Рабочая программа по обществознанию (5 класс).
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию (6 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Согласовано. Рассмотрено.
Директор МБОУ с. ш. № 2 Зам. директора по УВР На заседании МО
__________Н. Ф. Тихонова _________О. П. Юрковец Протокол №____
«___»_________20____г. «___»___________20___г. от «___»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Уроков обществознания
Классы: 5 А, Б, В
Учитель: Тюлькина Надежда Александровна
Количество часов за год: 51; по программе: 51
Всего: 51 ч.; в неделю: 1,5 ч.
Плановых контрольных уроков: 3
Планирование составлено на основе программы:
Учебник:
Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. Методическое пособие /Авт.-сост.: Т. А. Корнеева, О. А. Корнеева. – М.: Планета, 2014 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой Обществознание. 5 класс М.: «Просвещение», 2013 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф. |
Методическая литература:
1.Общая методика преподавания обществознания в школе. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова М.: «Дрофа», 2008.
2. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева М.: «Апрель», 201
Рабочую программу составил (а) ______________________ Тюлькина Н. А.
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010.
2. Примерные программы по учебным предметам. (Стандарты второго поколения). Обществознание 5-9 классы. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение, 2010.
3. Рабочая программа по обществознанию. 5 класс (учебник «Обществознание. Гражданин, общество, государство» автор Л.Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова; издательство 2Просвещение») Методическое пособие / Авт.-сост.: Т.А. Корнеева, О.А. Корнеева. – М.: Планета, 2014.
Данная программа составлена в связи с переходом на ФГОС второго поколения. Примерная программа совпадает с Программой автора Л. Боголюбова по данному курсу. В данной программе учтены все требования стандартов второго поколения.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 51 час (1,5 часа в неделю). Из них: 1час – тематический итоговый зачет (урок итогового обобщения), 8 часов – тематический текущий зачет, 2 часа - защита проектов, 3 часа - практикумы по темам, 2 часа – уроки повторения и обобщения.
Распределение учебного материала в 5 классе.
№ п/п | Наименование главы | Количество часов |
1 | Человек | 7 |
2 | Семья | 10 |
3 | Школа | 11 |
4 | Труд | 8 |
5 | Родина | 13 |
6 | Повторение | 2 |
Итого | 51 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] : под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.
- Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. -М. : Просвещение, 2013.
- Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. И. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. - М. : Просвещение. 2012.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 5 классе изучение содержания программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета начинается с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание уделяется нравственным основам межличностных отношений.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводиться 75% учебного времени. Программа модифицированная. На курс изучения обществознания по программе в МБОУ СОШ № 2 в 5 классе отводится 51 час (1,5 часа в неделю), авторская программа – 34 часа, (1 час в неделю). Программа рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Цели изучения обществознания в основной школе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения
содержания курса «Обществознание».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечения образовательного процесса.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 5-6 классах, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений. Связь обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Данная рабочая программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определенная оснащенность учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами: тексты Конституции Российской Федерации, важнейшие законодательные акты; тематические таблицы и другие средства наглядности.
При работе с использованием новых информационных технологий привлекаются материалы Интернета, а также созданные для основной школы цифровые образовательные ресурсы.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного курса.
Глава I. Человек – 7 часов.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья – 10 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа – 11 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд – 8часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина – 13 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование. Защита проектов.
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Межпредметные связи.
История, 5-й класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 5-й класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Предпочтительные формы организации учебного процесса.
Типы уроков | Педагогические технологии | Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа | Интерактивные: - игровые; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления | Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.
Вид контроля | Авторы заданий |
Тестирование | ---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011. ---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2013. |
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами | |
Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа | |
Исторический диктант | |
Работа над проектом |
В МБУ СОШ № 2 г. о. Тольятти используется традиционная пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебника, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
При выполнении письменных работ:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Примерные темы проектных работ по обществознанию для учащихся 5 класса:
Исследовательские:
- Мифы о происхождении человека.
- Как государство помогает семье.
- История паралимпийских игр.
- Права ребёнка в Конституции РФ.
- Организация семейного досуга. Свободное время школьника.
Проектные:
- Роль семьи в моей жизни (родословное дерево).
- Мой дедушка (бабушка) участник Великой Отечественной войны.
- Моё доброе дело.
- Традиции народов России. Национальный костюм (народы России).5.Хорошо учиться - это значит?
- Социальный портрет моего сверстника.
- Знай свои права (пособие для подростка).
- Здоровый образ жизни.
- Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
- Мой город — город для всех.
- Человек долга — кто он, каков он?
- Свободное время школьника.
- Хорошо учиться - это значит?
Обобщающий алгоритм для обучения детей решению продуктивных заданий:
1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.
2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания (в тексте, в иллюстрации и т.п.).
3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.
4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.
5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…», «потому что…», «во-первых,… во-вторых,…».
6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание».
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Приложение 1
Универсальные учебные действия | |
| Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) | |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне | |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | |
| Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ | |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ | |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки | |
|
|
Понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно | |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей | |
| Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор | |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других | |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор |
Литература.
Нормативные документы.
1. Конституция РФ.
2. Закон об образовании.
3. Стандарт основного общего образования по обществознанию (базовый уровень).
4. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов. Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Лазебиикова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 кл. : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. .учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие /А. А. Сычев. -М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс. 2007.
Учебно-методическое обеспечение.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (СЭ-КОМ).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). -1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5 класс.
