Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общаться с представителями других культур, задавать вопросы.

 

·      

·      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya_po_konventsii.doc55.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_konventsii.ppt944 КБ

Предварительный просмотр:


«Права ребенка по Конвенции о правах ребенка»

 

В ходе  урока ученики смогут научиться:

  • работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ;
  • навыкам работы в группе;
  • вести дискуссию в группе;
  • формированию гражданской позиции личности, умению сотрудничать, уважать многообразие окружающего мира;
  • развивать аналитические способности детей, сравнивая альтернативы развития;
  • умению устанавливать коммуникацию, общаться с представителями других культур, задавать вопросы;
  • воспитанию толерантности;
  • умению ставить себя в позицию представителя другой культуры и воспринять ценность уважительного отношения к иным взглядам и культурам;
  • формированию представления о многообразии моделей гражданственности в мире.

                                Ход урока

                                                                              Если вы по улице идете,

А рядом плачет мальчик у столба,

То вы, конечно, мимо не пройдете,

Ему отыщите вы мать или отца.

А если же родителей не будет,

То вспомните все детские права,

Не допустите, чтоб малыш остался

Один возле холодного столба.

                                                                                                   Александра Репикова 

I. Вступление.

Современная Россия, встав на путь создания демократического государства, исполняет все международные договоры по защите прав человека.  Наше государство уделяет большое внимание правовому воспитанию  подрастающего поколения.

 В прошлом году у 10 декабря у нас был урок по изучению Декларации прав ребенка. 12декабря урок, посвященный 15 летней годовщине принятия Конституции России. Сегодня мы продолжаем изучать права ребенка и еще один международный документ – «Конвенцию о правах ребенка», принятую в  ноябре 1989 г. Она призвана защищать детей.

Задание: «Спасите меня». Мозговой штурм.

Вопрос: От чего в мире надо спасать маленького человечка? (На доске рисуем человечка, а вокруг него записываем ответы учеников) — война, преступность, ДТП, наркотики, голод, бедность, насилие в семье, сексуальные насилия, одиночество, тяжелые болезни. Нельзя!..

Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы защитить себя и других детей?

Слайд 2.  Международные документы по правам человека:

  ООН – международная организация, основанная после II мировой войны для поддержания мира и согласия между народами.

10 декабря 1948 г. – ООН принял Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря – праздник День прав человека).

20 ноября 1959 г. – Декларация прав ребенка (Всемирный день прав ребенка 20 ноября).

20 ноября 1989 г. – одобрена Конвенция о правах ребенка

 На фоне этого слайда :

 

 Посмотрите, как сложно жить маленькому человеку в сегодняшнем мире. Поэтому мировое сообщество решило ребенка защитить. В 1959 году была принята «Декларация прав ребенка» (10 статей), а через 30 лет, в 1989 году, была подписана «Конвенция о правах ребенка» (54 статьи, ратифицировали 192 государства). Декларация (с лат. «провозглашение») провозглашает главные принципы. Конвенция (с лат. «соглашение») требует обязательного его выполнения.

В чем разница между этими документами?

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее конвенцию, берет ответственность и готовность отвечать за невыполнение ее основных статей.

на фоне слайда  3. слова ведущего:

Сегодня мы познакомимся с основными статьями Конвенция о правах ребенка

 Кого же Конвенция называет ребенком?

Какими правами обладает ребенок?

Слайд 3. 4. 5.6

Слайд 4. Права ребенка:  

Ребенок – лицо до 18 лет. Права распространяются на всех детей без исключения.

– право на жизнь;

– право на имя при рождении;

– право на заботу со стороны родителей;

– право жить со своими родителями;

– право свободно выражать свои мысли;

– право на защиту от вмешательства в личную жизнь;

– защита ребенка, лишенного семьи;

– право на мед, помощь;

– право на уровень жизни, необходимый для развития ребенка;

– право на образование;

– право на отдых,' участие в культурной жизни;

– право на защиту от эксплуатации;

– ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам.

