Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Плукчи Наталья Ивановна

Разработка

урока обществознания в 8 классе

  по теме: «Безработица, её причины и последствия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezrabotitsa_ee_prichiny_i_posledstviya.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального

образования город Краснодар гимназия № 18

Разработка

урока обществознания в 8 классе

  по теме: «Безработица, её причины и последствия»

Плукчи Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

Тема урока: Безработица, её причины и последствия.

Цели и задачи урока:

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем,  возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, проспекты о занятости населения, заготовки для смайлов, листы-заготовки для дерева благополучия, музыкальный фрагмент, мультимедийная презентация (показывается на ключевых моментах урока)

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашего урока я выбрала слова поэта Ю Левитанского

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пороку –

Каждый выбирает для себя.

Итак, давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Давайте мы сейчас с вами построим дерево благополучия. Из чего складывается благополучие человека? (Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, карьера….) Дети записывают ответы на листах-заготовках и крепят их магнитами на доску.

-Вот такое красивое у нас получилось деревце! А теперь скажите мне, какой листочек на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете?  (Работа)

-А как мы будем называть человека,  который не имеет работы? (безработный)

Вот мы и подошли к теме нашего урока

Давайте на рабочем листе запишем тему нашего урока: Безработица, её причины и последствия.

Разъяснение целей и задач урока.

Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе  обществознания, но и  географии, и вы ещё не раз услышите о безработице  на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.

Работа с понятиями.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

Трудоспособные граждане -  лица 16 лет и старше, желающие трудиться.

Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая  доход.

К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

Работа с текстом и таблицами:

Социологическая служба Краснодарского края в 2008 г. провела опрос жителей Кубани. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?».

Ответы опрошенных

% опрошенных

Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования

24

Людям старше 45 лет

20

Людям с ограниченными возможностями здоровья

19

Женщинам с детьми

13

Пенсионерам

10

Специалистам некоторых направлений

8

Людям без высшего образования и квалификации

6

Каким категориям работников, по мнению опрошенных, наиболее трудно устроиться на работу?

Почему людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем например выпускникам учреждений профессионального образования или специалистов определенных направлений?

А сейчас ребята давайте вновь обратимся к нашему дереву благополучия. Я хочу обратить ваше внимание на лист здоровье.

Физкультминутка

Каждый человек рождается с определённым запасом здоровья. И этот запас может быть большим, средним, и, к сожалению, малым. Но печалиться, что у вас средний или малый запас – не следует. Главное, не растратить его, а организовать свою жизнь так, чтобы здоровье прирастало. Сейчас мы «прирастим» немного здоровья каждому из вас.

Закройте глаза, прикройте их ладонями. Попробуйте «увидеть» в чём-то заданный цвет. Тот, чьего плеча я прикоснусь, называет, что он увидел.

Звучит музыка.

Жёлтый. Зелёный. Голубой. Чёрный (мало). Фиолетовый. Синий.

Последний цвет, который вы представляли - синий. Я раскрою вам секрет, синий цвет располагает к серьёзности, строгости в учении. Поэтому, откройте прямо сейчас свои дневники и запишите домашнее задание:

Параграф 21, выполнить задание № 2 рабочего листа.

Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику»

Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?

В чем причины безработицы?

Запись в рабочем листе причин безработицы.

Причины безработицы

  1. Изменение потребительского спроса на товары и услуги
  2. Поиск или ожидание получение рабочего места
  3. Спад производства
  4. Особенности производства в отдельных отраслях

В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником  рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Как влияет безработица на экономику страны? На каждого конкретного человека?

Выполнение заданий № 3-4 рабочего листа

Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

А как вы думаете, почему такая значительная роль отводится государству для решения проблемы безработицы?

Обобщение:

Итак, мы сегодня познакомились с вами с еще одним проявлением экономической жизни общества – безработица. Каковы причины безработицы? К каким последствиям приводит безработица?

Заполните лежащие перед вами листочки с рефлексией и  передайте мне.

Закончить урок я хотела бы строками которые стали эпиграфом нашего урока:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пороку –

Каждый выбирает для себя.  И, возвращаясь к нашему дереву благополучия, я желаю вам быть благополучными.

Подведение итогов урока:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

Дата _____________             Фамилия Имя ______________________________________

Тема урока:    ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Запишите определение понятий.

Безработица - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятость - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:

Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.

Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.

Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.

( По материалам энциклопедии для школьников)

Заполните пробелы в схеме.

Виды безработицы

?_____________

?______________

?_______________

?______________

Сущность:

Сущность:

Сущность:

Сущность:

  1. Причины безработицы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Последствия безработицы для общества:

Экономические

Социальные

Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы:

  • потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течении длительного времени;
  • снижение уровня доходов семей;
  • рост нарушений технологической дисциплины рабочими;
  • неполное использование трудовых ресурсов экономики;
  • сокращение спроса на товары и услуги;
  • рост преступности в стране.

Домашнее задание:

Выучить параграф 21, выполнить задание № 2 рабочего листа.

Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безработица, ее причины и последствия

Представлен рабочий лист для учащихся 8 классов к учебнику Боголюбова Л.Н....

Презентация к уроку обществознания "Безработица, ее причины и последствия" 8 класс

Презентация может быть использована при подготовке к уроку "Безработица" в 8 классе. В ней использованы актуальные данные на 2019 год....

Конспект урока "Безработица, ее причины и последствия"

Оборудование:1.Презентация «Безработица, ее причины и последствия».2.Конституция РФ.3.Газеты «Работа для всех».4.Раздаточный материал (приложения: выдержки из ТК РФ, листы само...

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...

Тема урока" Безработица, её причины и последствия"

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением  с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, которы...