Гендерный подход в воспитании при изучении учебного предмета: понятие «гендер» в обществознании
статья по обществознанию (9 класс) по теме
Использование обществоведческого материала в воспитательных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod1.docx | 101.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотников Алексей Семенович
Гендерный подход в воспитании при изучении учебного предмета: понятие «гендер» в обществознании
Вопрос о «гендере» и гендерном подходе в образовании сейчас как никогда актуален, т.к. перешел из академических споров и дискурсов в учебники средней школы, стал педагогической реальностью [1].
В обществе информационная насыщенность о понятии все возрастает: не только в научном сознании в виде отдельных наук - философии, психологии, социологии, культорологии, экономики и т.д. и междисциплинарных комплексов, учитывающих гендерные факторы, но и в обыденном сознании под влиянием СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), в рекламе и бытовой речи, причем не всегда правильно и достаточно осознанно.
Своевременность включения понятия в комплекс наук об обществе очевидна. И все-таки ряд проблем остается. Понятие не определено научным сообществом однозначно – существуют различные, в т.ч. полярные точки зрения. Наука только приступает к теоретическому обоснованию гендерного подхода; нуждается в коррекции и аспекты его применения. Вот об одном таком аспекте и пойдет речь в данной статье.
Жизненность данного понятия для каждого участника образовательного процесса безусловна. Учеными поставлен вопрос о наличии гендерных дискомфорта, дисфорий и фобий в образовании [2]. И в жизни, к которой готовит школа, каждый мужчина или женщина.
В условиях школьного образования не полностью реализуется развитие ценностной сферы личности (ЦСЛ), на что нацеливают стандарты нового поколения (ФГОС – 2) [3, с. 9-28], где понятие может сыграть свою роль. Но каким образом? Как знание о понятии может перейти в ценность? Для этого надо определить воспитательное значение понятия «гендер».
Вначале три возражения к действующему учебнику.
- Нами «гендер» понимается как теоретический конструкт для различения мужского и женского в физиологическом, психологическом, социальном и культурных контекстах. Сведение определения к двум, даже не уровням, а аспектам: психологическому и социальному, без показа их взаимосвязи и взаимообусловленности значительно снижает и воспитательные и в целом образовательные возможности понятия. Наше определение дает четыре уровня проявления, инструментализированно и системно, что расширяет взгляд на проблему.
- Определение понятия, в конечном итоге сведенного к социополу в параграфе 37 «Семья как малая группа» вполне объяснимо, но на наш взгляд неправомерно, т.к. в широком контексте сопоставимо с глобальными вопросами (проблемами). Если следовать известному правилу о тождестве микрокосма и макрокосма – то уместно связать проблемы человека и человечества в одно целое, тем более что сам термин их соединяет.
- Ведущее понятие раскрывается через систему понятий, но предложенная система малоубедительна. О гендере нами сказано, гендерное поведение носит отвлеченно – обобщенный характер, гендерные роли, гендерные понятия не раскрыты. Мы предлагаем систему понятий: гендер, гендерный подход, гендерные различия, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерная картина мира – как минимум социально значимых понятий для раскрытия этого вопроса. Это различие в подходах будет видно из дальнейшего.
Вернемся к нашему вопросу. Гендерный подход в воспитании (ГПВ) – совокупность способов и методов использования гендерных различий для воспитания мужественности/женственности, усвоения гендерных ролей и поведения в гендерно – дифференцированном обществе, а также развития личности.
ГПВ используется уже давно, без употребления термина, в мужских и женских учебных заведениях прошлого, в теориях, зафиксированных в истории педагогики с глубокой древности. В наше время наряду с совместными существуют школы раздельного и смешанного обучения. Есть попытки осмысления данного феномена в научной литературе.
Если понимать воспитание как единство социализации и персонализации [4], то наше исследование будет опираться на эти два механизма развития личности, составляя в сумме воспитательный потенциал.
В социализации могут использоваться все аспекты опыта, который дает социальная действительность (философия, история, социология, политология и т.д.) и ее художественное отражение (литература). Реализовать этот опыт необходимо через методический аппарат (в виде соответствующих текстов, заданий – см. ниже). Формируется опыт коллективного взаимодействия, опыт учебной деятельности (через моделирование, воспроизведение ситуаций и т.д.), возникает представление о гендерной идентичности (ГИ) на примерах прошлого и настоящего.
Переанализация еще более связана с «гендером». Она включает осознание учеником/ученицей себя как мужчины или женщины, приобщение к многообразию видов деятельности в зависимых от этого, развитие представлений о гендерной дифференциации общества и многообразия гендерных ролей, знакомство с равноценностью успеха и через разнообразие возможностей – первоначальное представление о реализации разнообразия каждого и себя в том числе.
Усвоение опыта оптимистичное и гуманистичное одновременно, -предпосылка в переоценке ценностей: в первую очередь, в отношении к себе и другим, к процессу в овладении знаниями и к результату, (который может быть различным), и в конечном итоге к образованию в целом, дающему такие возможности.
(Разумеется, мы считаем, что на этот процесс влияет множество других факторов, воспитание – комплексно, но мы не ставим задачу рассмотрения других факторов, кроме выделенного – А. П.)
