Урок обобщения знаний по обществознанию и праву (интегрированный) в форме игры «Слабое звено». 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Ольбикова Надежда Лукинична

Урок обобщения знаний по обществознанию и праву (интегрированный) в форме игры «Слабое звено»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Урок обобщения знаний

по обществознанию и праву (интегрированный)

11 класс

в форме игры «Слабое звено»

Учитель: Ольбикова Надежда Лукинична,

учитель обществознания

Цели:

  • Закрепление знаний обучающихся по  курсу обществознания и права.
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
  • Воспитание культуры общения и ответственности за результаты своей деятельности в команде. 
  • Формирование основ таких базовых социальных компетенций, как способность к рефлексии, оценке собственных возможностей и результатов работы участников игры.

Технологии: игровая технология.

Ход урока

      Вступительное слово учителя: называет тему и цели урока, условия игры. В игре участвуют 8 учеников. Вопросы задаются по очереди каждому участнику. Верный ответ – шаг к Победе! В конце каждого тура каждый участник определяет «слабое звено» в игре. Тот ученик, который, по мнению команды, является «слабым звеном», выбывает из игры. Задача команды – дать как можно больше правильных ответов и тем самым заработать как можно больше баллов для команды, чтобы их хватило при выставлении оценок победителем после игры как можно большему количеству участников. После каждого тура жюри (группа учеников) называет результаты и «слабое звено» по итогам тура для сравнения с мнением участников.

1 тур

      Участвуют 8 учеников. Предлагается 24 вопроса по три каждому. Команда получает при условии: 24 – 21 правильных ответов – 5 баллов; 20 – 17 правильных ответов – 4 балла; 16 – 14 правильных ответов – 3 балла; 13 – 10 правильных ответов – 2 балла; 9 – 1 правильных ответов – 1 балл.

Тема «Общество. Познание»

Вопросы:      

1. С помощью чего осуществляется рациональное  познание?                          с помощью мышления

2. Какая из наук генетика  или  юриспруденция  изучает общество?                            юриспруденция                                                                  

3. Методом эмпирического познания  является  эксперимент или  аналогия?                  эксперимент

4. В чём заключается отличительная особенность социального познания?

                                                                                                  совпадение объекта и субъекта познания

6. Назовите формы чувственного познания.          1)Ощущения   2)Восприятия   3)Представления

7. Назовите сферы жизни общества.              экономическая, политическая, социальная, духовная  

8. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?                      духовную

9. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?                         социальную

10. Что свойственно человеку в отличие от животного?                                             сознание

11. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Назовите субъект этой деятельности.                                                                                                                           земледелец

12. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Назовите объект этой деятельности.                                                                                                     выращиваемая культура

13. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?                                       индивидуальность

14. Какой признак характеризует человека как личность?                         общественная активность

15. Верно ли суждение «Новорождённый человек является личностью»?                                        нет

16. Какую  истину принято  называть как  «несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание»?                                                                                                                                   абсолютную

17. Кем отрицается возможность получения истинного знания?                                      агностиками      

18. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?     этика

19. Как  называются  образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека                                                                                                                представлениями        

20. Назовите формы  рационального познания.           1) Суждения  2)Понятия   3) Умозаключения

21. В какой сфере решаются вопросы власти и государства?                                политической сфере

22. Назовите три исторических типа общества.

                                        традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное

23.  Какие общественно – экономические формации выделяют марксисты?

         первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую

24. Что лежит в основе потребностей человека?                                                                          мотивы

Учитель: Выбор «слабого» участника. 

Кому багаж знаний оказался не под силу?   

Пришло время выбирать самое слабое звено.

2 тур

Участвуют 7 учеников. Предлагается 21 вопрос по три каждому. Команда получает при

       условии: 21 – 18 правильных ответов – 5 баллов; 17 – 14 правильных ответов – 4 балла; 13 – 11 правильных ответов – 3 балла; 10 – 7 правильных ответов – 2 балла; 6 – 1 правильных ответов – 1 балл.

