Программа и методическое пособие для учителя "Граждановедение 5 кл"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Программа по "Граждановедению" предназначена для работы в 5 классе, включает дидактический материал и методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_grazhdanovedeniyu_5_kl.docx109.43 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ольга Васильевна Граждановедение 5 класс



Пояснительная записка.

Важнейшей задачей современной школы является создание условий для развития и реализации творческих способностей личности учащихся. Значительными потенциальными возможностями для решения этой задачи обладает обществоведческий курс « Граждановедение".

Наиболее успешно реализуются возможности этого курса при следующих условиях:

• наличие тщательного тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;

•        умение учителя создать эмоционально-психологически комфортную атмосферу на уроке;

•        наличие разнообразного методического, дидактического материала и технологии подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 5-х классов. Этот возраст является особенным периодом в психическом, нравственном, социальном формировании личности. Начальная ступень образования, где приоритетная роль принадлежала учителю в школе и родителям дома, уступает место среднему звену. На первый план постепенно выступает оценка действительности сверстниками, личный жизненный опыт. В пятом классе необходимо сочетать методы, рассчитанные и на младших школьников и на подростков. Тематика уроков не должна быть расплывчатой, оторванной от реальных проблем детей данного возраста. Основные цели курса:

  1. Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего школьного возраста социальных ролях: ребенка, творческой индивидуальности, школьника, товарища, жителя города, края и т.д.
  2. Практическое применение знаний в повседневной жизни.

Для реализации намеченных целей выделяются следующие задачи:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде.

В ходе изучения курса учащиеся должны 

знать:

  • способы регулирования общественных отношений;
  • механизмы реализации и защиты прав ребенка;
  • многонациональный состав населения города, края;
  • структуру городской власти и функциональное назначение её элементов; роль избирателя в жизни города.

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни человека и общества;
  • осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме;
  • сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам;
  • участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам, высказать свое мнение, анализировать различные ситуации;
  • формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по темам;
  • применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки своего поведения и поведения окружающих; для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • находить позитивные решения проблем самостоятельно и в группах.

В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов Кубани.

 Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии (с учетом возраста учащихся), создание эвристических ситуаций, проектная деятельность, игровые занятия.

Программа включает в себя три раздела. Открывается курс разделом "В школе", в котором рассматриваются проблемы ребенка в школе. Уроки раздела "В школе" помогут ребятам адаптироваться в новых условиях, а учителю провести диагностику этой проблемы и дать конкретные рекомендации учащимся и преподавателям для создания оптимальных условий обучения и воспитания. Школьники познакомятся с новыми формами уроков, упражнениями для развития памяти, внимания и интеллекта. Учащиеся проанализируют свои отношения с работниками школы и одноклассниками, будут нарабатывать навыки бесконфликтного, продуктивного общения с учителями и со сверстниками.

Программа последовательно вводит ученика в расширяющий круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (темы "Моя семья", "Во дворе") до самого общественно значимого (темы "Мой город", "Проблемы моего города", "Власть в городе").

Тема "Моя семья" не содержит широкого теоретического материала. Главная задача учителя - выявить болевые точки ребят в этом вопросе. При помощи ролевых игр и практических заданий дать учащимся понятия прав ребенка, его обязанностей, экономики семьи. Важно воспитывать бережное отношение к семейным традициям, желание и умение помогать взрослым поддерживать нормальный микроклимат в семье.

Тема "Во дворе" включает в себя эстетическую, экологическую сторону этого вопроса, а также проблемы общения с разновозрастными группами, безопасности жизни и здоровья. На уроках необходимо выявить интересы ребят вне школы, проблемы. Моделирование различных ситуаций и практические рекомендации помогут учащимся сделать свою внешкольную жизнь менее проблематичной, интересной, общественно-полезной.

Тема "Мой город" носит познавательный характер. На уроках ребята знакомятся с историей города, его схемой, достопримечательностями, транспортными маршрутами, ближайшими и долгосрочными перспективами развития города.

Тема "Проблемы моего города" знакомит школьников с проблемами города, историей их появления и вариантами решения. Ребята будут учиться самостоятельно анализировать экологическую, культурную, экономическую, криминальную ситуации, искать пути оздоровления. Уместно поговорить о многонациональном составе населения города. Уроки этой темы должны способствовать воспитанию активных, неравнодушных к проблемам города граждан.

После освещения проблем города целесообразно рассмотреть в порядке ознакомления тему "Власть в городе". На уроке пойдет разговор о структуре городской власти и функциональном назначении ее элементов. Необходимо подчеркнуть роль избирателя в жизни города. Важно отметить место города в масштабах государства.

Раздел "Здоровый образ жизни" будет способствовать воспитанию у школьников бережного отношения к своему здоровью. Диагностика, практические рекомендации помогут укреплению здоровья школьников и формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Ключевой проблемой данной программы является самопознание школьников. Психические свойства личности, нравственный портрет, состояние здоровья, позиции в классе, семье, обществе - рассмотрев себя с этих сторон, подростку важно научиться относиться к себе с вниманием, получить потребность и навыки самоанализа, самосовершенствования. Работу по данному курсу в 5 классе предлагается закончить уроком подведения итогов. Ребятам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Чем граждановедение помогло тебе в жизни?
  • Что еще ты ждешь от уроков обществознания?

Тематическое распределение количества часов 

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. В школе

4

Тема 1.Что такое школа

1

Тема 2. Работники школы

1

Тема 3.Что такое ученик

1

Тема 4.Что такое коллектив

1

3

Раздел 2. Вне школы

10

Тема 1. Моя семья

2

Тема 2. Во дворе

1

Тема 3. Мой город

1

Тема 4. Проблемы моего города

5

Тема 5. Власть в городе

1

4

Раздел 3. Здоровый образ жизни

1

5

Обобщение пройденного материала

1

ИТОГО

17

Содержание курса

Программа рассчитана на 17 часов.

Введение: назначение предмета "Граждановедение", особые формы уроков, система оценок. (1 час)

Раздел 1. "В школе" ( 4 часа)

"Что такое школа" (1 час).

Назначение, устройство, особенности школы. Классно-урочная система, домашнее обучение. "Школа, о которой ты мечтаешь".

"Работники школы" (1 час).

Учитель-предметник, классный руководитель, администрация, обслуживающий персонал. Особенности учительского труда. "Учитель, о котором ты мечтаешь: характер, внешность. Сможешь ли ты стать таким?"

"Что такое ученик" (1 часа).

