рабочая программа по обществознанию 5 класс Боголюбов ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Евграфова Надежда Анатольевна

рабочая программа по обществознанию 5 класс Боголюбов ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_fgos.docx74.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по обществознанию для  5 класса составлена на основе   Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, программы формирования универсальных учебных действий (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012 г. №1897) .В ней также учитываются основные идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  авторской программы  по обществознанию для 5-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе.  

                          Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

                                               Задачи обществоведческого образования в  основной школе

  1. Создание условий для социализации личности.
  2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточно для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.
  3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
  4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

                                               

                                             Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».  

Человек в социальном измерении

Ученик научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Ученик  получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

Ученик научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество — большой «дом» человечества

Ученик  научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

 Ученик получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Ученик научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Ученик  получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Ученик  научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Ученик  получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Ученик  научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Мир экономики

Ученик  научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

Ученик научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Ученик получит возможность научиться:

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Ученик научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского обществараспознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Ученик научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

Ученик получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Ученик научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Ученик получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе

Ученик научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Ученик получит возможность научиться:

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними органами и является внешней оценкой.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

При оценивании  учебных результатов и достижений обучающихся  по обществознанию используются различные формы. Учет результативности обучения учащихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, контрольные и тестовые работы, диагностические контрольные работы).

     Для оценки личностных достижений используется портфель учебных достижений учащихся – комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных достижений в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности школьников за период обучения с 5 по 9 классы.

Система текущей и итоговой аттестации обучающихся строится на основе нормативно-методических документов Министерства образования и науки РФ, Устава общеобразовательного учреждения, требований обязательного минимума содержания начального общего

образования, основного общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов и характеристик результативности образовательного процесса, предусмотренных учебными программами.

Порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся определяется Положением об организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся  МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик»  и Положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации и перевода обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик».

В школе действует следующая система оценок знаний, умений и навыков обучающихся: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»).  

Учёт достижений обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик»:

Текущая аттестация

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, чтение текста);

- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов)

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация предусматривает:

1. Промежуточную текущую аттестацию (осуществление аттестации обучающихся по четвертям (полугодиям) - результативность обучения оценивается по итогам текущего контроля на основе текущих отметок по предмету с учетом отметок за письменные работы.

2.Промежуточную годовую аттестацию (проведение промежуточной аттестации по окончании учебного года), включающую:

- итоговое тестирование (письменно);

- итоговая контрольная работа (письменно);

Система оценивания результатов обучения учащихся имеет ряд существенных особенностей:

1. Формы промежуточной (годовой) аттестации обучающихся избраны с учетом положений, инструкций, решений и рекомендаций органов управления образования, а также локальными актами школы.

2. Материалы промежуточной (годовой) аттестации разрабатываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и  руководителями ШМО,  рассматриваются на заседании методического объединения учителей-предметников и утверждаются директором общеобразовательного учреждения.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам;

- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Критерии оценивания.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости  мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя  баллами;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

 наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

                -полное отсутствие работы - отметка «2».

Общая характеристика учебного предмета.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.

 «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:

философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и

их влияние на жизнь человека.

Знания по курсу должны помочь ответить учащимся на наиболее значимые вопросы миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире?» и т. д.

Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах.

При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Актуальность изучения курса обществознания:

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета —общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской

Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются

непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке

информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Место предмета«Обществознание» в учебном плане:

Учебный план МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик» предусматривает изучение обществознания в 5 классе в объеме 34 часов из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации –   2015-2016 учебный год.

                                                                                                         

Содержание учебного предмета.

  1. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

  1. Ближайшее социальное окружение 

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

  1. Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

  1.  Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны,

многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

  1.  Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

  1.  Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.  Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность не- совершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1.        Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Но- вые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.

  1.   Человек в экономических отношениях

 Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.

  1. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и про- явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.

Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

  1. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское

общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

  1.  Культурно-информационная среда общественной жизни.

 Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы.

Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

  1.  Человек в меняющемся обществе

 Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по общество- знанию, являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

 - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

 - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:

1).использование элементов причинно-следственного анализа;

2).исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3).определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4).поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). перевод информации из одной знаковой системы в другую

(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). подкрепление изученных положений на конкретных примерах;

7).  оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других   людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.

ИКТ-компетентность учащихся:

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

-осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

-использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

-проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ;

-создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

-создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

- организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

-соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Учебно-методическое оснащение.

1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание.5 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику. Обществознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.

3) Т.М. Иванова, Т.Е. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.

