Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания
статья по обществознанию на тему

Горина Наталья Константиновна

В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sot_na_urokakh_obshchestvoznaniya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и  воспитания

Учитель истории и  обществознания

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

Красноярского района

Самарской области

Горина Наталья Константиновна

            В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология.

            Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

            Новые задачи, стоящие перед современной школой, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно-рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, парацентрическая технология обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

            Данные проблемы очень эффективно решаются на уроках обществознания. Современное обществознание как школьный предмет характеризуется  интегрированным характером, опорой на педагогически отобранный материал целого ряда общественных наук. В школьный курс обществознания включены содержательные линии: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера. На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания курсов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В то же время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы,  помогают ученикам в развитии их социальной компетентности, умений руководствоваться в обществе не только своими собственными знаниями, но и разбираться в особенностях устройства политической системы страны, понимать, что такое современное общество и что влияет на его развитие.

            Обществознание как школьный предмет отличают:

  • направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
  • особая, в сравнении со многими школьными дисциплинами, нацеленность на межпредметные связи;
  • практико-ориентированный характер.

            Современный подход к преподаванию обществознания базируется на следующих положениях:

  • направленность на социализацию школьников, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим реализуется нацеленность на овладения учащимися: знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук; умениями (способами умственной и практической деятельности); ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности); опытом творческой деятельности (в том числе в ходе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях);
  • нацеленность на создание условий для представления школьника обо всей системе общественных отношений, самореализации личности учащегося;
  • ориентированность содержания курса на возможности различных методологических подходов, существующих в современной науке, направленность предмета на раскрытие многомерной картины жизни общества;
  • представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей.

            Изучение курса предполагает использование различных инновационных технологий. На уроках обществознания мною используются следующие технологии:

  • информационные технологии;
  • технологии деятельностного подхода;
  • игровые и дискуссионные технологии.

Информационные технологии

            Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии  являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. На своих уроках, с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования и организации благоприятных условий усвоения материала, я широко использую компьютерные презентации иллюстрированного характера.

            Информационные технологии использую для достижения следующих педагогических целей:

  1. Повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
  2. Углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации.

Технологии деятельностного подхода

Групповая деятельность         

            Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом, познает мир через деятельность.

            В своей работе я отдаю предпочтение различным видам индивидуальной, парной и групповой работы. Групповая деятельность учащихся способствует воспитанию чувства товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями. Деление учеников на пары и группы дает ученикам больше возможности для участия и взаимодействия, снимает стрессобразующую ситуацию при решении учебной проблемы и придает чувство уверенности при ответе.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определите принцип деления на группы:

  • разделить класс на мальчиков и девочек;
  • разделить на группы друзей;
  • произвольно (по дню или месяцу рождения, первой букве имени, цвету глаз, росту и т.д.)

ШАГ 2

            Продумайте расположение групп в классе (учебные столы заранее можно поставить так, чтобы каждая группа удобно расположилась на своем рабочем месте; если нет возможности переставить столы, ученики могут образовать группы, повернувшись лицом к сидящим сзади; можно рассадить группы без столов, на стулья, расположенные кругом). Рассадите учащихся так, чтобы все в группе хорошо видели друг друга.

ШАГ 3

            Заранее познакомить учащихся с правилами работы в группе. На каждом столе желательно иметь соответствующую памятку. Хорошо, если учащиеся самостоятельно после нескольких групповых занятий выработают памятки с наиболее приемлемыми дл них правилами. Замечательно, если эти памятки будут составлены не сухим языком, а с чувством юмора.

ШАГ 4

            Распределение ролей в группе (определяется характером и объемом задания). Если выполнение задание займет достаточно много времени, необходимо решить, кто будет вести протокол. Обязательно должен быть выбран старший группы.

ШАГ 5

            Подготовка групп к выполнению задания. Четко объясните задание. Определите время для его выполнения.

ШАГ 6

Самостоятельная работа группы.

