Конспект урока Семья в современном обществе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Моргунова Елена Васильевна

Урок "Семья в современном обществе" - урок по обществознанию в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semya_v_sovremennom_obshchestve.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Семья в современном обществе

Учитель: Моргунова Елена Васильевна, учитель высшей категории.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс, листы заданий, презентация «Семья в современном обществе»

Цель урока:

  1. сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации - современная семья: кризис или поиски счастья?

Задачи урока: 

  1. Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.

  1. Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
  2. Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
  3. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих к уроку и домашних заданий.

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Ход урока:

Конституция РФ

Статья 38
       1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
       2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
       3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
 

Организация класса. Всем ли удобно?

Изучение нового материала. (СЛАЙД 1 — тема урока)

Основные понятия. 

Семья.

Семья как малая группа.

Семья как социальный институт.

Брак.

Функции семьи.

Типы семей.

Проблема кризиса современной семьи.

Преодоление кризиса. Ценности семьи.

           

                 На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Задание:   (НА ДОСКУ) Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и её нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

  1. Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
  2. Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.

      К концу урока определите, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте.

Что такое семья:

ЗАДАНИЕ  № 1. Значение понятия “ семья”. 

  1. “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов 
  2. “Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д. Мердок, анг. социолог 
  3. “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог 
  4. “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь 
  5. “Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс 
  6. “Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”. Л.Н. Боголюбов, академик 

Сформулируйте понятие «семья», которое, как вам, кажется, наиболее правильно и полно раскрывает смысл этого понятия, слова.

(Представители групп дают сформулированные понятия)

(СЛАЙД 2) СЕМЬЯ   как малая группа — это основанная на браке или кровном родстве (или усыновлении) малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(СЛАЙД 3) СЕМЬЯ  как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт — институт брака.  Дайте определение брака.

(СЛАЙД 4) БРАК - («брачити» - отбирать, выбирать хорошее)  - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.  Заключение брака рождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

(СЛАЙД 5) Это интересно: В Бельгии, России, Франции, Швеции, Японии признаётся только светский брак. В Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак. В Израиле, Иране, Ираке -  только церковный брак.

(Вопрос об однополых браках в странах Европы, Америки)  Сформулировать определение.

- Выскажете своё отношение к однополым бракам.

ЗАДАНИЕ № 2. Сформулируйте функции семьи.

(СЛАЙД 6)    Функции семьи

Репродуктивная

Воспроизводство новых членов общества. Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Воспитательная

Воспитание детей, их социализация, формирование индивида как личности

Хозяйственная

Ведение домашнего хозяйства

Экономическая

Материальное обеспечение семьи

Эмоциональная        (рекреационная)

Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи

Статусная

Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежит семья

Духовного общения и досуга

Проведение семейных праздников, походов, вечеров, организация семейного чтения и т.д.

Виды семьи

Линии сравнения

Виды семьи

По числу детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

По семейным обязанностям и лидерству    

Традиционная (патриархальная)

- экономическая зависимость женщины от мужчины;                          - четкое разделение женских и мужских обязанностей                     - главенство мужчины в семье

Нетрадиционная (эксплуататорская)

- равное участие мужчины и женщины в общественном труде;

- домашние обязанности возложены на женщину

Партнёрская (эгалитарная)

справедливое разделение домашних обязанностей;

- совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи

По родственной структуре

Нуклеарная — супружеская пара с детьми

Расширенная — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная жена с мужьями или муж с жёнами

По типу воспитания

Авторитарная — основывается на авторитете родителей

Либеральная — строится на самоопределении личности независимо от привычек

Демократическая — прививает ребёнку такие черты, как, например, причастность к судьбам других людей

-  По данной таблице вы можете определить тип своей семьи.

Кризис современной семьи, его причины.  (Свинухова Евгения)

(СЛАЙД 7)

      право                                                    СЕМЬЯ -                          общественное сознание

ячейка общества

                    религия                                                       социальная поддержка государства

                                   традиции               поддержка общества

(СЛАЙД 8)

Всероссийская перепись населения

Население по состоянию в браке

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Численность населения

в том числе:

147,0 млн.

145,2 млн.

 

142,9 млн.

 

16 лет и более:

состоящие в браке

никогда не состоявшие в браке

вдовые

разошедшиеся

111,0 млн.

72,4 млн.

17,8 млн.

12,2 млн.

7,9 млн.

118,7 млн.

67,9 млн.

24,9 млн.

13,5 млн.

11,2 млн.

119,7 млн.

66,5 млн.

24,0 млн.

13,8 млн.

11,6 млн.

моложе 16 лет:

состоящие в браке

в зарегистрированном браке

в незарегистрированном браке

3,7 тыс.

1,5 тыс.

2,2 тыс.

1,8 тыс.

0,7 тыс.

1,1 тыс.

(СЛАЙД 9)

2012 год

В Дубенском районе зарегистрировано 82 брака

расторгнуто 67 браков

                             Разводы составили 81%, т. 4 брака из 5 распались

                             В 80-е годы 20 века распадался 1 брак из 3, т. е. 30%

(СЛАЙД 10)

Причины разводов:

1.Интимные отношения до брака

2.Нереалистичные ожидания

3.Выбор негодного супруга

4.Муж не глава в доме

5.Деньги

6.Обман, измена, скрытность, обида

7.Оскорбление

Духовный кризис семьи

Духовный кризис общества

(СЛАЙД 11)

СЕМЬЯ

  СОЗИДАНИЕ или РАЗРУШЕНИЕ

Пути преодоления кризиса: сохранение традиционных ценностей, поддержка семьи государством. (Крупнина Мария)

Православная семья (Еганян Рудольф)

Коллаж.

Итак, я хочу вернуться к началу нашего урока и выслушать ваше мнение  на поставленный вопрос

1. Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.

2.Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.

Домашнее задание: п.17, понятия, таблицы, эссе:

1. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.»  Л.Н.Толстой

2. «Семья более священна, чем государство» Папа Пий XI/

3. «Семья — это кристалл общества» Виктор Гюго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Урок "Семья в современном обществе"

Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе

Тема урока:   Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование  понятия  семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...

конспект урока "Молодежь в современном обществе"

конспект урока  обществознания "Молодежь в современном обществе" 11 класс...

Разработка урока "Семья в современном обществе".

Разработка  урока в  11 классе "Семья в  современном  обществе"...

Конспект урока "Наука в современном обществе"

Конспект урока на  тему "Наука в современном обществе". Данная тема изучается на уроках обществознание в 8 классе.Цель урока: Формировать целостное представление о науке как ...