Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
статья по обществознанию (11 класс) на тему

Кошеленко Ирина Петровна

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практико-ориентированный подход24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Практико-ориентированный подход  как

важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации  ФГОС .

                                                                                           Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

    Вовлеки меня – и я научусь.

                                                                          Китайская народная пословица

                                                           

  Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Новая модель выпускника профессионального учреждения предполагает такой уровень образованности, который должен обеспечить ему возможность успешной профессиональной и социальной адаптации в обществе. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Молодой специалист должен быть подготовлен  в профессиональном образовательном учреждении таким образом, чтобы он мог без особых проблем включаться  в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

   Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

    Во-первых, целью  обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата.

    Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий  - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений. Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний – от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение и.т.д. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести обучающегося в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том  и в другом. В таких условиях особый вес начинает приобретать практико-ориентированное обучение, целью которого является формирование умений и знаний, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения и знания употребляются на практике. Построение учебного процесса на основе данного подхода обеспечивает единство приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных  задач и проблем. Так как в основе данного подхода подразумевается деятельность обучающегося, то педагог должен уметь эту деятельность организовывать.

   В системе профессионального образования существует несколько подходов к практико-ориентированному обучению.

Деятельностная технология обучения позволяет обучающегося из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.(А.Н.Леонтьев). Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий).  Становление практико-ориентированного образования связано с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин (Плотникова, В. Шершнева). Эффективно внедрять профессионально-ориентированные технологии обучения, способствующие формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. (П. Образцов, Т. Дмитриенко).

Тактический уровень  осуществления   переориентации в преподавании обществоведческих дисциплин  заключается во введении в нынешнюю систему обучения некоторого числа практико-ориентированных учебных заданий  в рамках которых ставится однотипная цель обучения- формировать у студентов прежде всего умения, навыки и опыт практической работы.

Компетентностно-ориентированные задания должны иметь практическую направленность, социальную и личную значимость, соответствовать уровню образования. Эффективным является решение компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является обоснование, разработка  и внедрение практико-ориентированного подхода в процессе преподавания истории и обществознания как необходимого фактора  повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС

Задачи:

1.Определение особенностей и содержания методики повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций     в процессе выполнения заданий практической  направленности по   обществознанию.

2.Разработка  учебного пособия  для выполнения заданий практической направленности  по обществознанию

3. Разработка  методического пособия для организации самостоятельной работы обучающихся в процессе формирования общих компетенций.

4.Внедрение  разработанных учебных и учебно-методических материалов   в учебный процесс.

5.Разработка критериев сформированности ОК  при выполнении различных видов самостоятельной работы.

6. Анализ достигнутых  результатов, обобщение и распространение опыта.

Реализация цели и задач позволит:

-повысить эффективность и качество обучения  студентов

-  повысить учебную  мотивацию обучающихся путем  активной  и в большей степени самостоятельной вовлеченности  в учебный процесс

-сформировать устойчивый интерес обучающихся  к изучению учебной дисциплины

-осуществить компетентностный подход  в процессе разработки учебного пособия «Практикум по обществознанию» и учебно-методического пособия «Организация самостоятельной работы на уроках обществознания»

-начать формирование общих компетенций, которые окончательно будут сформированы при освоении учебных модулей по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и  подготовки специалистов среднего звена.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.

В работе рассматриваются  вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики...

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются причины снижения эффективности а качества обучения. Перечислены технологии, используемые на уроках иностранного языка....

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

«Повышение эффективности и качества обучения на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС»

Выступление на заседании РМО учителей географии   и на ШМО учителей естественно географического цикла...