Учебно-тематическое планирование 5  класс.

Наименование раздела

Кол-во

часов

Количество

контрольных работ

1

Введение

1

2

Человек

2

Семья

3

труд

Школа

родина

4

Повторение по курсу

5

Итого

                                                   Содержание  тем  учебного курса по  обществознанию   5 класс

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

УУД

Глава1. Человек.

( 6ч)

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

 Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Творческие задания. Тесты. Составить и заполнить таблицу. Синквейн. Кластер. Словарный диктатнт.

Личностные УУД:  Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение: может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Познавательные УУД : Извлекать информацию из текста. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.    Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД :Составлять целое из частей, работая в группах.  Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Регулятивные УУД: Составлять свой план текста. Оценивать результатов работы.        Прогнозировать свой результат.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Раздел2. Семья.

( 7ч)

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать и оценивать собственные  увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.  Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Творческие задания. Тесты. Составить и заполнить таблицу. Решить кроссворд. Решение творческих задач. Синквейн. Кластер. Словарный диктатнт.

Личностные УУД : Высказывать свое мнение. Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Формировать свою позицию. Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД:  Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Составлять на основе текста таблицу. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. 

Устанавливать соответствие между понятиями и определениями. Определять основную мысль текста. 

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Составлять вопросы к тексту, документу

Коммуникативные УУД:  Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах.  Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД : Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. Вносить коррективы в план. Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Оценивать результаты работы. Контролировать что хотели бы получить и что получили. Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности. Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы

Раздел3. Школа

( 7 ч)

 Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.  Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования  в наше время и в прошлом.  Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.  Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Работа с текстом учебника. Творческие задания. Тесты. Решение творческих задач. Синквейн. Кластер. Словарный диктатнт.

Личностные УУД :Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД : Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе.Заполнять схему «Чему можно научиться»

Извлекать информацию из текста. Характеризовать учебу как основной труд школьника.Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании».Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

 Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе. Приготовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект «Наш класс».Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД: Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. Оценивать результаты работы. Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы. Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно,  применяя метод незаконченных предложений. Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее.

Раздел4. Труд.

( 5ч.)

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.  Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Творческие задания. Тесты. Составить и заполнить таблицу. Решить кроссворд. Решение творческих задач. Словарный диктант.

Личностные УУД :Высказывать свое мнение. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.

Познавательные УУД  :Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства».Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество». Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд.

Коммуникативные УУД : Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы. Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД: Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы. Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Глава5. Родина

( 9ч)

 Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы  России. Герб России. Флаг. Гимн. Граждане России. Гражданин. Права и обязанности граждан России.

Многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Творческие задания. Тесты. Составить и заполнить таблицу. Решение творческих задач. Синквейн. Словарный диктатнт.

Личностные УУД: Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД :Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц.Приводить примеры проявления патриотизма. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.  Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.  Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД: Распределять задания по группам.         

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой Родине. Уметь слушать и вступать в диалог.  Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект  «Русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы.

Регулятивные УУД: Осознавать качество и уровень усвоения. Проверять и оценивать результаты работы. Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать какой будет результат. Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы

Итоговое повторение (1ч)

Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности. Уметь сознательно организовать проектную деятельность на доступном уровне.

Тестовые задания

Регулятивные УУД: Осознавать качество и уровень усвоения. Проверять и оценивать результаты работы. Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать какой будет результат. Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 5 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

Текущий и  промежуточный  контроль

Тип урока

план

факт

Введение

Устный опрос

УОНЗ

Глава1. Человек (6ч).

1.1

Загадка человека

Устный опрос. Работа с текстом учебника по вопросам.

УОНЗ

1.2

Что такое наследственность.

Устный опрос. Творческое задание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

УОНЗ

 1.3

Отрочество – особая пора жизни.

Устный опрос, письменные задания в рабочей тетради.

УОУР

1.4

Практикум – «Самостоятельность – показатель взрослости»

Устный опрос. Работа с текстом учебника по вопросам. ТПО.

УОУР

1.5

Практикум по теме «Человек».

Тестирование по теме.

УРК

Глава2. Семья (7ч).

2.1

Семья – ячейка общества

Творческое задание - составить родословное дерево семьи.

УОНЗ

2.2

Практикум – «Семейные заботы»

Составить таблицу по теме урока, кроссворд. ТПО.

УОУР

2.3

Семейное хозяйство

Моделирование ситуации, их анализ.

УОУР

2.4

Практикум – «Учимся помогать вести семейное хозяйство.Дому нужен хозяин»

Составить таблицу о семейном бюджете. Устный опрос, письменные задания в рабочей тетради.

