Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) по теме

Лобанов Алексей Иванович

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Задачи:

1.      помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2.      сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3.      развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4.      способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uhas.doc209.5 КБ
Файл 419217.pptx730.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания

Автор                            Лобанов Алексей Иванович,

учитель истории МБОУ СОШ № 2

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Класс:   9

Тема:     «Участие граждан в политической жизни»

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Задачи:

1.        помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2.        сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3.        развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4.        способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

                                                           

Тип урока:               урок изучения нового материала

Форма урока:         практическая  работа

Оборудование:  

  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание». 9 класс. \  Под редакцией Л.Н Боголюбова, А.И.Матвеева. М.: Просвещение, 2013.  
  • Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2005.
  • Конституция РФ. Ст.29, 32, 33
  • ФЗ РФ  «О Референдуме РФ»
  • Ильин И.А. Политическая свобода// Дидактические материалы

Литература для учителя:

  • Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. Пособие/Б.И. Каверин., П.И. Чижик- М.: Просвещение, 2007. – Гл. 5. Пр. 5.12-5.13.
  • Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. Пособие. Ростов н/Дону, 2002. – Гл. 3, пр. 8.
  • Обществознание: Пособие для поступающих в ВУЗы/ Под ред. В.В. Барабанова. – СПб., 2001. – Гл. 40.

Интернет – ресурсы:

  • www.km.ru – сайт «Голос политика»
  • www.politi.ru – Фонд «Политика»
  • www.strana.ru – информационная служба «Политика»


                                                        Проект урока обществознания в 9 классе

по теме «Участие граждан в политической жизни»

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Результат деятельности

ученика

I    

 Целеполагание

(2 мин)

  • Пробуждение мотивации:

Учитель зачитывает высказывания:

« Каков народ, таков и падишах».  Восточная мудрость

« Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр

   «Законная задача правительства – делать для сообщества людей все то, им нужно, но что сами они, выступая каждый в своем индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не смогут сделать хорошо». Авраам Линкольн

«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».  Платон  

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер

  • Выход на определение задач урока
  • - Объявление темы
  • Вход в тему
  •  Участие в процессе целеполагания.
  • Выделение личностного мотива на уроке

 

  • Осознание учебных задач
  • Возникновение интереса к учебному материалу
  • Постановка личностной цели на уроке

II

Актуализация

(4 мин)

  • Эвристическая беседа

  • Участие в беседе

  • Систематизация имеющихся по теме опорных  знаний, их углубление

III

Организация групповой работы с источниками

(1 мин.)

  • Формирование 6 рабочих групп (по 4 человека) для исследования поставленных вопросов:

1 группа – «Выборы».

2 группа – «Референдум.»

3 группа – «Участие в митингах, демонстрациях, политических партиях и общественных организациях»

4 группа – «Участие в Государственной службе»

5 группа – «Обращения в органы власти»

6 группа – «Свобода слова, свобода мысли»

  • Каждая группа получает комплект источников
  • Определяется время работы в группах – 7 минут и время представления результатов работы – не более 3 минут
  • Распределение ролей в группе
  • Формирование коммуникативных навыков, умения работать в группе

IV

Предъявление

нового материала

(7 мин. + 20 мин.)

  • Организация продуктивной деятельности учащихся через проведение анализа  материалов источников (Федеральных Законов, статей Конституции РФ, статей публицистов и политических деятелей).

  • Презентация каждой группой своего мини - проекта по теме исследования.

  • Работа в группах
  • Исследование нового объекта
  • Анализ  материалов по поставленным вопросам
  • Обсуждение результатов работы в группе
  • Оформление результатов коллективной работы.

  • Представление результатов работы группы
  • Составление клястер - схемы

  • Развитие самостоятельности мышления
  • критического отношения

      к исследуемым материалам

  • Формирование коммуникативных качеств
  • Формирование умения работать в группе
  • «Перенос» приобретённых и систематизированных знаний в новую ситуацию

V

Закрепление

(6 мин.)

 

  • Эвристическая беседа

- работа над понятием «политическая свобода»

- работа над понятием «политический экстремизм»

  • Обобщающая беседа

- работа над вопросом «Политика – дело каждого?»

  • Участие в беседе

-Конкретизация своего представления понятия «политический экстремизм», «политические свободы»

  • Комментированное чтение текста учебника.
  • Формирование умения толкования новых понятий

VI  

 Рефлексия.

