«Молодежный экстремизм: Истоки. Предупреждение. Профилактика»
статья по обществознанию (10, 11 класс) на тему

ХХI век ознаменовался резким всплеском экстремизма по всему миру.

«Экстремизм (фр. extremisme от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений экстремизма: правый экстремизм (прежде всего неофашистские партии и группировки), левый экстремизм («новые левые» в Италии и Франции, «красные бригады» в Италии и ФРГ, Исламский экстремизм и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_aksenov_v.v.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на Международную научно-практическую конференцию

«Молодежный экстремизм: Истоки. Предупреждение. Профилактика»

г. Москва, 23-24 мая 2014 г.

Исторические истоки современного экстремизма

к.и.н., доцент., с.н.с. лаборатории гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО В.В. Аксёнов (Казань)

        ХХI век ознаменовался резким всплеском экстремизма по всему миру.

«Экстремизм (фр. extremisme от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений экстремизма: правый экстремизм (прежде всего неофашистские партии и группировки), левый экстремизм («новые левые» в Италии и Франции, «красные бригады» в Италии и ФРГ, Исламский экстремизм и т.п.).

Экстремизм - как система достижения целей радикальными средствам - упоминается еще в Библии, когда Каин убил своего брата Авеля, завидуя любви Господа к брату [2. С.8]. Что же является составляющими компонентами экстремизма? - Зависть, ненависть, гордыня.

Однако, следует учитывать вынужденный экстремизм, когда для предотвращения негативных последствий следует идти на крайние радикальные меры. Это наглядно показывают события на Болотной площади в Москве и Майдана в Киеве. Особенностью молодежного экстремизма является признание силы. Именно возле физически крепких молодых людей формируются группы, которые в зависимости от поведения лидера могут носить устойчивый или временный характер.    

В ХХ веке экстремизм приобретает глобальный характер, затрагивая целые континенты. Перекраивается политическая карта мира. Появляются новые суверенные государства. Например, по окончании 1 мировой войны 1914-1918 на месте многонациональной Австро-Венгрии возникли государства Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия. Россия теряет Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и Польшу с западными областями Белоруссии и Украины. В период распада государства неизбежно обостряются национальные и социальные противоречия, которые в крайней форме могут привести к националистическому экстремизму (в Италии социальные противоречия привели к фашизму, а в Германии к национал-социализму). В России социальные противоречия привели социальному экстремизму и гражданской войне. В этих событиях именно молодежь способствовала коренным изменениям в обществе за счет своего максимализма.        

Вторжение советских войск на территорию республики Афганистан было грубейшей геополитической ошибкой, т.к. это было первое государство признавшее суверенитет Советской России. Эта свободолюбивая страна никогда не терпела оккупации своей территории и привыкла жить по своим обычаям и традициям. Воспользовавшись конфликтом между СССР и США, на территорию Афганистана устремляются арабские наемники, избравшие своим основным оружием экстремистскую идеологию. Вывод советских войск, в 1989 году, был использован ими как свидетельство победы их идеологии. К сожалению, распад СССР только усилил позиции радикалов в Азии и на Кавказе. США, разгромившие своего геополитического противника СССР, остались один на один с диверсионной идеократической системой «Аль-Каиды».

11 сентября 2001 года в корне изменило отношение к экстремизму во всем мире после террористических актов в США, когда погибло более 3000 человек, большинство из которых составляли ни в чем неповинные гражданские лица. Террористическая угроза приобрела глобальный характер. Особенностью этого мирового бедствия был средний возраст террористов, их хорошее образование и сложившаяся жизненная позиция. Разрушился стереотип экстремиста как необразованного, не имеющего жизненной позиции, молодого человека. 15 террористов были выходцами из Саудовской Аравии, где господствующей идеологией является ваххабизм. Двое террористов - из Объединенных Арабских Эмиратов и по одному – из Египта и Ливана. Все они были участниками организации «Аль-Каида».

«Исламский» экстремизм не имеет ничего общего с традиционным Исламом.

Религия ислам возникла в VII веке и основывается на 114 сурах Корана (араб. «чтение») и суннах, состоящих из священных преданий хадисов. Ислам суннитского направления проник на территорию Волжской Булгарии (современный Татарстан) еще в X веке. В XIV веке произошел второй поток исламизации в период Золотой орды, захвативший пространства Поволжья, Причерноморья, Северного Кавказа и Западной Сибири.