Возраст, деятельность, мотивы учебной деятельности, внешний вид, экипировка. "Познай самого себя": психологические тесты, рекомендации психолога. Память, внимание, интеллект, биоритмы, темперамент, характер.

"Что такое коллектив" (1 часа).

Понятие коллектива, стадий формирования. Коллектив класса. Ты в коллективе. Что такое дружба? Психологические тренинги и ролевые игры: как найти школьного друга, как не потерять школьного друга, решение конфликтных ситуаций в классе. Стиль общения, традиции, коллективные дела. Коллектив класса как часть коллектива школы. История твоей школы.

Раздел 2. "Вне школы" (10 часов)

"Моя семья" (2 часа).

Что такое семья? Твоя семья: состав, родословная, традиции. Ролевые игры: права и обязанности ребенка в семье. Бюджет семьи. Карманные деньги. Конфликты в семье: модели и анализ проблемных ситуаций, рекомендации психолога. Твои представления об идеальной семье. Дом для твоей семьи.

"Во дворе" (1 час).

Твой дом. Твои соседи. Твой двор (план-схема: зеленые насаждения, игровые площадки, любимые и опасные места). О каком дворе ты мечтаешь? Что ты можешь сделать для осуществления мечты?

Твои друзья во дворе: возраст, стиль общения, любимые игры, занятия, увлечения. "Познай самого себя": твои лидерские способности.

Твои враги во дворе: возраст, причины конфликтов, модели конфликтных ситуаций, способы их решения. Рекомендации психолога. Кто нуждается в твоей помощи? Готов ли ты ее оказать?

«Мой город" (1 час).

История твоего города.

Работа со схемой города: посещаемые тобой и твоей семьей места в городе, незнакомые улицы и микрорайоны города, его достопримечательности, функциональные объекты.

Транспорт в твоем городе: виды, маршруты, правила дорожного движения.

Твой город в будущем.

"Проблемы моего города" (5 часов).

 Экологическая обстановка. Статистические данные. Причины ухудшения. Как оздоровить экологию города? Какую помощь готов оказать ты?

Культура в твоем городе: учреждения культуры, пользуешься ли ты, члены твоей семьи, друзья, знакомые их услугами? Что должен иметь настоящий "культурный" город? Санитарное состояние города.

 Экономика города. Что производит наш город? Что покупает? Город и деревня. Бюджет города. Товары и торговля в городе. Что необходимо для "обогащения" города?

 Преступность в городе. Статистические данные: виды преступлений, динамика роста преступности, детская преступность. Причины преступности, способы защиты, как избежать конфликтов с законом. Советы криминалистов. Рекомендации психологов.

Национальный вопрос в городе. Статистические данные о
национальном составе городского населения. Беженцы в городе.
Национальные особенности и традиции. Как избежать и как погасить
национальный конфликт.

"Власть в городе" (1 час).

Структура городской власти. Роль избирателя в жизни города. Город как часть края, государства.

Раздел 3. "Здоровый образ жизни" (1 час)

Кого можно считать здоровым человеком? Что нужно для укрепления здоровья? Что опасно для здоровья? Как ты заботишься о своем здоровье и здоровье близких?

Обобщение пройденного материала (1 час):


В методическом пособии представлено несколько вариантов некоторых уроков по курсу «Граждановедения. 5 класс».

Планы   уроков   граждановедения,    5   кл.

Урок  "Что такое школа"

Введение. Беседа

Учитель:

Что вы думаете о предмете "граждановедение"? Для чего он включен в программу?

Учащиеся:

На уроках мы будем изучать законы...

Учитель:

Уроки с таким красивым названием помогут вам решать многие жизненные проблемы. В этом учебном году вас подстерегают трудности. Позади привычная начальная школа со своими понятными правилами, заботливой первой учительницей. Став пятиклассниками, вы почувствовали, что теперь взрослые ждут от вас большей самостоятельности, ответственности, называют вас подростками и готовят к различным сюрпризам... Многие из вас заметили, наверно, что все труднее общаться с родителями, учителями, возникают споры и ссоры со сверстниками. Давайте на уроках граждановедения попробуем сообща находить достойные решения жизненных задач. Уроки граждановедения покажутся вам необычными. Мы будем много беседовать, играть, рисовать и спорить, моделировать различные ситуации, обсуждать выходы из них. Мне очень хочется, чтобы уроки получались добрыми, интересными и полезными.

Как вы думаете, понадобятся ли нам вежливые слова? Какими выражениями можно воспользоваться во время жаркого спора?

Учащиеся:

……………………………………………………………………..

Учитель:

Разреши с тобой не согласиться.

Я не согласен с мнением.

А я думаю иначе.

Подумайте, какими еще выражениями можно вежливо не

согласиться с одноклассником?

Работа в группах.

Задание:

Вместе с соседом по парте за одну минуту запишите на листочке выражение. Спустя минуту собираем листочки с каждого ряда. Какой ряд предложит больше выражений?

Учитель:

А теперь, ребята, давайте определим, какие из них наиболее удачные. Попробуем сделать это с помощью аплодисментов. Лучшие варианты получат самые громкие аплодисменты.

…………………………………………………………………….

Учитель:

Спасибо. А сейчас мы поговорим о том, что такое школа. Эта тема кажется вам совсем непривлекательной? Тогда напрягите свое воображение и представьте меня инопланетянкой, приземлившейся в вашем городе 1 сентября...Слишком часто в этот день я слышала слово "школа". Одни произносили его с радостью, другие - озабоченно, третьи - с грустью. Что же такое школа?

Беседа.

Учитель:

Школа - это учреждение, где получают знания. Может, это сделать проще и полезнее дома, приглашая учителей, чем сидеть на уроках в классе, толкаться на переменах?

Учащиеся:

……………………………………………………………….

Учитель:

 Школа дает знания по основам наук, а также учит ребят

общаться со сверстниками и взрослыми - учителями, жить

среди людей. Поэтому школа нужна каждому, но почему-то не

все хотят ее посещать.

О какой школе мечтаете вы?

Нарисуйте школу вашей мечты.

Напишите, что в вашей школе должно быть обязательно, а чего

быть не должно.

Домашнее задание:

Работу продолжите и закончите дома. Можно воспользоваться подсказками и помощью родителей и друзей.

Урок "Работники школы"

Учитель:

На прошлом уроке мы говорили о школе. На уроке и дома вы готовили портрет школы, о которой вы мечтаете. Думаю, всем интересно познакомиться с этими проектами. Понравившиеся отметьте аплодисментами.

