Групповая форма интерактивного обучения, как средство повышения мотивации на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию на тему

Кондратьева Лариса Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnost2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Групповая форма интерактивного обучения как средство повышения мотивации на уроках обществознания в старших классах»

                                                                         Кондратьева Л.Н

                                                                         учитель истории и обществознания

    Изучение предмета обществознания  вызывает трудности у современных старшеклассников. Возможно дело в насыщенности интегрированного курса, состоящего из нескольких самостоятельных наук, а возможно в низкой способности современных школьников  самостоятельного приобретения, осмысления и усвоения знаний, без чего невозможно говорить о  качественном решении задачи обучения общественным наукам, имеющим большой объем информации. Следует признать, что наши дети не читают книг и газет и не смотрят познавательные передачи по телевидению, их способность получать и осмысливать информацию, крайне низка. Исходя из вышесказанного задача современного учителя обществознания - не преподносить знания школьникам, пересказывая учебный материал, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений для того, чтобы ребенок захотел и мог самостоятельно находить и усваивать новые знания, то есть учить самого себя.

    Лучше других с этой задачей помогают справиться методы, которые принято называть интерактивными. В их основе лежит процесс  взаимодействия, или механизм интеракции. В переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»). Под  интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интерактивности является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает его партнёр по общению или группа и в соответствие с этим планировать собственные действия. Еще недавно понятие «интерактивность» относилось преимущественно к работе с информационными системами. Сегодня словосочетание интерактивный диалог прочно вошло в педагогическую науку. Интерактивное обучение - это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося. Отличительными чертами диалогового обучения, востребованного в настоящее время во всех системах образования в развитых странах, являются равенство партнеров, отсутствие преобладания одного мнения над другим, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. Интерактивное обучение как форма познавательной деятельности имеет вполне конкретные цели, направленные, прежде всего, на создание комфортных условий  учебной работы, обеспечивающих учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся- партнеры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело выполнения учебной задачи.

 

   В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности. Интересна групповая форма обучения, когда осуществляется обучение  в групповой совместной деятельности за счет взаимообучения. Групповая форма интерактивного диалога на уроках истории и обществознания имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Во-первых, является более привлекательной для учащихся, потому что ребенок получает возможность обсуждать информацию, что  сразу повышает положительную  мотивацию учения. Во-вторых, ребята развивают коммуникативные умения, недостаточно развитые у современных школьников. В-третьих, в процессе диалога происходит социализация школьника, формирование его гражданской позиции. Это при всем том, что познавательная задача, вытекающая из конкретной учебной темы, решается гораздо качественнее, чем в традиционной форме урока. В процессе интерактивного общения в группах у учащихся формируются знания, а также собственное мнение по тому или иному вопросу, развивается речь, чувство ответственности за общее дело. Нужно сказать, что использовать групповую форму интерактивного диалога нужно при изучении  вопросов дискуссионного, проблемного, исследовательского, творческого характера разного уровня сложности, а не о репродуктивных заданиях, в которых отсутствует само поле диалога.

 Примером использования мной групповой формы интерактивного обучения может быть фрагмент урока обществознания по теме «Нации и национальные отношения».

Первым вопросом данной темы является вопрос о чертах, определяющих формирование нации. Класс разбит на группы, состоящие из 4 человек для того, чтобы каждый ребенок мог высказаться по проблеме. Каждой группе предлагается высказывание известного мыслителя  и задание определить и записать в тетрадь какие факторы рассматриваются в данном высказывании, как определяющие формирование нации. На первом этапе диалог происходит в группе, затем группа через представителя  выдает всему классу свой ответ по заданию, а лишь затем после активизирующих вопросов учителя в результате общения между группами возникает полилог, в котором учащиеся доказывают, отстаивают свою точку зрения на вопрос о приоритетных  факторах в истории развития нации.

«Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры - всю ее физическую географию: дайте мне ее естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а во все эпохи» (Кузен В. История буржуазной социологии 19-начала 20в.)

«На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура» (Бауэр О.Национальный вопрос и социал-демократия.)

В заключении хочется еще раз сказать, что интерактивный диалог на уроках обшествознания сегодня является эффективным средством повышения мотивации  учения и развития личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...

Интерактивное обучение, как средство формирования мотивации к изучению математики, физики и информатики

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное позн...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...

Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников

Статья "Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников" вошла в сборник педагогических статей "Практика работы современного учителя с интерактивной доской"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...