Cемейные ценности и традиции
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Максимова Екатерина Владимировна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семейные традиции83 КБ
Файл приложение315.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: обществознание

Класс: 5

Тема: Семейные ценности и традиции .

Тип урока: комбинированный

Технология урока:  Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, дискуссия.

Средства обучения :  Обществознание для 5 класса Кравченко А.И.

Используемое оборудование:  компьютер, раздаточный материал.

Цель урока: познакомить учащихся с семейными ценностями и традициями, развитие умения участвовать в дискуссии, анализировать, сравнивать, объяснять смысл понятий «Семейные ценности», «Семейные традиции». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции.
  2. Рассказать о месте семейных традиций в современном обществе.
  3. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  4. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

Задания опережающего характера: Учащимся заранее дается задание (один из вариантов д.з.) –подготовить рассказ на тему «Как мы проводим время вместе». Принести на урок с разрешения родителей семейные фотографии, клей, ножницы, карандаши, фломастеры.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, семейные традиции

Предметный  результат: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать семейные праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в дискуссии, слышать и слушать других, расширять свой кругозор, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формирование УУД

Предметные:

Учащиеся смогут объяснить значение понятий семья, семейные ценности, семейные традиции . Работая в группах, ученики смогут определить значение и необходимость традиций в современной семье.

Метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный этап

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание психологической атмосферы. Учитель мотивирует учащихся на работу.

Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии  вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

(садитесь )

 

Приветствуют учителя.

Внутренняя позиция школьника

II. Актуализация опорных знаний Постановка темы и задач урока.

Организует работу учащихся. Вопросы к классу на воспроизведение известного учеб. Материала, жизненного опыта, повторение темы «Самые близкие люди».   В форме подводящего диалога, подводит учащихся к формулированию задач урока.

Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока.

Кто может напомнить тему?

Что такое семья?

А какие функции  выполняет семья?

  1. А теперь давайте проверим себя. Соотнесите изображения с функциями семьи. (рабочий «лист»)
  2. А сейчас мы посмотрим как  освещается тема семьи в русских пословицах и поговорках.

Я вам буду зачитывать пословицу, а вы внимательно слушайте, и попробуйте определить какой поучительный смысл в ней содержится

  1. В гостях хорошо, а дома лучше. (пословицы о семье)
  2. При солнышке тепло, при матери добро.
  3. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.

А моя семья Каждый год в последнее воскресенье июня  собирается на берегу онежского озера, где мы проводим  спортивные  состязания, а вечером, мы собираемся во круг костра и поем наши любимые  песни под гитару . Конечно мы обязательно каждый наш поход фотографируем , а за тем долгими зимними вечерами  рассматриваем наши фотографии и с теплом вспоминаем наше лето.

  • Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
    Тема нашего урока «Семейные ценности и традиции».
  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

-  А что вы еще интересного хотели бы узнать из этой темы?

 На какой Главный вопрос нам предстоит ответить ?- «Какую роль играют традиции в семье »

Слушают учителя, анализируют ответы на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Формулируют задачи урока.

Фиксируют проблему, определяя главный вопрос.

Умение фиксировать проблему и формулировать учебную задачу. Самостоятельно анализировать, планировать пути достижения. Строить логическое рассуждение.

III. Изучение нового учебного материала

Цель.

«Открытие» и усвоение учащимися новых знаний .

Организует работу школьников по выполнению отдельных операций с новым уч. Материалом и приглашает учеников к обсуждению учебного материала.

Вы правы сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играют  семейные ценности и традиции в современной семье,

Семейные ценности- это не ваша дорогая одежда, или даже телефон последней модели. Семейные ценности -это альбом старых фотографий, рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас принято составлять семейный герб, в котором    отражаются  главные отличительные особенности или характеристики семьи. А по рассказам бабушек и дедушек, опросам своих родственников можно построить родословное древо!

Так что же такое С.Ц.? (работа с текстом учебника)

- Какой вывод мы можем сделать?

А Что еще  может объединять семью?  назовите мне основные качества которые нужны для дружной , крепкой  семьи! ( индивидуальная работа, определение главных качеств, фиксирование ответов на доске )

Посмотрите, каждый из Вас назвал те качества, которые по вашему мнению являются самыми важными, и у многих они различаются!

Какой вывод мы можем сделать?

Давайте теперь решим сл. Задучу- что такое семейные традиции? Откройте уч. На стр.  154 (читаем).

Обратите внимание, у нас на уроке сегодня много взрослых, а давайте у них спросим какие традиции перенесли они в свой дом, принятые когда-то в родительском доме. Уважаемые гости помогите нам!

Так что же такое Семейные традиции?

А сейчас нам предстоит выяснить,  что можно отнести к семейным традициям? Я Для Вас приготовила пазлы, вы сейчас объединитесь в группы. Для начала вы должны собрать на парте, затем обсудить и  определить, какая традиция у вас изображена, а вот только потом  перенесете на лист и склеить.