(2 мин)

  • Организация рефлексии
  • Лично-педагогическое оценивание деятельности учащихся
  • Рефлексия содержательного смысла урока
  • Рефлексия деятельностного участия
  • Формирование собственной позиции по вопросам, рассмотренным на уроке

VII

Постановка домашнего задания

(3 мин)

Постановка домашнего задания

  • Обязательного для всех
  • Познавательного по выбору
  • Творческого по желанию

Комментарий заданий

  • Выбор задания.
  • Продление мотивации.


Содержание  урока:

этап

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Целеполагание

- Тема урока: Участие граждан в политической жизни

- Как вы думаете - в чем важность данной темы урока?

 - Какими будут задачи  нашего урока?

Выделение личностно – смыслового мотива в определении задач урока :

- Мы живем в демократическом государстве, где каждый человек может выбрать свой путь, в том числе и политическую деятельность. Для успешной самореализации важно знать:

1. какие политические права имеют граждане

2. как они могут ими воспользоваться

3. каковы условия и способы участия в политической жизни страны

2. Актуализация

1. Актуализация опорных знаний:

- каковы признаки демократического режима?

- каковы взаимосвязи гражданского общества и государства

- Какие высшие органы государственной власти вы знаете

- Какие органы власти субъектов РФ вам известны

-какие органы  власти  в нашем городе вам известны

2. Эвристическая беседа:

- Как связана власть и общество? Может ли любой гражданин оказывать  влияние на государственную власть, на управление государством?

- Что значит принимать участие в управлении государством?

- Зачем людям нужны политические права и свободы?

- Как может гражданин оказывать влияние на власть, влиять на политику? (ответы учащихся на этот вопрос корректируются и записываются учителем на доске в виде схемы - кластера)

1. Участие в беседе:

- важнейший признак демократического режима - выборность органов власти, участие граждан в принятии политических решений

-гражданское общество может существовать только  в условиях демократического режима и правового государства

-Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума (депутаты избираются народом), Правительство (Кабинет министров), Конституционный Суд, Верховный Суд

- Мэр города и Городская Дума, избираются жителями города

2.участвовать в управлении государством значит

- непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным)

- непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений

- непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики

- возможность влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов и решений представляли интересы  своих избирателей

-уровень жизни людей зависит от той политики, которую проводит правительство, поэтому все люди заинтересованы в том, чтобы эта политика отвечала их интересам, а значит заинтересованы в том, чтобы иметь возможность влиять на нее

3. гражданин может влиять на политику через:

-участие в выборах

- поддержки на выборах партии, программа которой отвечает его интересам

- вступление в партию

-участие в митингах и демонстрациях

- обращения в государственные органы с жалобами и предложениями

3. Организация групповой работы

1. Постановка общей задачи:

с помощью различных источников выяснить как и при каких условиях гражданин может участвовать в политической жизни страны

2. Организация групповой работы:

- деление класса на 6 разноуровневых групп по 4 человека

- постановка задачи перед каждой группой

- определение времени работы в группах (7 минут)

- определение времени предъявления результата работы (3 минуты)

- предоставление каждой группе материалов

- инструктаж о правилах работы в группе

Деление на группы

Получение инструкций

Осознание поставленной задачи

Распределение ролей в группе

Получение материалов для работы

4.

Предъявление нового материала

  1. Сопровождение и коррекция, при необходимости, работы групп

  1. Организация работы по предъявлению мини – проектов групп

1. Подготовка мини – проекта по своему вопросу:

1 группа – «Выборы».

2 группа – «Референдум.»

3 группа – «Участие в митингах, демонстрациях, политических партиях и общественных организациях»

4 группа – «Участие в Государственной службе»

5 группа – «Обращения в органы власти»

6 группа – «Свобода слова, свобода мысли»

2.  Каждая группа предъявляет свой мини – проект по поставленному вопросу

По ходу работы на доске учениками расширяется схема – кластер,  начатая учителем

5.

 Закрепление

  1. Эвристическая беседа:

Работа над понятиями «политическая свобода» и «политический экстремизм»

-Участие граждан в политической деятельности обусловлено политическими свободами. При каких условиях политическая свобода способствует развитию общества?

- Могут ли быть политические свободы безграничными или политическая деятельность граждан должна иметь какие – то ограничения?

- Каким образом использование свобод одним человеком может ущемлять права другого?