 Вопрос:     Какие права особенно важны?  

V. Почему вы нарушаете мои права?

Разыграем ситуации на тему «Почему вы нарушаете мои права?»  Для этого нужно разделиться на команды.

Задания командам: разыграть ситуации и дать ответ ребенку на основе Конвенции.

Ситуация 1.

Мать: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы,

Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2.

Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель: Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности – основные гарантии Международного права!

Ведущий: Разъясните, пожалуйста ситуацию. (В статье 28, в частности, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (Ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно).

Ситуация 3.

Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы мне не нравитесь. Про какие –то не существующие страны рассказываете. Ни за что двойки ставите Пусть нам другого учителя истории найдут.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся, А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал  - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13).

Ситуация 4.

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию?

(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей).

VI. Права человека – твои права»

1. Можно ли обзывать ребенка «глупым», «безголовым», «безруким»?

2. Нарушены ли права ребенка, если он стоит весь вечер в углу за «двойки^?

3. Почему при авариях, пожарах, крушениях первыми должны спасать детей, а не тех, кто ближе к выходу?

4. На уроке математики ученик мешал учителю проводить урок. Учитель вызвал в школу родителей. При чем здесь родители?

5. В семье Ларисы родители решили, что раз они несут ответственность за обучение и воспитание ребенка, то домашние задания по математике будет делать папа, а по русскому языку и английскому – мама. Согласны ли вы с этим?

VII. Запрещающие знаки.

Нарисовать запрещающие или разрешающие знаки, которые можно повесить (отражающие защиту прав детей)

– в школе,

– дома,

в общественных местах.

 Команды рисуют знаки, затем демонстрируют их и комментируют

 

Рефлексия.

Ребята, с каким международным документом мы сегодня мы познакомились? Конвенция о правах ребенка

Когда был принят этот документ?                             1989г.

Какую задачу выполняет этот документ?               Защищает права детей

Конвенция защищает права всех детей, но и  определяет  их обязанности. Самой главной обязанностью каждого является уважение прав другого человека. А значит, свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.  Нельзя нарушать права других.

 Не зря же говорят: «Относись к другим так, как хочешь, чтоб относились к тебе».  Это есть золотое правило нравственности.

Нужно об это помнить всегда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конвенция о правах ребенка 1989- 2009

Слайд 2

Международные документы по правам человека: 10 декабря 1948 г. – ООН принял Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря – праздник День прав человека). 20 ноября 1959 г. – Декларация прав ребенка (Всемирный день прав ребенка 20 ноября). 20 ноября 1989 г. – одобрена Конвенция о правах ребенка

Слайд 7

Права ребенка: Ребенок – лицо до 18 лет. Права распространяются на всех детей без исключения. – право на жизнь; – право на имя при рождении; – право на заботу со стороны родителей; – право жить со своими родителями; – право свободно выражать свои мысли; – право на защиту от вмешательства в личную жизнь; – защита ребенка, лишенного семьи; – право на мед, помощь; – право на уровень жизни, необходимый для развития ребенка; – право на образование; – право на отдых,' участие в культурной жизни; – право на защиту от эксплуатации; – ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам.

Слайд 8

золотое правило нравственности Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить меж...

Конвенция о правах ребенка

Данная презентация была использована на родительском собрании....

"Конвенция о правах ребенка"

Методическая разработка правового классного часа с учащимися 6 класса, посвященная правам детей, их защите и знание своих прав детьми....

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка.Перевод конвенции о правах ребенка  на детский  язык КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКАПреамбулаГосударства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с п...

Конвенция о правах ребенка. Презентация к уроку

Презентация к уроку обществознания на тему "Права ребенка"...

Разработка классного часа "Конвенция о правах ребенка"

Материал расчитан на учащихся 6-7 классов. Задача: познакомить ребят с основными положениями документа, с правами и обязанностями детей....

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...