УОУР

2.5

Свободное время

Творческое задание  -  проект «Свободное время школьника.

УИ - (урок творчества)

2.6

Практикум - Что такое хобби?

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения и виды».

УИ - (урок творчества)

2.7

Практикум по теме «Семья»

Тестовые задания

УРК

Глава3. Школа (7ч).

3.1

Образование в жизни человека

Составить синквейн «Школа». ТПО.

УОНЗ

3.2

Практикум – «Профессия – ученик»

Устный опрос. Работа с текстом учебника по вопросам. ТПО.

УОУР

3.3

Образование и самообразование

Письменные задания в рабочей тетради. Работа с дополнительным материалом.

УОНЗ

3.4

Практикум – «Самообразование – путь к успеху»

Моделирование ситуации, их анализ.

УОУР

3.5

Одноклассники, сверстники, друзья

Моделирование ситуации, их анализ.

УИ - (урок творчества)

3.6

Слово не воробей

Письменные задания в рабочей тетради. Работа с дополнительным материалом.

УИ- (урок творчества)

3.7

Практикум по теме «Школа»

Тестовые задания. ТПО. Сообщения учащихся.

УРК

Глава4. Труд (5ч).

4.1

Труд – основа жизни

Составить кластер «Труд». Опрос. Письменные задания

УОНЗ

4.2

Как оценивается труд?

Устный опрос. Работа с текстом учебника по вопросам. ТПО.

УОН

4.3

Труд и творчество

Тестовые задания. Творческие задания по группам.

УОН

4.4

Практикум – «Что такое творчество?»

Составить словарик темы. Работа с текстом учебника по вопросам. ТПО.

УОН

4.5

Практикум по теме «Труд».

Тестовые задания. Творческие задания по группам.

УРК

Глава5. Родина (9).

5.1

Наша Родина – Россия.

Составить синквейн со словом «Родина». Устный опрос.ТПО.

УОНЗ

5.2

Что значит быть патриотом

Составить кластер «Патриот».Творческое задание. ТПО.

УОН

5.3

Государственные символы России.

Устный опрос, письменные задания в рабочей тетради.

УОНЗ

5.4

Практикум - Государственные символы России.

Тестовые задания. Творческие задания по группам.

УОН

5.5

Гражданин России

Устный опрос. Работа с текстом учебника по вопросам. ТПО.

УОНЗ

5.6

Права и обязанности граждан России

Составить схему «Права и обязанности граждан». Письменные задания

УОНЗ

5.7

Мы – многонациональный народ

Опрос. Работа с картой по заданиям

УОНЗ

5.8

Многонациональная культура России

Составить словарик темы. Письменные задания.

УОН

5.9

Практикум по теме «Родина»

Тестовые задания. Самостоятельная работа.

УРК

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

Тестирование.

УРК

Дополнительная литература для учителя:

Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

 Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2001.

Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. — М., 2010.

Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Бала- шов. — М., 2001.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. — М., 2008.

 Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. / М. В. Липсиц. — М., 2007.

 Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://www.rsnet.ru — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.rsnet.ru — Судебная власть Российской Феде- рации.

 http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

 http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

http://www.hro.org — Права человека в России.

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

http://school-sector.relarn.ru/prava — Права и дети в Интернете.

http://www.russianculture.ru — Культура России.

http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.

http://www.ecosystema.ru — Экологический центр «Экосистема».

 http://www.priroda.ru — Национальный портал «Природа России».

http://ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Обществознание: 8—11 классы. Программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.

http://school-collection.edu.ru/  -  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.


1. Кто на кого похож.

2. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

3. Мое хобби.
4. Роль техники в быту.
5. Экономия семейных ресурсов.
6. Наш класс.

7. Народные умельцы.
8. Творчество в науке.
9. Моя малая Родина.

10. Государственные символы России.
11. Мой герб.
12. Я - гражданин.
13. Обычаи народов России.

14.Мы – многонациональный народ.
15. Русский язык - язык межнационального общения.

2. Темы рефератов и сообщений.

  1. Проблема выбора жизненного пути.
  2. Глобальные проблемы современного общества.
  3. Место традиций в жизни современного человека.
  4. Одноклассники, сверстники, друзья.
  5. Свободное время
  6. Место отдельного человека в жизни общества.
  7. Развитие человека как личности и индивида.


«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения

Протокол №

от                    2015г.

Зам.директора по УВР

Иноземцева Е.Г.

                                         2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)

Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по обществознанию, 5 кл. ФГОС.

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа для 5 класса БОГОЛЮБОВ ФГОС

Пояснительная запискактпумк...