Введение понятия «политический экстремизм», подведение учеников к выводу об опасности политического экстремизма для государства и общества

  1. Обобщающая беседа

- Политические права и свободы закреплены в Конституции РФ. Каждый гражданин имеет право принимать участие в политической жизни своей страны. Но хотят ли люди использовать это право?

-Хотят ли люди заниматься политикой?

- Почему?

- Какими качествами должен обладать гражданин, чтобы активно принимать участие в политической деятельности

- Проведите  среди друзей, знакомых, родственников социологический опрос: Почему они участвуют (не участвуют) в политической жизни. Результаты проанализируйте и расскажите о них на следующем уроке.

1. Участие в беседе

-сформированность нравственных установок, готовность ставить интересы страны выше личных и нести ответственность

Комментированное чтение фрагмента текста учебника «Опасность политического экстремизма» (стр. 55 – 56)

- экстремизм – крайние действия, создающие угрозу для общества, государства, граждан

-подготовка и осуществление действий, направленных против государственного строя и целостности РФ

-подрыв безопасности РФ

- захват власти

-создание незаконных вооруженных формирований

-осуществление террористической деятельности

- возбуждение расовой, религиозной, национальной, социальной  розни, связанной с насилием или призывом к насилию

- унижение национального достоинства

- осуществление массовых беспорядков

-вандализм по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной  ненависти

- пропаганда превосходства или неполноценности граждан по религиозному, расовому, социальному, национальному, языковому признаку

-пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой или сходной с ней атрибутики и символики

2. Участие в беседе

-люди далеко не всегда  интересуются политической деятельностью

- они не знают,  как это делать, не знают своих прав, т.е. имеют низкий уровень правовой культуры

- часть граждан не хочет принимать участие в политической деятельности, т.к. считает, что от них ничего не зависит, они не смогут что – либо изменить или им безразлична ситуация в стране, т.е. у них низкий уровень правового сознания

- чтобы активно участвовать в политической жизни человек должен обладать правовыми знаниями, знать об общественном и политическом устройстве своего государства, о политике, проводимой правительством, читать газеты и журналы, уметь ориентироваться в политической информации, понимать, то, что каждый человек может оказывать влияние на политическую жизнь своей страны

6.

Рефлексия

  1. Содержательная

- Мы узнали о способах и условиях участия граждан в политической жизни страны. Как эти знания могут помочь вам в жизни?

  1. Деятельностная

- оценивание деятельности учеников на уроке

1. Содержательная

- Знание путей и способов участия в политической жизни, влияния на принятие политических решений позволит в любом конкретном случае грамотно в соответствии с законами использовать соответствующие права и свободы

2.Деятельностная

- заполняют диагностический  листок и сдают учителю

7.

Постановка домашнего задания

Постановка домашнего задания:

Обязательное для всех:

§ 6, вопросы с.57,

Познавательное по выбору:

 задание 1-2 на с.57 на выбор,

задание 4 стр. 28-29 в Рабочей тетради.

Творческое по желанию:

Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах мэра г. Волжского? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?

Выбор задания

Организация групповой работы

группа

тема

вопросы

источники

Ожидаемый

содержательный результат

1

Выборы

  1. В чем заключается смысл избирательного права граждан?
  2. Как через реализацию избирательного права граждане могут влиять на политическую жизнь?
  3. Каковы особенности (черты) избирательного права РФ?

Конституция РФ, ст. 32, 33

Словарь понятий

Учебник стр. 49-50

-граждане имеют право избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборах (избираться)

-участвуя в выборах граждане отдают предпочтение кандидату или партии, их программе

-от результатов выборов зависит какая программа будет реализоваться в политической деятельности

- Избирательное право РФ

  • всеобщее (с 18 лет), независимо от социального положения, пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, места жительства
  • равное (1 избиратель – 1 голос)
  • прямое (избиратели принимают участие в выборах непосредственно через личное участие)
  • тайное (никто не может оказывать давление на избирателя)

2

Референдум

  1. Содержание понятия «Референдум»
  2. Когда проводится референдум?
  3. Кто может принять участие в референдуме, на каких условиях?

Конституция РФ, ст. 32, 33

ФЗ « О референдуме»

Словарь понятий

Учебник стр. 50.

-Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей

  • принятие Конституции
  • доверие Президенту
  • проекты законов

- Референдум проводится голосованием

  • прямым
  • всеобщим
  • равным
  • тайным

3

Участие в собраниях, митингах, демонстрациях

  1. В чем содержание свободы собраний митингов, демонстраций?
  2. Какие ограничения установлены законом на организацию и проведение митингов и демонстраций, почему?
  3. Как с помощью этой политической свободы граждане могут влиять на политическую жизнь страны?

Конституция РФ, ст. 32, 33

Статья «Политические организации»

Статья «Свобода собраний и шествий»

Учебник стр. 52-53

- граждане имеют право собираться для обсуждения значимых для них вопросов

  • собрания
  • митинги (выражение протеста или поддержки)
  • демонстрации

- Запрещены собрания (митинги, демонстрации)

  • с использованием оружия
  • призывающие к насилию, расовой и национальной вражде
  • призывающие к свержению конституционного строя
  • нарушающие общественный порядок

- С помощью митингов и демонстраций выражается массовое коллективное отношение к проводимой правительством политике, одобрение или противодействие, что может изменить ее содержание

4

Участие в Государственной службе

1. Содержание понятия «Государственная служба»

2. Кто имеет право занимать должности государственных служащих?

3. Есть ли какие – либо ограничения в участии граждан в деятельности государственной службы?

4. Как граждане могут принять участие в отправлении правосудия, в качестве кого, на каких условиях?

Учебник стр. 51

- Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов

  • аппарат государственного управления
  • аппарат местного управления
  • судебный аппарат
  • налоговая служба

-любой гражданин имеет право занимать любую государственную должность без ограничений по расовому, национальному, религиозному, половому, социальному, имущественному признаку

- любой гражданин может участвовать в осуществлении правосудия

  • как работник суда (при наличии образования)
  • как присяжный заседатель

5

Обращения в органы власти

  1. Кто имеет право обращаться в органы власти?
  2. В какой форме могут быть эти обращения?
  3. Каковы условия рассмотрения обращений граждан?
  4. Как с помощью обращений  граждане могут влиять на политическую жизнь?

Учебник стр. 51-52

- Граждане  (и не граждане) имеют право обращения в органы власти (и центральные, и местные)

  • личные  обращения
  • коллективные обращения

- обращения могут быть в форме

  • жалобы (требование о восстановлении нарушенных прав)
  • заявление  о реализации принадлежащего гражданину права
  • предложение об улучшении деятельности или решении какой – либо проблемы

- Законом установлены сроки рассмотрения всех обращений

-С помощью обращений граждане могут защитить свои права, способствуют улучшению деятельности государственных и местных органов власти

6

Свобода слова, свобода мысли

1.В чем заключается свобода слова и свобода мысли

2. Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию

3. Что означает «массовая информация»

4. Что означает свобода слова, свобода массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в нашей стране

5. Какие ограничения установлены законом в реализации свободы слова, свободы массовой информации, Почему?

Конституция РФ, ст. 29,32, 33

Сахаров А.Д. Свобода мысли (фрагмент статьи)

- Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение

- Граждане имеют право искать, получать, распространять информацию устно, через СМИ, Интернет, в художественных образах

-Свобода слова и свобода массовой информации тесно взаимосвязаны, они позволяют каждому гражданину:

  • получать сведения о событиях общественной жизни
  •  получать сведения о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и других представителей власти
  • создает условия для формирования общественного мнения, которое влияет на политику властей
  • создает условия для предотвращения установления диктатуры

- запрещение цензуры

-Закон устанавливает ограничения свободы слова. Запрещены

  • пропаганда войны и насилия
  • пропаганда расовой, национальной и религиозной ненависти
  • распространение заведомо ложной информации и клеветы


формирование политических органов страны

выражает отношение народа к политике правительства

 

голосование за программу (кандидата или партии)

 

тайное

 

равное

Всеобщие

прямое

Доверие Президенту

Тайные

право избираться

всеобщее

Конституция

Равные

 

 

Прямые

право избирать

голосование

самые важные вопросы

 

 

Выборы

Референдум

 

 

выражают общественное мнение на проводимую политику, одобрение или неодобрение, способствуют ее изменению

 

 

 

 

 

 

обращение в государственные органы

способы участия граждан в политической жизни

участие в собраниях, митингах, демонстрациях

 

 

 

 

жалобы

личные

 

обращения

коллективные

Участие в государственной службе

свобода слова и мысли

предложения

 

 

 

 

защита своих гражданских прав, участие в контроле и улучшении деятельности Гос. органов