Второе направление ислама, шиизм (араб. «партия»), возникло при двоюродном брате и зяте пророка Мухаммеда - Али, который в результате гражданской войны был убит, а его сторонники закрепились в Иране и Ираке. Основной чертой шиизма является признание законными преемниками пророка имамов, его сородичей, а не захвативших власть в мусульманской общине «умме», халифов. Поэтому шииты не признают сунну, составленную при первых халифах Абу-Бекре, Омаре, Османе и состоящую из преданий о пророке. После гибели Али было 11 имамов, его потомков, а 12 имам в IX веке таинственно исчез и по преданию он явится в конце света, как «махди» (араб. «спаситель мира»). В шиизме зародилось направление «суфизма» (араб. «шерсть»), проповедовавшего мистическое слияние с богом и придававшим особое значение именам Бога в Коране. В результате были образованы ордена дервишей во главе с шейхами или ишанами. Послушниками у ишанов были ученики мюриды. Дервиши широко использовали в практике пляски «зикры» и мистические возгласы «ху».  

В Афганистане в VIII веке сформировалась мусульманское течение исмаилитов от имени библейского Исмаила. Идеология исмаилитов быстро распространилась по Передней Азии. Стимулировали развитие ислама в Азии крестовые походы Западной Европы, когда из течения исмаилитов выделилась секта «хашишиунов» названных европейцами «ассасинами» (фр. «убийцами»)  исповедавшими мистицизм и борьбу против «неверных». В XI веке от исмаилитов отделились последователи халифа Хакима Исмаила ад Дарази, которые под названием «друзы» населили Ливан [12. С.520-531].      

Идеология ваххабизма салафизма (от арабского «ас-салаф ас-салих» - «праведные предки») выступает за «чистый» ислам, т.е. за буквальное толкование Корана и сунны пророка. Основатель идеологии ваххабизма Мухаммед ибн Абдул-Ваххаби ат-Тамими родился в 1703 году в городе аль Уйейна в области Неджд в центральной части Аравийского полуострова. Скончался в 1787 году. Его идеология получила поддержку в период борьбы арабов с Османской империей. Ваххабиты не признают национальных обрядов, традиций, культа святых, почитания святых мест, культа предков и дервишества. Последователей ваххабизма называли «муваххидун» (единобожники). При эмире Мухаммеде ибн Сауде (1747-1765) захватившим Аравийский полуостров учение Мухаммеда ибн Абдул-Ваххаби ат-Тамими было объявлено официальной религией нового государства Саудовской Аравии. Главными составляющими идеологии ваххабизма являются положения такфир и джихад.

Такфир базируется на куфр, т.е. обвинении мусульман в неверии, что позволяет любого мусульманина противника ваххабизма объявить неверным и призвать к его уничтожению.

Джихад в исламе имеет два толкования. Первое толкование понимает джихад как вооруженную борьбу за мировое господство ислама. Второе толкование – созидательный труд и самосовершенствование верующего мусульманина. Под малым джихадом в исламе понимается война, а под большим джихадом – постоянная работа мусульманина над собой [5. С.488-496].      

В начале XXI века наблюдается всплеск молодежного экстремизма, вызванный объективными и субъективными причинами социально-экономического и политического характера современного информационного общества. Известный футуролог Элвин Тоффлер в своих исследованиях общества отмечал: «мир постепенно формируется тремя волнами технологических инноваций, которые, как высокий прилив, нельзя остановить» [13. С.15]. В качестве первой волны он отмечал сельскохозяйственную революцию. Вторую волну составляла промышленная революция. Третью волну представляет информационная революция предвещающая формирование нового образа жизни. Предтечей теории информационного общества выступали теории: постиндустриализма Даниеля Белла [1]; общества потребления Жана Бодрийяра [3]; галактики интернет Мануэля Кастельса [6]; неомарксизма Герберта Шиллера; регуляционной теории Мишеля Альетта и Алена Липица; гибкой аккумуляции Дэвида Харви; рефлексивной модернизации Энтони Гидденса; публичной сферы Юргена Хабермаса и Николаса Гарнэма.