Учащиеся:

показывают и рассказывают о своих проектах школы.

Учитель:

Мне очень нравятся ваши работы. Но школе нужны работники. Кто работает в школе?

Учащиеся:

Учителя, уборщицы ...

Учитель:

 Давайте разделим работников школы на четыре группы:

1. Учителя-предметники.

  1.  Классный руководитель.
  2.  Администрация.
  3.  Обслуживающий персонал.

Обсудим, какие задачи у каждой группы. Учителя-предметники дают знания по основам наук, классный руководитель решает проблемы класса, поддерживает контакт с родителями. Администрация организует работу школы, руководит коллективом работников школы. Обслуживающий персонал поддерживает чистоту здания, исправность оборудования, обеспечивает питанием.

Сейчас я буду называть ситуации, а вы определите, кто из работников школы поможет решить возникшую проблему.

  1. Ученик почувствовал себя плохо после второго урока (медсестра, классный руководитель).
  2. Ученица не знает, как ухаживать за новым цветком (учитель биологии).
  3. Ученики хотят изменить время проведения дополнительного занятия (завуч школы).

Предложите свои ситуации.

Учитель:

Позади первая неделя нового учебного года. Вы познакомились с новыми учителями, классным руководителем, присмотрелись к обслуживающему персоналу, администрации. Сейчас я попрошу вас выставить оценки каждой группе работников школы:

  • понравились, соглашаюсь с требованиями, общаюсь безболезненно;
  • отношусь без особой симпатии, не могу определиться с оценкой;
  • ожидал лучшего, побаиваюсь.

Запишите в тетради группы работников и свою оценку:

  1. Учителя-предметники.
  2. Классный руководитель
  1. Администрация.
  2. Обслуживающий персонал.

Я хочу рассказать вам о труде учителя, почему и как я стала учителем, с какими трудностями сталкиваюсь.

Я прошу вас относиться к труду учителя с уважением и пониманием, ведь большинство учителей женщины. А теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание. Название работы: Учитель, о котором я мечтаю. Ответьте в тетради на три вопроса. Напишите словами, выполните рисунок ...

Запишите вопросы.

  1. Характер.
  2. Внешность.
  3. Сможешь ли ты стать таким?

 Работу закончить и сдать учителю.

   

Урок "Что такое ученик"

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами говорили об учителе. Один из вопросов был таким: "Сможешь ли ты стать настоящим учителем?" Я очень рада, что некоторые ребята считают, что они смогут стать отличными учителями. А сейчас попробуйте ответить: кто из ваших одноклассников мог бы стать таким учителем? (Напишите фамилию и имя кандидата на листочке).

Учитель объявляет победителя.

Учитель:

 Какие качества характера нужны учителю прежде всего?

Учащиеся:

Доброта, аккуратность ...

Учитель:

Спасибо за интересный разговор об учителе. А теперь предлагаю ответить на вопрос: Что такое ученик?

Учащиеся:

………………………………………………………..

Учитель:

Ученик-человек, который учится. Возраст значения не имеет. Петр Великий. Екатерина Великая. Можно ли двоечника назвать учеником? Учение - это труд. Для чего надо учиться?

Учащиеся:

………………………………………………………..

Учитель:

В школу ходят ученики с семи до семнадцати лет - школьники. Вы уже достаточно опытные ученики-школьники. Представьте себе младшего брата или сестренку, которым предстоит пойти в школу. Помогите им понять школьные порядки, сориентироваться в жизни школы.

Работа в группах.

Разделите класс на группы по пять человек (по желанию; по жребию; делит учитель).

Название работы:  Инструкция для школьника.

 Работа состоит из пяти страниц (образец на доске):

2. Что носить в школу

4. Что делать на переменах

3. Что делать на уроках

1. Форма

5. Как вести себя в столовой

        

Распределить в группах страницы между членами группы пожеланию или по жребию. Главное: инструкция должна быть полезной, интересной, красочно оформленной.

Листочки инструкции склеиваются, и проводится конкурс работ:

  • самая полезная инструкция;
  • самая красочная инструкция;
  • самая необыкновенная инструкция.

Урок "Какой я ученик"

Оформление доски: Какой я ученик (ученица).

  1. Почему я учусь?
  2. Мешает учиться:                        Помогает учиться:

3. Моя память:

зрительная:      слуховая:       зрительная и слуховая:

1.

2.

 3.

4.

5.

  1. Мое внимание:

Беседа.

Мотивы учебной деятельности

Учитель:

Ребята, представим себе ученика, который внимательно прочитал вашу инструкцию для школьников. Он надел форму, сложил все необходимое в портфель,  запомнил, как вести себя на уроках, что делать на переменах и в столовой. Как вы думаете, получится ли из него хороший ученик?

Учащиеся:

………………………………………………………………….

Учитель:

Для успешной работы необходимо желание учиться. А также надо знать, для чего мы учимся. Попробуйте и вы ответить на вопрос: почему я учусь?

Я прочитаю вам ответы четырех мальчиков. Обозначим их 1, 2, 3 и 4. Чей ответ вам больше всего понравится, того обозначьте в тетради рядом с вопросом.

  1. Я стараюсь учиться хорошо, потому что после школы хочу поступить в институт и получить престижную специальность и хорошо зарабатывать.
  2. Если я буду хорошо учиться, то стану образованным умным человеком, меня будут уважать и ценить люди.
  3. Я стараюсь хорошо учиться, чтобы не огорчать своих родителей. Я хочу, чтобы они мною гордились.
  4. Я любознательный. Мне нравится учиться, узнавать много нового.

А сейчас я прочитаю высказывания знаменитых людей. Попробуйте объяснить их.

  • Саади, восточный мудрец: "Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев".
  • Анатоль Франс, французский писатель: "Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".

Согласитесь ли вы с учеником, который заявляет: "Я плохо учусь, потому что учителя плохо объясняют, неинтересно рассказывают..."?

Учащиеся:

………………………………………………………………….

Учитель:

Подумайте над словами Николая Добролюбова: "Оправдывают свое невежество неискусством учителя только те, которые сами из себя не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши, куда они сами должны идти".

Теперь попробуем определить, какие качества характера помогают учиться, а какие мешают. Я буду называть качества, а вы вносите их в приготовленные колонки. Мешает учиться:      Помогает учиться:

Качества: болтливость, трудолюбие, хитрость, лень, трусость, честность,  выдержка,  грубость, умение слушать других ...

Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас. Если они мешают вам учиться, то постарайтесь избавиться от них, если помогают, то сохраните и развивайте их. Что еще помогает учиться? Хорошая память, внимание. Предлагаю вам проверить свою память: зрительную, слуховую. Сейчас я буду показывать карточки со словами, а вы постарайтесь их запомнить.

Слова: дыра, яблоко, стол, пила, шкаф, цветок, книга, пенал.

Слова, которые вы запомнили, впишите в первую строку одним цветом, остальные другим.

Проверим слуховую память. Я буду произносить слова, вы постарайтесь их запомнить.

Слова: ваза, кровать, туфли, окно, телефон, друг, труба, бумага, дыня, письмо.

Слова, которые вы запомнили, впишите во вторую колонку одним цветом, остальные другим. А теперь проверим, что получится, если одновременно    заставить работать зрительную и слуховую память. Я буду показывать карточки со словами и читать их.

Слова: лампа, ключ, сумка, стекло, дерево, ложка, гвоздь,
        парта, луна, рубль.

(Слова написаны разным цветом: красный, оранжевый, коричневый, зеленый).

Подведение итогов.

Учитель:

В какую колонку вы записали больше всего слов по памяти? Какая память работала лучше?

Рекомендация: при подготовке домашнего задания заставляйте работать и зрительную и слуховую память.

А сейчас проверим ваше непроизвольное внимание. Какими цветами были записаны слова на карточках? Запишите названия цветов в тетрадь после слова ВНИМАНИЕ. Проверьте, исправьте, допишите: красный, оранжевый, коричневый, зеленый.

Следующее задание: найдите 10 отличий в рисунках. Такие задания помогают развивать внимание, которое так необходимо на уроках.

Домашнее задание:

Нарисовать 2 рисунка с 10 отличиями.

Урок "Какой я"

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами проверяли зрительную и слуховую память, внимание. Дома каждый из вас приготовил два рисунка с отличиями. Сейчас поменяйтесь рисунками с соседом по парте. За одну минуту постарайтесь найти все отличия.

……………………………………………………………………..

Поднимите руку те ребята, чей сосед справился с заданием. Продолжим проверку внимания. Я прочитаю вам группу слов, а вы постарайтесь внимательно послушать, чтобы затем ответить на вопрос.

Задание 1:

Слова: самолет, трактор, сумка, вертолет, автомобиль, экскаватор, ракета, часы, книга, коньки. Вопрос: Назовите, что из перечисленного летает? Ответ: (запишите в тетрадь) самолет, вертолет, ракета.

Задание 2:

Слова: Клубника, чеснок, картошка, смородина, огурец, горох,

яблоко, клюква, лук, тыква.

Вопрос: Назовите ягоды.

Ответ: (запишите в тетрадь) клубника, смородина, клюква.

Задание 3:

Слова:Короб, гриб, мак, мешок, лес,    стекло, ковер, бор. Вопрос: Назовите слово с буквой "а". Ответ: Мак.

Учитель:

Поднимите руку те ребята, которые легко справились со всеми

заданиями. Я очень рада за этих ребят. Внимание и память их не подводят. Мой совет: старайтесь чаще играть в подобные игры с одноклассниками, друзьями, братьями, сестрами, родителями, бабушками и дедушками. А теперь я предлагаю вам проверить свой интеллект, т.е. умение мыслить, проявлять смекалку. Существует множество упражнений для развития интеллекта.   Шарады,ребусы,        загадки... Чаще играйте друг с другом.   Предлагаю выполнить два задания.

Задание 1:

Как только я хлопну в ладоши, вы начнете счет от 100 до 1.

………………………………………………………………

(Через одну минуту учитель останавливает счет). Кто за это время ближе к 1?

Задание 2:    

За одну минуту составить как можно больше предложений с названным словом, например, море. (Работа может быть индивидуальной, в парах, в группах.)

   

Подведение итогов:

  • Кто составил больше предложений?
  • Чье предложение самое необычное?

Учитель:

Умному человеку с хорошей памятью и вниманием для того, чтобы добиться успеха, необходима хорошая речь. Почему? Какие упражнения помогают развивать речь?

Учащиеся:

Чтение вслух, скороговорки...

Учитель:

Какие скороговорки вы знаете?

Учащиеся:

…………………………………………………………………….

Учитель:

Предлагаю вам дома выполнять следующие упражнения: в легкодоступных местах квартиры разложите книги, журналы, газеты. По сигналу родителей или по своей команде возьмите первый попавшийся текст, начните читать его вслух с любого предложения. Читайте громко, выразительно. Сейчас я скажу вам удивительную вещь. Оказывается, люди делятся на "сов" и "жаворонков". Кого называют "совами", а кого "жаворонками"?

"Совы":

С утра они вялы, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться спать и поздно просыпаться.

"Жаворонки":

С утра очень активны, работоспособны, а к вечеру

утомляются, ищут отдых. Любят рано вставать и рано ложиться спать.

Учитель:

Запишите в тетрадь, кто вы. Может быть такой вариант ответа:

Я "сова", но иногда бываю "жаворонком".

Рекомендую "жаворонкам", которым приходится поздно

вечером выполнять домашние задания, включать яркое

освещение в комнате. А "совам" - днем затемнять комнату и

работать с настольной лампой. Попробуйте!

Учитель:

Темперамент. На доске я запишу четыре типа темперамента и расскажу о каждом их них.

Холерик- неуравновешенный, стремительный, чрезвычайно активный.      Начинает множество дел, но не доводит их до конца.

Сангвиник- активный, подвижный, эмоциональный, рассудительный.

Флегматик - уравновешенный, основательный, медлительный, холодный внешне, рассудительный, заканчивает начатые дела.

Меланхолик - неуравновешенный, ранимый, нерешительный. Запишите в тетрадь названия четырех типов темперамента и подчеркните тот тип, к которому вы относитесь. А сейчас запишите в тетради:

       

ХАРАКТЕР

-

+

Учитель:

Запишите качества характера,  мешающие человеку, считающиеся плохими, в колонке со знаком "-". Качества хорошие - в колонке со знаком"+". Непонятные для вас качества - в средней колонке.

Домашнее задание:

Поговорите с родителями о качествах, записанных в средней колонке. Подчеркните те качества (из всех трех колонок), которые есть у вас.

