Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Воздействие человека на природу"
план-конспект урока по обществознанию по теме

Елена Александровна Петрушкина

Предварительный просмотр:

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

Предмет (направленность): обществознание.

Возраст детей: 7 класс.

Место проведения: класс.

Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Задачи:

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.

План урока:

  1. «Вторая природа»
  2. Экология
  3. Природные ресурсы
  4. Загрязнение воды, почвы, атмосферы

Оборудование урока:

  • Учебники.
  • Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.
  • Поэтический ряд: стихи о природе.
  • Дополнительная информация для решения учебной задачи урока.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 7 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.

I. Мотивация учебной деятельности – слайды компьютерной презентации о пагубном воздействии человека на природу. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Эпиграф урока.

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,

Не останется природы и не будет красоты!»

II. Активизация мыслительной деятельности.

Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется ввиду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?

Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии».

(Экология)

Задание: что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

III. Постановка учебной задачи.

Почему так тревожно звучат сова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.

Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы. Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Воздействие человека на природу)

Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

IV. Объяснение нового материала.

1. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

А) Задание: работая в группах, в 3-4 предложениях объясните смысл следующих фраз: а) «Человек – царь природы!» (текст 1)

б) «Мы – покорители природы!» (текст 2),

в) «Царская охота» (текст 3)

Текст 1.

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

1.        Как человек относится к природе?

2.        С какими экологическими проблемами столкнулись люди?

3.        Кто стал виновником экологических проблем?

4.        Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?

Текст 2.

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

1.        Как ведет себя человек по отношению к природе?

2.        Что старается покорить человек?

3.        Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?

4.        Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?

Текст 3

 фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было наруше¬но многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охот¬ничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

 Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 ка¬банов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

1.        Каковы последствия этой охоты?

2.        Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?

3.        Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

4.        Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?

Вывод:

Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

Задание: работая с текстом учебника на стр. 123, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Богатства недр

Почва

Растительный и животный мир

Водные ресурсы

Климатические ресурсы

Космические ресурсы

3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Задание: работая в группах, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

1. Причины (источники) загрязнения.

2. Последствия для человечества.

А) загрязнение атмосферы стр. 203-204

Источниками загрязнения являются заводы, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог.

Б) загрязнение воды и почвы стр. 204-205, 212

Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена)

Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

5. Подведение итогов урока:

Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

Почему так тревожно звучат слова писателя?

Откуда же пришла эта беда?

И почему она стала вселенской?

Современный человек активно воздействует на природу , не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.

Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.

  1. Рефлексия. 

  • Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

1)охота  

2)сбор грибов и ягод  

3)обработка металла

4)садоводство

  • Одной из причин современных экологических бедствий является:

1)рост числа животных на планете

2)посадка лесов вокруг городов

3)большое число любителей гербариев

4) загрязнение вод Мирового океана

  • Что из перечисленного относится ко «второй природе»?

1)река, протекающая возле дома

2)лес за городом

3)птицы на  дереве

4)автомобиль  у подъезда

  • К исчерпаемым  природным ресурсам относятся:

1)ветер  

2)Солнце  

3)почва  

4)приливы и отливы

  • Живая оболочка Земли:

1)атмосфера

2)смог  

3)биосфера  

4)литосфера

7. Домашнее задание:

1. Прочитать § 15

2. Подготовить сообщение о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.



Предварительный просмотр:

Воздействие человека на природу

Технологическая карта урока (обществознание )

Тип урока

Изучение нового материала

Информационно-
методическое 
обеспечение 
педагогической 
системы урочной 
деятельности

  • Обществознание. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
  • Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010

План урока

  1. «Вторая природа»
  2. Экология
  3. Природные ресурсы
  4. Загрязнение воды, почвы, атмосферы

Цель урока

Формирование представлений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе

Формы и методы
обучения

Методы: проблемное изложение.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия 
и термины

Экология, экологическое правило

 

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимодействие человека и природы.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение

Целостно-смысловая и учебно-познавательная компетенции

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; формулировать собственную точку 
зрения; отыскивать причины явлений

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время
(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

  1. Организационный момент

1

Приветствие, проверка наличия учебных принадлежностей, тетрадей, учебников,деление класса на группы, посадка

  1. мотивация

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Демонстрирует видеоряд с фотографиями позитивного и негативного отношения человека к природе. Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные –формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Работа в тетради

  1.  Актуализация знаний

3

Беседа по теме “Воздействие человека на природу”

Предлагает учащимся подобрать однокоренные слов к существительному “природа”, предлагает объяснить, какой смысл объединяет все эти слова. (При рода, т.е. при роде человеческом).

Организует диалог с учащимися 
по вопросам:

– Что вы знаете 
об экологии?

– Кто слышал такое понятие, как “экологический кризис”?

– Что оно означает?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные –осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;

логические –дополняющие 
и расширяющие имеющееся представление об ответственности за свои действия

Устные ответы

4. Изучение нового материала

25

Организация групповой деятельности учащихся

Организует групповую деятельность учащихся. Каждая группа получает текст с одним из примеров воздействия человека на окружающую среду.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Изучают текст, обсуждают, отвечают на вопросы.

1. Групповая.

1.Познавательные:

общеучебные – поиск и выделение информации на основе иносказательных образов;

логические –построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:принимать другое мнение и позицию;допускать существование различных точек зрения.

Устные ответы

Работа с учебником

Организует работу с учебником с. 123

Заполняют таблицу природные ресурсы (исчерпаемые и неисчерпаемые)

Индивидуальная

2. Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

общеучебные –самостоятельное выделение и формулирование цели;

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

1 Записи в тетради.

2. проверка

 

 

Беседа с учащимися о взаимодействии и взаимозависимости всего живого на Земле.

Организует беседу, подводит к выводу об ответственности человека, общества и государства за состояние окружающей среды.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, формулируют правила экологической морали

 Фронтальная

Познавательные:

общеучебные –самостоятельное выделение и формулирование правил;

2. Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

 Работа в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Решаем тесты

Устное решение тестов на повторение пройденного материала

Фронтальная

Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

Читать § 15, подготовить сообщение о любом животном или растении из Красной книги

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

 

Записи в дневнике

4

Просмотр видео фрагмента

Организует просмотр видеофрагмента о Красной Книге

Получают представление о животных , занесенных в Красную Книгу

Фронтальная

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Презентация к уроку географии 8 класс на тему "Человек и природа"

Презентация к урокам географии 8 кл. "Природа и человек"...

Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"

Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Урок по курсу обществознания "Человек,общество ,природа.8 класс...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...

Конспект урока обществознание 6 класс.Человек и его деятельность

Конспект урока обществознание на тему: "Человек и его деятельность"...