органы центральной власти

свобода убеждений

Запрещены:

 

 

 

органы местной власти

свобода их выражения

пропаганда войны и насилия

 

 

 

органы судебной власти

свобода массовой информации

нацистской атрибутики

 

 

 

непосредственное участие в осуществлении политической деятельности

свобода получать и распространять информацию

пропаганда    расовой, национальной, религиозной   вражды

 

отсутствие цензуры

 

Делает информацию о политической деятельности  гласной, общедоступной, формирует общественное мнение, предотвращает установление диктатуры

Во многих правовых документах говорится о правах человека и гражданина (например, в главе 2 Конституции РФ). Почему эти понятия разделяются? Чем «гражданин» отличается от «человека»? Человек – самое широкое понятие, относящееся к нам. Человек – существо и биологическое, и социальное. Человек живет, развивается, учится, болеет, человек наслаждается музыкой, интересуется живописью и т. д.

Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации»

ПРИТЧА:

-В горшок со сметаной попали две лягушки. Думают они- погибель наша пришла.

Одна лягушка смирилась со своей участью и не стала сопротивляться судьбе- и…

захлебнулась.

А вторая лягушка активно била лапками по сметане, дергалась, и так несколько

часов. И ее активность была настолько высока, что сметана сбилась и затвердела,

превратившись в масло. И лягушка смогла спокойно выбраться на волю…

Существует притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна из них

смирилась со своей участью, прекратила сопротивление и погибла. Другая же

продолжала прыгать, хотя ее прыжки и казались бессмысленными. Под ударами

лягушачьих лапок сметана постепенно загустела, превратилась в комок твердого масла.

Лягушка обрела в нем опору и выпрыгнула из банки.

Подобная притча существует о рыбаках, попавших в шторм. Два баркаса относило

сильным ветром к скалам. В одном баркасе рыбаки смирились с участью и легли на дно

баркаса. В другом баркасе рыбаки изо всех сил гребли против ветра. Первый баркас

разбился о скалы. Второй - спасся.3

-Скажите, пожалуйста, как может быть связана это нехитрая притча с нашей

темой урока? ( граждане в государстве должны активно участвовать в

политической жизни, действовать, а не отсиживаться)

- Действия какой лягушки вы бы поддержали? Почему?

- А к чему может привести низкая политическая активность граждан в

демократическом государстве?

- А что даст высокая активность?

- Существует такое высказывание « Народ имеет такое правительство, которое

сам заслуживает». Как вы его понимаете? Как это высказывание связано с нашей

притчей?

- Быть активным гражданином своей страны- это хорошо. А что ему необходимо

знать, чтобы проявлять свою активность? ( законы, избирательное право)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Каков народ, таков и падишах». Восточная мудрость « Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр «Законная задача правительства – делать для сообщества людей все то, им нужно, но что сами они, выступая каждый в своем индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не смогут сделать хорошо». Авраам Линкольн «Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Платон «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер

Слайд 2

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Слайд 3

ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМЫ. ПРАВО НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ. ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ . ДРУГИЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ НА ВЛАСТЬ . ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА . ОПАСНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА . ПОЛИТИКА - ДЕЛО КАЖДОГО. тест

Слайд 4

ПОВТОРИМ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ. КАКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПРАВОВОЕ КАКИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ НЕ ВХОДЯТ В СИСТЕМУ ГОС. ОРГАНОВ. ВЛАСТИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА. ФУНКЦИИ… МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИИ.

Слайд 5

ПОВТОРИМ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИЦ ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АССОЦИАЦИИ. СОВОКУПНОСТЬ ВНЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.., ВЫРАЖАЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ИСТОЧНИК ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. НАРОД.

Слайд 6

ПРОБЛЕМА…? ГРАЖДАНИН… УЧАСТИЕ В ПОЛИТКЕ МОЖЕТ ЛИ РЯДОВЫЙ ГРАЖДАНИН ВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ… КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛИТ. СВОБОДЫ..