Воспитание помогает реализовать себя как мужчину или женщину со своими интересами, предпочтениями, потребностями, несводимыми к полу. Пол изменить можно (об этом свидетельствуют операции по перемене пола); гендер, видимо, невозможно. Можно привести примеры жизни по гендеру Н.Дурова, С. Ковалевская, М. Башкирцева и др.. Но есть и бесчисленное множество невидимых примеров из жизни людей, которые адаптируются через профессию с большей/меньшей мужественностью/женственностью (военный, инженер, актер и т.д.). А сколько было и есть невидимых проблем, страхов, кризисов, драм…, которые воспитание не вмиг и не сразу, но частично и постепенно решить может. О результатах воспитания можно говорить тогда, когда по – возможности каждый ищет свое место в жизни осознанно, без кризисов и фобий.
Всему этому должны соответствовать методические условия, превращающие знания в ценность.
Методический аппарат может быть организован по – традиционному, но с соответствующим содержанием:
- работа с документом ( П.Е. Астафьев, П.Ф. Каптерев и др.; в истории педагогики имеется значительное количество текстов, имеющих мировоззренческую, научную и жизненную направленность);
- вопросы;
- задания;
- задачи;
- конструирование социальной действительности;
- моделирование жизненных ситуаций
(здесь возможно творчество)
Так как на эту тему отводится два урока, то один можно целиком посветить практической, учебной деятельности по приобщению к социальному опыту и индивидуальному развитию личности.
Эта деятельность может быть организована в форме заданий ЕГЭ ( как заданных так и составленных) на дополнительных занятиях, элективных курсах.
Инновационно важным здесь является методический принцип, названный нами «спираль усвоения», которому должны быть подчинены методические приемы:
Знание, как бы передвигаясь по ступеням усвоения, совершает кругооборот и возвращается в новом качестве, чтобы подняться на следующую ступень. За это время, проходя процедуру оценивания и рефлексии и испытания деятельностью, оно взаимодействует с ЦСЛ, обретая ценностный смысл.
Немаловажным является и то, что за учеником/ученицей остается «гендерная свобода» - право выбора в любой ситуации, что гарантирует процесс восприятия.
Как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) работе следует придерживаться «проблемного принципа», т.е. предварительно теоретически очертить «проблемное поле» реальных и возможных вопросов, имеющих гендерную природу.
Мы предлагаем следующий перечень проблем, сформулированных в виде противоречий. Это противоречия между:
- отсутствием (фрагментарностью) гендерных знаний и их распространением в обществе, гендерной дифференциацией общества;
- неготовностью усвоения гендерных знаний и необходимостью их усвоения и применения в процессе социализации;
- «стихийным» освоением информации о «гендере» и учебно организованном «правильным» научным освоением;
- непониманием соответствия гендерных знаний и умений и местом в жизни, которые они определяют (семья, профессия, интересы, предпочтения, круг общения, статус);
- отсутствием гендерного опыта и возможностью его приобретения через учебную работу, социальное познание, процедуру оценки, рефлексии, эмоциональной и творческой деятельности;
- отсутствием индивидуальных практических навыков в этой сфере и практической направленностью гендерных знаний;
- наличием гендерных кризисов принципов и отсутствием знаний и умений их разрешения;
- недостаточным умением давать оценки и развитием оценочной сферы;
- отсутствием опыта рефлексии и необходимостью рефлексивной культуры в обществе;
- обретением своей ГИ и многообразием ГИ в обществе;
- возможностями ценностного развития и реальным развитием ЦСЛ.
Если внимательно присмотреться к очерченному кругу проблем, то можно обнаружить закономерность: развитие в гендерном аспекте помогает развитию негендерных качеств, и наоборот.
Таким образом, использование понятие «гендер» на уроках обществознания позволяет:
- внести свой вклад в комплексное воспитание ценностных отношений: к себе, другим, к образовательному процессу, а мальчиков еще и к результату, а девочек – к эмоциональному протеканию процесса по – преимуществу, развитию ЦСЛ;
- содействовать социализации (гендерный аспект) за счет конструирования и усвоения учебного опыта познания социальной действительности;
- повысить интеллектуализацию социального знания и опыта и присвоение его как личного;
- совершенствовать индивидуальную и групповую работу в зависимости от состава класса и личных особенностей учеников и учителя;
- решать творчески прикладные задачи создания и решения учебных задач по жизненно важным вопросам.
И в заключении два пожелания: ввиду вышеизложенного доказательства важности вопроса о понятии «гендер»:
а) распространить эти положения на базовый курс,
б) ввести не один параграф, а два параграфа на эту тему.
* * *
Литература
- Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеообразоват. учреждений/ [ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.] Под. ред. Л. Н. Боголюбова и др. М., 2007
- Хасан Б. И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996 – 174с..
- О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования. Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. 2008. №10.
- Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно – социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...
Результаты изучения учебного предмета английский язык во 2-4 классах
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения английскому языку в начальной школе...
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» 1-4 класс Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны: иметь представление:➢ о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоро...
Повышение мотивации к изучению учебного предмета "Технология" у учащихся среднего звена
Возрождение интереса к ручному труду и к классическим рабочим профессиям стало принципиальной задачей современного учителя технологии. Он находится в ситуации постоянного поиска эффективных педагогиче...
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7 класс, 1 час в неделю. (Семакин И.Г.)
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7 класс, 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП(б).11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015г.) и примерной основной образова...