Воспитательная программа "Мы - твои граждане, страна!"
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему

Конкина Наталья Фёдоровна

Воспитательная программа основана на методех соцциального проектирования и краеведческой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» СЕЛА БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ  СЕКЦИИ ШКОЛЬНОГО НОУ «ПЕРСПЕКТИВА»

«МЫ-ГРАЖДАНЕ»

Автор:

Конкина Наталья Фёдоровна – учитель истории и обществознания

ГБОУ Самарской области СОШ№1 «ОЦ» им. В.И.Фокина, села Большая Глушица

 м.р.Большеглушицкий Самарской области

Села Большая Глушица, 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………….……………………………………………..…..3

2.Периоды реализации программы ………………………………………………………………………………….……5

3.Содержание программы ………………………………………………………………………………………………....7

4. Ожидаемые результаты  программы……………………………………………………………………………………8

5. Литература………………………………………………………………………………………………………………..9

1. Пояснительная записка

     Актуальность проблемы

Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование чувства  принадлежности к Российскому государству, позволяющее гражданам и подвигающее граждан    действовать  коллективно на благо своей страны. С победой демократической идеологии в 90-е годы XX века в обществе произошла смена ценностей.  По многим причинам были размыты жизненные ориентиры молодёжи, произошла девальвация ценностей старшего поколения и деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Настоящая программа призвана пробудить гражданско-патриотическое сознание молодых граждан нашей страны через развитие интереса к истории родного края. Программа написана для работы с учащихся - членов секции общественных наук школьного НОУ «Перспектива».  Эти ребята посещали элективные курсы по истории, часть из них выбрали историю и обществознание профильными предметами, все учащиеся выполняли проекты в рамках предмета «Основы проектирования», часть учащихся стала авторами больших социальных проектов, участниками  и победителями научно-практических конференций разного уровня. Их силами в школе существует лекторская группа, они являются ответственным и неутомимым центром  общественной жизни школы. На счету этих ребят много разных реализованных проектов: исследовательских, информационных, творческих,  социальных.  Это ребята из разных классов. Состав группы постепенно меняется: ребята оканчивают школу, уходят, приходят другие. Объединяет их интерес к краеведческой работе и активная жизненная позиция. Свою группу мы назвали «Мы - граждане». Так же я назвала свою программу.

Написана программа на основе государственной «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»[1] и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

     В проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» гражданско-патриотическое сознание российских граждан рассматривается как важнейшая ценность и одна из основ духовно-нравственного единства общества. А проблема воспитания гражданина и патриота своего Отечества рассматривается как одно из средств национального возрождения России.

Цель программы:

Программа «Мы - граждане» призвана сформировать у учащихся гражданско-патриотическое  сознание через воспитание позитивного отношения к родному краю: его природе, истории, людям,   культуре. Программа  разработана для воспитания компетентного и деятельного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность  за настоящее и будущее страны.

Задачи:

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- создать обстановку, способствующую пониманию учащимися  значения «малой родины» в жизни человека;

- сформировать у учащихся навыки работы с архивными материалами, навыки анализа  материалов СМИ;

- сформировать у учащихся навыки сотрудничества с муниципальным краеведческим музеем, навыки извлечения информации из  работы с музейными материалами;

- организовать получение учащимися опыта  личностного общения с людьми разных поколений – очевидцами и участниками событий, с компетентными специалистами и должностными лицами;

- пробудить активную жизненную позицию через оказание посильной помощи своему селу, людям села, своей школе.

- научить работать с историческими документами;

- научить составлять исторические портреты;

- сформировать навыки публичного выступления и навыки ведения дискуссий.

Сроки программы:

Программа рассчитана на 5 лет, она охватывает   учащихся  7  – 11 классов.

Программа представляет собой комплекс подготовительных, исследовательских, обобщающих, творческих, досуговых мероприятий, экскурсий.

Для осуществления программы используются приёмы системно-деятельного подхода в обучении и воспитании:

  • Проектная технология;
  • Технология ученического исследования;
  • игровая технология;
  • экскурсии, встречи;
  • технология социального проектирования;

2. Периоды реализации программы:

1 год  реализации:  «Приобретаем знания». Информационные проекты о великих гражданах нашей страны:       

Цель: У ребят должны сложиться образцы, идеалы одобряемого в обществе гражданско-патриотического поведения и  конкретизироваться в сознании учащихся и получить имена, фамилии Великих патриотов и Великих граждан нашей страны.

2 год реализации «Мой дом. Моя Родина»

 Цель: близкое знакомство с историей родного края:

Экскурсии:  «Колок Дубовенький», «Балка Крутая», «Каменное урочище»;

Экскурсии на предприятия села: «Асфальтовый завод», «Мелькруп», кондитерское производство «Мозаика»,    ПОЖКХ, НФС, ООО«Пельменный цех», типография, Хлебзавод, ХПП;

Встречи со старожилами села;

 3 год реализации:   «Мы – исследователи»

 Цель:  приобретение навыков  исследовательской работы, в том числе в архиве, в музее, развитие  навыков сбора информации из личных бесед и встреч старожилов.

Работа над краеведческими темами:  «История управления районом»,  «История посёлка нефтяников», «Проблемы водоёмов нашего села», «Откуда мы приехали», «История аптечного дела в Большой Глушице».

Исследовательско-поисковая работа в муниципальном краеведческом музее, районном архиве;

4 год  реализации:        «Просветительский период»:  

 Цель: пробудит деятельностную активность учащихся.

Учащиеся приобретают навыки просветительской работы, навыки работы в команде, навыки  публичного выступления.

Создание лекторской просветительской группы. Разработка материалов и презентаций для бесед с классами школы. Организация мероприятий и добрых дел. Участие в волонтёрском движении. Выпуск  газеты «Школьные вести». Создание сайта по истории школы и села.  Участие в научно-практических конференциях разного уровня.

5 год реализации:   «Мы - граждане!»

Цель: проявить гражданские качества, то есть  внести свой вклад в изучение истории села, сделать большое доброе дело для односельчан.

Учащиеся получают навыки работы над социальным проектом:

выбирают проблему, выбирают тему, намечают план реализации проекта, собирают материал, оформляют портфолио, оформляют стенды, реализуют проект, публично защищают проект, подводят итоги;

Участие в конкурсе социальных проектов, участие в краеведческих конференциях разного уровня;

Передача своей работы в Муниципальный краеведческий музей;

3. Примерное содержание программы

1. «Великие граждане нашей страны. Гражданский поступок, гражданское поведение».

Княгиня Ольга,  князь Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Митрополит Кирилл III, Иван III,  митрополит Макарий, митрополит Филипп, патриарх Гермоген, князь Дмитрий Пожарский,  Кузьма Минин, патриарх Филарет, Пётр I, Александр Суворов,  адмирал Ф.Ф.Ушаков, Михаил Кутузов, хирург Н.И.Пирогов, княгиня Юлия Вревская, профессор Полежаев,  генерал Карбышев, Г.К.Жуков, А.Д. Сахаров, И.Мичурин, Григорий Засекин, П.В.Алабин, Т.И.Ярошевский, П.Я.Русяев,В.И.Фокин, И.Т.Краснов,Н.Ф.Попов.

2.  «Наш край в прошлом и настоящем».

Изучение общеизвестной истории родного края, используя книги по краеведению. Создание «Памятного календаря» родного края. Посещение областного и районного краеведческих музеев. Посещение природных достопримечательностей края. Организация экскурсий с целью ознакомления с основными промышленными объектами края, в том числе производств. Экскурсии к памятникам героического прошлого края: мемориалам славы, захоронениям воинов. Знакомство с работой архива.

Создание летописи края (села, района, школы). Создание сайта по истории родного края, родной школы.