            Роль и место учителя на этом этапе урока:

  • наблюдать со стороны за ходом работы групп, быть готовым прийти на помощь;
  • не спешить, не прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда работа группы идет
  • не по правилам или учащиеся не правильно поняли задание;
  • не отдавать предпочтение ни одной группе, всем уделять равное внимание;
  • предоставлять челнам группы право свободного обсуждения поставленной проблемы; приходить на помощь только по просьбе группы;
  • поощрять работу групп;
  • быть готовым к непредвиденному повороту обсуждения, при этом не оказывать давления на группу.

ШАГ 7

            Отчет группы о проделанной работе. Если время урока позволяет, то учащиеся из других групп могут задавать вопросы для уточнения позиции группы. Отчет может сопровождаться иллюстративным материалом, который изготовила группа (в данном случае группа должна быть заранее поставлена об этом в известность, заранее должен быть приготовлен соответствующий инвентарь – фломастеры, ватман, цветные мелки и т.д.)

ШАГ 8

            Оценка. Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Пусть это сделают учащиеся. Спросите их, чем было полезно и интересно проведенное занятие, чему оно их научило. Если ответы будут отрицательными, спросите, как бы они сами провели такое занятие. Используйте советы учащихся при проведении последующих занятий.

Тренинговая форма обучения

            На уроках, особенно в 7 классе, активно использую тренинговую форму обучения. С помощью тренингов на уроке создаются условия для получения учащимися личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания. Тренинги содействуют реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. 

            В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.

«Мозговой штурм»

            Очень интересна для ребят и такая форма технологии деятельностного подхода как «мозговой штурм». «Мозговой штурм» - это способ активизации деятельность учащихся и быстрого генерирования идей при поиске ответа на конкретный вопрос или при решении проблемы. Это способ можно применять как заранее запланированный прием работы, так и при возникновении спорного момента урока. Очень эффективен способ «мозгового штурма» когда учащиеся решают проблему, не имеющую однозначного решения или конфликтной ситуации, а так же в случае, если в классе возникли полярно противоположные точки зрения по какому-то вопросу. Во время «мозгового штурма» учащиеся приобретают навыки коллективный работы, которые способствуют снятию напряжения, мирному решению конфликтных вопросов, учатся находить компромисс. «Мозговой штурм» содействует развитию нестандартного мышления, помогает установлению благоприятного морально-психологического комфорта, снимает напряжение.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определите цель «мозгового штурма»:

  • возбуждение интереса к хорошо известной учащимся теме для проверки знаний или их корректировки;
  • решение новой проблемы;
  • погашение конфликта;
  • изучение мнения учащихся по актуальным вопросам;
  • катализация творческой активности (например, варианты окончания какого-то рассказа).

Продумайте методическую целесообразность приема.

Подготовьте необходимый инструментарий (ватман, фломастеры, цветные мелки и т.д.)

ШАГ 2

            Сформулируйте цель и проблему в форме вопроса, на который можно дать различные ответы.

ШАГ 3

            Попросите учащихся высказать свои идеи. Не отвергайте даже самые смешные и нелепые. Все высказанные идей запишите на доске или на листе ватмана. Писать надо крупным почерком, чтобы всем было видно. Между строк надо сделать большие интервалы для последующих дополнений и изменений.

            Пишите кратко, используя отдельные фразы или слова.

            Организуйте, чтобы записи делал на доске кто-то из учащихся (если размеры доски позволяют, это может быть 2 человека).

ШАГ 4

            Убедите учащихся в том, чтобы на этом этапе «мозгового штурма» они воздерживались от каких-либо комментариев, а так же не повторяли уже высказанных идей. Не давайте свою оценку идеям учащихся.

            Осторожно высказывайте свои идеи только в том случае, если есть необходимость повысить активность учащихся.

ШАГ 5

            Поощряйте активность учащихся, но не рассаживайте класс в круг и не принуждайте их к активности, это может помещать их участию в «мозговом штурме».

ШАГ 6

            Если какое-то предложение неясно, попросите высказавшего его объяснить, при необходимости откорректируйте, если ученик согласен с вами.