Объективными факторами наступления эпохи информационного общества стало разрушение биполярной системы мировых держав и становление мультиполярного глобального мира. Всего выделяются три различных вида «полярности»:

  • мультиполярность – с многочисленными центрами экономического, политического и культурного взаимодействия;
  • биполярность – два полюса с борьбой за сферы влияния. Яркий пример коммунистическая и капиталистическая системы;
  • униполярность – один полюс, одна система, задающая правила бытия. Это политика вестернизации навязываемая США всем государствам мира [4. С.20].    

В переходный период, возможно, некоторое усиление униполярного мира, опирающегося на еще недостаточно окрепшие в политическом, экономическом и социальном планах, государства. Катализатором таких отношений в современном мире стали практика двойных стандартов, информационная ограниченность, нарушение демократических принципов. Как доказательство: «Динамика развития современной политической системы мира выявляет кризисные ситуации в государственном суверенитете.

  • Большое число международных организаций и институтов приводит к ограничению суверенитета сверху (санкции США и ЕС против России);
  • Политическая, экономическая, торговая активность внутригосударственных регионов приводит к ограничению суверенитета снизу (пример Украина).

Право наций на самоопределение вступает в противоречие с принципом сохранения целостности государства. Происходит размывание государственной идентичности и укрепление идентичности в форме этнической, религиозной, корпоративной, региональной, глобальной (космополитической) идентичности. Столкновение цивилизаций – есть столкновение идентичностей» [7. C.59-60].  

Субъективными факторами стали искусственный глобальный экономический кризис, эголитарное управление, политическое перекраивание карты мира, миграционные процессы, возрождение национального и религиозного экстремизма, технологии двойных стандартов и широкое использование консциентального оружия.

Искусственный глобальный экономический кризис был вызван кучкой молодых американских финансовых менеджеров, стремившихся любой ценой обогатиться и сделать карьеру за счет рискованных экономических операций на валютном и фондовом рынках. Эгоцентристская система индивидуализма и конкуренции американского образования -  любыми путями достигнуть результата, показала свой второй сбой. Первый сбой произошел в 1983 году, когда был опубликован доклад Национальной комиссии по оценке качества образования «Нация в опасности: императив для образовательных реформ». В докладе констатировалась утрата американским обществом и образовательными институтами основных целей образования, ожидаемых результатов образовательного процесса и координации действий. С 1983 по 1988 года власти штатов пытались провести мероприятия по исправлению негативной обстановки, но на их уровне процесс оказался нерегулируемым. Администрация президента США разработала проект федерального закона «О развитии образования», в котором предусматривалось:

  • введение в школах ежегодных заключительных тестов по физико-математическим дисциплинам;
  • предоставление большей свободы администрации штатов и местным советам по образованию в использовании федеральных средств, в том числе на переподготовку учителей; резкое сокращение отчетности;
  • введение процедур прекращения финансирования школ, которые систематически имеют низкие показатели успеваемости учащихся;
  • выдача школьникам государственных ваучеров для оплаты обучения и перехода в другую государственную школу, а также дополнительных занятий.

На достижение поставленных целей в образовании предлагалось в течение 5 лет выделять до 4 млрд. долларов ежегодно.

 В сентябре 1989 года потребовалась встреча американского президента Джорджа Буша-старшего с губернаторами всех штатов для решения проблем образования в стране. В результате были выработаны национальные цели образования The National Education Goals. К 2000 году в США предлагалось:

  • все дети начнут школьное образование подготовленными к учению;
  • количество школьников, заканчивающих полную среднюю школу, возрастет как минимум до 90%;
  • американские школьники будут заканчивать 4, 8 и 12-й классы, демонстрируя высокий уровень подготовки в наиболее важных дисциплинах, включая английский язык, математику, естественные науки, историю и географию;
  • каждая американская школа сможет гарантировать, что все ее учащиеся научились использовать свои умственные способности настолько хорошо, чтобы быть подготовленными к ответственному исполнению гражданских обязанностей, дальнейшему обучению и продуктивной деятельности в современной экономике США;
  • выпускники школ будут первыми в мире по уровню знаний в области естественных наук и математики;
  • каждый взрослый американец будет грамотен и приобретет знания и умения, необходимые для конкурентоспособности в мировой экономике и ответственного исполнения своих гражданских обязанностей;
  • каждая школа будет свободна от наркотиков и насилия и предложит здоровую дисциплинированную атмосферу, способствующую продуктивному обучению.