Участие в краеведческих исторических конференциях. Посещение культурных памятников края.

Ознакомление с творчеством писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, ученых, известных деятелей культуры края.

Участие в проведении народных праздников с соблюдением местных традиций.

3. «Моя семья вместе со страной».

Создание генеалогического древа семьи. Исследовательские работы «Жизнь семьи – жизнь страны». «Моя семья и война».

4.        «Мы - экскурсоводы!»

Создание туристического маршрута по селу «Глушица туристическая». Сбор материала для экскурсии «Мы гуляем по селу». Создание материалов для очной и для заочной экскурсии.

Сбор материала и оформление стендов по истории школы  «Школа вместе со страной».  Овладения навыками профессии экскурсовода.

4.Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация программы позволит решить следующие развивающие и воспитательные задачи:

1. Сформируется чувство   любви  и уважения к родному краю.

2.Духовная и  нравственная культура учащихся поднимется на более высокую ступень и проявится в конкретных делах на общественное благо;

3. Сформируется активная жизненная позиция, появится и закрепится чувство успешности, как результата кропотливого труда;

4. Благодаря созданию условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся,  ребята приобщатся к краеведческой и поисково- исследовательской деятельности, что будет способствовать  их гражданскому становлению;

5. У учащихся появится опыт  и разовьётся стремление к просветительской деятельности среди людей разного возраста,

6. Разовьются коммуникативные навыки, волевые качества,  сформируются качества зрелой личности: ответственность и обязательность.

7. Ребята получат навык  работы командой, разовьют коммуникативные навыки.

8 Ребята ощутят чувство ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны, расширят свой кругозор,

выработают устойчивый интерес к здоровому, активному образу жизни.

9. Ребята получат навыки исследовательской работы, работы в архиве, работы с музейными документами.

Литература:

  1. «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»,  СТАНДАРТЫ нового поколения, основная школа. Москва, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011 год
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы.
  3. Проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
  4. Ивлиева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009 год
  5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников, «Аркти», Москва, 2006 год
  6. Белобородов Н.В. Социальные творческие  проекты в школе, «Аркти», Москва, 2010год
  7. Воронова Е.А. ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008 год.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, «Аркти»,Москва,  2010год
  9. Пашкович А.П., Шитов Е.В. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, Москва, Глобус, 2007г.
  10. Пашкович А.П., Шитов Е.В Дни воинской славы России, Москва, Глобус, 2008 г.
  11. Храмков Л.В.Самарский край в судьбах России, Самара, «Самарский университет», 2006 год 9. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времён до начала до наших дней, под ред.  П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова I, II, III части, «Самарский университет»  1993-1998 год.
  12. Русяев П.Я. Земля Глушицкая, Самарский дом печати 2000 год.I, II, III части.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3434306

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3492973

 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1076670


[1] СТАНДАРТЫ нового поколения, основная школа. Москва,ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011 год, стр. 230


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну профессий"

Воспитательное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста. В ходе игры-путешествия дети знакомятся с профессиями....

Внеклассное воспитательное мероприятие "Твой профессиональный выбор"

Профориентационный классный час для учащихся 9 - 11 класс....

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Путешествие в Страну Здоровья» (с использованием ЭОР)

Занятие формирует представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего школьного возраста....

Воспитательное занятие "Путешествие по стране "Здоровье"

Конспект воспитательного занятия "Путешествие по стране "Здоровье"...

Сценарий воспитательного мероприятия «Твое здоровье, в твоих руках!»

Занятие «Твое здоровье, в твоих руках!» (для 5-7 класса) одно из цикла тематического периода проводимого в школе «Твое здоровье – здоровье нации!». Очень важно, чтобы каждый воспитанник вынес с данног...

Воспитательный час: «Твой внешний вид» 14.09.2023 год

Цели: - прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям;- воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.Стихотворение Лившица « Неряха »Тротуар ем...