ШАГ 7

            Прекратите «мозговой штурм», когда идеи иссякнут или когда почувствуете, что интерес учащихся угасает. Попросите одного из учащихся прочитать все записанное.                  

            Дайте учащимся возможность прокомментировать.

            По ходу комментарий стирайте с доски или вычеркивайте с листа ватмана те идеи, которые отвергаются большинством как нереальные для практического воплощения. Поверьте, учащиеся смогут на этом важном этапе работы проявить настоящую прозорливость и мудрость.

ШАГ 8

            Зачитайте окончательный вариант предложений учащихся по решению проблемы, проранжируйте их по степени значимости.

            Если проблема требует быстрого практического решения, определите, кто из учащихся (группой или индивидуально, в зависимости от ситуации) будут реализовывать части коллективно выработанного решения.

ШАГ 9

            В конце «мозгового штурма» обязательно поблагодарите участников, покажите значимость проделанной ими работы.

Игровые и дискуссионные технологии

Ролевые игры

            Ролевая игра – эта маленькая пьеса, импровизация, разыгрываемая учениками. Ее цель – снятие усталости и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей учащихся. Ролевые игры помогают преодолеть монотонность и однообразие учебно-воспитательного процесса. Под воздействием ролевых игр рождаются чувство сопереживания, стремление помочь людям, попавшим в трудные ситуации. В курсах гуманитарных циклов этот прием способствует более глубокому пониманию психологического фона изучаемого материала.

Как используется прием?

ШАГ 1

            Определите проблемы, цели и задачи ролевой игры, а так же круг действующих лиц. Вместе с учащимися решите, сколько человек будут принимать участие в игре, а сколько – будут наблюдателями. Поощряйте к участию застенчивых учащихся

ШАГ 2

            Если не все учащиеся будут принимать участие в игре, продумайте, чем будут заниматься остальные в то время, когда будет готовиться группа (эти занятия должны так же работать на поставленные в начале урока цели; к примеру, можно организовать работу в парах или группах; раздаточный материал для таких заданий надо подготовить заранее).

ШАГ 3

            Согласуйте с участниками игры, в какой форме она будет представлена:

  • рассказ (рассказчик описывает ситуацию), а остальные участники от имени своих персонажей рассказывают, что произошло дальше;
  • инсценировка, во время которой происходит импровизированный диалог и взаимодействие:
  • пантомима и т.д.

ШАГ 4

            Обозначьте четкие временные рамки на обдумывание ситуации и своих ролей. При необходимости сделайте в классе перестановку мебели.

ШАГ 5

            Представление ролевой игры.

ШАГ 6

            Обсуждение ролевой игры. Очень важно, чтобы к игре учащиеся отнеслись не только как к упражнению, а вынесли из нее познавательный опыт. Если ролевая игра проводилась в форме суда над каким-то явлением или личностью, запланируйте время, чтобы выслушать позиции всех участников (судей, обвиняемого, свидетелей): нужно обсудить, почему был вынесен именно такой приговор, трудно ли было принимать решение, какие сомнения были.

            Если ролевая игра была неудачна, обсудите причины неудачи и спросите учеников, как можно было избежать неудачи. Отрицательный опыт тоже опыт.

            Если ролевая игра прошла интересно, обсудите с ее участниками возможность представить ее другим классам. В последнем случае важно, чтобы тема игры имела общую значимость и актуальность.

Роль и место учителя во время ролевой игры:

            Ролевые игры имитирует реальную жизнь, поэтому они могут поднять вопросы, на которые нет простых ответов. Очень важно, чтобы и учитель, и ученики понимали, что существуют различные точки зрения. Игра учит находить выход из различных ситуаций. Учитель не должен навязывать свою точку зрения или пытаться любой ценой достичь единодушия. Надо быть готовым и к тому, что игра может пойти в непредвиденном учителе ключе и быть готовым к импровизации, умело подвигая учеников к поставленным целям.

            Игра требует чуткости. Учителю необходимо уважать чувства отдельных учащихся и хорошо владеть социальной и психологической ситуацией в классе, чтобы не задеть чувства своих учеников.