18 апреля 1991 года в Белом доме американским президентом была представлена стратегия достижения целей образования в нормативном документе «Америка 2000». В 1992 году вновь избранным президентом Биллом Клинтоном была поддержана стратегия «Америки 2000». Были внесены две существенные добавки в документ: повышение квалификации учителей и укрепление партнерства школы и семьи. Практически была взята за основу советская система образования. Было изменено название документа с «Америки 2000» на «Цели 2000».

В то время пока США перенимала положительный опыт образования в СССР, «вестернизируемое» правительство Б.Н. Ельцина разрушая советское образование, вводит неудавшиеся модели прозападного образования, хотя было достаточно сменить идеологическую верхушку, не разрушая всей системы.  

 В 1994 году в США принимается Акт об образовании в Америке Goals 2000: Educate America Act. В данный нормативный документ входил закон о возможности выпускников средней школы заниматься трудовой деятельностью. Создавались пять научно-исследовательских институтов:

  • Национальный институт успеваемости учащихся, учебных планов и оценки;
  • Национальный институт обучения учащихся, относящихся к группе риска;
  • Национальный институт управления образованием, финансирования, разработки политики и менеджмента;
  • Национальный институт развития и обучения детей раннего возраста;
  • Национальный институт послесреднего образования, библиотек и непрерывного образования [11].

События в Украине наглядно показывают кризис эголитарной системы управления, когда в условиях информационного общества появляются первые ростки технократического общества, направленного на ликвидацию правящих бюрократических элит. «Бюрократия составляет замкнутое общество в государстве. Бюрократия есть круг из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всём, что касается понимания всеобщего и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение…Превращение государственных дел в должности имеет своей предпосылкой отрыв государства от общества» [9. С.270-278]. В Киеве майдановцы учреждают националистический эголитарный строй привычный Европе и США, за счет чего они и получают широкую поддержку, а на юге-востоке Украины формируется новая система власти требующая от своих избранников ответственности перед народом. Образно говоря, протекающие события на юго-востоке Украины можно назвать Новой Парижской коммуной украинского образца. Если в России предпринимаются попытки пробуждения гражданского самосознания через организованный сверху Народный фронт и Общественную палату, то на Донбассе инициатива идет снизу. Донбасс ждет помощи от Российской Федерации как наиболее демократичного из всех европейских и американских государств, но не вмешательства во внутренние дела Донбасса. Поэтому они выступают за федерализацию Украины, а не за вхождение в состав России. Только непосредственная военная угроза может заставить их войти либо в состав Российской Федерации, либо остаться в составе Украины. Если следовать сложившемуся определению, экстремизм проявляется как майдановцами, так и антимайдановцами. Только со стороны майдановцев экстремизм носит националистический характер, а со стороны донбассцев вынужденный или ответный экстремизм.      

Политическое перекраивание карты мира началось с односторонних уступок Западу в эпоху М.С. Горбачева. Произошла ликвидация Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), чем сразу же воспользовался военный блок НАТО, который ввел свои войска, вплотную приблизившись к границам России. Объединение Германии возродило угрозу миру. После окончания второй мировой войны ФРГ быстро нарастила свой военно-промышленный потенциал, но оставалась «политическим карликом». Правда, ей удалось успешно противостоять Франции, и даже настоять на переименовании общеевропейской валюты из «экю» в «евро». Для Германии вхождение в Европейский Союз было невыгодным экономически, но в дальнейшем могло принести солидные политические дивиденды в будущем, и Германия согласилась на евроинтеграцию. Экономический кризис подорвал позиции Франции, как лидера Европейского Союза, и теперь основным вектором европейской политики стала Германия. Лидерство Германии в Евросоюзе помогает ей перекраивать карту Европы, последовательно разрушая славянские государства. Вспомните расчленение Чехословакии на Чехию и Словакию, поддержку США в развале Югославии, вмешательство во внутренние дела  Украины. Под прикрытием США Германия наращивает свою политическую мощь, что в первую очередь почувствовали националисты Франции, выступившие в поддержку России по украинскому вопросу.  

