Социальные нормы и отклоняющееся поведение
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Конкурсный урок по обществознанию в 10 классе , районного этапа конкурса педагогических достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.43 КБ
Файл buklet_sots.normy_.docx129.94 КБ
Файл pril_0_vidy_sanktsiy.docx17.67 КБ
Файл pril_1_sanktsii.docx18.09 КБ
Файл pril_2_vidy_sanktsiy.docx16.83 КБ
Файл pril_3.docx18.14 КБ
Файл pril_4.docx18.68 КБ
Файл sots_normy._belyavskaya.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока (занятия) в соответствии с одним из действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:

«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Рекомендуемый класс: 10

Время урока: 30 минут

Современные образовательные технологии:

технология критического мышления, развивающего обучения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, построение логико-смысловых моделей, проблемно-модульного обучения..

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1.Уяснить, что совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества

2. Жизнь общества зависит от каждого из нас, поддержание стабильности и порядка в обществе.

3.Уметь применять полученные знания на практике.

Цели для учителя

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные: раскрыть сущность таких явлений,  как отклоняющееся поведение и социальный контроль,  показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных  форм отклоняющегося поведения,  усвоение обществоведческих терминов и понятий.

Воспитательные: формирование навыков  социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения, создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач

Познавательные: Применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументация своей точки зрения. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о вкладе(открытиях, изобретениях, новые культурные ценности) в историю страны и Победу деятелей искусства и науки а также простых людей.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии, технологии проблемного обучения.

Оборудование урока

Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска, листы формата А3, маркеры, клей.

Опорные понятия, термины:

Нормы поведения в обществе, санкции

Новые понятия.

Социальные нормы, девиантное поведение, делинквентное поведение, конформное поведение.

Формы контроля

Домашнее задание:

 параграф 16,

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Этап урока

Рекомендуемое время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оборудование урока

1.Постановка цели и задачи урока

2.Актуализация знаний учащихся

7 минут

1.Создает эмоциональный настрой, приветствует учащихся (посмотрели и улыбнулись),

Предлагает просмотреть видеоролики. (Прямой эфир с Зеленским, эпизод из фильмов «Закон каменных джунглей», видеоролик из интернета )

2. Задает наводящие вопросы, приводит к понятию социальных норм.

4. Организует беседу, о разновидностях социальных норм

5. Подводит итог беседы, фиксируя на слайде определение  понятия социальные нормы

Просматривают подборку видеофрагментов

Слушают вопросы

Учителя .Отвечают на вопросы  учителя

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Самостоятельно стараются определить цель и задачи урока

Выделять существенную

информацию

из видеосюжетов.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность

ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Формулировать,принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Видеоролики (слайд 1),, слайд 1,2,3 презентации, памятка

3.Изучение нового материала

18 минут

1.Просит распределиться по группам (3 группы) в соответсвии с полученным заданием на листочках (примеры социальных норм)

2. Просит просмотреть фото ряд и определить виды поведения , которые не соответсвуют социальным нормам.

3 Вводит новые термины (девиация, делинквентность, конформность)

4.Предлагает создать мини-проект «Санкции»

Слушают задание учителя, занимают свое место за соответсвующим столом.

Делают предположения о видах отклоняющегося поведения( нейтральное, негативное, позитивное)

Находят понятия в памятках.

Работают в группах. Классифицируют санкции, каждая группа находит санкции, касающиеся только их социальных норм.

Отвечают на вопросы учителя Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника

высказывания

Контролируют правильность

ответов обучающихся Анализируют  информацию, делают выводы, принимают решения.

Работают в группах, ищут пути решения проблемы, учатся выстраивать отношения, представляют результаты проекта.

Приложения, слайд 4,5, 6,7,8

фоторяд, приложение 1,2,3,4

4.Первичное осмысление и закрепление.

2 минута

1.Обощение материала урока

Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

2 минуты

1.Подводит итоги урока

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока

3. Просит на примере конкретных ситуаций, определить санкции.

Формулируют выводы, осуществляют самооценку.

Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других

6.Домашнее задание

1 минуты

1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы.

2. Благодарит учащихся за работу на уроке

параграф 16,

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з

Слайд 9

Приложение:

Рефлексия (Обведите нужную цифру)

Эмоциональная атмосфера занятия

Полезность занятия

Вклад группы в общую работу

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Социальные нормы –

правила (предписания, требования, пожелания, ожидания) поведения человека в обществе в соответствии с  общепринятыми ценностями.

Санкция (мера воздействия)- это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Виды социальных норм:

  • Религиозные
  • Правовые
  • Моральные
  • Эстетические
  • Традиции и обычаи
  • Корпоративные
  • Этические
  • и др.

Девиантное поведение -поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Конформное поведение - правомерное, законопослушное поведение в обществе(пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с   господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.)

Делинквентное     поведение - (правонарушение) анти-общественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Понятием «делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики и других отраслей знания для обозначения множества различных нарушений индивидами и социальными группами социальных норм начиная от простого озорства и вплоть до преступных действий.

