научно-методическая статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
статья по обществознанию на тему

Овсянников Денис Анатольевич

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ).  учитель обществознания Овсянников Денис Анат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ).

учитель обществознания

Овсянников Денис Анатольевич,

ГБОУ СОШ № 145

 Калининского района Санкт-Петербурга

           В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники  испытывают  при выполнении задания 9 (мини-сочинения) части С, которое в  соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания  для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию.

Во              Возникают противоречия между:

          - требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;

 -  между необходимостью качественной подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и  модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий.

         В целях  решения проблемы повышения  качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию  умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 11 классов в рамках факультативного курса, который  способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий:  логических, коммуникативных,  метапредметных. Планирование учебных занятий факультатива составлено в соответствии с авторским учебным пособием, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку по написанию эссе, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса. 

           Обучение проводится на занятиях факультативного курса для учащихся 11 классов «Научись писать эссе по обществознанию». Программа разработана Фоминой С.А. и рекомендована ГОУ-ДПО-Ресурсным центром Юго-Западного образовательного округа министерства образования и науки Самарской области к реализации в общеобразовательной школе. Данный факультатив рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 11 классов. Целью является качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.

                Задачи  факультатива:

1.Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;

2.Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики.

3.Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;

4.  Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.

Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия

Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.

Факультативный курс посещают все учащиеся 11 классов, ориентированные на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

В основе курса лежит модульно-блочный подход.  Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.

Содержание курса построено в следующей последовательности:  

1)  освоение учащимися  особенностей жанра эссе;

2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию эссе;

3)  знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;

4)  освоение алгоритма написания эссе по обществознанию;

5)  практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;

 6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:

-  «Философия»;

- «Социальная психология»;

-  «Экономика»;

- «Социология»;

- «Политология»;

- «Правоведение».

Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому  разделу.

7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».

Предлагаемый факультатив имеет практическую направленность, так как учащиеся:

  1. - углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
  2. - овладевают умениями и  навыками  написания эссе;
  3. - учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
  4. совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

       Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:

– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

- умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

-  использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

–  владение основами речевой культуры.

Результаты изучения факультатива:

–  ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;

–    развиваются логические, коммуникативные, метапредметные  УУД.

Приведем пример использования технологии обучения написанию эссе на одном из занятий:

Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия» (4 ч.).

 Конспект занятия №1 (теоретическое)

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».

Цели обучения:

- углубление знаний учащихся по теме «Философия»;

- овладение практическими умениями и навыками написания обществоведческого эссе.

Задачи  занятия:

1.Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе; 

2.Обучение навыкам и умениям написания эссе теме: «Философия»;

3.Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;

4.  Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.

Теоретическое занятие посвящено углубленному изучению темы обществоведческого курса «Философия», работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе занятия используется компьютер с выходом в Интернет с целью использования справочного материала.                

 Практические занятия (3 часа) служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по теме «Философия» по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.

Ход  занятия:

I.Рассмотрим подробнее, как можно использовать алгоритм подготовки к написанию эссе, изложенный в памятке, на конкретных примерах.

              Обратимся к высказыванию из философии: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)

              Во-первых, необходимо ознакомиться с информацией об авторе. (Кто он,  когда жил, его основные взгляды). Рекомендуем использовать Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия (электронный ресурс).

Справочный материал.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848гг) – русский литературный критик. Стремился создать литературную критику  на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы – реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя.

 Такая информация нередко может стать полезной для осмысления высказывания.

О чем же хотел сказать автор? На какие вопросы надо дать аргументированные ответы?

        Поскольку в высказывании две части, значит и два главных вопроса, которые можно сформулировать следующим образом:

         Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и образует общество, и может ли человек жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен. Проблема взаимосвязи человека и общества заложена и в высказывании русского литературного критика XIX века В. Г. Белинского.

        Таким может быть примерный зачин к данному высказыванию.

         Далее изучается и отбирается необходимый теоретический материал по темам «Общество», «Человек» (Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. образоват. учреждений :  базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2007.)                      

Какие термины необходимо употребить для аргументации высказывания?

       Индивид - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств.        

      Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

      Человек – целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.

      Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

Теоретический материал,

необходимый для раскрытия смысла высказывания

Понятие «Общество»

Содержательное ядро

         В литературе, как правило, различают узкий и широкий смысл понятия «общество». В узком смысле под обществом чаще всего понимают конкретный этап в развитии человечества, либо определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

 В широком смысле общество определяется как  обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия  людей и формы их объединения.

    Человек не может вести абсолютно  автономное, изолированное существование. Он непосредственно или опосредованно вступает  в самые различные отношения с другими людьми. Благодаря этим отношениям возникает общество. Отсюда понятно,  что общество – это определенным образом взаимодействующие друг с другом люди.

    Развитие человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) неразрывно связаны:

     -  появление новых качеств, отличающих человека от животных, вело к зарождению новых форм коллективной организации жизни;                                                                 -  только взаимодействие с другими людьми формировало такие свойства человека, как членораздельную речь, мышление.

Средства и приемы раскрытия основных положений.

Использование исторических фактов, примеров из современной жизни, художественных образов.

       Во многих пособиях приводятся примеры того, как дети, вскормленные животными, не могут адаптироваться к жизни в обществе, не обретают необходимых социальных качеств и, как правило, рано погибают.

«Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по-прежнему ведет себя, как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…Он издает неартикулированные  звуки. Нормальный для него способ передвигаться – на четвереньках.… На других детей в приюте Роберт не обращает внимания. Дети играют, а он весь день сидит на корточках  и дремлет…. Отказывается пить из чашки: набирает воду в ладонь и только так пьет».

   «В Индии были обнаружены две девочки, восьмилетняя Камала и полугодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись».

     Столь же часто внимание привлекается к литературным героям; Маугли (как примеру литературного вымысла и реальности) и Робинзону Крузо (как подтверждению мысли о значении социального опыта для выживания в одиночку.

Биологические характеристики и свойства человека

                     ↓                                                      ↓

предрасположенность                                   Конечность существования

       к определенным

       заболеваниям

Социально обусловленные характеристики.

                     ↓                       ↓                            ↓                          ↓

Членораздельная     Способность        Чувственное  Индивидуальная про-

речь                мыслить логически     восприятие        должительность

                                                              мира                                 жизни

Проблемы

           Являются ли социальные факторы определяющими в развитии и становлении  человека?

        Социобиологи полагают, что большинство сторон общественной жизни людей обусловлены генетически, т.е. имеют биологическую природу. Например, у отдельных видов животных мужские особи, более крупные и агрессивные, чем женские, доминируют в обществе.  Не то ли наблюдаем мы и в человеческом обществе? Социобиологи полагают, что агрессия человека также является его врожденным качеством.

     Их противники считают, что основные свойства людей  социально  обусловлены. Да, люди имеют от рождения набор биологически заданных потребностей, но способы их удовлетворения  зависят от существующих в обществе норм. Кроме того, люди способны превозмогать свои биологические потребности такими способами, которых нет в животном мире (так, некоторые люди предпочитают воздерживаться от брака на протяжении всей жизни, немало тех, кто идет на осознанный риск вопреки инстинкту самосохранения). На основе наблюдений и специальных экспериментов многие ученые пришли к выводу, что у человека нет врожденной потребности сражаться с другими (т.е. нет инстинкта агрессии). Проявления человеческой агрессии в большей мере связаны с социальными условиями жизни людей. Так, пигмеи Центральной Африки, многие племена, ведущие и сегодня родовой образ жизни, строят свою жизнь в духе дружбы и сотрудничества как внутри племени, так и с соседями. В то же время многие развитые общества пропитаны духом агрессивного отношения друг к другу.

Средства и приемы раскрытия основных положений

Что возникло раньше: человек или общество? Утверждения и высказывания в пользу авторской позиции:

- Общество – это отношение между людьми, поэтому до появления человека никакого общества быть не могло. Появление человека, несомненно, предшествует зарождению общества.

- «Человек по природе своей есть животное  общественное… Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку» (Аристотель).

- Становление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.                  

ОБРАЗЕЦ ЭССЕ

Философия

«Создает человека природа, но развивает и  образует его общество».

                                                                                   (В.Г.Белинский)

       Как  связаны  между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает  и  образует общество, и может  ли  человек вообще жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен. Проблема взаимосвязи человека и общества, на мой взгляд, заложена  и  высказывании великого критика  XIX  века В.Г. Белинского.

      Чтобы обосновать свою позицию по  отношению к данному высказыванию, необходимо обратиться прежде всего к сущности таких понятий, как  «человек» и «общество». Итак, на протяжении многих веков существовали различные позиции по отношению к человеку как творцу  духовной жизни, культуры, носителю духа или разума. Представления о человеке в конце концов расширялись, обогащались, в результате чего появились новые понятия, логически связанные с «человеком» -  индивидуальность и  личность. Опираясь на вышесказанное, я попытаюсь сформулировать обобщенное понятие: «Человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, т.е. природных и общественных». Человек,  таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, т.е. тем,  что создала природа; причем,   каждому  индивиду  свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела).  Являясь представителем  человеческой общности, индивид  является  индивидуальностью, которая подчеркивает  все  проявления его неповторимости, многосторонности  и  гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей. Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое.  Рождаясь, ребенок имеет на лицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами: двигательными, пищевыми и т.д. Это - индивид, живая особь, как и другие природные существа. Значит, можно согласиться с первой частью высказывания В. Г. Белинского, что человека создала природа.

          Но индивид  останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть, субъектом отношений и сознательной деятельности. Приведу пример: « В Индии были обнаружены две  девочки, восьмилетняя Камала  и  полуторогодовалая  Амала  ,воспитанные волками . В 1938 году на  ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку  Анну. Все трое  имели  нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали…»( Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие. М.,1994. С. 95). Другой пример: «Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по – прежнему ведет себя, как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…»( Захарова Е.Н. Введение в обществознание: Учеб.пособие для учащихся старших классов.М.,1994.С.95). Таким образом, индивид имеет возможности для совершенствования всех общественных проявлений, то есть, для развития только в социальной среде.  Именно общество предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. В своих ролевых проявлениях личность развивается, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Именно организуя свою деятельность, отношения, индивид  предстает  как человек. Не случайно древний мыслитель Аристотель писал: «Человек по природе своей  есть животное общественное…»

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод: человек и общество

тесно связаны и взаимно влияют друг на друга; изменения в одном приводят к изменениям в другом. Поэтому трудно не  согласиться с Белинским, который был прав, считая, что только общество развивает и образует человека.

      II. В целях совершенствования навыков написания обществоведческого  эссе необходимо научиться рецензировать как собственную, так и чужую работу. Предлагаем вариант памятки, которая поможет учащимся сориентироваться в правильном анализе написанного.

Примерный план рецензии на эссе:

Вопросы

Положительные моменты

Недостатки

1. Правильно ли сформулирована проблема?

2. Раскрыт ли смысл высказывания?

3. Представлена ли собственная позиция с опорой на факты общественной жизни и собственный опыт?

4. Все ли термины и понятия использовались в аргументации?

5. Выдержана ли структура, последовательность изложения?

6. Сделаны ли выводы, умозаключения?

7. Правильно ли и грамматически верно построены предложения?

Итого: Максимальное количество баллов – 7

Задание: написать по образцу одну из тем раздела «Философия», оценить работу по таблице критериев.

Технология обучения навыкам и умениям написания обществоведческого эссе - инновационная учебная технология, обеспечивающая развитие самостоятельной продуктивной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ, формирование умений творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам.

         На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках авторского факультативного курса  позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания  и сложными интеллектуальными умениями.  

                                                     Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)

Лазебникова А.Ю.Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.-М.: Школа- Пресс,2000.

Обществознание: учебник .для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007

Обществознание: учебник .для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007

Фомина С.А.Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие – Самара: ООО «Офорт»,2011.

          Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся;

          под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова – 4-е изд.-М.: Просвещение,2007

 Материально-техническое обеспечение курса:

Компьютер, проектор, экран

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".

Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные выск...

Статья на тему: "Формирование умений чтения на уроках английского языка у учащихся 7 класса"

Учитель иностранного языка ( английский )  В статье предпринимается попытка анализа роли умений чтения на уроках английского языка. Рассматриваются три основных этапа работы с текстом для чт...