Урок  "Что такое коллектив"

Учитель:

Ребята, сейчас я хочу познакомиться с вашими домашними работами. Какие качества характера человека ценятся окружающими людьми? Какие черты характера мешают человеку, приносят боль и страдания людям? Какие качества человеческого характера в разных ситуациях бывают и хорошими и плохими?

Учащиеся:

Зачитывают ответы.

Учитель:

На предыдущих уроках мы с вами говорили о ваших

возможностях и психологических способностях, знакомились с упражнениями для развития памяти, внимания, интеллекта. Все эти вопросы касались каждого вас в отдельности, а тема сегодняшнего урока посвящена взаимоотношениям человека и общества. Ее название - "коллектив". Запишите в тетради сегодняшнее число и тему.

Беседа.

"Что такое коллектив"

Учитель:

Многие из вас уже слышали это слово. Попробуйте объяснить значение слова "коллектив".

Учащиеся:

……………………………………………………………………

Учитель:

Коллектив - это группа людей, объединенных общей работой, общими интересами.

Сейчас я приведу несколько примеров, а вы постарайтесь определить, является ли коллективом:

  • очередь за молоком;
  • футбольная команда;
  • поклонники Аллы Пугачевой;
  • рабочая бригада в цехе;
  • толпа на остановке;
  • ребята из баскетбольной секции.

Приведите свои примеры коллектива.

Учащиеся:

……………………………………………………………………….

Учитель:

Является ли ваш класс коллективом? Объясните, почему (цель, работа, дружба).

Коллективы бывают разные. Одни дружные, сплоченные, другие не очень.( Для наглядности используется стенд "Стадии формирования коллектива".)

"Песок"

Такую группу трудно назвать коллективом. Каждый в ней чувствует себя одиноким, часто незащищенным, песчинкой. (Первоклассники в сентябре).

"Глина"

Внутри группы появляется дружба между отдельными ребятами, но она еще непрочная. В таком коллективе часто меняют друзей, есть вражда между некоторыми ребятами. Могут быть одинокие.

"Известняк"

Этот коллектив прочнее. В нем каждый имеет друга, но общей тесной дружбы нет. Еще нельзя положиться на всех в коллективе. Существуют группы друзей; такой коллектив могут разбить трудности.

"Гранит"

Это сплоченный коллектив. В нем все готовы придти на

помощь друг другу. В таком коллективе каждый чувствует себя защищенным, готовым преодолевать трудности. Такой коллектив прочный как гранит.

         Работа в  тетради:

1. Пусть каждый из вас сейчас определит, чем является коллектив вашего класса. Подходящую схему нарисуйте в тетради. Кружочки не закрашивайте. Их количество должно соответствовать количеству ребят в вашем классе. А теперь молча оглядитесь вокруг. Приготовьте два цветных карандаша. Теплым, ярким цветом закрасьте такое количество кружочков, которое соответствует количеству ребят, с которыми вы дружите, хотели бы подружиться или относитесь к ним спокойно, нейтрально. Холодным, мрачным цветом закрасьте то количество кружков, которое соответствует количеству ребят, которых вы побаиваетесь, терпеть не можете, лучше бы их не было в вашем классе.

2. Представьте себя в незнакомом классе. Вам надо заявить о себе при помощи эмблемы. Рисунком, знаком расскажите о ваших увлечениях, интересах, а цветом выразите свое отношение к окружающим. Доверие, дружелюбие, желание придти на помощь -теплыми, яркими цветами, а осторожное,

недоверчивое отношение к окружающим -холодным цветом.

Домашнее задание:

Приготовить эмблему размером с монету.

Урок "Как найти себе школьного друга"

Запись на доске:      1. Мой сосед по парте.

  1. Его любимый цвет.                  1.1 Его любимый урок.
  2. Жевательная резинка.        1.2 Любимое качество      характера.
  3. Любимый мультфильм.        1.3 Любимая работа по дому.
  4. Любимая реклама.                 1.4 Неприятное качество характера.
  5. Любимая песня.                 1.5 Что хотел бы коллекционировать.

  1.  Какого друга я жду.
  2.  "Золотое" правило дружбы.
  3.  Письмо больному другу.

Б е с е д а  по теме предыдущего урока.

Вопросы:

Что такое коллектив?

Что нужно сделать каждому, чтобы класс превратился в настоящий коллектив?

Итог беседы: Необходимо желание и умение дружить.

Учитель:

(читает текст): "Американские психологи провели исследование: "Чему хотят научиться взрослые люди?" На первом месте оказалось желание лучше узнать людей, как с ними обращаться, как ладить, как рас полагать к себе и как сделать человека лучше, не нанося ему при этом обиды."

Чтобы лучше узнать людей и научиться ладить с ними, надо быть внимательным к людям. Предлагаю вам проверить себя: внимательны ли вы к окружающим?

Задание 1:    

За одну-две минуты ответьте на первую группу вопросов о вашем соседе по парте. Поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы друг друга. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Поднимите руку те, кто набрал 5 баллов, 4 балла. Попробуем еще раз. За одну-две минуты ответьте на вторую группу вопросов о вашем соседе по парте.

Подведение итогов:

Кто набрал наибольшее количество баллов?

Кто из вас самый внимательный, сумевший хорошо узнать рядом сидящего одноклассника?

Если все ваши ответы совпали, у вас много общего. Вы любите

одну и ту же жевательную резинку, мультфильм, слушать одну

и ту же песню. Значит ли это, что вы нашли настоящего друга?

Задание 2:    

Представьте меня служащим крупной фирмы, поставляющей друзей по вашему желанию. За одну-две минуты оформите заказ на настоящего друга, указав пять необходимых качеств внешности, характера, интересов и т.д. Итак, заказ оформлен,

но оказалось, что фирма развалилась. Посмотрите вокруг:

можно ли у ребят вашего класса найти эти качества? Если да,

то подчеркните их. Какие качества остались не подчеркнутыми?

Может, стоит узнать друг друга лучше?

"Друг в беде не бросит,  лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий,  верный друг!"

Я прочитаю небольшой рассказ, а вы посчитайте, сколько

настоящих друзей было у Вари?

(Учитель читает текст И. Они "Спасибо, пожалуйста,

здравствуйте", с. 29-31).

Кто из ребят оказался настоящим другом?

Задание 3:    

Запишите "золотое" правило дружбы.

(Учитель предлагает свой вариант: "Поступай с людьми так,

как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой").

Какие близкие по смыслу пословицы вы знаете?

("Не рой другому яму - сам в нее попадешь".

"Что посеешь, то и пожнешь".

"Как аукнется, так и откликнется".)