ПАМЯТКА

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

      Материал подготовила

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №422

Белявская Юлия Владимировна



Предварительный просмотр:

Виды социальных санкций:

ПОЗИТИВНЫЕ

НЕГАТИВНЫЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ

Правительстенные награды

Государственные премии,

стипендии

Пожалованные титулы

Ученые степени и звания

Сооружение памятника

Штраф

Тюремное заключение

Увольнение

Депримирование

Конфискация

имущества

Понижение в

должности

Смертная казнь

Отлучение от церкви

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Дружеская похвала

Комплименты

Молчаливое признание

Доброжелательное расположение

Аплодисменты

Слава

Почет

Лестные отзывы

Улыбка

Порицание

Замечание

Насмешка

Издёвка

Злая шутка

Нелестная кличка

Клевета, распускание

слухов

Разоблачительная

статья

Жалоба



Предварительный просмотр:

 САНКЦИИ                                                                                                 приложение 1

  Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция).

 Санкции бывают формальные (позитивные и негативные), налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные (позитивные и негативные), выраженные неофициальными лицами.

  Социальные санкции (мера воздействия) - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

    Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ

ПОЖАЛОВАННЫЕ ТИТУЛЫ

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

СООРУЖЕНИЕ ПАМЯТНИКА

ДРУЖЕСКАЯ ПОХВАЛА

КОМПЛИМЕНТЫ

МОЛЧАЛИВОЕ ПРИЗНАНИЕ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

АПЛОДИСМЕНТЫ

СЛАВА

ПОЧЕТ

ЛЕСТНЫЕ ОТЗЫВЫ

УЛЫБКА

ШТРАФ

ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УВОЛЬНЕНИЕ

ДЕПРИМИРОВАНИЕ

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

ПОНИЖЕНЕИ В ДОЛЖНОСТИ

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ

ПОРИЦАНИЕ

ЗАМЕЧАНИЕ

НАСМЕШКА

ИЗДЕВКА

ЗЛАЯ ШУТКА

КЛИЧКА

КЛЕВЕТА

ЖАЛОБА

РАЗОБЛАЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ                                                 приложение 0                      

Каждый правоверный мусульманин

5 раз в день совершает намаз.

Христиане соблюдают заповеди Моисея.

Обряд венчание.

Похоронная церемония.

В буддизме, при молитве, зажигают палочки с благовониями.

Каждое воскресенье ходить на службу в церковь.

Священники носят специальную одежду.

По исполнении 18 лет граждане РФ получают право участвовать в голосовании при выборах власти.

В Санкт-Петербурге введен комендантский час.

Право на семейную тайну.

Назначение на роботу работника в течении двух смен подряд, запрещается.

Граждане РФ имеют право на митинги и уличные шествия.

Президентом может стать гражданин РФ, достигший 35 лет и проживающий на территории государства не менее 10 лет.

Переход проезжей части осуществляется через пешеходный переход.

Почетное место за столом представляется главе семьи.

При открытии нового объекта, разрезается ленточка.

Празднование Нового Года проходит в ночь с 31декабря на 1 января.

Гостеприимство.

Встреча одноклассников.

Муж вносит невесту в дом на руках.

Жениха и невесту родители встречают  c караваем в руках.

В ночь на рождество гадают.



Предварительный просмотр:

ДОМАШЕЕ ЗАДАНИЕ                                                                                       приложение 4

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу

Д/з. параграф 16.

1.Выяснить причины девиантного поведения.

2.Написать эссе на одну из тем.

Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель

Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?»

Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 5

Социальные нормы– правила (предписания, требования, пожелания, ожидания) поведения человека в обществе в соответствии с общепринятыми ценностями.

Слайд 6

Задание ( 5 мин): разделиться на три группы по типу социальных норм (правовые, религиозные, традиции и обычаи) 5 минут.

Слайд 7

Социальные нормы р елигиозные нормы п равовые нормы э стетические нормы т радиции и обычаи Корпоративные нормы м оральные нормы

Слайд 9

КОНФОРМНОЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ девиантное

Слайд 10

Задание (10 мин) Мини-проект. Классифицировать санкции. Защитить проект. Определить виды санкций для своих социальных норм.

Слайд 11

Виды социальных санкций: ПОЗИТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ Правительстенные награды Государственные премии, стипендии Пожалованные титулы Ученые степени и звания Сооружение памятника Штраф Тюремное заключение Увольнение Депримирование Конфискация имущества Понижение в должности Смертная казнь Отлучение от церкви НЕФОРМАЛЬНЫЕ Дружеская похвала Комплименты Молчаливое признание Доброжелательное расположение Аплодисменты Слава Почет Лестные отзывы Улыбка Порицание Замечание Насмешка Издёвка Злая шутка Нелестная кличка Клевета, распускание слухов Разоблачительная статья Жалоба

Слайд 12

ДЗ источники социальных отклонений от норм-девиации Д/ з . параграф 1 6 , Выяснить причины девиантного поведения. Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?» Эссе "Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...

Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса

Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок обществознания в 10 кл. из раздела социальная сфера.  Раскрываем виды социальных норм и причины отклоняющееся(девиантного) поведения, механизмы социального контроля и меры борьбы с преступно...