План-конспект урока обществознания в 10 классе "Источники права"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Игнатович Галина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №149 Калининского района Санкт-Петербурга

План-конспект урока

Тема:  «Источники права».

                                    Автор: Игнатович Галина Евгеньевна,

                              учитель истории и обществознания

                         ГБОУ СОШ №149 Калининского

                                                          района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016 год

Тип урока: комбинированный.  Раздел «Право».

Тема:  Источники права.

10Акласс.

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Ход   урока

I. Повторение.

- Какие характеристики права  изучали на прошлом уроке?

- Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права.

Решение жизненных ситуаций, которые были приготовлены в качестве        домашнего задания с применением документов.

II. Изучение нового материала.

Проблемные вопросы:

Может ли школьный учебник стать источником права?

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

«Форма права» и «источник прав» – разные понятия.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют четыре  основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Задание. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.

Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много достоинств:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и  н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Признаки  нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

1) Законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы:

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) Подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

4. Естественное право.

Назовите, используя информацию с уроков истории, в  каких документах были закреплены естественные права человека.  

Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу?

III. Закрепление изученного.

  1. Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии.
  2. Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.

      IV.    Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1.ФИО   Игнатович Галина Евгеньевна

2.Место Работы:  ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга.

3.Должность:  учитель истории и обществознания.

4.   Предмет:   обществознание.

5.Класс: 10

6.  Тема  «Право в системе социальных норм».

7. Оборудование:  учебник «Обществознание»  под редакцией Л.Н. Боголюбова,  Конституция РФ, Кодексы

Тема урока:        «Право в системе социальных норм»

Тип урока:  урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок-практикум.

Технология  кейс метод (решение проблемно-правовых ситуаций)

Цель урока:   учащиеся смогут характеризовать право,  отличие права от других социальных регуляторов.

Задачи:

1.Обучающие: изучение подходов к понятию права,  системы права, отрасли права, нормы права, институты права.

2. Развивающие: учащиеся смогут  применять правовые знания для решения жизненных ситуаций.

3. Воспитание правосознания.

Планируемые результаты

Предметные

  1. Знание различных подходов к определению права,  понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона.

Метапредметные:

Формирование УУД

Личностные УУД:  понимание личной  ответственности за свои  поступки.

Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач.

Познавательные УУД:  использовать  документ как источник знаний, преобразование информации.

Личностные

Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний.

Ресурсы урока:  Учебник под редакцией  Л.Н. Боголюбова (базовый уровень), Конституция Российской Федерации,  Трудовой кодекс, административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа

Тема нашего урока «Право в системе социальных норм». Какую роль играет право в жизни общества?

С понятием права вы знакомы. Я предлагаю начать урок с решения правовых задач. В ходе выполнения данного задания

вы сможете вспомнить и применить те знания, которые вы получили на уроках обществознания в  основной школе, понять, каких знаний нам не хватает для решения  правовых задач, затем мы сформулируем цель и задачи урока для получения новых знаний, которые позволят решать жизненные ситуации с точки зрения правовой грамотности.

Актуализация необходимых знаний

Учитель даёт учащимся задания, включающие теоретические вопросы правового раздела обществознания, правовые задачи, задания на сравнение права с другими видами социальных норм.

Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени.

Учащиеся выполняют задания. В ходе решения правовых задач используют Конституцию России, Кодексы.

В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания.

Организация познавательной деятельности

Вместе с учителем проверяются задания, которые можно было решить на уровне основной школы, ставится цель и задачи  работы на уроке для получения новых знаний, позволяющих решить правовые задачи с применением нового материала.

Познавательная деятельность учащихся.

Учащиеся работают с материалом параграфа, кодексами, выполняют оставшиеся задания.

Самоконтроль:  учащиеся получают решение правовых задач, проверяют свои работы.

Самостоятельная работа (контроль полученных знаний)

Учащимся даётся задание, включающее вопросы на повторение и правовые задачи с учётом нового материала.

Учащиеся сдают работы для проверки.

Домашнее задание: приготовить различные виды заданий по теме «Право в системе социальных норм»

- задания формата ЕГЭ, жизненные ситуации, для решения которых необходима правовая грамотность.

