Повторение. Обществознание 5 класс"Человек".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Есипова Алевтина Александровна

 

Цель игры:

1) обобщить знания учащихся об обществе, человеке и его взаимосвязи с природой

2) воспитание уважения к культурному наследию, бережного отношения к природе

 

Межпредметные связи: история, литература, мировая художественная культура

 

Задачи урока:

- приобретение учащимися навыка написания синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_povtorenie._obshchestvoznanie._chelovek.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 5 класс.

Повторительно-обобщающий урок.

Тема урока: «Человек в современном обществе».

Ролевая  игра, как часть урока:

«5 строк».

Ролевая игра, как демонстрация навыка написания синквейна.

Актуальность:

Данная ролевая игра призвана помочь учителю обществознания в реализации задач, поставленных образовательными стандартами второго поколения:

- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,

- систематизировать,

- анализировать полученные данные;

- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Цель игры:

1) обобщить знания учащихся об обществе, человеке и его взаимосвязи с природой

2) воспитание уважения к культурному наследию, бережного отношения к природе

Межпредметные связи: история, литература, мировая художественная культура

Задачи урока:

- приобретение учащимися навыка написания синквейна.

 

Домашнее задание до начала игры:

1) §1,2. Учебник Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. «Просвещение» М. 2015

2) учащие, взявшие роли филологов учат речь.

Распределение ролей между участниками игры:

 Роль филологов (2 человека), обучающих школьников написанию синквейна берут на себя учащие старших классов (из тех, кому хорошо удается данный вид работы, тем самым реализуется принцип диалогического общения со значимым взрослым).

Учащиеся 5 класса становятся журналистами, которые в ходе игры должны подготовить информацию по теме «Человек в современном обществе» для колонки газеты.

Регламент игры.

Часть урока (20 мин.)

3 мин. – введение в игру, обозначение  задач

5 мин. выступление «филологов»

10 мин. работа учащихся по текстам учебника и дополнительной литературы

2 мин. рефлексия

Правила и нормы:

  1. Во время выступления приглашённых гостей внимательно слушать, не перебивать.
  2. Все возникшие вопросы задавать после рассказа.
  3. Выслушивая выступления уважительно относиться к произведению собеседника.
  4. Обсуждать только то, что относится к сути вопроса, по теме игры.

Ход игры:

1. Введение:

Учитель озвучивает роли:

Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли известные в России филологи (представляет гостей), они обращаются к вам за помощью.

Но и вы сегодня не учащиеся 5 класса, а знаменитые журналисты из разных газетных изданий, которым предстоит в ходе урока написать и представить заметку в газету, отвечающую на вопрос: «Кто же такой – человек?»

Учитель:

На прошлых уроках мы разобрали с вами очень интересную тему «Человек» и сегодня нам предстоит вспомнить всё, что мы знаем по этой теме. Слово нашим гостям.

2.Филолог 1:

Приём о котором мы сегодня вам расскажем используется в литературе очень давно. Его истоки уходят корнями в японскую поэзию. /Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни - сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие - танка и трехстишие - хокку./1

 Горы, куда

 Стремилась луна, окутал

 Холодный туман.

 И лунный свет затерялся,

 Растаял в пустынном небе.2

         

3.Филолог 2:

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и сесть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение.

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Например:

 (старшеклассник озвучивает и делает запись на доске построчно)

урок

познавательный, развивающий

воспитывать, изучать, получать

овладение учащимися новыми знаниями

        процесс

4.Учитель:

А сейчас вы составите свой синквейн по теме человек, вы можете использовать текст учебника, и документ на столе, а наши гости будут помогать тем, у кого возникнут затруднения, стоит только поднять руку и они подойдут к вам, чтобы решить возникшие трудности.

5. Итог урока, учитель:

Итак, уважаемые журналисты, давайте посмотрим, что у вас получилось? (желающие зачитывают получившиеся стихотворения и получают комментарии филологов).

(Пример получившихся синквейнов:

Человек.

Сильный, умный.

Пытается, ошибается, стремится.

Владеет силой менять мир.

Живой.

***

Человек.

Красивый, растущий.

Разговаривает, мыслит, рассуждает.

Способен фантазировать и творить.

Венец природы.

Рефлексия.

Ребята вы все сегодня хорошо потрудились, вы молодцы, а как вы сами оцените свою работу.

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Приложения:

1.Дидактический материал для учащихся

№1.

ЧЕЛОВЕК, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.3

№2.

Нет на свете человека, который мог бы прожить, ни разу не погрузившись в фантазии, ни разу не отдавшись воображению, романтике жизни, ибо в мечтаниях он обретает тот приют, в котором ум его найдёт отдохновение.

(Г. Честертон, английский
писатель, 1874 — 1936)

Человек живёт, на семьдесят пять процентов исходя из своих фантазий и только на двадцать пять — исходя из фактов; в этом его сила и его слабость.

(Э.М. Ремарк, немецкий
писатель, 1898 — 1970)

Литература и источники:

1. http://nervana.name/buddism/markova.htm

2. http://japanpoetry.ru/sokolova-delusina/page-3-catalog

3.http://slovorus.ru/index.php?a&ID=71967&pg=6&s=%D7&w=%D7%C5%CB%CE%C2%C5%CA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Человек и его права" часть1 ПРАВО

приведенный фрагмент урока поможет учащимся кратко и зрительно увидеть первую тему в главе 2. Человек и его права.  ПОНЯТИЕ о праве....

Урок обществознания в 8 классе "Человек и человечность"

Урок обществознания в 8 классе по теме "Человек и человечность". Цель урока:раскрыть нравственный смысл норм морали, по которым живет человек....

Проверочная работа по обществознанию в 6 классе "Человек-личность"

Задания в работе составлены по образцу КИМов, что способствует развитию навыков решения таких заданий и подготовке к ЕГЭ уже в 6 классе....

Факультативный курс по обществознанию "Права человека"7 класс

Данный факультативный курс поможет учащимся подготовиться к осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве....

Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Человек и культура"

Урок дает представление о таких понятиях, как культура, ее виды, познание, знания. Используется работа с текстом и демонстрация несложного опыта. Материал содержит самоанализ урока....

Открытый урок по обществознанию в 11 классе"Человек в системе экономических отношений"

Учебные вопросы1. Потребитель каксубъект экономических отношений2. Доходы и расходы3. Заработная плата в рыночной системе...

8 КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

8 КЛАСС ПОВТОРЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ...