"Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Сафрыгин Борис Борисович

Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-izb_pravo.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации»

Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах
Знать: сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.

Задачи:

 1. Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.

3. Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

4. Осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

        Ход урока

Вступительная беседа.

(Зачитывается эпиграф на доске: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”). Такие слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.

В последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого. Сегодня, когда страна идет к демократическим ценностям, рыночной экономике, когда неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах, без запаса правовых знаний не обойтись.
Во все времена школа старалась помочь своим учащимся. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе, помочь человеку вырасти, сформировать активную жизненную позицию и чувствовать себя хозяином в своей стране.
Использование на уроках обществознания интерактивных методов обучения, проведения ролевых игр помогают заинтересовать ребят и активизировать деятельность каждого ученика.
Урок «Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации» можно отнести к урокам изучения нового материала.

  Как вы думаете какую цель мы сегодня преследуем? (показать необходимость активной жизненной гражданской позиции; неравнодушность к судьбе своей страны; выяснить как проходит процедура выборов). Если вы захотите получить более подробную информацию, то можете обратиться к Конституции РФ (показать документ) или сайту в Интернете (www.cikrf.ru).

Во вступительном слове учитель отмечает актуальность темы настоящего урока и говорит, что становление российской государственности – это крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы. Учитель спрашивает учащихся: - Что вы знаете о современной избирательной системе России? (выслушивает ответы детей)

 УЧИТЕЛЬ: Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное право относится к группе  политических  прав  человека.  Только  в условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.
Далее объяснение нового материала идёт с использованием интерактивной доски.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ   ПРАВО
АКТИВНОЕ                                                                         ПАССИВНОЕ 
(право  избирать  в  органы  власти)                (право  быть  избранным   в    
                     
Указатель                                                                       органы власти)  
Имеют  право  граждане, 
достигшие  18 лет, независимо 
от  пола,  национальности, места
жительства.

Лишены  этого  права:
а) лица,  не  достигшие  18 лет;
б)  находящиеся  в  местах
лишения  свободы по  приговору  
суда;  
в)  признанные  недееспособными.
Дееспособность- способность  лица
нести  ответственность  за  свои  поступки.
Учитель: каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?

   ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО:

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати;
  2. Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой;
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения.   

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  2.  Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное  голосование, т. е.  исключается  контроль  за  волеизъявлениями  избирателей.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ

пропорциональная                                                     мажоритарная
(голосование  проходит                                            (голосование  за  конкретно                                                                                       го
по  партийным  спискам)                                                  кандидата)
Учитель: при проведении каких выборов используется каждая из систем? (пропорциональная система используется при проведении выборов в Государственную Думу, мажоритарная система используется при проведении выборов президента, главы администрации)

3. Задание для закрепления.

  1. Одним  из  самых  выдающихся  правителей  Древних  Афин  был  Перикл.  Каждый  год  он  слагал  свои  полномочия  и  отчитывался  перед  народом.  И каждый  год  афиняне  избирали  его  вновь.

- Какой  признак  демократических  выборов  иллюстрирует  этот  пример?
- Как вы  думаете, почему  его  вновь  избирали?
- А  в  чем  в  настоящее  время  заключаются  интересы  избирателей? (Власть  должна  обеспечить  мир,  безопасность,  нормальные  условия  для  жизни).  Первый  ряд  получает  задание  найти  дополнительные  сведения  о  Перикле.

2.  Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.
Тайное  голосование – открытое  голосование.
Один  кандидат – несколько  кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые  избиратели
Отсутствие  прессы – присутствие  прессы
90%  избирателей – 30%  избирателей

  1.  Деловая игра «Выборы  Президента города-государства»

Трое  ребят  заранее  получают  задание  подготовить  «предвыборную  программу». Учитель  предлагает  следующие  направления:

  1. Экономика.  Промышленность;
  2. Поддержка  фермерского  движения;
  3. Активизация  работы  коммунального  сектора  (ремонт дорог, чистота  улиц и т. д.)
  4. Благоустройство  города (организация  парка  культуры  и  отдыха,  благоустройство   пляжа ).
  5. Ремонт  больницы;
  6. Строительство  зимнего  бассейна;  безалкогольного  кафе.
  7. Помощь  многодетным  и  т. д.

На  уроке  каждый  кандидат  своим  выступлением  должен  убедить  голосовать  именно  за  него.
Затем  проводится  голосование  и  подсчет  голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования.

  1.                                   ТЕСТ  «Я,  избиратель»

Ответьте  на  вопросы,  выбрав  подходящий  ответ.