Рефлексия:   учитель предлагает учащимся, которые в начале урока не могли выполнить половину и более заданий прикрепить на свои листы синие кружочки, тем, кто в конце урока не испытывал затруднений прикрепить желтые кружочки. В результате будет видна картина первоначальных затруднений и эффективности применения технологии Кейс – метода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Пути формирования ключевых компетенций у школьников с помощью элементов исследовательской работы 1.1 Применение исследовательского метода с точки зрения педагогики 1.2. Психологические основы исследовательского метода 1.3 Отличия исследования и проекта 1.4 Применение элементов исследовательской работы на уроках обществознания 1.5 Уровни исследовательской работы учащихся 1.6 Условия применения элементов исследования 1.7 О видах и содержании исследовательской работы школьников 1.8 Приемы исследовательской работы, с печатными источниками

Слайд 3

Структура школьного исследования представляет собой следующие элементы: ПРОБЛЕМА – ГИПОТЕЗА- – ИССЛЕДОВАНИЕ - РЕШЕНИЕ

Слайд 4

В основе исследовательского обучения лежит биологически предопределённая потребность в исследовательском поведении человеческой психики. Ориентировочно – исследовательский рефлекс живых существ был выявлен русским физиологом И.П.Павловым. Этот рефлекс является безусловным и рассматривается как первоначальная психическая реакция на новый стимул. Исследовательское поведение характерно для всех живых существ и чем выше уровень психической организации, тем выше уровень поисковой активности. Главное отличие человеческого исследовательского поведения от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.

Слайд 5

исследование носит вневременный характер Основным продуктом исследования являются знания основным продуктом проектирования является проект Исследование направлено на идеальный объект, проектирование – на организационную форму

Слайд 6

Этапы исследования: Выделение проблемы; Поиск возможных путей решения; Проверка данных решений; Выводы; Применение выводов к новым данным; Обобщение.

Слайд 7

Три уровня исследовательского обучения: Преподаватель ставит проблему и намечает пути её решения. Само решение осуществляют учащиеся; Преподаватель ставит проблему, методы и решения – всё это учащиеся находят самостоятельно. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и находят методы её решения

Слайд 8

Для успешного применения элементов исследования необходимы следующие условия: Проблема должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. Учащиеся должны принимать участие в отборе проблем и разработке плана действий. Выбранные проблемы должны допускать выбор способов решения. Проблема должна быть обычной и повторяющейся. Проблема должна быть серьёзной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов. При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов.

Слайд 9

За основу группировки видов исследовательской работы, с одной стороны принимается характер деятельности учащихся (подражание, реконструкция, творчество) и, с другой - виды источников знаний (работа с учебником, историческими документами, картой и др.). Виды исследовательских работ: Исследовательские работы (воспроизводящие); Реконструктивные работы; Творческие работы.

Слайд 10

1) Выписки – выписывают факты, цифры, схемы. 2) Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного. Различают два вида тезирования: - извлечение авторских тезисов из текста, - формирование основных положений своими словами 3) Репетирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. 4) Цитирование – дословная выдержка из текста (обязательно указываются выходные данные). 5) Составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические. 6) Конспект – краткое изложение прочитанного. 7) Реферат – конспектирование, нескольких произведений с целью глубже, всесторонне изучить определённую проблему. Для реферата подбирают литературу и изучают её по плану, творчески перерабатывают. 8) Составление плана – план может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо: - внимательно прочитать изучаемый материал и осмыслить его логическую структуру; - логически чётко разделить его на составные части; - сформулировать пункты плана. В сложном плане главные части делятся на дополнительные. 9) Составление таблиц.

Слайд 11

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

Тема: «Главные правила ОБЖ».Цели и задачи урока:1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;2)закрепить знания о правилах безопасности;3)ознакомить с важнейшими правилами безопа...

План-конспект открытого урока по профильному труду в 7 классе.Тема:Криволинейное выпиливание лобзиком. Инструмент. Правила безопасной работы.

Развитие навыков пиления ручным лобзиком,   коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности),  стимулирование сенсорного ...

План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»

Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....