Урок 9 класс. Конституционные права человека.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитание  уважения к закону,   к правовым и социальным нормам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по обществознанию.

Тема урока: " Конституционные права человека"

Цели: изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысл,.формирование  правовой культуры;воспитание  уважения к закону, патриотизма,  к правовым и социальным нормам.

Оборудование: Конституция РФ,презентация.

Ход урока:

I.Организационно-повторительная часть урока:

Игра « Составьте слово» (я, ц, и,у,т,к,о,н,с,и,т,)

Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

Конституционные

права и свободы

Социальные        

Политические

Гражданские

Экономические

Культурные

II. Изучение нового материала.

1 этап: подготовительный

 (ранее  предлагалось прочитать самостоятельно конституционные права,подумать над анализом,выводом)

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. III этап: исследование.

Учащиеся изучают права и заполняют соответствующую колонку.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

IV этап: представление результатов исследования, отчет.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

(продолжается дискуссия,дополнения)

(В итоге)                    : "Права гражданина РФ".

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 Право на жизнь

 Право на участие и управления делами государства

 Право на частную собственность и ее наследование

 Свобода труда, право на труд в нормальных условиях

 Свобода творчества и преподавания

 Право на защиту чести и достоинства

 Право на объединение, свобода союзов,партий и т.п.

 Свобода экономической деятельности

 Право на отдых

 Право на участие в культурной жизни,на пользование культурными учреждениями,

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

 Право на собрания, митинги,

демонстрации, шествия, пекетирования

 

 Право на социальное обеспечение

 

 Право на неприкосновенность

личной жизни

 Право избирать и быть избраным

 

 Право на жилище

 

 Право на неприкосновенность жилища

 Равное право к любым должностям

 

 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

 Право на свободу передвижения и выбор места жительства

 Право обращений в государственные органы

 

 Право на благоприятную окружающую среду

 

Свобода совести ,вероисповедований

 Право на информацию

 

 Право на образование

 

Свобода мысли,слова

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь?

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и
неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив
частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных
собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы
понимаете равенство прав и обязанностей?

Вывод:

1.В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

2. Права человека— это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права,
выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для
удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует
человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества
права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости,
равенства и возможного поведения людей.

Vэтап: Оценка результатов Анализ  достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)

Учитель: Какой смысл заложен в этих словах:

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"

Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....

Урок по обществознанию "Права Человека"

Урок по обществознанию знакомит ребят с правами человека в Р.Ф...

Урок "Всеобщая декларация прав человека" 9 класс.

Конспект урока "Всеобщая декларация прав человека" по обществознанию 9 класс....

Проверочная работа 10 класс. Конституционное право

Проверочная работа по блоку "Конституционное право", рекомендовано для проверки знаний учащихся по праву...

Учебные таблицы по праву. 10-11 класс. Конституционное право.

Учебные таблицы по праву. 10-11 класс. Конституционное право....

Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"

Презентация к уроку-практикуму по обществознанию для 8 класса "Защита прав человека"...

Технологическая карта урока по теме "Права человека", 10 класс

Данный материал рассчитан на учеников среднего общего образования и подготовлен для помощи учителю истории и обществознания в разработке урока на тему "Права человека". При адаптации данного...