

5

6

 7

8

9

Приложение 2

АФОРИЗМЫ ПО ТЕМЕ «ДЕНЬГИ»

- Если деньги – все, что вам нужно, то это все, что вы получите;

- Деньги плохой хозяин, но хороший слуга;

- Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги;

- Деньгами надо управлять, а не служить им;

- Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться;

- Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов – цель;

- Деньги, которыми обладаешь, - орудие свободы; те, за которыми гонишься, - орудие рабства;

- В мире денег нет места человеку;

- За деньги можно, конечно, купить очаровательного щенка, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом,

- Счастье не в деньгах, а в умении быть в их отсутствии счастливыми;

- Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...