Конспект по разделу ,, Социальная сфера “
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Конспект по разделу ,, Социальная сфера “

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razdelu_sotsialnaya_sfera_.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по разделу ,, Социальная сфера “

Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными социальными

                                               группами.

Социальная дифференциация –разделение общества на социальные группы, занимающие разное

                                           социальное положение в обществе

Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в

                                                            обществе.

Критерии: доход, престиж профессии, образование, возраст, место жительства,

объём власти и др.

Учёные считают, что основой стратификации является естественное и социальное неравенство людей.

Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.

                                                   Виды дифференциации

Экономическая

   политическая

    Профессиональная

- уровень доходов

- уровень жизни

- бедные, богатые, средние слои

- управляющие и управляемые

- политические лидеры и массы

- профессии

- род деятельности и занятия

- престижные и непрестижные профессии, занятия

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по таким критериям как : пол, возраст, национальность, раса, профессия, образование, место жительства и др.

Социальные  группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы,

                                       ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определен-

                                       ного общества.

                                                               

                                                         Социальные группы

                     

                         Большие

               

                               Малые

- сословия                                                                  

- классы                                                                      

- социальные слои                                                    

- этнические общности

- профессиональные группы

- др.

- семья

- школьный класс

- др.

                                                                                     

Социальный статус -социальное положение человека в обществе, которое зависит от:

–  профессии,

– экономического  положения,

–политических  возможностей,

–демографических  свойств человека.

•Статус указывает на место человека в обществе

                                                       

                                                           Виды социальных статусов.

 Предписанный  

Достигаемый

дается человеку обществом.

приобретается  человеком своими собственными усилиями за определенный   промежуток времени.

 

В конце ХХ века большинство социальных статусов – достигаемые

Социальная роль – способ поведения  человека.

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Статус включает  несколько ролей.

Каждой роли  предписан круг прав  и обязанностей, которые зависят от

социальных норм.

Сословия – большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям в обычае или законе и

                      передающимся по наследству.

Страты – социальные слои, которые различаются по :

                     - уровню и источникам доходов

                     - по уровню образования

                     - по профессиям

                     - отношению к собственности

                     - социальному престижу

                     - качеству жизни

             

                                        ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКИЦИИ

РАБСТВО

Патриархальное ( отношение к владельцу как к отцу), классическое ( раб- орудие труда)

                      КАСТА

Социальная группа, членством в которой человек обязан своим рождением.

СОСЛОВИЕ

Социальная группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закреплённым законом и передающимся по наследству.

КЛАСС

Большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.

 

                                         

                                    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

                     (переход людей  из одних социальных групп в другие )

Горизонтальная мобильность

Вертикальная мобильность

переход человека в группу одного уровня (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность)

– переход с одной ступени социальной лестницы на другую.

Восходящая

  Нисходящая

бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером.

офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.

Социальные лифты – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в

                                      другие.

             Каналы социальной мобильности

  1. армия       2.  церковь          3. образование

Дополнительные каналы социальной мобильности

1.  профессия        2. брак            3. собственность.  

Изменение статуса в патриархальном,  феодальных обществах крайне ограничены

(сословия, касты) –  закрытое  общество

•В современном обществе сняты ограничения на социальные перемещения –

открытое  общество

                                       Группы со специфическим статусом:

1. маргиналы – социальный слой, выпавших из своей традиционной социальной среды- временно или навсегда. (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.

2. с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .

3.  люмпены (лохмотья в переводе с французского) –  люди без определённого места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия.- бродяги, нищие, бомжи. Их называют деклассированные элементы.

 Деклассирование – процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается.

Деклассированные элементы – уголовники, наркоманы, алкоголики, проститутки, бомжи и др.

Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это называется прожиточный минимум.

Элита – высший, привилегированный слой 9слои0 социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.

Молодёжь – социально-демографическая( возрастная0 группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.

                        СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

 

Социальными нормы -  общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей  .

Функции социальных норм:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения..

                                   Основные виды социальных норм

Социальные нормы

                                               Характеристика

МОРАЛЬ

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

ОБЫЧАИ

это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

ТРАДИЦИИ

Сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, которые передаются из поколения в поколение.

ОБРЯД

Действие(совокупность действий) определённого характера одного  человека или группы.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ

Правила поведения , сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые под влиянием веры и религиозных чувств.

КООПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ

Установленные в общественных организациях , предприятиях, учреждениях обязательные правила.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Общеобязательные, установленные государством правила поведения людей, обеспеченные силой государственного принуждения.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

                                                                                    САНКЦИИ

                     ФОРМАЛЬНЫЕ

                          НЕФОРМАЛЬНЫЕ

    Формальные  позитивные

   Формальные  

 негативные

  Неформальные   позитивные

 Неформальные     негативные

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания                                  

                                                 общественного порядка.

Отклоняющееся поведение – это поступки , противоречащие писанным или   неписанным нормам,  

                                                    принятым в обществе. ( девиантное, деликвентное)

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

Социальные санкции выполняют определенную роль в системе социального контроля.

Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества. ( учеб)

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания                                  

                                                 общественного порядка.

 

                         

             

                                             

                                                                 Социальный контроль        

   НОРМЫ

  ПРЕДПИСАНИЯ

   САНКЦИИ

         ВЛАСТЬ

 

- моральные

  - религиозные

  - правовые

 

- запреты или разрешения на действие индивида или группы.

- поощрение

- наказание

 самоконтроль

- политико-юридическая система

Отклоняющееся поведение – это поступки , противоречащие писанным или      

                                                    неписанным нормам, принятым в обществе.

                                                                 

                                                        ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕ

       Девиантное поведение                                          

                Деликвентное поведение

 

  Отклоняющееся поведение не влекущее уголовной ответственности

серьёзное правонарушение - преступление,            влекущее уголовную ответственность

            пьянство    наркомания     проституция

4.      суицид      гомосексуализм.

    Убийство, кража

   

                                  НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

                 

                 

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

               

 

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. (Национальные отношения: словарь.)

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Национальный интерес – это выражение потребностей какого-либо одного доминирующего этноса (коренной нации).

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

             

Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

 Причины:

 1. Невозможность государства жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

 2. Экономическая и политическая взаимосвязь стран

             

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

ПОНЯТИЯ

                                       ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

    Этнос

межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием

         Род

коллектив родственников.

      Племя

объединение нескольких родов.

     Нация

историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Самоопределение наций

 

Право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего коллектива.

  Национальное      самосознание

осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Н.с. проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей и т.д.

   Национализм

 Идеология, основанная на идее национальной исключительности и национального превосходства.

    Геноцид

(от греч. génos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.

    Шовинизм

Идея национальной исключительности, возвеличивание своей нации, противопоставление своей нации другим.

   Расизм

Идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими.

Ассимиляция

Поглощение одной нации другой.

  Интернационализм

   Интернационализация

- идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

- сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.

 Космополитизм

идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства...

- идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

Причины межнациональных конфликтов

 1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

 2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

 3. Колониальное население.

 4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

 1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

 2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

 3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

 4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

 1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

 2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

 3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

 4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

 5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

 1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

 2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

 3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

 1. Отказ от насилия и принуждения.

 2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

 3. Признание прав и свобод человека.

 4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

 5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

 1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

 2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

 3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

 4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

 1. Наличие правового государства.

 2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

 3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

 4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

 5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

                                         СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

                                               СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

До предела обостренное противоречие, борьба социальных групп за собственное решение соц. Проблемы.

Столкновение сторон, сил, мнение, высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц. групп, соц.институтов, общества в целом, которая характеризуется борьбой противопоставленных тенденций и соц.интересов.

Любой вид борьбы и противоборства между соц.силами, преследующими социально значимые цели (а не глубоко личные).

          Конфликтная ситуация – предельный случай  обострения социальных противоречий, динамичный социально—психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального  статуса (исполнителя «соц.роли»)  и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых  способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития  общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

  противоположность социальных (институтов) интересов.

  Неравное социальное положение конфликтующих сторон

  Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

  Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

  Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

  Нарушение соц.норм.

           Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов: -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

                                                  СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта , взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

                                 ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная ( социализации) – формирование индивида как личности, Передача               культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

 ( доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

                            Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.

1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина . Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.

2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.

                                   Тип семьи по составу      

1. Нуклеарная или малая семья – это семья   из супругов или супругов с неженатыми детьми.

2. Расширенная семья ( многопоколенная) – т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях.

3. Полигамная семья – жена  с мужьями или муж с жёнами.

                            Тип семьи по характеру воспитания

1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей.

2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.

                           Тенденции в развитии современной семьи:

1. Рост влияния женщины, её карьера, разрушение патриархальной

 семьи и переход  партнерской семьи

2.  Разрушение многопоколенной, расширенной  семьи, преобладание  нуклеарной  семьи.

3.  Разделение институтов семьи и брака ,  рост  неполных  семей, уменьшение количества  законных браков ,    рост разводов  ,  рост повторных браков.

                                          МОЛОДЁЖ  И МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

  Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления соц. зрелости вхождения в мир взрослых адаптации  к нему подготовки к его будущему обновлению что выражается в специфических молодежных формах поведения и сознания.

Молодость – период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения, осознания своего Я, которое происходит как осмысление своего места а жизни родителей, друзей, социума. Границы молодости различны и подвижны (15-30 лет)

Признак взросления – формирование умения отказываться от немедленного, непосредственного удовлетворения своих потребностей в пользу их более позднего удовлетворения.

В процессе социализации молодежь играет активную роль, она не копирует предлагаемые образцы поведения, а вносит в них новое содержание.

