Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Безденежных Ольга Сергеевна

Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей. Тема урока интересна учащимся данного возраста и актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс

«Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода»

Автор разработки урока:  Безденежных О.С 

Место работы, должность: учитель истории и обществознания  МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка » 
Предмет  обществознание

Класс 11 класс

Автор УМК Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение  2012 год

Тема урока Выборы в демократическом государстве

Тип урока Урок открытия  новых знаний

Цели и задачи урока:

образовательная: создать условия для понимания учащимися основ избирательной системы, принципов избирательного права, основных этапов избирательного процесса как ведущего механизма реализации власти народа в условиях демократического государства;

развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений и навыков распознавать  признаки понятий, характерные черты социальных объектов,  различать в социальной информации факты и мнения, суждения и аргументы, устанавливать соответствие терминов и их признаков, применять социально-гуманитарные знания в процессе решения проблемных задач, осуществлять анализ, интерпретацию и собственную оценку  обществоведческих текстов;

воспитательная: содействовать социализации личности в условиях современного общества, формированию активной жизненной позиции, а также воспитанию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности за судьбу Отечества.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Информационные источники:

1.Е.Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень». М.: «ВАКО», 2012.

2.Обществознание. Практикум. 11 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение»,2012.

3.Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Право. М. ВИТА. 2010.

4. Конституция  Российской Федерации М. Юридическая литература, 1993.

 

Сценарий  урока

Этап урока

Содержание этапа

Формируемые  УУД

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Организация начала урока

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

В чем заключается  смысл этой притчи?   (Вопрос классу)

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с  тем  мы иногда неумело пользуемся ее плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время.

Всегда мы стоим перед выбором: как поступить,  что сделать и как? Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее,  когда от вашего выбора зависит судьба государства.

Как вы думаете, какой главный выбор может делать гражданин, достигнув возраста 18 лет?

- Я полагаю, вы догадались,  о чем сегодня пойдет речь?

(Формируются личностные УУД)

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Подготовка к основному этапу

Правильно о выборах. Тема урока «Выборы в демократическом государстве»

Что вы должны знать, прежде чем пойти или не пойти на выборы?

Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем занятии. А в конце нашего занятия подведем итог – готовы ли вы к этому сами.

Перед вами все необходимое для работы (характеризуются  документы по теме), а самое главное – это рабочий лист, информация,  которая будет появляться в нем в течение урока, вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ (приложение 1)

- Какие термины содержит тема нашего урока?

-Что такое государство?

Вспомним принципы    демократического государства.

 Ребята, выберите, пожалуйста, какой из названных принципов, на ваш взгляд является главным?

Правильно, власть народа реализуется через выборные органы власти.

- А теперь последний термин «выборы»

На листочках зеленого цвета есть выдержка из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Давайте найдем это определение и зачитаем (приложение 2)

- Подчеркните в определении три слова, которые на ваш взгляд, будут выражать суть этого определения.

 Да, ребята, каждый из Вас прав, вот вы снова сделали свой выбор.

 Ребята, прежде чем продолжить работу, я прошу вас написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока.

Ребята, статья 3 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто  окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Я предлагаю в конце урока поставить вопросительный или восклицательный знак после фразы, которую вы видите на доске:

Участие в выборах  - это возможность управлять страной…..

(Формируются познавательные, личностные, регулятивные УУД )

Самостоятельное формулирование темы и цели урока

Отвечают на вопросы:

Прежде всего – что такое выборы   в демократическом государстве,  как они организуются и проходят, по каким принципам.

Отвечают на вопросы учителя

Работают с источником

Обучающиеся определяют для себя свою цель урока

Организация актуализациии мыслительных  операций, самостоятельное выполнение учебного действия.

Усвоение новых знаний и способов действий

Опираясь на ранее полученные обществоведческие знания,  дополнительную информацию, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина (1 группа), общества (2 группа), государства (3 группа)

Итак, я прошу представителей групп высказать свое мнение

Однако,  представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Как вы понимаете, что такое избирательная система?....

Ребята, не забывайте фиксировать в рабочих  листах полученную информацию.

В демократическом государстве граждане участвуют в выборах на основе главных принципов, прописанных в законодательстве. Давайте с вами, проанализировав ситуации и факты, сами определим эти принципы.  