№ урока | Основное содержание темы | Кол-во часов | Основные термины и понятия | Контроль | Особая форма урока | Планируемые результаты | |||
Личностные УУД | Метапредметные Познавательные: / П.: Коммуникативные: / К.: Регулятивные: / Р.: | Предметные УУД | |||||||
1 | Вводный урок. | 1 | Обществознание, гражданин, опора. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. | с.5-8 | Комбинированный | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. Отличать общественные науки от других наук. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Научатся: работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | |
Тема 1. Человек. | |||||||||
2-4 | Загадка человека. | 3 | Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность | Презентация «Человек родился». &1 | Ознакомление с новым материалом | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; умение оценивать своё задание по параметрам: легко выполнять ориентиров | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | |
5-7 | Особый возраст - отрочество | 3 | Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек -личность» &2 | Комбинированный | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | |
8 | Урок повторения и обобщения по теме «Человек». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |||
Тема 2. Семья | |||||||||
9-11 | Семья и семейные отношения. | 3 | Причины создания семьи. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Презентация «Семья» &3 | Ознакомление с новым материалом | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; формировать личностное отношение к семье как основе нормального развития личности; описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей и на взаимоотношения в семье; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов и противоречий | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |
12-14 | Семейное хозяйство | 3 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. | Презентация «Семейный бюджет» &4 | Ознакомление с новым материалом | Оценивать с позиции норм морали собственные потреб Формировать негативное отношение к неразумным потребностям. | осуществлять поиск информации о семье, Уметь переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок; Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию; Уметь контролировать свою деятельность на определённых этапах выполнения учебной задачи и в случае необходимость её корректировки; | Понимать и объяснять понятие «домашнее хозяйство, потребности, рачительный хозяин, экономика, домашний труд » Осуществлять классификацию и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи | |
15-17 | Свободное время. | 3 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Хобби. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | Презентация «Делу время, потехи час» &5 | Ознакомление с новым материалом | Уметь выделять нравственный аспект поведения, определять свой личный опыт поведения; Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать ЗОЖ | Устанавливать причинно-следственные связи между рациональным распоряжением времени и собственным поведением, Раскрыть роль сотрудничества в группе в поисках и обработке информации; Уметь достаточной полнотой выражать свои мысли и при необходимости подтверждать её конкретными примерами; Составлять план решения задачи, определять путь решения этой задачи и при необходимости её корректировать. | Определять понятия «свободное время, хобби», Получить знания о сознательном исполнении подростками социальных ролей в пределах своей дееспособности; | |
18 | Урок повторения и обобщения по теме «Семья». | 1 | С. 38-39, 47-48 | Обобщение и систематизация знаний | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры и народов, религий | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ||
Тема 3. Школа | |||||||||
19-21 | Образование в жизни человека | 3 | Образование, школа, урок | Презентация «Профессия-ученик» &6 | Ознакомление с новым материалом | Уметь определять для себя черты школьника и осознание себя в роли ученика. Находить ответ на вопрос «Какое значение для меня имеет образование?»; формировать желание выполнять учебные действия | Находить, извлекать и систематизировать информацию из сети Интернет по проблемам образования; характеризовать образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливать причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни | Давать определение понятиям «образование, формы образования, ступени образования» | |
22-24 | Образование и самообразование | 3 | Презентация «Профессия-ученик» | Комбинированный &7 | Осознавать значимость образования в жизни человека и общества; | Умение выражать собственную точку зрения аргументировать её умение работать в микрогруппе, умение ставить цель | Давать определение понятиям образование и самообразования, осуществлять поиск информации с использованием доп информации | ||
25-27 | Одноклассники, сверстники, друзья | 4 | Друзья, сверстники одноклассники | Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» &8 | Комбинированный | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |
28 | Контрольная работа № 1. | 1 | Письменная работа | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |||
Тема 4. Труд | |||||||||
29-31 | Труд - основа жизни | 3 | Труд, богатство, бедность | Пре-зента-ция «Труд-основа жизни» &9 | Ознакомление с новым материалом | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Формировать позитивное отношение к труду и результатам своего труда как основе своего благополучия и его значимость для общества | Регулятивные: ставят учебную за-дачу; определяют последователь-ность промежуточных целей с учё-том конечного результата; составля-ют план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава-тельную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Научатся: определять значение труда в жизни человека; различать моральную и материальную оценку труда; характеризовать труд как один из основных видов деятельности человека. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | |
32-34 | Труд и творчество | 3 | Труд, творчество | Пре-зента-ция «Труд и творчество» &10 | Комбинированный | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, характеризовать творчество как высшее достижение трудовой деятельности. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |
35 | Практикум по теме «Труд». | 1 | С. 80-81, 89-90 | Обобщение и систематизация знаний | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ||
Тема 5. Родина | |||||||||
36-38 | Наша Родина-Россия | 3 | Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм | Презентация»Что значит быть патриотом» &11 | Ознакомление с новым материалом | формировать в себе качества патриота и гражданина; Выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме-жуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Определять значение понятий «федерация, Субъект федерации, герб, флаг, Конституция, государственный язык, патриот, Отечество, Отчизна»; знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа; | |
39-41 | Символика России | 3 | Герб, флаг, гимн | Презентация «Государственная символика» &12 | Ознакомление с новым материалом | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |
42-44 | Гражданин России. | 3 | Гражданин, права, обязанности граждан, референ-дум, выборы | Презентация «Гражданин-Отечествадостойный сын» &13 | Ознакомление с новым материалом | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: | |
45-47 | Мы - многонациональный народ. | 3 | Национальность, национализм, Конституция России, | Презентация «Мы - многонациональный народ» & 14 | Комбинированный | Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анали-зировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |
48 | Контрольная работа № 2. | 1 | Письменная работа | Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |||
49-50 | Защита проектов. | 1 | Индивидуальные презентации учащихся | Проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава-тельную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся: определять все термины за курс 5 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |||
51 | Итоговая контрольная работа № 3. | 1 | Индивидуальные презентации учащихся | Письменная работа | Выражают адекватное пони-мание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Научатся: определять все термины за курс 5 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....