Основные положения темы: "Индивид. Индивидуальность. Личность" 10 класс. Профильный уровень.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

В работе представлен план-конспект данной темы. Выделены основные положения в виде тезисов, схем, таблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка44 КБ

Предварительный просмотр:

§28.  Индивид. Индивидуальность. Личность.

1. Подходы к изучению личности:

А) Антропологический (Фаербах: личность=индивиду);

Б) Социологическая (Дюркгейм, Леви-Брюль, Сен-Симон: Личность-это объект и продукт социальных отношений, т. е совокупность социально значимых черт);

В) Персоналистический (Хайдеггер, Сартра, Ясперс: сущность личности в абсолютной свободе).

2. Личность- это результат социализаций индивида, который  усваивает  традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.

Личностью становятся, а не рождаются.

Виды личности:

1)Формирующаяся личность – это ребенок, подросток, юноша, т.к происходит  формирование  его качеств в целостную структуре ;

2) Разрушающаяся  личность-это психически  больные люди, которые бывают 2 видов:

 - патологическая личность  (частичное разрушение личности)

 - аномальная  (полное разрушение  личности);

3)Асоциальная личность – преступники, признанные здоровыми;

4) Деградирующая личность – потерявшая способность осознавать себя как субъект деятельности.

Черты зрелой личности:

- целостность (ведет себя предсказуемо);

-иерархичность (способность управлять своими потребностями);

-занимает активную жизненную позицию;

-ищет оптимальные способ  деятельности;

- не ждет награду за свою деятельность;

-влияние на общественное сознание (не только на современное поколение,  но и на будущее).

3.Индивид - это один из многих.

Индивидуальность- это неповторимое своеобразие как природного, так и общественного.

                                                                                               Черты,  социально типичные для  данного общества.

               Совпадающая область-свойство личности, определяет  ее индивидуальность.

Биопсихические  черты,  характерные для данного общества.

4. Структура личности - специфическая организация качеств,  присущих данному индивиду и образующая его в неповторимую личность в различных проявлениях.    

Структура личности:

I Классификация.

4.Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы.

3. Привычки, умения, навыки и знания личности.

2. Особенности психических процессов: восприятие,  мышления, памяти и др.

1. Биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом.

II Классификация.

Интроиндивидный:  личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей. Представлены качества, данные человеку от рождения;

Интрериндивидный:  личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии человека с другими людьми;

Метаиндивидный:  определяет воздействие личности на других людей через ее деятельность.

III Классификация по Фрейду: А) Ид «Оно»

                                                           Б ) Эго «Я»;

                                                           В) Супер-эго «сверх-Я»;

Черты личности: - устойчивые( установки, убеждения);

                                 - изменчивые  (смена настроения, опасность чужого влияния, человек следует за кем-то, нет собственного мнения).

Социализация- процесс усвоения социальных норм, правил поведения в обществе.

§29. Возраст и становление личности.

1. Что оказывает на влияние формирования личности?

Точка зрения Выготского «Хронологический возраст = психологическому возрасту».

Психологическое время- это субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека.

Составные части психологического времени:

А) Ситуативное время (восприятие и переживание коротких временных интервалов);

Б) Биографическое время = паспортное время (жизнь индивида в целом, которое включает как значимые, так и не значимые  события);

В) Историческое время (события, которые были до его жизни, и те, которые будут  после его смерти);

Г) Социальное время  (освоение практической деятельности, социального опыта).

2.Периодизация развития личности:

Выготский - главное в анализе развития психике ребенка-действие;

 Леонтьев добавляет существенную деятельность.

Периодизация возрастного  развития:

I группа.  Ребенок - общественный,  взрослый :

-эмоциональное общение младенца;

-ролевая игра;

-интимно-личностные общения подростков.

II группа. Ребенок – общественный продукт:

-способы действия с предметами;

-эталоны, выделяющие в предметах значимые стороны.

Последовательность ведущей деятельности ребенка

I Классификация:

А) Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 год) 1 группа;

Б) Предметно - манипулятивная  деятельность (1-3 лет) 2 группа;

В) Ролевая игра (3-7 лет)  1 группа;

Г) Учебная деятельность  (7-10 лет) 2 группа;

Д)  Интимно-личностное общение (11-14 лет) 1 группа;

Е) Учебно-профессиональная  деятельность (14-17 лет) 2 группа;

II Классификация:

Основа- способ поиска и путей развития личности.

Проявляется в противоречии:  между стремлением быть личностью и проявить себя как личность.

1 фаза. Адаптация – усвоение действующих норм  и овладение соответствующими  формами и средствами  деятельности.

2 фаза. Индивидуализация – порождается  противоречиями между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии.

3 фаза.  Интеграция - противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности.

 III Классификация:

Основа – возраст.

Ранний детский возраст (0-3 год);

Детсадовский возраст (3-7 лет);

Младший школьный возраст (7-11 лет);

Средний школьный возраст (11- 15 лет);

Старший школьный возраст (15 – 18 лет).

3. Становление внутреннего мира личности.

Высшая способность- способность к рефлексии.

Рефлексия – способность человека анализировать и оценивать свои чувства, мысли, действия.

Периодизация  - становление внутреннего мира человека (личности).

1 ступень  «Оживление » 0-1 год (события с матерью, единство жизни с матерью, ребенок учится различать окружающий мир);

2 ступень  «Одушевления» 1-6 лет (освоение прямохождения и речи, зарождается самостоятельность);

3 ступень  «Персонализации» 7-18 лет  (непосредственное становление личности);

4 ступень «Индивидуализации» 20-40 лет  (начинается процесс духовного саморазвития, ответственность  человека за свои поступки);

5 ступень  «Универсализации»  45-65 лет (человек максимально свободен, развитый духовный мир, предельная ответственность за свои деяния).

Становление личности  =  становление нравственности.

Главный критерии в обществе.

Эволюция:  эгоистичность→чувство совести , справедливости.

Роджерс: личность будет развиваться гармонично,  если  его реальное «Я» будет соответствовать мыслям, чувствам, переживаниям и поведению, которые не нужно  скрывать от окружающий.

Интенциональность -  развитие намеренья и целей, заложенных в личности.

Фазы жизненного цикла:

А) до 15 лет, отсутствие самостоятельных целей,  развитие умственных и физических потребностей;

Б) до 25 лет, осознание человеком своих потребностей и способностей;

В) от 25 до 45 лет, расцвет интенциональных возможностей, стабилизируется профессиональная деятельность и семейные отношения;

Г) 46-65лет, человек подводит итоги своей жизни и происходит переосмысление  успехов и не удач.

Д) 65-75 лет, прекращение преследование целей, стремление к целостному осмыслению своей прожитой жизни.

 

 

                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Основные положения темы: "Деятельность людей и её многообразие".Обществознание 10 класс. Профильный уровень.

В работе представлены основные положения темы в виде тезисов, таблиц и схем....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...