Слайд 7

ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМЫ КОНСТИТУЦИЯ РФ В СТАТЬЕ 32 УСТАНАВЛИВАЕТ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РФ ИМЕЮТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА КАК НЕПОСРЕДСТВЕННО, ТАК И ЧЕРЕЗ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ , ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОТВЕЧАЛА ИХ ИНТЕРЕСАМ ОТСЮДА И ИХ УЧАСТИЕ В ПОЛТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - ЕСЛИ ЕСТЬ УВЕРЕННОСТЬ ПОВЛИЯТЬ НА ГОС. ВЛАСТЬ ГРАЖДАНЕ ПОРУЧАЮТ СВОИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ. ТАКОЕ РЕШЕНИЕ НА ВЫБОРАХ. ИЗБИРАТЕЛИ НА ВСЕОБЩИХ, РАВНЫХ, ТАЙНЫХ ВЫБОРАХ -ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕМ ПАРТИЯМ И КАНДИДАТАМ, ЧЬИ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ СООТВЕТСТВУЮТ ИХ ИНТЕРЕСАМ.

Слайд 8

ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМЫ ВЫБОРЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – ВСЕОБЩЕЕ – МОГУТ ГОЛОСОВАТЬ ВСЕ ГРАЖДАНЕ ДОСТИГШИЕ 18 ЛЕТ , БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ В НАЦ- ТИ, ОБРАЗОВАНИЯ, РЕЛИГИИ И МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА. ИСКЛЮЧЕНИЕ – ТОЛЬКО ПО СУДУ. КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ИМЕЕТ ОДИН ГОЛОС. ВЫБОРЫ В РФ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЯМЫМИ И ТАЙНЫМИ. ПРЕЗИДЕНТ РФ ИЗБИРАЕТСЯ НА 6 ЛЕТ, ГОС. ДУМА НА 5 ЛЕТ. КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН РФ ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ: ДЕПУТАТ ГОС ДУМЫ – 21 Г. ПРЕЗИДЕНТ РФ -35 ЛЕТ И 10 ЛЕТ ПРОЖИВАНИЯ В СТРАНЕ. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ (ПРЯМОЕ ) УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ ГРАЖДАНЕ ПРИНИМАЮТ НА РЕФЕРЕНДУМАХ ПО ПРОЕКТАМ ЗАКОНОВ: В 1993 ГОДУ 12 ДЕКАБРЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ БЫЛА ПРИНЯТА КОНСТИТУЦИЯ РФ.

Слайд 9

ПРАВО НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. ГОС. СЛУЖБА – ЭТО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГОС. ОРГАНОВ ВЛАСТИ. НА ГО СЛУЖБЕ НАХОДЯТСЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА( ГОС. СЛУЖАЩИЕ) , ЗАНИМАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ И МЕСТНЫХ АППАРАТАХ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ, В СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ И Т. Д. КОНСТИТУЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РФ ИМЕЮТ ПРАВО НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОС СЛУЖБЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ, НА ОСНОВЕ КОНКУРСОВ И ТРЕБОВАНИЙ ПРОФ. ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНЕ РФ ИМЕЮТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ: ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ В СУДЕ ИЛИ ПРИСЯЖНЫМ ЗАСЕДАТЕЛЕМ.

Слайд 10

ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ. ПРАВО ОБРАЩЕНИЯ ЛИЧНО ИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОБРАЩЕНИЙ В ГОС. ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ, -ЖАЛОБЫ О ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВА ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА С ПРОСЬБОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПРАВА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕШЕНИЮ КАКОЙ ЛИБО ПРОБЛЕМЫ. ЗАКОНЫ РФ УСТАНАВЛИВАЮТ СРОКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ВОПРОСОВ В ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН . ЧИНОВНИКИ ДОПУСТИВШИЕ ВОЛОКИТУ НАКАЗЫВАЮТСЯ.

Слайд 11

ДРУГИЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ НА ВЛАСТЬ ДРУГИЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ НА ВЛАСТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГРАЖДАНЕ МОГУТ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СВОБОДУ СОБРАНИЙ, СВОБОДУ СЛОВА В СТ. 31 КОНСТИТУЦИИ РФ ГОВОРИТСЯ: «ГРАЖДАНЕ РФ ИМЕЮТ ПРАВО СОБИРАТЬСЯ МИРНО, БЕЗ ОРУЖИЯ, ПРОВОДИТЬ СОБРАНИЯ, МИТИНГИ И ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ И ПИКЕТИРОВАНИЕ» ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ СВОБОДА НА ПРОВЕДЕНИЕ ТОЛЬКО МИРНЫХ СОБРВНИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ. ПОЭТОМУ СУЩЕСТВУЮТ НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОБРАНИЙ. ОГРАНИЧЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОДДЕРЖАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ЗАКОНЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ И УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МИТИНГОВ И СОБРАНИЙ. ПОДУМАЙТЕ – КАКОЙ ПОРЯДОК ЛУЧШЕ ДЛЯ ГРАЖДАН?

