Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Зейгман Ольга Алексеевна

Представлена рабочая программа учебного предмета "Обществознание"  для 6 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 6 А класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в  следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный  стандарт основного  общего образования;
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментальное ядро образования;
  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;
  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители О. Б. Соболева, О. В. Медведева) -М.:  Вентана-Граф, 2014

Изучение курса обществознания в 6 А классе направлено на достижение следующих целей:

а)        способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

б)        способствовать развитию:

-        умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;

-        умения анализировать и систематизировать получаемые данные;

-        освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

Задачи курса:

Научить обучающихся:

а)        сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

б)        логично выстраивать устные высказывания, монолог; вести дискуссию, при этом следуя этическим нормам и правилам ведения диалога;

в)        выполнять познавательные и практические задания;

г)        выполнять причинно-следственный анализ.

Учебно-методический комплект:

  1. Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители О. Б. Соболева, О. В. Медведева) -М.: Вентана-Граф, 2014
  2. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под общей редакцией Г. А. Бордовского.- М.: Вентана-Граф, 2015
  3. Соболева О. Б. Обществознание: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2015

Данный УМК реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к  деятельностным формам организации учебного процесса.

Содержание и методический аппарат учебника разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общественно-научного образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС ООО.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии).  Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания.

В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, общественным требованиям. Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека». Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека с необходимой конкретизацией, доступной младшему подростковому возрасту, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе), а также при последующем изучении самого курса обществознания. Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.

Задачи курса - познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности - характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, , но и научиться жить с другими людьми.

Обществознание в 6 классе изучается по линейно-модульной системе, когда каждая большая тема (дисциплина) изучается как законченное целое и изучение одной такой темы следует за изучением другой. В конце обучения, в 9 классе, предусмотрено повторение перед сдачей итоговой аттестации.

          Главный принцип структурирования всего комплекса программ - изучение учебного материала «от близкого к далекому» - от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету.

В единой системе обучения обществознанию 6 класс рассматривается как самостоятельный этап в подготовке учеников, и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной (то есть охватывающей все основные элементы) социальной картины мира.

Изучение курса обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

а) способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к

личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению

социальных и гуманитарных дисциплин;

б) способствовать развитию:

- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;

- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;

- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского

  общества и государства.

Задачи курса:

Научить обучающихся:

а) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

б) логично выстраивать устные высказывания, монолог; вести дискуссию, при этом следуя этическим нормам и правилам ведения

     диалога

в) выполнять познавательные и практические задания;

г) выполнять причинно-следственный анализ.

Тематическое разделение содержания обществоведческого курса в 5 классе и на всех этапах обучения остается традиционным:

  • Выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала;
  • Характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и правовой.

Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех этапах обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала.

Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности - характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними.

Рабочая программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет   способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и лично го опыта взаимодействия с другими людьми.

Формы и методы работы:

  •  обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  • обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
  • исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
  • литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
  • художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
  • публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
  • научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
  • опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания, исследовательские и творческие работы.

Место учебного предмета в учебном плане МАОУ СОШ №1

        В соответствии с ФГОС получение социальных знаний не прерывается, как это было раньше, - обучение обществознанию начинается не с 6, а с 5 класса и изучается по 11 класс. Согласно учебному плану МАОУ СОШ №1 в 6 А классе предмет «Обществознание» изучается в объёме 35 часов в год (по 1 часу в неделю)

Изменения, внесённые в авторскую программу

            Авторская программа в 6 классе рассчитана на 35 часов, из них 5 часов резерва, которые в рабочей программе распределены следующим образом: 2 часа добавлено на изучение раздела 2 «Познавая мир и самого себя»: 1 час на тему « Как человек познаёт мир», 1 час на тему «Воспитываем характер»; 2 часа на изучение раздела 3 «Деятельность человека»: 1 час на тему «Поведение и поступок», 1 час на тему «Что такое деятельность»; 1 час добавлен на изучение раздела 4 «Жизненный путь человека» на  подготовку исследовательского проекта «Три возраста»

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

В соответствии с ФГОС ООО результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.  Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.

Личностные результаты

  • Воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора  учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

Предметные результаты

Изучение учебного предмета «Обществознание» должно обеспечить:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

Предметные результаты учебного предмета «Обществознание» должныотражать:

  • Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
  • Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • Освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Содержание учебного предмета «Обществознание»

6 А  класс Мир человека  35 часов

Введение 1 час

Что мы узнаем о человеке? Почему эти знания важны? С какими трудностями мы столкнемся? В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса?

Человек - часть природы 4 часа

Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.Итоговое повторение.

Познавая мир и самого себя 10 часов

Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.Итоговое повторение.

Деятельность человека 10 часов

Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг. Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество.

Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность.Итоговое повторение.