Миграционные процессы вызывают негативную реакцию в обществе. В памяти еще свежими остаются события распада СССР и вытеснение русскоязычного населения из национальных регионов бывшего Союза. Русские люди теряли практически все, переезжая в Россию. А теперь мигранты из Средней Азии и Кавказа начинают осваивать российские территории. В результате неизбежными становятся всплески экстремизма, как попытки нации защитить собственное пространство проживания. Здесь проглядывается действенный выход в контролируемой миграции и взаимодействием с руководством национальных диаспор. Иначе возможны экстремистские действия с обеих сторон.    

Национальный экстремизм часто имеет давние исторические корни. Только сильная нация способна преодолевать проблемы прошлого и жить настоящим и будущим. У каждого народа есть своя правда, своя культура, свои морально-нравственные ценности, но все мы живем на единой территории и должны хорошо понимать друг друга, ведь у нас одна общая история. 21 апреля Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ о реабилитации крымско-татарского, армянского, греческого и немецкого населения Крыма. Была восстановлена историческая справедливость. Исчезла еще одна существенная платформа для проявления национального экстремизма.        

Религиозный экстремизм в настоящее время представляет серьезную угрозу. Мусульманские экстремисты развязывают кровавые конфликты в Египте, Ливии, Ираке и Сирии. Сирийские христиане и копты были вынуждены либо мигрировать с родных территорий, либо защищать свои религиозные убеждения с оружием в руках. Идет настоящая война за господство идеологий либо экстремистского ваххабистского, с претензиями на мировое господство, либо демократического, с признанием прав и свобод человека.  

Технологию двойных стандартов начали использовать США, а затем и Европа в период возрождения Российской Федерации при президенте В.В. Путине, когда Россия стала возрождаться как мировая держава, но на новых демократических принципах, о чем мечтало российское общество еще со времен февральской революции. Воспользовавшись ослаблением геополитических позиций России, вызванных непоследовательной компромиссной политикой М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, США стремится навязать статус региональной державы, способной быть марионеткой в руках мировых государств. На освободившееся место мировой державы стали претендовать социалистический Китай и Западная Европа, объединившаяся в Евросоюз. Они могут заявлять свои претензии, но являются недостаточными, т.к. живут за счет привозного сырья. Если бы Европа сохранила свои колонии, она могла бы поспорить с США за мировое лидерство, но в нынешнем состоянии на это способна только Россия. Стремление Европейского Союза расширить любыми путями и средствами европейское пространство, натолкнулось на пространственный кризис, когда входящие в его состав государства не могут исполнять возложенные на них функции. Это болезнь пространственного роста, которая затормозила развитие евроинтеграции и поставила ее под контроль США. Если Евросоюз включит в свой состав и Украину - Европу ждет системный кризис. Это, либо распад Евросоюза и неизбежные всплески экстремизма по всей Европе с требованиями отделения, либо трансформация Европы, т.е. коренное обновление всей системы на каких-то новых началах взаимоприемлемых для всех европейских стран. В настоящий момент Европейский Союз видит то, что он желает видеть, а не то, что происходит на самом деле. Гражданское общество и правительства Евросоюза уже вошли в фазу противоречия, когда на Украину деньги находятся, а для решения собственных социальных проблем - их нет.              

Использование консциентального оружия поражающего сознание и разрушающее менталитет противника [10. С.6]. В период формирования демократических основ в Российской Федерации, на пике эйфории о всеобщем братстве, происходило не только разрушение коммунистической идеократии, но и забвение исторических национальных корней создания российского государства. Как только рушится одна идеология, на ее место сразу же встают другие идеологии. Так, при разрушении коммунистической идеологии стали востребованы различные религиозные и националистические идеологии. Динамичной частью общества является молодежь, которая еще формирует новые ценностные и нравственные ориентиры и ищет смысл собственного существования в современном мире и поэтому именно на нее направлено консциентальное оружие. В период 90-х годов ХХ века была предпринята беспрецедентная попытка поменять сознание и менталитет российской молодежи. Это был настоящий идеологический экстремизм стремивший убедить молодежь, что страна, где они живут самая кровавая и самая жестокая в мире, не жалеющая никого и ничего. Героями фильмов стали не простые советские граждане пережившие ужасы сталинских репрессий, но перед угрозой порабощения Родины простивших И.В. Сталину все и вся, а уголовники. Очевидным являлся заказ уголовной братии, прорвавшейся к власти вместе с коррумпированными чиновниками, шельмовать органы государственной безопасности и милиции сумевшими обеспечить национальную безопасность страны.  

