задания для егэ олимпиады обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Евграфова Надежда Анатольевна

задания для проведения олимпиады по типу егэ обществознание 9класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_ege_olimpiady.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Областная ЕГЭ – Олимпиада школьников

Обществознание

9 класс

Время проведения -120 минут

Максимальный балл – 88 б.

Часть А -20 (макс. 20 б)

        Часть В –10 (макс. 32б)

        Часть С – 6 (макс. 36б)

Часть 1

При выполнении заданий 1 части  (А1–А20),  необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх представленных вариантов .

А1. Верны ли суждения о социализации:

А) Семья составляет формальное окружение человека;

Б)  К агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?

1) верно только А                                       2) верно только Б

3) оба суждения верны                               4) оба суждения неверны

А2. Какое положение из названных,  не относится к общественным отношениям:

1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

2) проведение забастовки работниками предприятия

3) прогулка по лесу с собакой

4) оформление документов при приёме на работу

А3. Фаза становления  личности, когда человек становится частью общества:

1) адаптация                                          2) индивидуализация

3) социализация                                        4) дезинтеграция

А4. Изменение какой – либо части системы без затрагивания существующих основ – это:

1) реформа                 2) прогресс                   3) революция                       4) эволюция    

  А5. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ и Верховного Суда является:

1) Верховенством закона  

  2) Разделением властей

  3) Гарантом Конституции

  4) Средством борьбы с коррупцией.

А6. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

    1) сложилась многопартийная система

    2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

    3) отдельные территории имеют свои законодательные органы

    4) народ является единственным источником власти

А7.Что относится к полномочиям Совета Федерации

  1. Назначение выборов президента РФ
  2. Управление федеральной собственностью
  3. Разработка и исполнение бюджета страны
  4. Определение основных направлений внутренней политики

А8. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:

1) экономической и социальной;

2) социальной и духовной;

3) экономической и духовной;

4) политической и экономической.

А9.Верны ли следующие суждения о роли производителя и потребителей в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цену товаров на рынке устанавливает производитель без участия потребителей

 1.  верно только А;

2. верно только Б;

3. верны оба суждения;

4. оба суждения неверны.

А10.Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным

  1. Профицитом,
  2. Дефицитом,
  3. Кредитом,
  4. Ассигнованием.

А11.Верны ли следующие суждения?

 а) Государство проводит национализацию собственности, т.е. передачу ее из частных рук в руки государства;

б)  Государство проводит приватизацию - передачу своей собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

1.верно только а

2.верно только б

3.верны оба высказывания

4.оба высказывания не верно

А12. Найдите не верное утверждение среди следующих:

1) в результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился;

2) в результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахеров упал;

3) потребительские расходы возрастают и спрос на ювелирные изделия увеличивается.

4) в результате уменьшения количества покупателей величина спроса на товар увеличилась.

А13.Феномен «Бурановских бабушек», это пример культуры

1.элитарной

2.народной

3.массовой

4.национальной

А14. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

 1) административное право                     3) гражданское право                              

 2) трудовое право                                      4) налоговое право

А15. Что подразумевает свобода вероисповедания?

1) право приобщаться к религиозным взглядам

 2) право вести только религиозную пропаганду

 3) право преимущественно атеистической пропаганды

4)право исповедовать и практиковать любую религию

А16. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?

1) религии;

2) от богатства;

3) политических убеждений;

4) ни от чего, (все должны обладать равными правами).

А17.Межнациональное сотрудничество способствует:

А). Развитию национальной культуры.

Б). Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А;                                         2) верно только Б;    

 3) оба суждения верны;                          4) оба суждения неверны

А18. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

2) государство не препятствует деятельности организаций,  провозглашающих превосходство одних этносов над другим.

3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства

А19.Что из перечисленного является ступенью развития общества?

1)духовная                                           2)социальная

3)политическая

4)индустриальная

                                                           

А20. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:
«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»
Почему люди ценят свободу выше богатства?

1) её ценят те, кто не был богат.                     2) так считают только романтики.

3) это неотъемлемое право человека.            

Часть 2

Ответом к заданиям 2 части (В1–В10) является слово (словосочетание), развернутое предложение  или  последовательность  цифр и букв. Там где необходимо, впишите ответы в таблицу  - каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке.

В1.Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу.

1.Отражают представления о прекрасном и безобразном.

2.Выражают государственную волю.

3.Зафиксированы в официальных документах.

4.Заключаются в символических действиях.

5.Предусматривают такую санкцию, как анафема.

6.Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного.

7.Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством.

8.Обеспечиваются силой общественного воздействия.

9.Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.

10.Обеспечиваются государственным принуждением.

Моральные нормы

Правовые нормы

В2. Прочитайте текст, раскрывающий суть 2-х мировых религий. Заполните, приведённую ниже таблицу:

1) подпишите колонки таблицы, определив названия соответствующих религий;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих то или иное религиозное мировоззрение.

«С точки зрения приверженцев данного вероисповедания, основателем был Иисус Христос (1). Согласно этому религиозному вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему (2). Карма, т.е. сумма всех поступков и мыслей человека в течение его жизни – одно из важнейших понятий в этой религии (3). Эта религия поддерживает традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека (4). В основе религиозного мировоззрения лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания (5). Основателем учения был Будда Шакьямуни (6). Бесконечная цепь перерождений определяется в этой религии как сансара (7). Крещение  и причащение являются важнейшими из таинств, признаваемыми в данной религии (8)».

Название религии

Предложения, относящиеся к данной религии

В3. Установите соответствие между этапами развития общества  и их характеристиками: к каждой позиции,  данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   характеристика                                                      этапы развития общества        

А) главный фактор производства –                          1) аграрный (традиционный)

     научно – технический прогресс                           2) индустриальный

Б) преобладание промышленного                            3) постиндустриальный

производства                                                                (информационный)

В) господство натурального хозяйства

Г) преобладание сферы услуг в экономике  

                                     

 Запишите в таблицу выбранные цифры.

А        А

Б        Б

В        В

Г        Г

В4. Соотнесите науки о человеке и обществе и определения, раскрывающие объект их изучения.

Определения

1.наука о функционировании и развитии народного хозяйства, принципах хозяйственной деятельности;

2.наука о законах становления и развития общества в целом, о возникновении общественных групп и их взаимодействии между собой;

3.наука о поведении человека в обществе, взаимодействии людей в малых группах;

4.наука о жизни и деятельности человека в далеком прошлом;

5.наука о возникновении и развитии правовых норм, принципах регулирования с их помощью общественных отношений;

6.наука о проявлении государственной власти в обществе, возникновении и деятельности партий, общественных движений.

Науки: А) история; Б) экономика; В) политология; Г) социология; Д) психология; Е) юриспруденция

1

2

3

4

5

6

В5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Запишите в таблицу выбранный ответ.

1.Статус это устойчивый вид социального поведения

2.Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

3.Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.

4.Мораль – это представления о том, что такое закон и порядок в поступках людей и человеческом обществе.

А        1

Б        2

В        3

Г        4

В6.  Задания на ряды.  Назовите общее понятие для приведенных ниже:

  1. Дворянство, духовенство, казачество, мещане, крестьянство.

__________________________________________________________________

2. «Гринпис», «Дети как миротворцы», «Глобальное действие народов», «Всемирная федерация профсоюзов»

В7. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Запишите в таблицу термины и рядом запишите составленные вами определения

1) связанный, ним, государства, житель, взаимными, с, правами, полноправный, обязанностями, и.

2) уступок, соглашение, основе, на, достигнутое.

Ответ:

Пон         понятие

Опре                   определение

В8. Составьте схему из приведенных ниже элементов понятия «культура». Для этого из следующего перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, соответствующим образом изобразите  взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Общество, мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, искусство, производительные силы, пища.

В9. «Юридическая азбука»

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________

Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________

И – человек (организация), предъявляющая иск __________________

К – основной закон государства __________________

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и

В10. Распределите перечисленное ниже, следующим образом: три  позиции должны представлять формы частной собственности, три - государственной. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.

1. семейная ферма;

2. Вооруженные Силы страны;

3. сельскохозяйственный кооператив;

4. приватизированная квартира;

5. имущество дипломатических представительств за рубежом;

6. национальный парк.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Часть 3

Для записи ответов на задания 3 части (С1–С6) используйте предоставленное место в конце задания.  Ответы записывайте чётко и разборчиво . Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

С1. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 8. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 9. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 10. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

С2. Проанализируйте данные ситуации:

2.1. Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой за собой посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Как вы разрешите подобную ситуацию?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

    Свой ответ поясните.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«…Это любой вид безвозмездной деятельности (1), направленной на пользу людей, как отдельных личностей (2), так и социальных групп (3), не являющихся близкими родственниками, а также деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Люди сами решают, сколько времени они могут посветить общественной деятельности. Желательно составить чёткий договор (4) между человеком, желающим выполнять такую работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей (5) организации. Часто целые семьи (6) участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-инвалидов».

 Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________________________________________________________________________

С 4. Познавательная задача

Решите задачу.

15-летний Минеев совершил убийство с особой жестокостью. Суд назначил ему наказание в виде 7 лет лишения свободы, тогда как ст.105 ч.2, п.д УК РФ предусматривает наказание -  лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. Минеев ранее судим не был, по месту учебы характеризуется положительно. Правомерно ли поступил суд?

С5.Логическая задача. Столовая

В школьной столовой за (четырехместным) квадратным столом обедали четыре ученика: Вася, Коля, Дима и Миша. Среди них был один отличник, один хорошист, один троечник и один двоечник. Определите, кто есть кто, и кто где сидел, если известно следующее:

1. Вася сидел напротив троечника.

2. Хорошист сидел напротив Димы.

3. Тот, кто сидел по левую руку от Димы, учится лучше Коли и Васи

Обоснуйте свой ответ. Можно составить схему того как сидели ученики.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С6.   Определите  какое право сказочного персонажа нарушено и допишите  его в продолжение фразы.

1.  Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право -------------------------

2.  Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право----------------------

3. В сказке «Иван-царевич и серый волк»  братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право----------------------------

4. Пес Соколко из «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина, не пуская старуху в дом, охранял право на-------------------------

5. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на-------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

дидактический материал "Задания к школьной олимпиаде 5 класс"

дидактический материал содержит задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку для пятиклассников...

Задания для школьной олимпиады (7 класс)

Задания для школьной олимпиады (7 класс)...

Задания для школьной олимпиады (8 класс)

Задания для школьной олимпиады (8 класс)...

Задания для школьной олимпиады (9 класс)

Задания для школьной олимпиады (9 класс)...

Задания для школьной олимпиады (10 класс)

Задания для школьной олимпиады (10 класс)...