Задание 4:    

Сейчас я вам прочту письмо школьника (там же, с. 52).

Напишите письмо больному другу. Конкурс на лучшее письмо:

какое письмо вы хотели бы получить?

Домашнее задание:

Подумайте, что помогает, а что мешает дружбе.

Урок "Как не потерять друга"

Вступительная беседа:

  • Для чего человеку друг?
  • Можно ли в школе обойтись без друга?

Задание 1:    

Нарисуйте в тетради цветок: вы - его середина, а лепестки -ваши друзья-одноклассники. Если есть в классе друг, которому вы доверяете свои тайны, готовы в любой момент придти ему на помощь, поделиться чем-то дорогим, уверены в его поддержке - такой друг в вашем цветке будет красным лепестком. Если есть друзья, с которыми бывают ссоры, и не всегда хочется делиться чем-то - пусть они станут голубыми лепестками. Одноклассники, с которыми совсем недавно установились дружеские отношения, и вы недостаточно хорошо знаете их-белыми.

Что у вас получилось? Хорошо, если у вас получился яркий цветок с несколькими лепестками. Постарайтесь, чтобы он не облетел, остался ярким, а со временем превратился в аленький цветок. Очень важно не терять друзей.

Задание 2:    

Представьте себе несколько ситуаций, когда вы можете поссориться с другом.

  1. Ваш друг небрежно кивнул и убежал, не выслушав вас. А вы очень хотели поделиться с ним чем-то важным.
  2. Ваш друг не возвращает книгу, которая вам нужна.
  3. Ваш друг пошел в кино, не предложив вам пойти вместе с ним.
  4. Ваш друг не дал списать домашнее задание по математике, с которым вам не удалось справиться.

Какая ситуация, по-вашему, самая опасная? Запишите ее номер в тетрадь. Какой будет ваша реакция:

а)        Что вы почувствуете в душе?

б)        Что вы скажите своему другу?

Задание 3:    

Я предложу вам три варианта действий. Выберите наиболее подходящий и запишите его.

  1. Я накажу, проучу своего друга.
  2. Я постараюсь понять и простить.
  3. Я просто внешне останусь равнодушным. Какое действие, на ваш взгляд, наиболее удачно?

Чтобы понимать и прощать человека, надо как можно лучше

знать его. Быть внимательным и добрым.

Задание 4:

Портрет моего друга.

Нарисуйте вашего друга в виде какого-нибудь животного, на

которого он похож внешностью, характером, поведением.

Главное - рисунок не должен обидеть.

Анализ портретов. Почему котик, птичка, собака?

    Домашнее задание:

Приготовить приятный сюрприз своему другу.

Урок "История моей школы".

 "Моя школа"

Учитель:

Школа - это тоже коллектив. Он большой, сложный. Ссоры,

обиды, крепкая дружба и любовь - все было в ее стенах. Очень важно оставить после себя добрый след, выйти из школы с интересными воспоминаниями. Как это сделать? Как прожить увлекательную, полезную жизнь в школьном коллективе? Давайте познакомимся с правилами выполнения школьных обязанностей классом. 1. Дежурство по школе. 2. Школьные мероприятия.

Эти обязанности помогают поддерживать чистоту, порядок в школе. С их помощью создается уют, настроение всех, кто здесь работает и учится.

Возможны:

  • проведение экскурсии в школьный музей;
  • работа с альбомами-летописями, фотографиями прошлых лет;
  • встречи с выпускниками, учителями-ветеранами;
  • беседы со старшеклассниками;

•        социологический опрос школьников и жителей микрорайона.
Школа - ваш второй дом на несколько лет вашей жизни!

Урок  "Что такое семья?" 

СЕМЬ-Я

Беседа.

Происхождение слова "семья"

Состав семьи в прошлом. (Низкий уровень производительных сил требовал большого количества рабочих рук; низкий уровень медицины оправдывал высокую рождаемость).

Современная семья.

"Я у бабушки живу,   я у дедушки живу. Папа с мамой ходят в гости к нам. Стало модным одного малыша иметь  всего, Да и то подкинуть старикам.

Что же будет на Земле

Через сто ближайших лет,

Если мода на детей

Совсем пройдет?"

Существует два мнения:

  1. Достаточно иметь одного ребенка в семье. Родителям легче обеспечить его всем необходимым. Меньше шума, беспорядка в доме. Одному ребенку можно уделить больше внимания и ласки.
  2. Плохо иметь одного ребенка в семье. Он вырастает избалованным. Ему бывает скучно.

Кто из вас согласен с первым мнением? Пусть попробует его защитить.

…………………………………………………………………….

Кто из вас согласен со вторым мнением? Почему?

……………………………………………………………………..

А теперь проведем голосование. Какого мнения придерживается большинство?

Проблема поколений.

В далеком прошлом несколько поколений семьи жили вместе.

Каждому находилась работа по плечу. Старики многому учили молодежь. В настоящее время взрослые дети, как правило, живут отдельно от родителей.

Существует два мнения:

  1. Сейчас бабушки и дедушки должны жить отдельно, чтобы не разбаловать внуков, чтобы папы и мамы приучались к самостоятельности. В доме не будет споров из-за просмотра телепередач, направлений современной моды. Старикам нужна спокойная обстановка.
  2. Старики должны жить вместе с детьми и внуками. Они помогают воспитывать детей, поддерживать в доме порядок.

Какого мнения придерживаетесь вы? Почему? Проведем голосование.

Мы говорили о традиционных семьях. Но существует еще такая семья, как ДETCКИЙ ДОМ. Почему детдомовцев называют несчастными? Обездоленными? Они лишены ласки и внимания родителей. общения с самыми близкими людьми.

Детский дом в нашем городе. (Где расположен, чем вы можете помочь детям-сиротам?)

Ребята, я очень рада за вас! Вы живете в семьях, у вас есть родители и родные.

Запишите в тетради название работы:   Дом для моей   семьи.

Нарисуйте внешний вид дома для вашей семьи. О каком доме

вы мечтаете?

Рядом с рисунком запишите столбиком слова:

  • Тепло.
  • Чистота.
  • Дисциплина.
  • Уют.
  • Дорогие вещи.
  • Цветы.
  • Смех.
  • Свежесть.
  • Деньги.
  • Доброта

Для нового дома разрешаю взять только три качества. Подчеркните их прямой линией. Те качества, которые есть в настоящем вашем доме, подчеркните волнистой линией. Можете дополнить список.

 Домашнее задание:

Закончить работу. Поговорить с родителями о проблемах современной семьи.