Вопросы:         Тема: «Экономика»

1. Как называется переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность?                                                                                                             национализация      

2. Как называется продажа или безвозмездная передача  государственного имущества в собственность физических и юридических лиц?                                                          приватизация

3. Что означает дефицит государственного бюджета?         превышение расходов над доходами          

4. Что является основной целью экономической деятельности  общества?

                                                                                                         производство материальных благ

5. Как называется экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является исключительно результатом взаимодействия продавцов и покупателей в процессе своего обмена?                                                                                 рыночной  экономикой           

6. На каком рынке формируется  спрос и предложение на токарные станки?

                                                                                                               на рынке средств производства                                      

7. Что происходит со спросом согласно экономической теории при повышении цен на квартиры?

                                                                                                                       спрос уменьшается                                                      

8. Какой закон действует в условиях  рыночной экономики при формировании  рыночных цен?    

                                                                                                                Закон спроса и предложения

9. Экономическое развитие страны определяется её бюджетом или ВВП  (внутренний валовой продукт)?                                                                                                                                         ВВП

10.  Признаком рыночной экономики является  преобладание государственной собственности или конкуренция товаропроизводителей?                         конкуренция товаропроизводителей

11. Что фиксирует государственный бюджет?      перечень планируемых доходов и расходов

12. Безработица возникает в результате  экономического спада  или расширения производства?

                                                                                                        в результате  экономического спада                                     

13. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:   уровнем предоставляемых политических свобод или  объёмом производимых товаров и услуг?            

                                                                                          объёмом производимых товаров и услуг            

14. На каком рынке формируется спрос и предложение на рабочую силу?              на рынке труда

15.  Верно ли следующее суждение: « Рыночные отношения расширяют границы демократических свобод в обществе»?                                                                                                                        верно

16. Какая из ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности?                  акция

17. Как называются обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства?                                                                                                                          налоги

18. К прямым налогам относятся налоги на имущество или акцизы?                налоги на имущество

19.Как называется ежегодный доход владельцев акций?                                                          дивиденд

20. Назовите экономические системы.                Традиционная, командная, рыночная, смешанная

21. Как называется освобождение цен от государственного регулирования?                либерализация

Учитель:  Выбор «слабого» участника.

Чьё ай кью (интеллект) требует пополнения?

Пришло время выбирать самое слабое звено.

3 тур

      Участвуют 6 учеников. Предлагается 18 вопроса по три каждому. Команда получает при условии: 18 – 16 правильных ответов – 5 баллов; 15 – 13 правильных ответов – 4 балла; 12 – 10 правильных ответов – 3 балла; 9 – 6 правильных ответов – 2 балла; 5 – 1 правильных ответов – 1 балл.

Вопросы:           Тема: «Право»

1.  Какие существуют формы государственного  правления?                          монархия и республика            

2. Какие нормы нарушил Павел, который  совершил кражу кооперативного имущества? правовые                                                      

3. Какие нормы нарушила Татьяна, которая грубо разговаривала с подругой?          Моральные

4. Сколько часов в РФ составляет нормальная продолжительность рабочей недели?            40 часов

5. Какое  слово часто используется как синоним термина право?                                               Закон

6. Во сколько лет в России наступает полная дееспособность?                                                    18 лет                  

7. Когда наступает правоспособность человека?                                                      в момент рождения                    

8.  Укажите лишнее в перечне отраслей права:

А) конституционное право  Б) уголовное право   В) гражданское право      Г) парламентское право                          

                                                                                                                                     парламентское право

9. Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация – Россия?

                                                                                                                                             Конституция РФ

10. Каким правом регулируется получение наследства?                                                     гражданским

11. Согласно Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами или Председателем правительства?

                                                                   Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами

12. Кто, согласно Конституции РФ 1993 г., является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?                                                               народ России

13.Что предполагает свобода совести?   право исповедовать любую религию или быть атеистом

14. Назовите субъекты правоотношений.                                     физические и юридические лица

15. Назовите источники права.             обычай, судебный прецедент, нормативно – правовой акт

16. Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков?                              консервативной

17. Верно ли следующее суждение о формах государства?

«Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан».                                           Неверно

18. Назовите главный источник семейного права.                                                Семейный кодекс РФ

Учитель: Выбор «слабого» участника.

Кто переоценил свои возможности?                    

Пришло время выбирать самое слабое звено.

4 тур

      Участвуют 5 учеников. Предлагается 15 вопроса по три каждому. Команда получает при условии: 15 – 14 правильных ответов – 5 баллов; 13 – 11 правильных ответов – 4 балла; 10 – 8 правильных ответов – 3 балла; 7 – 5 правильных ответов – 2 балла; 4 – 1 правильных ответов – 1 балл.

Вопросы: :    Тема «Социальные отношения»

1. Что относил социолог Сорокин П. к «социальным лифтам»?                   армию, церковь, школу

2. Как называют слои населения, которые занимают пограничное, промежуточное положение между какими – либо устойчивыми социальными общностями?                                маргиналами                                               

3. В результате чего приобретается социальный статус?                                              социализации

4. Что понимается под переходом людей из одних общественных групп  в другие?

                                                                                                                              социальная мобильность

5. Образование или национальность относят к предписанному статусу?                  национальность                     

6. Какие два уровня социальной мобильности различают?

                                                                                        горизонтальная и вертикальная мобильность

7. Что относят к вертикальной мобильности: создание семьи или повышение в должности?

                                                                                                                              повышение в должности

8. Разделение общества на различные социальные группы?                                        стратификация

9. Верно ли суждение «Социальные роли человека определяются его социальным статусом»? верно                                                                           

10. Что относят к горизонтальной мобильности: учёный – историк начал преподавать в университете или старший преподаватель получил должность доцента?

                                                                           учёный – историк начал преподавать в университете

11. Создание Европейского сообщества, объединяющего полтора десятка стран Западной Европы, относится к процессу интеграции или дифференциации?                                                 интеграции

12. Назовите социальную группу, которая не образована как все остальные по политико- идеологическому признаку: коммунисты,  социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

                                                                                                                                                         католики

13. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?
                                                                                                                                                              этноса

14. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу социального контроля  или отклоняющегося поведения?                                 социального контроля 15. Какой статус относится к предписанному статусу:   отец  или внук?                                      внук

Учитель: Выбор «слабого» участника.

Кто тянет команду на «дно»?

Пришло время выбирать самое слабое звено.

 5 тур

      Участвуют 4 ученика. Предлагается 12 вопросов по три каждому. Команда получает при условии: 12 – 11 правильных ответов – 5 баллов; 10 – 8 правильных ответов – 4 балла; 7 – 6 правильных ответов – 3 балла; 5 – 3 правильных ответов – 2 балла; 2 – 1 правильных ответов – 1 балл.

Вопросы:                 Тема: «Избирательное право»

1. Как называется Парламент Российской Федерации?                        Федеральное Собрание РФ

2. Что такое активное избирательное право?      право избирать в органы государственной власти

                                                                                      и в органы местного самоуправления

3. Что такое пассивное избирательное право?   право быть избранным в органы государственной

                                                                                       власти  и в органы местного самоуправления

4. В какую палату Федерального Собрания Российской Федерации избираются депутаты?

                                                                                                                              в Государственную Думу

5. На какой срок избирается Президент РФ с 2012 года?                                                            на 6 лет                                                                                                             6. С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?                        с 21 года

7. С какого возраста гражданин может стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации?                                                                                                                                    35 лет

8. Кандидат на пост Президента Российской Федерации должен постоянно проживать в России не менее скольких лет?                                                                                                                       10 лет

9. Как называется избирательная система, при которой партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов?                            пропорциональная

10. Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти?     нет                   

11. При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права. Какой принцип не назван?         при тайном голосовании                                                                                                                                                                                 

12. Как называется избирательная система, при которой результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе?      мажоритарная ( от фр. сл. – большой, большинство)

Учитель: Выбор «слабого» участника.

Кому нужно повторить курс обществознания и права с самого начала?

Пришло время выбирать самое слабое звено.