(работа в группах)

Посмотрите, как много существует разных семейных традиций. А как вы думаете,  влияют ли традиции на воспитание ребенка?

(индивидуальная работа)

Действительно! Семейные традиции – это один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но можно выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй.

Я предложила Вам дома подготовить вместе с родителями рассказы о том как вы проводите время вместе. (рассказы ребят, показ «проектов»). Открытие нового знания.

Слушают учителя, Самостоятельное извлечение (поиск) новой информации. Работа с учебником. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют понятие, сравнивают ответы, делают выводы. Работают в группах. Парах. Индивидуальная работа в поисках «нового знания».

Индивидуальные выступления.

Фронтальный опрос.

Извлечение необходимой информации;

Умение вести диалог, задавать вопросы.

Структурирование знаний,

подведение под понятие. Давать определение понятиям.

Работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, учет разных мнений, уметь самостоятельно контролировать свое время. Аргументировать свою точку зрения, спорить.

Обобщать понятия.

Физминутка

Физминутка (можно под тихую музыку веселую)
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физкультразминки. Слушайте задание и выполняйте.
– Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
– У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.
– У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз.
– Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши.
– У кого в семье живут домашние животные, помашите руками.
– Хлопните те, кто очень любит свою семью!

Физминутка

Физминутка

IV. Первичная проверка усвоения учебного материала. Контроль/самоконтроль.

Цель.

Проверить умения в определении главной мысли

Самоконтроль усвоения знаний.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Организует работу учащихся, в форме подводящего диалога.  

 самостоятельное определение понятий «ребусы» в парах.

А как вы думаете какую роль играете вы-  дети в формировании и передачи семейных традиций?   Ответ вы найдете в учебнике

А  к чему может привести отсутствие семейных ценностей и традиций в семье?

- Вернемся к проблеме(главному вопросу) нашего  урока.

«Какую роль  играют традиции в семье? ». Теперь мы можем ответить на этот вопрос? Сформулируйте ответ….

Давайте теперь вернемся с вами к нашему дому счастья(работа прошлого урока). Изменилось ли ваше мнение? Какой кирпичик вы считаете теперь  самым важным в жизни счастливого человека? Отметьте теперь его другим цветом.

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди!!!

- Сегодня мы продолжили разговор о семье.

- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше, а что было для вас не совсем понятным я хочу чтобы вы мне записали на своем «листе».

Давайте посмотрим, на ваше настроение, еще раз посмотрели друг на друга , улыбнулись.

Скажите пожалуйста, Какую оценку мы можем поставить выступающим? Почему?

(анализ и самоанализ уч. деятельности).

Работа с учебником, самостоятельное определение понятий -«ребусы». Обсуждение в парах ,  затем «дискуссия».

Анализ учебной деятельности/самоанализ.

Ведут диалог с учителем.

Осуществлять контроль/ самоконтроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Извлечение необходимой информации. Построение речевых высказываний, устанавливать и сравнивать/ аргументировать свою точку зрения.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Контроль/самоконтроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подведение итога урока.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

        

  1. П.21, учить термины.

  1. На выбор-  Вместе с родителями создайте герб своей семьи. Придумать девиз.

Урок закончен. Спасибо за работу.

Запись в дневнике



Предварительный просмотр:

Тема: ___________________________________________________________

Главный вопрос :_________________________________________________

Задание №1

  1.                                                                           2.            

 C:\Users\User\Desktop\sex-nodoelo1.jpg                     F:\е.в\функ. семьи\00457888.jpg

А. Воспитательная             Б. Досуговая  

В.  Эмоциональная             Г. Репродуктивная (продолжение рода)

(Потребности человека в любви,  

В духовном общении)    

            3.                                                              4.

E:\все для урока\пазлы\19_3.jpg           F:\е.в\функ. семьи\b_post9407373.jpg

Основные понятия ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я узнал ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне не совсем ясно…

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности и традиции

Родительское собрание в форме круглого стола. Классный руководитель знакомит родителей с понятиями  - ценности и традиции, с квалификацией понятий. Родители принимают участие в собрание - это их ...

Анкета "Семейные ценности и традиции" для родителей

Цель: Выяснить о трдициях и семейных ценностя обучающихся...

Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Воспитание в семье любви и верности к ценностям и традициям русской национальной культуры

Выступление на родительском собрании. Цель: воспитание нравственных ценностей....

Урок обществознания в 5 классе "Семейные ценности и традиции".ФГОС

В разработке предствавлены: презентация, материал для использования на уроке, раздаточные карточки для проверки знаний в начале урока....

Презентация "Ценности и традиции семьи в России"

Презентация о ценностях и традициях семьи в России...

Внеклассное мероприятие «Семья — важнейшая ценность. Семейные традиции».

Классный час на тему: "Семья - важнейшая ценность. Семейные традиции"....