Жизненный путь человека 5 часов

Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании. Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь. Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие.Итоговое повторение.

Человек в мире культуры 4 часа

Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции о обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость.

Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность Пути и формы социализации.Итоговое повторение.

ЗаключениеЖизненные ценности человека 1 час

Тематическое планирование

6 А класс     35 часов

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Введение. Что мы узнаем о человеке?

1 час

Человек - часть природы

4 часа

Познавая мир и самого себя

10 часов

Деятельность человека

10 часов

Жизненный путь человека

5 часов

Человек в мире культуры

4 часа

   7.

Заключение. Жизненные ценности человека

1 час

Календарно-тематическое планирование 6 А класс    35 часов

N п/п

Тема  урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты изучения темы

Дата  проведения

Домашнее задание

Предметные

Личностные

Метапредметные (познавательные, комуникативные, регулятивные)

по

плану

по факту

Введение. Что мы узнаем о человеке?  (1 ч)

1

Введение Мир человека

Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. В чём будет заключаться наша работа по усвоению учебного материала курса

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

Обучающиеся смогут: дать
определения понятий
темы:
представление о человеке и человеческом отношении  ко всему окружающему; научатся работать с учебником,
выполнять
задания,
планировать свою
деятельность с
опорой на особые
значки и
«памятки».

Обучающиеся смогут: осозна-
ватьцелост-
ность мира и
многообразие
взглядов на него, в основе
которого могут
лежать как
взгляды других
людей, так и
собственный
жизненный
опыт, выраба-
тыватьсобст-
венную миро-
воззренческую
позицию по
вопросу важ-
ностипонима-
ния мира вокруг себя.

Познавательные УУД:

находить в учебниках необходи-
мую информацию для решения учебных задач с опорой на особые значки; классифицировать
задания по заданным основаниям; овладеть смысловым чтением:
вычитывать необходимую
информацию, позволяющую
выполнить задание согласно
знаку или памятке.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению о совместной деятельности, определяя важность
изучения общества. Научатся
корректировать своё мнение при выполнении практического задания (установить соответствие между общественными науками и
жизненными ситуациями, попа-
дающими под область исследо-
вания данной науки).

Регулятивные УУД:

определять цель изучения общества; проблему взаимосвязи деятельности отдельного человека и общества; осуществлять учебную и познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебно-познавательных задач,
важности понимания мира, ок-
ружающего человека.

02.09

Введение

Глава 1. Человек — часть природы (4 часа)

2

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы

Природа человека. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библейская версия происхождения человека. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами мысль о том, что человек — часть природы, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные теории

Обучающиеся смогут:дать
определения понятиям :
эволюция, Человек разумный, тотем, миф, Библия.

знать – что такое тотем;

пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы.

 Обучающиеся
смогут: аргу-
ментированно
оценивать
происхождение человека в мифах и религиях народов мира, библейскую версию происхождения человека, научный подход к происхождению человека, пути эволюции

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут: находить в учебнике актуальную информацию о происхождении человека, сравнивать библейскую версию и научный подход к происхождению человека.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: излагать
мнение опроисхождении человека, опираясь на различные источники.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся смогут: планировать учебную деятельность,

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

09.09

§ 1

3

Похожие и непохожие

Физическое разнообразие людей. Наследственные физические признаки. Происхождение рас

Называть особенности внешнего облика представителей различных рас и народностей, устанавливать межпредметные связи с географией, историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, высказывать и обосновывать собственные суждения

Обучающиеся смогут: дать определения понятиям:: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды.

Будут знать по каким признакам люди отличаются друг от друга;

Научатся выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов.

Обучающиеся
смогут: выработать добро-
желательное
отношение представителям разных рас, народам и к людям с разными физическими возможностями.

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут: устанавливать причинно-следственные связи в различии людей разных рас, представлять информацию в форме рисунков и текста.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: организовывать работу в парах; различать разные точки зрения по вопросу происхождения рас,
организовывать работу в группе по составлению кроссворда с терминами темы.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся смогут: выдвигать версии о происхождении различных рас и народностей.

16.09

§ 2

4

В гармонии с природой

Среда обитания человека. Сходство и различия человека и животных. Труд как сущность человека

Перечислять составляющие среды обитания человека, приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных, извлекать информацию из фотографической наглядности, привлекать дополнительные источники информации регионального характера

Обучающиеся смо-
гут:
осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества;

Обучающиеся
смогут: аргу-
ментировать
сходство и различия человека и животных;перечислять составляющие среды обитания человека,приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут: уста-
навливать причинно-
следственные связи
сходства и различия человека и животных;  извлекать информацию из фотографической наглядности

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: использовать И КТ и другие источники для достижения цели – получения информации о среде обитания человека, о сходстве и различиях человека и животных, о труде как сущности человека

Регулятивные УУД:

Обучающиеся смогут:  воспринимать себя как неотъемлемую часть общества, отстаивать свою точку зрения.

23.09

§ 3

5

Коллективный проект «Самый лучший рассказ»

Этапы эволюции человека

Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой, презентовать свой проект

Обучающиеся смогут:выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные способы решения учебных задач;форрмировать осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности;

Познавательные УУД:

формирование основ  мышления, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Коммуникативные УУД:

уважительное отношение к людям разных рас и к их поступкам

Регулятивные УУД:

Формирование навыков работать в группах; умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

30.09

Глава 2.  Познавая мир и самого себя 10 часов

6-7

Как человек познаёт мир

Как человек познаёт мир и самого себя. Психика. Психические процессы. Ощущение и восприятие

Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир», привлекать ранее изученный материал по обществознанию, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий, определять роль органов чувств как источника информации, сравнивать полученную информацию

Обучающиеся смогут объяснить: что такое психика и называть основные процессы психики;

Обучающиеся
смогут научиться анализировать свое поведение и
давать оценку
своим поступкам

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут:, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: организовывать работу в группе, договариваться и приходить к общему
решению в совместной дея-
тельности по
определению роли органов чувств как источника информацииРегулятивные УУД:

Обучающиеся смогут: определять проблему учебной деятельности,  сравнивать полученную информацию

07-14.10

§ 4

8

Путешествие вглубь сознания

Что такое сознание. Роль самосознания в понимании человеком самого себя

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми

Обучающиеся смогут: понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям-сознание, самосознание, бессознательное

Обучающиеся смогут: определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного

Познавательные УУД: Обучающиеся смогут:    усвоить гуманистические и демократические ценности;

расширят кругозор

Коммуникативные УУД:

выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми

Регулятивные УУД: формирование нравственных чувств, гражданственности,

21.10

§ 5

9

Как рождаются мысли

Мышление. Мыслительные процессы. Мыслительные способности. Умозаключение. Речь как выражение мысли

Определять, какую роль играет процесс мышления в жизни человека, характеризовать мышление как процесс познания нового, выстраивать элементарную логическую цепочку мыслительного процесса, определять связь мышления с речью, извлекать информацию из дополнительных источников информации

Обучающиеся смо-
гут: давать
определения понятиям:
 Мышление. Мыслительные процессы. Мыслительные способности. Умозаключение. Речь.

Обучающиеся
смогут: прово-
дить наблюдения за поведением своим и
сверстников на
перемене, оценивать своё
поведение и
поведение
школьников в
целом на пере-
мене,
 выстраивать элементарную логическую цепочку мыслительного процесса при общении.

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут: Определять, какую роль играет процесс мышления в жизни человека, характеризовать мышление как процесс познания нового.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: выстраивать элементарную логическую цепочку мыслительного процесса, определять связь мышления с речью.Регулятивные УУД:

Обучающиеся смогут:  извлекать информацию из дополнительных источников информации

28.10

§ 6

10

Мнемозина помнит всё

Память.

Виды памяти.

Внимание

Устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти, устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет

Обучающиеся смогут: давать
определения понятиям :
 память, внимание,

уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;

Обучающиеся
смогут:
устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти.

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут:  устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивнымКоммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: излагать
свое мнение,
высказывать свою точку зрения и аргументировать их.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся смогут: определять проблему учебной деятельности, работать по алгоритму при решении познавательных
и практических задач,
 осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет

11.11

§ 7

11

Эмоциональный мир человека

Эмоциональный мир человека. Эмоциональное состояние. Настроение. Чувства

Называть основные эмоции человека, определять, какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние, давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека», извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности

Обучающиеся смогут: дать определения понятиям:  Эмоциональный мир человека. Эмоциональное состояние. Настроение. Чувства

Осознают за-
висимостьповедения человека от еге эмоционального состояния

Познавательные УУД:

Обучающиеся смогут: объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся смогут: излагать
своё мнение по вопросу зависимостиповедения человека от еге эмоционального состояния,  аргументируя его, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные:

Обучающиеся смогут: выдвинуть версии различных типов поведения человекав зависимости от  эмоционального состояния, извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности

18.11

§ 8

12-13

Воспитываем характер

Индивидуальность Темперамент. Типы темперамента. Характер. Самовоспитание

Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой, устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, устанавливать связь темперамента и характера, определять, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями

Обучающиеся смогут: дать определения понятиям темы: Индивидуальность Темперамент. Типы темперамента. Характер. Самовоспитание

Осознают важность воспитания в себе положительных черт характера,  силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим.