 Был проведен эксперимент среди школьников, просмотревших фильм «Сволочи»,  когда им был продемонстрирован альтернативный вариант советский фильм «На войне, как на войне» и было предложено ответить на два вопроса:

1. «Сможете ли Вы поступить как главный герой фильма?»;

2. «Пойдете ли Вы служить в Российскую армию, чтобы защищать свою Родину?»  

На первый вопрос 83% респондентов ответили, что они к подвигу не готовы, а 17% выразили свою готовность.

На второй вопрос 95% респондентов ответили, что готовы защищать Родину, но не желают воевать за интересы олигархов. 5% респондентов из эмигрантской среды поставили мне вопрос: «А где наша Родина? Где мы родились или где мы теперь живем?».

Как историка меня ответы ребят порадовали тем, что, несмотря на огромную информационную прессинговую волну, они сохранили чувство патриотизма. Последний вопрос, по-моему, ставит социально-психологическую проблему молодежной идентификации «С кем ты?».  

Молодежный экстремизм следует предупреждать с помощью профилактических мероприятий имеющих действенный, а не формальный характер. В целях профилактики предупреждения молодежного экстремизма предлагается:

  • Пересматривать через каждые 5-10 лет правовые нормы, затрагивающие сферу экстремистской деятельности;
  • Воспитывать молодежь на традиционных российских ценностях коллективизма и духовности (индивидуализм является питательной средой для экстремизма);
  • Создать цензорский комитет по рекламе (запрещение рекламы во время военно-патриотических фильмов и передач);
  • Ввести наказание за использование экстремистской символики;
  • Образовательным учреждениям проводить работу по гражданской идентичности (права и свободы человека, патриотизм, гражданский долг, здоровый образ жизни, духовное самосовершенствование).

 

Литература

  1. Белл Даниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 944 с.
  2. Библия.- Казань.: Татарское газетно-журнальное издательство, 1994. – 1346 с.
  3. Бодрийяр Жан. Общество потребления. - М.: Республика, 2006. - 179 с.
  4. Воронов К. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы//Мировая экономика и международные отношения, 2007. - №1. – 128 с.
  5. Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). – М.: Издательство «Экономика», 2007. – 751 с.
  6. Кастельс Мануэль. Галактика Интернет. - Екатеринбург.: У-Фактория (при участии Гуманитарного университета), 2004. - 328 с.  
  7. Кефели И.Ф. Философия геополитики. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. – 208 с.
  8. Краткий политический словарь /Абаренков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. и др.; Сост. и общ. ред. Л.А. Оникова., Н.В. Шишлина. – М.: Политиздат, 1989. – 623 с.  
  9. Маркс Карл., Энгельс Фридрих. Сочинения. – М.: Политиздат, 1955. – Т.1. – 698 с.
  10. Русская Доктрина (Сергиевский проект) / Под. ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – 864 с.
  11. Соединенные Штаты Америки. Нормативно-правовая база. «Нация в опасности: императив для образовательных реформ» 1983. http://www.ido.rudn.ru
  12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1976. – 575 с.
  13. Уэбстер Фрэнк. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...

Презентация классного часа: "Явление молодежного экстремизма".

1. Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам;2. Меры профилактики экстремизма в молодёжной среде;3. Экстремизм это;4. Отличительные признаки;5. Вместе против экстремизма ....

Презентация классного часа "Явление молодежного экстремизма".

1.Экстремизм-это приверженность крайним взглядам и мерам;2.Понимание  культуры и традиции другой национальной группы;3.Меры профилактики экстремизма в молодежной среде;4. Экстремистская деятельно...

«Лучший проект по организации профилактики ксенофобии и молодежного экстремизма в образовательной среде»

У многонациональной России – многовековая история, в которой присутствуют мирное сосуществование разных наций и народностей, религий, умение понять и простить, если требуется, ошибки друг друга. Образ...

Молодежный экстремизм

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям.Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей ор...

Материалы, представляемые на краевой конкурс «Лучший проект по организации профилактики ксенофобии и молодежного экстремизма в образовательной среде»

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникаб...