Программа самообразования учителя истории и обществознания
материал по обществознанию на тему

Комогорцева Валентина Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya_v.k.komogortsevoy._2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Программа самообразования

учителя истории и обществознания

В.К.Комогорцевой

Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить»

                                                                                        Адольф Дисверг

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Критическое мышление – это поиск  здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление). 

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап - "Рефлексия" (размышление). 

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Освоение и внедрение технологии критического мышления в преподавании предметов обществознание и история

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Собрать необходимую информацию, изучить и осмыслить ее.
  2. Освоить методику ведения занятий с использованием технологии критического мышления.
  3. Внедрить в практику педагогической деятельности технологию критического мышления.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – 2012-2013 уч.г. – подготовительный.

  • Сбор и обработка необходимой информации в различных источниках.
  • Накопление теоретического материала по технологии критического мышления.
  • Апробация технологии критического мышления на уроках обществознания и истории в старших классах.

II этап – 2013 -2014 уч.год. – реализация

  • Внедрение элементов технологии критического мышления в старших классах.
  • Апробация технологии в 8-9 классе.
  • Мониторинг результативности применения технологии при ведении уроков

III этап – 2014 – 2015 уч.год.- подведение итогов

  • Внедрение элементов технологии критического мышления в 8 – 9 классе.
  • Переход (или отказ от перехода) на технологию критического мышления в 10-11 классах.
  • Мониторинг результативности применений технологии.

                              ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления деятельности

Содержание деятельности

Накопление теоретических знаний

  • Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов
  • Накопление и изучение материала
  • Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике

Проектирование собственной деятельности

  • Освоение технологии критического мышления.
  • Апробация элементов технологии на уроках обществознания
  • Внедрение в практику обучения обществознанию и истории технологии критического мышления.

Изучение состояния выбранной темы в практике работы

  • Мониторинг результативности применения технологии критического мышления на уроках обществознания и истории

Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  • Проведение уроков с применением элементов технологии критического мышления в старших классах с последующим переходом на данную технологию или отказ от перехода на эту технологию.
  • Организация индивидуальных консультаций для учащихся.
  • Организация научно-исследовательской работы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию учителя истории и обществознания Бабаян Р.Л.

Необходимо стремиться создать комплекс условий, способствующих непрерывному обеспечению роста уровня профессиональной компетентности учителей  в едином социокультурном  пространстве шк...

Программа по самообразованию учителя истории и обществознания Лущиковой Г.С.

Цели программы:  ·         Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;·...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя истории и обществознания Тотровой Ларисы Казбековны.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮучителя истории и обществознанияТотровой Ларисы Казбековны.   Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания содержит: методическую тему, цели и задачи работы, этапы работы...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны

индивидуальный план самообразовыания учителя истории и обществознания содержит методическую тему, цели и задачи, этапы реализации плана (направления деятельности, мероприятия, формы и результаты, зада...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...