Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.
статья по обществознанию на тему

Елена Юрьевна Карасавиди

 

        Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульное обучение. В качестве основных принципов блочно-модульной технологии обучения выступают принципы цельности, динамичности, гибкости, осознанной перспективы и паритетности. Основополагающий принцип цельности, который, с одной стороны, предполагает структуризацию содержания обучения, с другой стороны обеспечивает цельность и завершенность. Модульное обучение предусматривает возможность выбора учащимися наиболее подходящего пути организации процесса обучения. Ученик может комбинировать несколько вариантов обучения. Процесс модульного обучения включает в себя возможности применения разнообразных технологий и методик, приемов и средств обучения. Активно применяется индивидуальный подход, коллективные методы работы, метод проектно-исследовательской работы, элементы игровой технологии, решение проблемных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5, г.Пыть-Ях, ХМАО

Карасавиди Елена Юрьевна

Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы

Российская образовательная система на современном этапе переживает радикальные изменения. В среднее школьное образование внедряется множество инноваций. Многие из них носят прогрессивный характер, некоторые со временем отвергаются. Прижилась в России система ЕГЭ, хотя по-прежнему вызывает множество споров. Одним несомненным достоинством современной школы стало введение профильных классов. Необходимость гуманизации образования вызвана необходимостью оптимизировать образовательный процесс, гуманизация предполагает индивидуализацию и дифференциацию, которые эффективно могут быть реализованы через различные типы учебных программ. Обучающийся получает возможность выбрать интересующий его образовательный профиль, обеспечить для себя углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульное обучение. В качестве основных принципов блочно-модульной технологии обучения выступают принципы цельности, динамичности, гибкости, осознанной перспективы и паритетности. Основополагающий принцип цельности, который, с одной стороны, предполагает структуризацию содержания обучения, с другой стороны обеспечивает цельность и завершенность. Модульное обучение предусматривает возможность выбора учащимися наиболее подходящего пути организации процесса обучения. Ученик может комбинировать несколько вариантов обучения: коллективную работу, самостоятельную работу при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или с педагогом.

Я начала внедрять систему блочно-модульного обучения в старших классах с 2010 года. Данная технология позволяет более продуктивно организовать учебный процесс. Процесс модульного обучения включает в себя возможности применения разнообразных технологий и методик, приемов и средств обучения. Активно применяется индивидуальный подход, коллективные методы работы, метод проектно-исследовательской работы, элементы игровой технологии, решение проблемных задач.

Образовательный курс разбит на блоки, которые включают в себя ряд модулей. Это позволяет организовать процесс образования более эффективно. Каждый модуль ориентирован на более глубокое изучение темы, к каждому блоку разработаны разноуровневые практические задания. Например, осваивая такую учебную дисциплину как право, есть возможность более глубоко изучить тему «Гражданское право», изучая ее обучающиеся осваивают такие умения как: оформление гражданского иска, оформление гражданского договора, заключение сделки. Более широкий теоретический уровень представлен заданием в форме эссе «Роль частного права в гражданском обороте». Данная работа позволяет увидеть, насколько подросток понимает тему в целом, каков уровень усвоения понятийной базы, как развито умение аргументировать свою точку зрения.

Особый интерес обучающихся вызывает метод проектно-исследовательской работы. Зачётной работой за год является исследовательский проект. Ученики сами выбирают тему исследования (в рамках предмета), проводят сбор материала. Создавая проект, они более глубоко изучают тему, работают с дополнительной литературой, проводят анкетирование и социальный опрос.  В ходе работы применяют информационные технологии (например, многие проводят соцопрос в социальных сетях, затем составляют графики и диаграммы по итогам опроса и анкетирования, составляют презентации). Некоторые проекты требуют развития социального сотрудничества (беседы с работниками органов ГОВД, журналистами, специалистами в разных областях трудовой деятельности, проведение мероприятий с младшими школьниками). Ребята с удовольствием занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах творческих работ разных уровней. Лучшие работы представляются на школьном конкурсе творческих работ «Шаги в XXI веке», затем, пройдя отбор, некоторые попадают на муниципальный конкурс «Шаг в будущее» и, одержав победу на городском конкурсе, имеют возможность представить свое исследование на региональном уровне. Таким образом, обучающиеся в процессе изучения предмета приобретают не только знания, но и необходимые в современном мире навыки и умения, а также ключевые компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

В свете всего вышесказанного, следует еще раз обратить внимание на то, что современная система образования должна быть гибкой, решать проблемы приобретения качественных знаний, давать не только знания, но и помогать детям осваивать необходимые компетенции, широко применять деятельностный подход. Именно профильное образование помогает подростку раскрыть свои способности, обрести веру в себя, в свои возможности. Образование, как и много лет назад, остается важнейшей ценностью общества, как говорил Л.Н. Толстой: «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Проект "Управление качеством образования на старшей ступени"

Проект направлен на повышение качества образования учащихся 10-11 классов в связи с низкими результатами ЕГЭ....

Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.

Статья о  применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....

В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного

Образование- один из важнейших приоритетов социальной политики российского государства. С его реализацией напрямую связаны успехи нашей страны, наращивание ее интеллектуального и экономического потенц...