Дискуссии

            Проведение дискуссии на уроке позволяет учителю узнать, каково отношение учеников к изучаемой проблеме. Для ученика – это прекрасная возможность высказать свое мнение по содержанию и актуальности изучаемого материала. Во время дискуссия учащиеся развивают важные навыки – умение говорить, слушать и слышать, в процессе которых воспитываются такое важные качества, как умение аргументировать, уважение к позиции другого человека, толерантность.

Как используется прием?

ШАГ 1

            Определить тему дискуссии. Перед ее началом надо спросить у учеников, интересная ли им эта тема. Кому она еще может быть интересна? Так определяется значимость темы дискуссии. (Вариант: у учащихся модно спросить, часто ли их мнением по каким-то вопросами интересуются взрослые, учителя, родители, друзья? Легко ли высказывать свою точку зрения? Что они делают, если она не совпадает с точкой зрения других людей: молчат или отстаивают свои взгляды? Трудно ли это сделать?).

Этот этап работы поможет установить психологически комфортную ситуацию, без которой невозможно проведение дискуссии, создать мотивацию учащихся для участия в дискуссии.

ШАГ 2

            Познакомьте класс с общими правилами этикета речи (лучше это сделать заранее). Можно предложить учащимся самим выработать привила ведения дискуссии (при этом можно использовать метод мозговой атаки), а можно попросить группу учащихся до урока изготовит плакаты соответствующего содержания.

ШАГ 3

            Определите круг обсуждаемых вопросов и установите регламент для выступающих. Следите, что бы никто ни доминировал в дискуссии, не допускайте, чтобы кто-то выступал часто, а кто-то молчал. Все участники дискуссии должны иметь равные права. Пресекайте личностные высказывания учащихся в адрес друг друга.

ШАГ 4

            Заранее можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов (например, учащихся других классов). Эта группа в конце дискуссии должна подвести ее итоги.

ШАГ 5

            После заключения экспертов обязательно уточните, осталась ли точка зрения учащихся по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, то почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?

ШАГ 6

            Подведение итогов и оценки работы участников дискуссии. На этом этапе работы учитель может высказать свое мнение и прокомментировать (при необходимости откорректировать) оценки.

Роль и место учителя во время школьной дискуссии:

            Учитель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений учитель должен воздерживаться от комментариев, нельзя высказывать свою точку зрения или выражать ее жестами, мимикой или интонацией.

Правила этикета во время дискуссии:

  • если один говорит, остальные слушают;
  • хочешь сказать, подними руку;
  • не прерывай того, кто говорит;
  • критикуй мнений, а не личность его высказывающего;
  • не смейся, когда кто-то говорит (исключение – шутка выступающего);
  • будь краток и четко выражай свои мысли;
  • старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
  • реши, что ты хочешь – любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину? Не ошибись в выборе!

            В теории и практике педагогической деятельности существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый учитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, поэтому и говорят, что каждая конкретная подобная технология выступает в качестве авторской. С этим можно согласиться.

            Освоение и применение СОТ на собственном опыте убедило меня, что они позволяют оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствуют повышению мотивации учащихся к обучению (это одна из «больных» проблем современной школы), активизируют познавательную и творческую активность учащихся, формируют их новый взгляд на окружающий мир, который теперь предстает для них не через призму отдельных предметов, а как единой целое. Применение современных образовательных технологий повышает самооценку учащихся, дает учащимся хороший опыт социализации, укрепляет коллектив.

Литература:

1. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В. Модернизация обществоведческого образования// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 8.

3. Горшкова В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии / В. В. Горшкова. - М., 1997.

4. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004.

5. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. - М.: Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Пдымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Л. С. Пдымова. - М., 1995.

7. Певцова Е. А. Современные технологии обществоведческого и правового образования. Методические рекомендации / Е. А. Певцова. - М.: АПКиППРО, 2001.

8. Федеральный компонент Государственного стандарта по обществознанию, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны ...

Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения

В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....