Слайд 12

ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ:КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОБОДУ УБЕЖДЕНИЙ И НА СВОБОДНОЕ ИХ ВЫРАЖЕНИЕ» СТАТЬЯ 29 КОНСТИТУЦИИ РФ ГЛАСИТ: 1.КАЖДОМУ ГАРАНТИРУЕТСЯ СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА.. 5.ГАРАНТИРУЕТСЯ СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЦЕНЗУРА ЗАПРЕЩАЕТСЯ . ДЛЯ РЕАЛЬНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ ПРАВ И СВОБОД НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНБ ПРОТЕКАЛА ГЛАСНО. НЕДОЛЖНО БЫТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ ЦЕНЗУРОЙ. НО СВОБОДА СЛОВА НЕ АБСАЛЮТНА. ПОЭТОМУ СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: НА ПРОПАГАНДУ НАСИЛИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ РОЗНИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ВРАЖДЫ, ПРИЗЫВЫ К СВЕРЖЕНИЮ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СТРОЯ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СВОБОДУ СЛОВА ДЛЯ КЛЕВЕТЫ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Слайд 13

ОПАСНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ. ЛЮБАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В РАМКАХ ЗАКОНА. КРАЙНИЕ МЕРЫ, СОЗДАЮЩИЕ УГРОЗУ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН НАЗЫВАЮТСЯ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ ( ОТ ЛАТ. – КРАЙНИЙ.) ВНАШЕЙ СТРАНЕ К НИМ ОТНОСЯТСЯ: ПРИЗЫВЫ К СВЕРЖЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, ПОДРЫВ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАХВАТ ВЛАСТИ, СОЗДАНИЕ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА: РАСОВАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ, ПРОПАГАНДА НАЦИЗМА, АКТЫ ВАНДАЛИЗМА И Т.Д ДЛЯ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ ГОСУДАРСТВО ИСПОЛЬЗУЕТ СИЛУ ЗАКОНА, НО ТАКЖЕ НЕОБХОДИМО ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ САМИХ ГРАЖДАН.

Слайд 14

ПОЛИТИКА - ДЕЛО КАЖДОГО. ОПРОСЫ ПОКАЗАЛИ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОЛИТИКОЙ ИНТЕРЕСУЮТСЯ 48% ГРАЖДАН, НЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ 52%, А 2% ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ. ПРИ ЭТОМ НАИМЕНЬШИЙ ИНТЕРЕС ПРОЯВЛЯЮТ МОЛОДЫЕ И ПОЖИЛЫЕ, А НАИБОЛЬШИЙ ЛЮДИ СРЕДНИХ ВОЗРАСТОВ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ . ПОЧЕМУ? ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПОЛИТИКОЙ. ИНТЕРЕС И ЖЕЛАНИЕ. ЗНАНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Слайд 15

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ НАРОД ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ И УЧАСТВУЕТ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧЕРЕЗ ПРАВО НА РЕФЕРЕНДУМ ИЛИ ПЛЕБИСЦИТ ИЛИ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛСТВО ДЕПУТАТОВ . КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ МНЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ . ВЫБОРЫ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕОБЩИМИ, РАВНЫМИ , ТАЙНЫМИ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ ТОЛЬКО ПО СУДУ. У ГРАЖДАН СУЩЕСТВУЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ. ОГРАНИЧЕНИЯ: ТОЛЬКО ПО КОНКУРСУ И ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ НА ГОСВЛАСТЬ: ПРАВО НА СВОБОДУ СЛОВА, СОБРАНИЯ И МИТИНГОВ. ЗАКОНОМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МИТИНГОВ. ЗАКОН ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ ТОЛЬКО БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГРАЖДАН. СВОБОДА СЛОВА НЕ АБСАЛЮТНА И НЕДОЛЖНА ПРЕВРАЩАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ.

Слайд 16

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. ТЕКСТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ: 48 – 57 . ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА С57 -58.

Слайд 17

ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 КЛАСС: УЧЕБ. ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Л. Н. БОГОЛЮБОВ И ДРУГ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Урок по обществознанию по теме "Участие граждан в политической жизни".

Конспект и презентация по теме "Участие граждан в политической жизни"....

Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс

Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...