Урок "Моя семья" 

Запись на доске:

1. Что самое выразительное в лице

Мамы

Папы

Бабушки

Сестры

…………

Моем.

2.  Что самое лучшее в характере

Мамы

Папы

…….

  1.  Любимые телепередачи.

..........

  1. Ласковые слова нашей семьи.

………

  1.  Семейное время.

Пн        вт     ср     чт    пт    сб    вс

  1. Моя родословная.

………

Беседа.

На прошлом уроке мы говорили о том, что такое семья.

Обсудили проблемы современной семьи.

Кто из вас пытался поднять эти вопросы дома? О чем удалось

поговорить с родителями? Приходилось ли вам спорить со

старшими?

Кто из вас готов рассказать о проекте дома для вашей семьи?

Демонстрация рисунков.

Учитель:

Чем вы предпочитаете заниматься после уроков? Я буду

называть варианты ответа, а вы запишите номера наиболее

подходящих.

  1. Играть во дворе с друзьями.
  2. Делать покупки в коммерческом ларьке.
  3. Играть в "денди".
  4. Говорить с домашними о своих проблемах.
  5. Читать увлекательную книгу.
  6. Спать.
  7. Смотреть телевизор.
  8. Обедать в кругу семьи.

Нарисуйте в тетради цветок, который станет цветовым портретом вашей семьи. Закрасьте его лепестки различными цветами, которые соответствуют характеру, настроению вашей семьи. Задание позволит проверить, хорошо ли вы знаете свою семью. На доске записаны задания. Выполните их самостоятельно. Комментарии к заданиям. 1. Самое выразительное в лице: густые брови, большие глаза, ямочки на щеках, ласковая улыбка, выразительный нос, длинные ресницы.

  1. Самые лучшие черты характера: доброта, честность, трудолюбие, чувство юмора, ум, заботливость, дисциплинированность.
  2. Любимые телепередачи: "Пока все дома", "В мире животных", "Час пик", "Клуб путешественников", "Поле чудес", "Устами младенца", "Звездный час", "Марафон 15", "Человек и закон", "У Ксюши".
  3. Ласковые слова нашей семьи: часто произносимые в адрес членов семьи.
  4. Семейное время: отметить по каждому дню недели, в какие часы общаетесь друг с другом.

6.Моя родословная. Объяснение учителя: как составить родословную. Привести образец работы.

Домашнее задание:

С помощью родителей составить родословную. Тем, кто затрудняется, составить список семьи и ближайших родственников по форме: фамилия, имя, отчество.

Итоговая   беседа.

Чем ваша семья интересна, уникальна, не похожа на другие? Какие традиции есть в вашей семье?

Урок "Роли в семье"

Вступительная   беседа.

В жизни каждый член семьи выполняет определенные обязанности, берет на себя какую-то роль. Один зарабатывает деньги, другой окружает домашних заботой, третий всегда утешит, поможет советом, четвертый развеселит, подаст интересную идею. Иногда приходится брать на себя несколько ролей, менять их время от времени. Кто-то исполняет их легко, с радостью, кто-то - с нежеланием. Попробуем разобраться с хозяйственными поручениями. (Работа в группах по 4-5 человек).

Задание 1:

Составить список хозяйственных поручений, необходимых каждой семье. Время выполнения: 3-4 минуты. Например:

•    стирка;

  • приготовление пищи;
  • мытье посуды;
  • покупка продуктов;
  • уборка;
  • уход за цветами;
  • штопка;
  • ремонт.

Задание 2:    

Отметить буквами, кто будет выполнять эти виды работ.

М – мама П - папа Б - бабушка Д - дедушка Я - дети

Задание 3:    

Составить отчет. Сколько поручений у каждого члена семьи:

М-П-Б-Д-Я-

Подведение итогов.

У кого больше всего поручений? Кто выполняет самые трудные,

ответственные поручения?

Учитель:

А сейчас поиграем. Каждой группе я предложу проблемную

ситуацию. Вы попробуете найти выход из нее. Свой ответ

представьте в виде инсценировки.

Ситуация 1:

Папа читает газету, лежа на диване. Сын смотрит видеофильм.

Утром мама поручила купить хлеб. До ее прихода осталось

тридцать минут. Кому идти за хлебом?

Ситуация 2:  

Дома брат и сестра. Девочка готовится к предстоящей

контрольной. Мальчик собирается на тренировку. Позвонила

мама, попросила навестить заболевшую бабушку. Кто пойдет

к бабушке?

Ситуация 3:  

Утро. Дети собираются в школу. Мама готовит завтрак, папа

бреется в ванной. Кто сегодня пойдет гулять с собакой?

На подготовку ответов дается пять-семь минут.


Просмотр   инсценировок.
Анализ предложенных ответов.
Работа    в    тетради.
Ответить на вопросы:        1. Моя работа в семье.

Поручения, которые выполняю только я.

Поручения, которые я выполняю иногда.

Работа, которую я никогда не делаю

2.        Роли в моей семье.

Командир

Исполнитель

Утешитель

Весельчак

Выдумщик

Непоседа

3. Награды в моей семье.

Нарисовать медали для каждого члена семьи, такие, чтобы было понятно, кому они и за что.

Подведение итогов.

О чем сегодня вам пришлось задуматься, какие выводы вы

сделали?

Домашнее задание:

Закончить выполнение задания 3 вместе с родителями. Какой

медали заслуживаете вы?

Урок  "Мой день рождения"

Практическая деятельность учащихся по теме "Роли в семье".

Класс делится на четыре группы - семьи.

Задача:

Приготовить праздник, разумно распределив роли и поручения в семье

На доске записан план действий.

Подготовка:

  1. Приглашение гостей
  2. Приготовление стола
  3. Придумывание игр,

 развлечений

Проведение:

  1. Встреча гостей
  2. Угощение гостей
  3. Игры, развлечения

Итог:

  1. Проводы гостей
  2. Уборка

        

Порядок выполнения задания.

Подготовка: 7-10 мин.

  1. Кто и как будет приглашать гостей (гостей определяют по жребию, семья к семье).
  2. На карточках нарисовать блюда к праздничному столу. Знание рецепта необходимо. Определить, кто выполняет эту работу.
  3. Подготовка игр, фокусов, розыгрышей. Назначить ответственного в семье.

Проведение: 5-7 мин.

Команда -хозяйка надевает фартучки. Стрелки часов показывают назначенное время.

