"Декларация прав человека" - классный час
классный час по обществознанию (5 класс) на тему

На мероприятии дети познакомились с Декларацией прав человека, на примере героев любимых мультфильмов смогли сами определить какие права были нарушены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deklaratsiya_prav_cheloveka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Ребята, давайте жить дружно! 
Слова Кота Леопольда, сказанные им по прочтении
Всеобщей декларации прав человека.

      ВЕДУЩИЙ: Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?..
       Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась
Всеобщая декларация прав человека. 

        Но сначала давайте определимся с вами с понятиями «человек», «гражданин», «гражданство».

     Человек является существом не только общественным, но и биологическим. Человек рождается, болеет, лечится, учится, женится, трудится, наслаждается музыкой. Понятие «человек» гораздо шире, чем понятие «гражданин», поэтому   документ и называется «Всеобщая декларация прав человека».

      Понятие «гражданин» появилось в начале  17 века. На Руси, вы, наверное, знаете, было Смутное время. Иностранные войска в Кремле. Разруха, голод, предательство… Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет иностранных захватчиков. В народной памяти россиян Кузьма Минин остается Гражданином Мининым. Именно эти слова выбиты на постаменте памятника, установленного на Красной площади в Москве: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

      Вы спросите: «За что эта высокая честь?» За патриотическую инициативу, за спасение Отечества, за способность подняться над личными интересами и подчинить себя служению интересам общенародным. Посадский житель Кузьма Минин является Гражданином в самом высоком смысле этого слова.
       В истории нашей страны в ХХ в. слово «гражданин» употреблялось в разных значениях. В 30-е гг. был снят фильм о С. М. Кирове. Его назвали «Великий гражданин». В то же время к сотрудникам органов внутренних дел и милиции подозреваемые не имели права обращаться со словом «товарищ». Полагалось говорить «гражданин». Это и понятно: обращение «гражданин» было политически нейтральным, а «товарищ» — несло важную политическую нагрузку («товарищ» — значит «свой», а «граждане» — все остальные люди).

        Во многих документах о правах и свободах людей говорится как о правах человека и гражданина. Самый известный манифест Французской революции назывался декларацией прав человека и гражданина. В главе 2 Конституции Российской Федерации также закрепляются права и свободы человека и гражданина. Чем же различаются понятия «гражданин» и «человек»? В чем их специфика?

Итак, гражданин — это, прежде всего человек, наделенный гражданскими, политическими и иными правами и обязанностями и поступающий в соответствии с ними. Настоящий гражданин обладает при этом способностью рассматривать свои права как обязанности, и наоборот, обязанности — как права. Он активно участвует в политической и правовой жизни общества, например в качестве ответственного и знающего избирателя. Законы, принятые государственной властью, обращены к человеку, прежде всего как к гражданину. Государство обязано защищать гражданина, а гражданин — быть, по меньшей мере, лояльным по отношению к государству, его законам, символам и решениям.

 Говоря о человеке как гражданине, мы подразумеваем, что он обладает гражданственностью. Это довольно сложное понятие, характеризующее определенные качества личности.

Гражданственность предполагает возможность человека участвовать в управлении классом, школой, а в будущем даже страной, участвовать в решении общенациональных задач; пользоваться правами и исполнять обязанности, как в личных интересах, так и в интересах общества, мыслить государственно.

Принадлежащее Н. А. Некрасову чеканное определение: гражданин — «Отечества достойный сын», патриот очень точно характеризует истинного гражданина.
     «Быть человеком» — значит не причинять другому зла, уметь простить, помочь — просто так, «ни за что». В обычных, повседневных отношениях, в которых и проходит жизнь каждого из нас, это обращение воспринимается как естественная, по-человечески понятная просьба.

      Гражданство — это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству, оно является юридической основой обладания гражданином всей совокупностью прав и обязанностей. Подавляющее большинство родившихся или постоянно живущих в России людей являются ее гражданами. Российское гражданство приобретается по рождению, но его можно получить и в зрелом возрасте. В России допускается и двойное гражданство. Гражданство каждого человека закреплено в таком официальном документе, как паспорт. Он так и называется «Паспорт гражданина Российской Федерации».

 В Конституции РФ сказано, что российский гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его. Эта важная норма международного демократического права уважается во всех цивилизованных странах мира.

 Итак, все права человека закреплены в официальном документе и называется он – «Всеобщая декларация о правах человека». Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. ООН – это международная организация, которая создана для поддержания безопасности и согласия во всем мире. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать... Ну, а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека, что мы и сделаем на нашей сегодняшней встрече с помощью примеров случаев из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивались бы права человека.

Задание 1. 