  1. Если  ваш  лучший  друг  будет  уговаривать  Вас  проголосовать  за  кандидата  на  пост  президента,  который  нравится  ему,  то:

а) сделаю, что  просит; б) не знаю, как  поступить; в) не сделаю.

  1. Если  Вам  предложат  приличные  деньги  за  Ваш  избирательный  бюллетень,  то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не  продам.

  1. Если  в  день  выборов  президента  у  меня  появиться  шанс  классно  отдохнуть  с  ночевкой  у  реки  в  отличной  компании,  то:

  а)  не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4.  Если  вы  узнаете, что  в  день  выборов  президента  Ваши  родители  собрались  на  дату  (за  город,  в  гости) и  не  намерены  голосовать,  то:
а) промолчу; б) не знаю, как    поступить; в) буду  просить  проголосовать.

5.  Если  один  из  кандидатов  на  пост  президента  пообещает  молодежи  в  случае  своей  победы  ежегодные  бесплатные  поездки  за  границу   и  бесплатные  банкеты  каждую  субботу  на  протяжении  всего  срока  его  президентства,  то:
а) проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) проголосую  за  другого  кандидата.

6.  Если  один  из  кандидатов  пообещает  перед  выборами  резко  снизить  цены  на  продукты  и  одежду,  то:
а)  проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) не  проголосую за  него.

7.  Если  один  из  кандидатов   пообещает  очистить  страну  от  «инородцев,  из–за  которых  все  неприятности», то:
а) проголосую  за  него;  б)  не знаю, как поступить;  в) не  проголосую  за  него.

8. Если  один  из  кандидатов  пообещает  организовать  быстрые  и  победоносные  военные  походы  для  расширения  границ  державы  со  100%  гарантией  успеха, то:
а) проголосую за него; б)  не знаю,  как  поступить; в) не  проголосую  за  него.

ЕСЛИ  В  ВАШИХ  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«А», то печальной  может  быть  судьба  нашего  Отечества.  А  это означает, что  и  Ваша  судьба  незавидна.  Вы  абсолютно  недооцениваете  смысл  выборов.  Вы  не  понимаете,  что  от  Вашего мнения многое  зависит.  Например,  будете  ли  Вы  вообще  когда-нибудь   сидеть  на  берегу  реки,  ездить  за  границу (не  бесплатно,  разумеется). 

Во–первых: Вы  помогаете  тем, кто  стремится  искусственно  повлиять  на  выборы,  протащить  своего  кандидата.  Эти  люди  рассчитывают  не  на  жизненность  своей  программы,  не  на  способности  своих  лидеров,  а  на  интриги  и  силовые  методы.

 Во – вторых: Продавая  свой  голос  за  обещанные  блага,  Вы  все  равно  ничего  не  получите.  Ничто  не  появляется  из  ничего.  Обещания  выполнены  не  будут.  А  вот  на  колючую  проволоку  для  таких,  как  Вы  у  нового  президента  денег  обязательно  хватит.

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«Б»,  то  Вы  не  многим  отличаетесь  от  предыдущего  «избирателя».  Вы  ничего  не  поняли   из  данной  темы  и  думаете,  что  Вас  политика  никогда  не  коснется – я,  мол,  человек  маленький  (муху  не  обижу!).

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«В», то все  в  порядке:  страна  будет  мощной  державой, а  вместе  с  ней  будете  благоденствовать  и  Вы.

Закрепление

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

  1. Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?
  2. Каковы принципы избирательного права в РФ?
  3. Почему нужно участвовать в выборах?

   ИТОГ  УРОКА
1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
Домашнее  задание. В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
В) Согласны ли вы с утверждением, что выборы – это форма непосредственной демократии?

Г) сочинение – размышление на тему: “Я – будущий избиратель”.

Использованная литература:

  1. Граждановедение. 8кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2014.
  2. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2014.
  3. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. 1 часть. Составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2015.
  4. Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемую Концепцию фе...

Номинация конкурса: рассказ. «Мы – граждане Российской Федерации»

Районный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященный 20 – летию  Конституции Российской Федерации...

«Мы – граждане Российской Федерации» (Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)

Цель Всероссийского урока:  – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Форма проведения урока: лекция с презентацией Класс: 9...

Мы -граждане Российской Федерации

Классный час в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции российской Федерации...

Мы - граждане Российской Федерации

Мультимедийная презентация для классного часа...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ .Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации

Цели:1.     Пополнение знаний о процессе и процедуре демократических выборов.2.     Повышение уровня правового и гражданского воспитания будущих избирателей, пр...

Творческая работа "Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации" ученицы 8 класса

« Конституция – совокупность писаных актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина»....