Начинается праздник. Команды-зрительницы
оценивают происходящее, заполняя листок.
Нам понравилось:        Нам не понравилось:

Оценка хозяевам -Оценка поведения гостей -По сигналу прием гостей заканчивается. Гости выставляют оценку хозяевам. Баллы гостей и зрителей суммируются. Команды поочередно выполняют задание. По набранным суммам баллов определяется команда-победитель.

Подведение итогов.

Чтобы праздник получился интересным, необходимо четко и правильно распределить поручения, творчески и добросовестно их выполнять. Домашнее задание:

Провести семейный праздник с учетом полученного на уроке опыта.

Методические рекомендации

В последнее время в российском образовании все большую популярность приобретает гуманистическая психология, основанная на недирективном обучении Карла Роджерса. Он выделяет два типа учения - бессмысленное и осмысленное. Первый - это путь освоения знаний, оценка следует извне (учителем); путь принудительный, безличностный, интеллектуализированный. Второй тип - свободный, самостоятельно инициируемый, личностно вовлеченный, влияющий на личность, оцениваемый самим учащимся, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. По мысли К. Роджерса, в традиционной системе обучения переоценивается преподавание и недооценивается учение. В наше время быстрых изменений в обществе, науке, производстве надо организовать обучение не как "трансляцию информации", а как активизацию, раскрепощение осмысленного учения.

За счет чего "активизируют" сторонники гуманистической психологии? За счет изменения в связи с новыми установками: самостоятельность и ответственная свобода учеников - от постановки целей до оценки результатов - позиции учителя. Первый - открытость. Я, учитель, должен вести себя с учениками не как учитель, а как человек, открыто проявлять свои мысли, чувства, переживания в общении с учениками. И не "учительские" мысли и переживания, а "вообще" - о жизни, о людях, об отношениях.

Второй - поощрение (принятие, доверие), внутренняя вера учителя в способности и возможности каждого своего ученика.

Третий - эмпатическое понимание, умение видеть поведение ученика его глазами, с его точки зрения, избегать оценок в рамках учительских клише.

Р. Берне в книге "Развитие Я - концепции и воспитание" дополняет изложенные выше три принципа:

  • помогать ученикам формулировать цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым;
  • исходить из того, что у школьников есть внутренняя мотивация к учению;
  • быть для школьников источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, причем выступать в такой роли для каждого;
  • развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником группового взаимодействия.

Теория личностной причинности, разработанная группой психологов во главе с Р. де Чармсом, также переносит упор в обучении на ученика. По исходной мысли авторов, человек в ситуации ощущает себя либо преимущественно "источником", либо преимущественно "пешкой". Если на человека смотрят как на "источник" и соответственно держатся с ним, он начинает ощущать себя "причиной своих действий". При этом, если напрямую учить быть "источниками", то мы получим именно "пешек", то есть не следует пытаться непосредственно изменить поведение учеников. Прежде всего, следует изменить поведение учителя по отношению к учащимся: он должен относиться к ним как к "источникам". Воспитать "источник" можно, если:

1.        помочь ученику в:

  • постановке перед собой реалистических (не сверхтрудных и не облегченных) целей;
  • самоанализе, определении своих сильных и слабых сторон;

•        планировании, выработке плана конкретных шагов, чтобы прийти к
намеченным целям;

2.        научить:

  • соизмерять цели с возможностями;
  • анализировать поведение (как вести себя, чтобы достигнуть намеченной цели).

Следовательно, при внешнем различии подходов они совпадают в главном: перенести центр тяжести на ученика, сделать его в истинном смысле субъектом обучения.

Мне представляется наиболее оптимальным вариант - сочетание традиционной твердости и определенности с попыткой изменить устоявшуюся схему урока с учетом основных принципов гуманистической психологии и педагогики.

На мой взгляд, ценны советы по эмоционально-психологической подготовке к уроку, данные в работе В.А. Кан-Калик "Учителю о педагогическом общении". Автор объединил их в "Программу коммуникативной подготовки". Для себя я выделила следующие:

•        при подготовке урока вспомните класс, где предстоит давать урок. Вспомните опыт общения с ним: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные;

  • планируя урок (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании класса, поможет выбрать и средства обучения;
  • в самом начале урока переходите к деловому и личностному общению без "промежуточных зон";

•        формируйте чувство "мы". Формулировка "Мы с вами" на уровне, скорее всего, подсознания объединяет, приближает учителя к учащимся;

•        "отбросьте" чисто ролевое поведение, включите личностный аспект во
взаимодействии с учениками;

•        через самоанализ постарайтесь "уйти от трех "Д": дистанция, дидактизм, демонстративность (манерность)".


Список использованной литературы

1. Комиссарова Г. Ю. Активизация процесса обучения на уроках граждановедения. - Тольятти: Изд-во Фонда "Развитие через образование", 1998. - 40 с.

2.  «Основы граждановедения» 5 класс, Надеждина Н. Г., Королькова        Е.С., М, Провещение, 2006 г.

3.  Пособие для учащихся 5–7 классов, их родителей и учителей. — М.: Научно-внедренческий центр "Гражданин", 1997. — 96 с.

4.  Прутченков А. С."Необычный задачник для обычного гражданина". Сборник задач и заданий для подростков и старшеклассников. Вып. № 1. - М.: НВЦ "Гражданин", 1996 - 90с.

5. Прутченков А. С. Методический альманах. Выпуск 5. "Занимательное граждановедение".

6 .Шезденко А. Г. Методологические приемы на занятиях по граждановедению в 1–7 классах. – Тольятти: Изд-во Фонда “Развитие через образование”, 1998.- 40 с.

Интернет-источники:

1. http://rogers.hpsy.ru/

2. http://userdocs.ru/psihologiya/866/index.html

3.http://psihologia.biz/truda-injenernaya-psihologiya/kontseptsiya-lichnoy-prichastnosti-23678.html

4.http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/o-pedagogicheskom-obscheni-kan-kalik-v-a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

« Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...

Методическая разработка "Роуп скиппинг: примерная программа спортивной подготовки: учебно-методическое пособие"

Учебно-методическое пособие содержит теоретико-методический и практический материал для многолетней поэтапной подготовки спортсменов по виду спорта "роуп скиппинг". В пособии отражены особен...

Методическая разработка "Примерная программа Основы современного танца: учебно-методическое пособие"

Учебно-методическое пособие содержит теоретико-методический и практический материал по основам современного танца. В пособии отражены особенности осуществления образовательного процесса на начальном э...