ВЕДУЩИЙ: Статья 1 Всеобщей декларации прав человека звучит так:

“Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски”.
      А теперь послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена “Гадкий утенок”:

      “Только бедного безобразного утенка — того, что вылупился позже других, — обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки, и куры.

— Больно уж велик! — говорили они. Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито кричали на него:

— Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный! А мать добавляла:
— Глаза бы мои на тебя не глядели!”

Каким образом нарушается первая статья в этом отрывке?

(Ответы ребят.)         

Задание 2.

     ВЕДУЩИЙ: “Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию” — так звучит статья 9 Всеобщей декларации.
     Скажите, в каком произведении одного из персонажей приговорили к тюремному заключению на всю жизнь только за то, что он нечаянно наступил на ногу принцу? (Старого Чипполоне. Дж. Родари “Приключения Чиполлино”.)

(Ответы ребят.)

Задание 3.

      ВЕДУЩИЙ: Одна из статей Декларации (13-я) звучит следующим образом: “Каждый человек имеет право свободно передвигаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину”.

     Вспомним теперь сказку В. Гаршина “Лягушка-путешественница”. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?
• в пределах болота;

• в пределах страны;

• без ограничений. 

(Ответы ребят.)

Задание 4.

     ВЕДУЩИЙ: А вот русская народная сказка “Лиса, заяц и петух”. Помните, что говорил заяц зверям; которые спрашивали, почему он плачет? — “Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала”. 
     Я сейчас перечислю разные права, а вы выберете, какое из них нарушила лиса в этой сказке:
• право на жизнь;
• право на труд;
• право на неприкосновенность жилища; 
• право на свободу передвижения.
(Ответы ребят.)
   
ВЕДУЩИЙ: Правильно. “Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища”. Так гласит статья 12.
3адание 5.
     
ВЕДУЩИЙ: “Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований”. Это статья 14.
      Вспомним Дюймовочку. Как она реализовала это право?
(Она нашла убежище в стране эльфов, куда ее отнесла ласточка.)
Задание 6.

         ВЕДУШИЙ: Давайте вспомним “Сказку о царе Салтане”.
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Делать нечего, бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой,
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян —

Так велел де царь Салтан.
Как бы вы назвали право, которое нарушили царь и бояре?

  • право человека на гражданство;
  •  право на труд;
  • право свободно передвигаться и выбирать место жительства

(Ответы ребят.)

Задание 7.

          ВЕДУЩИЙ: Помните, что сделали с  Буратино лиса Алиса и кот Базилио, когда он не согласился отдать им свои золотые?
     “Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые...” 
Я перечислю несколько прав, а вы выберите одно (или несколько), которое нарушили разбойники в отношении Буратино:
• право на свободу передвижения;
• право не быть подвергнутым пыткам;

•  право на владение имуществом.

(Ответы ребят.)

Задание 8.

      ВЕДУЩИЙ: Следующая статья (24-я) звучит так: “Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда. И каждый имеет право на отдых”.
   В каких сказках вы встречали нарушение этой статьи декларации?

  • Ш. Перро “Золушка”;
  •  С. Маршак “Двенадцать месяцев”;
  • Х.К. Андерсен «Дюймовочка».

Задание 9. 
       
ВЕДУЩИЙ: Продолжите, пожалуйста, мою мысль: съев Красную Шапочку, Серый Волк посягнул на... (Личную неприкосновенность, на жизнь и свободу. Об этих правах говорится в статье 13 Декларации.) 
(Ответы ребят.)
Задание 10.
       ВЕДУЩИЙ: Помните, как начинается сказка К. Чуковского “Бармалей “?
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, —

Не ходите, дети,
В Африку гулять.
      В этой сказке нарушены чьи-либо права?
(“Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом”, — гласит статья б Всеобщей декларации.)

(Ответы ребят.)

      ВЕДУЩИЙ: Вот вы и познакомились со Всеобщей декларацией прав человека и знаете, какими правами вы обладаете. Но не забудьте о том, что, кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Декларация прав человека"

Классный час, посвященный к 60-летию принятия Декларации прав человека...

Презентация "Декларация прав человека"

Преентация "Декларация прав человека"...

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Открытый классный час "ООН и всеобщая декларация прав человека"

Данный классный час проводится в форме тематической беседы, в ходе которой дети подводятся к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дается общее представление о...

Классный час "Всеобщая Декларация прав человека"

Классный час разработан для обучающихся 8 класса...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Классный час на тему: «Декларация прав человека»

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря 2018 года в образовательных организациях Российской Федерации пройдет Единый урок прав человека. Инициатором Единого урока выступила Уполномоченн...