Общие черты

Общие проблемы

  1. порывистость, неустойчивость
  2. отрицание авторитетов
  3. стремление к необдуманному риску
  4. агрессивность
  5. гиперсексуальность
  6. однако молодежь более образованна
  7. владение новыми перспективными профессиями
  8. склонность к новациям и творчеству
  9. является носителем нового образа жизни и соц. динамизма
  1. рост продолжительности обучения
  2. несовпадение физиологической и социальной зрелости
  3. ускорение темпов развития

   получение образования и выбор профессии

   налаживание сексуальных отношений

   профессиональный рост

   формирование семьи

   сложности материального обеспечения

Молодежь имеет двойственный статус

Высокий уровень притязаний:

- потенциальные возможности

- психофизиологическое взросление

 - ориентация на независимость

Низкий соц. статус:

         ролевое неравноправие

         зависимость от мнения и поведения сверстников

         недостаток жизненного опыта

         тяга к алкоголю, сексу, насилию

   Поколение – социально возрастная категория, к которой принадлежат люди, чей возраст помещается в интервале 20-25 лет. У каждого поколения и каждой соц. группы свой культурный мир.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой соц. группе. Субкультура может отличаться от доминирующей в обществе культуры:

  1. языком
  2. взглядами на жизнь
  3. манерами поведения
  4. одеждой и обычаями

Эти различия могут быть очень сильными, но субкультура обычно не противостоит культуре, доминирующей в обществе, по крайней мере не находится в открытом конфликте. Правда, существует контркультура (скинхеды, сатанисты). Субкультура может развиваться полноценно и свободно, а может быть ограниченна бедностью и затрудненностью доступа к культурному наследию.

Функции:

  1. удовлетворение человеческих потребностей
  2. адаптация членов группы к соц. жизни
  3. обеспечение эрзац статуса  до завершения социализации (устойчивого и прочного положения среди сверстников). Отношения со сверстниками более комфортные и регулируемые
  4. творческая самореализация (в некоторых отношениях молодежная субкультура богаче культуры взрослых)

Функции молодежных субкультур:

  1. отношения со сверстниками – более комфортные и регулируемые( легкость ухода). От сверстников исходит не наказание и назидание, а эмоциональная поддержка.
  2. обеспечение эрзац-статуса ( устойчивого и прочного положения среди сверстников) до завершения социализации;
  3. удовлетворение общечеловеческих и специфически молодежных потребностей в

системе ориентации, объекте поклонения, стиле, нормах поведения, моде, досуге ( ведущая форма жизнедеятельности), общении и коммуникации.

Любое такое сообщество представляет собой малую группу, члены которой связаны сложной системой  взаимоотношений, внутригрупповыми нормами и ценностями, за соблюдением которых группа следит, применяя в случае необходимости свои способы воздействия.

 Значение молодежных субкультур:

В .отечественной науке высказывались две противоположные точки зрения - негативная и позитивная.

Ю.Давыдов, видный социолог и философ, считает, что молодежная субкультура несет с собой разрушение, бездуховность, что это паразитическое образование; антипод культуры. Зачастую в ней

1. отсутствует экономическая и социальная самостоятельность,

2. избирательность в культурном поведении;

3. преобладают стереотипы, некритичный групповой конформизм ( соглашательство).

Часто она носит суррогатный характер ( множество искусственных заменителей реальных ценностей – наркотики, поиск приключений и т.п.) Три ее негативных символа –

секс, наркотики, насилие.

Субкультура может стать контркультурой и встать в оппозицию к обществу. При неблагоприятных социальных условиях некоторые молодежные субкультуры тяготеют к отклоняющемуся поведению:

отчуждение, агрессия, фанатизм.

В то же время есть немало социологов, которые оценивают молодежные субкультуры как своеобразный полигон для социальных и культурных экспериментов, где испытываются новые стили жизни, моды, новые жизненные ценности. В некоторых отношениях молодежные субкультуры богаче культуры взрослых (избыток жизненной энергии. богатство воображения, творчество).

Таким противоречивым способом  молодежь ищет признания своей психологической взрослости за рамками институтов образования и семьи, где подростков продолжают считать детьми.

                       Молодежную субкультуру отделяют от взрослой культуры:

1.противоречивость норм взрослой жизни;                                   2. недоверие к старшему поколению;

3. быстрые культурные и технологические изменения;                  4. противоречивое влияние СМИ;

5. неустойчивость социальной среды;                                          6. одиночество, отсутствие понимания.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий курс для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу Социальная сфера

Материал может быть полезендля подготовки к ГИА по обществознанию для выпускников 11 классов....

Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “

Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “...

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Социальная сфера" с ответами

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представлены  6 вариантами вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорош...

Тесты по обществознанию из банка ФИПИ раздел "Социальная сфера" ОГЭ

Все материалы КИМов к ОГЭ берутся из Банка заданий ФИПИ. Данные тесты по обществознание предназначены для учащихся 9-х классов, собирающихся сдавать ОГЭ. В этом материале представлены тестовые задания...

Тексты и задания к ним по разделу «Социальная сфера» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию

Данная разработка представляет собой сведенные в один документ все тексты с заданиями к ним из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию раздел "Социальная сфера". Для удобства ра...

Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Социальная сфера")

Данная разработка представляет собой задания открытого банка ФИПИ к ОГЭ по обществознанию (раздел "Социальная сфера") и ответы на них. Материал будет полезен как учителям, так и учащимся при...