Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Абросимова Галина Михайловна

изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект учебного занятия22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия «Гражданские правоотношения»

Предметная область : Обществознание

Аудитория: учащиеся 11 класса

Цель урока: создание условий для целостного осмысления учащимися гражданских правоотношений как особой разновидности правоотношений; научиться применять свои права и защищать их.

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для  усвоения понятий учащимися, интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков : анализа первоисточников, осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формированию положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи;
  • Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке гражданских правоотношений.

Формирование ключевых метапредметных компетенций:

  • Учебных: совершенствование навыков работы с информацией;
  • Коммуникативных: уметь организовать учебное сотрудничество и       принимать позицию собеседника;
  • Личностные: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами; способность к саморазвитию учащихся; развивать навыки социоконструкции и социализации подростков.
  • Регулятивные: уметь определять цели, планировать работу , контролировать выполнение заданий.
  • Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, строить логические рассуждения и делать выводы, умение создавать модели для решения познавательных задач.

После изучения темы учащиеся должны:

Знать  круг участников гражданских правоотношений;

Иметь представление о содержании и объектах гражданских правоотношений.

Основные понятия: гражданские правоотношения, субъект гражданских правоотношений, содержание и объекты гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность.

Форма урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – практикум.

Используемая педагогическая технология: 

Технология развития критического мышления.

Используемые методы работы: «корзина понятий», работа с текстом в методике «инсерт», составление кластера.

Оборудование. Л.Н.Боголюбов «Обществознание» 11 класс, Просвещение 2011г.,  пакет с кейсами, раздаточный материал ( статьи ГК РФ), мультимедийная установка, презентация Power Point.

Ход урока: Что такое гражданское право?

Мы с вами знаем, что гражданское право является одной из сложнейших отраслей Российской системы права и , как вы помните, относится к области частного права. Для того, чтобы определить тему урока , посмотрим фрагменты.

(Просмотр фрагментов м/ф; на основе сюжета формулирование темы урока; формулирование проблемного вопроса.)

Вопрос к классу: На какую мысль наводят вас эти сюжеты? … Соответственно, какую проблему будем решать?

    Мы живем в условиях рыночной экономики. Постоянно совершаем какие-то сделки: покупаем, продаем, обмениваем и т.д. Эти вопросы регулируются гражданскими правоотношениями. Именно гражданские правоотношения связаны с ситуациями в нашей повседневной жизни.  В каких документах прописаны гражданские правоотношения?

Учащиеся: Конституция РФ, ГК РФ и т.д.

   В ходе изучения нового материала работаем с источниками, оформляем опорный конспект и результатом нашего занятия должен стать фишбоум по теме «Гражданские правоотношения». Каждая группа работает по своему направлению. У вас на столах нормативные документы, учебники. Практические задания в файлах. Для подготовки отводится 8 мин., для освещения  вопроса  предоставляется по 3 минуты. Гости будут экспертами.

Задания группам

  1. Участники гражданско - правовых отношений. Учебник стр. 247-249.
  2. Имущественные права, личные неимущественные, право на интеллектуальную собственность. Стр . 250-254
  3. Наследование. Стр. 254-255
  4. Защита гражданских прав. Стр.255-256.

Защита направления по группам.

Гражданские правоотношения представляют собой сложное правовое явление, поскольку , как и правоотношение состоит из 3-х основных элементов. Каких?

Учащиеся: содержание – в правах и обязанностях гражданина.

Учитель: обратите внимание, что между субъективными правами участников правоотношений и их субъективными обязанностями существует неразрывная связь, т.к. наличие права порождает обязанность по соблюдению этого права.

Учитель:  Всегда ли существуют элементы гражданских правоотношений? Есть ли какие-либо ограничения? Обратимся к ст.12 ГК РФ.

( правоспособность и дееспособность).

Учитель: Рассмотрим виды гражданских правоотношений.

Учащиеся 2 группы (Имущественные и неимущественные правоотношения)

Вещи: делимые и неделимые, движимые и недвижимые.

Учитель: Что еще может быть объектом гражданских имущественных правоотношений?

Ученики: Деньги и ценные бумаги.

Учитель: В нашем государстве все может быть предметом гражданско-правовых сделок, все можно продать или купить? В каких статьях ГК РФ это прописано?

Учащиеся: ст. 40, 142 ГК РФ.

 Учитель: Особая категория гражданских прав, неотделимых от человека и принадлежащих ему с рождения – личные неимущественные права. Что вы можете сказать об этой категории?

Учащиеся 2 группы: личные неимущественные права, интеллектуальная собственность.

Учитель: Следующий вопрос, который нам необходимо обсудить. Не все права и обязанности умирают вместе с человеком. Они могут передаваться по наследству. Что такое наследование?

Учащиеся 3 группы… ( презентация).

Учитель: давайте обратимся к документу на стр. 257.

Документ стр.257.

Учитель: И наконец , последний вопрос: каковы способы защиты гражданских прав.

Учащиеся 4 группы

(По ходу учебного занятия 2 человека заполняют фишбоум на мониторе ).

Д.З. Проанализировать, какими гр. правами сегодня обладаете лично вы.

                                         Элементы гражданского   правоотношения

Запрет:

Сильные яды,

Ядерное вооруж.

№-правовые документы:

1.Конституция РФ.

2. ГК РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....