-Ваша задача, работая в группах проанализировать предложенные факты и ситуации и сделать вывод,  о каком принципе выборов идет речь (приложение 3)

Анализ деятельности групп при котором, обучающиеся называют принципы и крепят их на доску

Итак, мы сформулировали шесть неотъемлемых принципов избирательного права. Тогда возникает вопрос, в условиях какого процесса реализуются данные принципы?

Используя учебник, установите последовательность этапов избирательного процесса.

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно,  для этого каждой группе предлагаю задания с теоретическими вопросами и информацией для размышления и практического применения, при этом вам рекомендовано использование материал учебника  и дополнительную информацию из сети Интернет

(приложение 4)

Таким образом, мы вместе дали характеристику этапов избирательной кампании.

Какой вывод вы можете сделать?

Я напоминаю, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажоритарно-пропорционалъный (смешанный) типы избирательных систем.

Мы уже знакомились со всеми типами избирательных систем. Предлагаю вам вспомнить особенности каждой из них, при этом остановиться на анализе достоинств и недостатков, прежде всего пропорциональной и мажоритарной систем.

Итак, мы вместе проанализировали сущность, достоинства и недостатки типов избирательных систем, какой вывод можно сделать?

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства. Как не ошибиться и сделать правильный выбор?

Я предлагаю посмотреть видеоролик, представляющий выступления кандидатов в Президенты и  ответить на вопрос, тактика какого кандидата вам больше импонирует?

Я предлагаю вам «нарисовать» политический портрет депутата Государственной думы. Какими качествами он должен обладать?

(Формируются коммуникативные, познавательные УУД)

Работают по группам

Выступление представителей от групп

Ответы обучающихся

Работа с рабочими листами

Работа по группам с ситуациями

Ответы обучающихся

На интерактивной обучающиеся доске определяют последовательность

этапов избирательного процесса.

Работа в группах

Ответы представителей групп на предложенные вопросы

Выводы обучающихся

Заполнение  сравнительной таблицы

Ответы обучающихся

(приложение 5)

Вывод обучающихся

Просмотр видеоролика и беседа

Индивидуальная работа

Организация групповой работы

Организация беседы

Закрепление новых знаний

Спасибо, я с вами согласна.

Предлагаю выполнить тест, с самопроверкой на доске.

(Формируются регулятивные УУД)

Выполнение теста

Подведение итогов урока

Ребята, настало время вернуться к фразе, которую вы видите на доске:

Участие в выборах  - это возможность управлять страной…..

и поставить необходимы знак препинания ? или !

Ваше мнение…

Спасибо, я с вами согласна

«Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не хочет участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Свобода становится все более пассивной, и в 21 веке  она может обернуться  новым тоталитаризмом»  Пятигорский А.М.

Мне сегодня было приятно работать с вами, и я с удовольствием выставляю пятерки за активное участие, аргументированные ответы и правильность суждений….

(Формируются регулятивные УУД)

Обучающиеся высказывают свое мнение, делают вывод

Информация о домашнем задании

Дома вам необходимо прочитать п. 24 и выполнить одно из заданий по выбору:

Первое: составьте свою предвыборную программу кандидата в Президенты школы. Второе: эссе по теме: «Выборы – это право, обязанность или …»

Запись домашнего задания

Рефлексия

В начале урока, я предлагала вам написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока. Вы достигли своей цели?

Выслушиваются мнения учащихся….

Я напоминаю, информация в рабочих листах вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ.

И в конце урока мне хотелось бы узнать, ваше мнение по поводу значимости выборов. Для этого я предлагаю вам провести своего рода референдум, в ходе которого вы выскажите свое согласие или нет с фразой «Участие в выборах – гражданский долг каждого, кто берет на себя ответственность за судьбу Отечества. А волеизъявление мы реализуем, отдавая свой голос за кандидата»

Результаты голосования будут объявлены на следующем уроке.

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Живите с девизом: «Я за все в ответе!»

Спасибо за работу, до свидания!

(Формируются регулятивные , коммуникативные  УУД)

Ответы обучающихся

Голосование

Выдача  бюллетеней

(приложение 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....

Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...

Выборы в демократическом государстве.

Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень....

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)

Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...