6 тур

      Участвуют 3 ученика. Предлагается 9 вопросов по три каждому. Команда получает при условии: 9 – 8 правильных ответов – 5 баллов; 7 – 5 правильных ответов – 4 балла; 4 – 3 правильных ответов – 3 балла; 2 правильных ответа – 2 балла;  1 правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:    Тема «Мыслители прошлого об обществе»

1. В какой стране возникло философское учение «конфуцианство»?                                  в Китае

2. Какая основная идея была положена в основу утопического социализма?   идея равенства людей

3. Что составляет основу конфуцианского учения?                                     гуманность и милосердие

4. Назовите древнегреческих мыслителей, которые отстаивали идею первенства государства перед личностью?                                         Платон (427 – 347 г. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 г. до н.э.)

5. Как звали английского философа конца 17 века, который  выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти?                                                                          Джон Локк

6. Каким образом французский философ 18 века Монтескье развил идею Локка о разделении властей?

     выдвинул идею разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти

7. Кто является автором учения об общественно – экономических формациях и теории прибавочной стоимости?                                                                                                                                    К. Маркс

8. Кто выдвинул идею о победе социализма «первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой,  капиталистической стране»?                                                                                        В.И. Ленин

9. Назовите английского историка и социолога, который создал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций.                                               А. Тойнби (1889 - 1975)

Учитель: Выбор «слабого» участника.

Кто не оправдал своих надежд на победу?

Пришло время выбирать самое слабое звено.

7 тур

      Участвуют 2 ученика. Каждому предлагается  по 5 вопросов. Побеждает тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов.

Вопросы:    Тема «Из разных областей знаний курса обществознания и права»

1. Верно ли следующее суждения о формах государства? «Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан».                                                                 неверно (это формы  государственного устройства)

2. Какие  формы собственности в соответствии со статьей 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом в России?              частная, государственная, муниципальная, иная    

3. Какой из объектов не может находиться в частной собственности:     шоссе, ведущее из города Ухты в город Сосногорск,  или картина художника Саврасова  «Грачи прилетели»?

                                                                               шоссе, ведущее из города Ухты в город Сосногорск

4. Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием или с абстрактным мышлением?                                                                           с абстрактным мышлением

5. Закончите фразу: «В условиях тирании (тоталитаризма) гораздо легче действовать, чем …………………. «                                                                                                       думать и говорить                                   

6. Закончите фразу:   «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется…..…».                                                                                                                умозаключение

7. Переведите с латинского языка известное выражение, обозначающее норму и принцип римского права: «Дура лекс, сед лекс» («Dura lex, sed lex»).                                  «Закон суров, но это – закон»

8. Переведите название утверждённого английским парламентом в XII веке важный исторический документ «Хабеас корпус акт».                                                                «Пусть предъявят тело»

9. Закончите высказывание Л.Н.Толстого «В спорах забывается истина. Прекращает спор ……….»

                                                                                                                                                     умнейший

10. Закончите высказывание философа Л. Берне «Без многого может человек обойтись, только не………….»                                                                                                                            без человека

 Учитель: подводит итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Урок – игра «Слабое звено» по творчеству Маяковского в 11 классе

Урок-игра «Сильное звено» по творчеству В.В.Маяковского проводится как заключительный с целью проверки качества знаний учащихся по данной теме, а также с целью развития творческой активности ста...

УРОК-ИГРА «СЛАБОЕ ЗВЕНО» В 6 КЛАССЕ

УРОК-ИГРА «СЛАБОЕ ЗВЕНО» В 6 КЛАССЕ Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ  №21 МО РФ№ п/пНазвание современных образовательных технологий, применяемых  в У...

валеологическая игра для старшеклассников "Всё о здоровье" в форме игры "Слабое звено"

Помните телевизионную игру "Слабое звено" и её ведущую в узеньких очках, которая бесцеремонно прощалась с самым слабым звеном? А это правила уже нашей игры "Всё о здоровье". Кто же в ней станет самым ...

Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс

Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...

Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).

Вашему вниманию предлагается разработка урока-конкурса по литературе для учащихся 11 класса.В первом файле есть все задания с ответами  для двух команд. Во втором файле - план открытого урока. Ви...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...