Познавательные УУД:Установят  межкурсовые связи с историей и литературой, установят внутрикурсовые связи

Коммуникативные УУД:

Раскроют  на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», охарактеризуют типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, установят  связь темперамента и характера

Регулятивные УУД:

Определят, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекут информацию из художественной наглядности и дополнят её собственными знаниями

25.11-02.12

§ 9

14

Способности человека

Способности и задатки как индивидуальные особенности человека. Гениальность

Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных

Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов;

Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные

способы решения учебных задач;

Познавательные:

Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять,  что такое способности, называть виды способностей

Коммуникативные:

 Оценивать собственные способности. Определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных.

Регулятивные:

Работая в группе, объяснить -  почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?

09.12

§ 10

15

Коллективный проект «Познаю себя и других»

Роль психологии в жизни человека

Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания, разбиться на группы, провести тестирование, организовать обработку информации, проанализировать информацию

Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные способы решения учебных задач;форрмировать осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности

Познавательные:

Использовать умения работать над проектом, составлять план

Коммуникативные:

проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельностьРегулятивные:

Работать в группе, объяснить роль психологии в жизни человека

16.12

Глава 3.  Деятельность человека 10 часов

16-17

Поведение и поступок

Произвольное и непроизвольное поведение. Мотивация. Агрессия и насилие. Поступок

Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием, характеризовать произвольное и непроизвольное поведение, определять, что такое поступок, и конкретизировать примерами результаты поступков, оценивать собственное поведение и поступки, определять личные мотивы поведения

Обучаю-
щиесясмо-
гут: дать
определения понятиям
 Произвольное и непроизвольное поведение. Мотивация. Агрессия и насилие. Поступок

Обучающиеся
смогут: аргу-
ментированно
оценивать свои
и чужие по-
ступки в пред-
ложенных си-
туациях, опи-
раясь на обще-
человеческие
нравственные
ценности

Познавательные:

смогут: находить в учебнике
нужную информацию (выборочное чтение) о поведении; выделять главную
мысль текста; ответить на вопрос «
, что такое поступок

; устанавливать причинно-след-
ственные связи между
произвольным и непроизвольным поведением

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут: устанав-
ливать рабочие отношения в
группе, разбирая проблему «Всегда ли мы правильно себя ведём»; высказывать мнение по вопросу «Почему подростки ведут себя агрессивно?»; выработать доброжелательное отношение к мнению товарищей; приходить к общему мнению.

Регулятивные:

Обучающиеся смогут: опреде-
лять актуальность изучения
темы; планировать учебную
деятельность, работать по пла-
ну, сверяясь с целью; опреде-
лять проблему коррекции своего поведения

23.12-13.01

§ 11

18

Потребности и интересы

Основные потребности человека. Виды потребностей. Интересы

Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека, устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека, соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией, моделировать ситуацию выбора и делать выводы

Обучающиеся смогут: дать
определение понятиям:
Потребности человека. Виды потребностей. Интересы

Обучающиеся
смогут:

осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека.

.

Познавательные:

Обучающиеся смогут:  Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека.

Коммуникативные: Обучающиеся смогут:

Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека;

Регулятивные: Обучающиеся
смогут: определять цели занятий и планировать пути
их достижения.

20.01

§ 12

19-20

Что такое деятельность

Деятельность как способ существования человека. Мотивация деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Самовыражение

Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации

Обучающиеся смогут: дать
определения поня-
тий
деятельность и творчество, виды деятельности.

Осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Познавательные:

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность, самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Регулятивные  Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

27.01-03.02

§ 13

§ 14

21

Как общаются люди

Общение как необходимый элемент деятельности. Средства общения. Формы общения. Правила общения. Этикет

Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения, моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации, соотносить личный опыт с теоретическим материалом, выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения, осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи

Знать, что такое общение, основные средства общения.

Использовать формы обращения к неизвестным людям.

Обучающиеся
смогут:
выявить формы речевого общения и другие;

приводить примеры различных средств и форм общения;

Познавательные:

Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

Коммуникативные: Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

10.02

§ 15

22-23

Отношения между людьми

Мотивы поведения. Социализация личности. Симпатия и антипатия. Дружба. Любовь

Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе, устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом

Обучающиеся смогут:

дать понятие что такое социализация личности, симпатия и антипатия.

Обучающиеся
смогут:

выявить какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут: излагать
своё мнение по вопросу

мотивов поведения и социализации личности

Регулятивные

Обучающиеся смогут:

Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом

17-24.02

§ 16

§ 17

24

Мораль в жизни человека

Нормы и принципы морали. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Милосердие. Благотворительность

Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества, использование элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека, приводить примеры ситуаций морального выбора

 Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.  

Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих;

осуществлять рефлексию своих ценностей

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные:

умение работать индивидуально и в группе, а также применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни

Регулятивные

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

03.03

§ 18

25

Художественный проект «Притчи из жизни»

Содержание любой из тем главы 3

Ознакомиться с понятиями «притча» и «басня», используя материал учебника и дополнительные источники информации, написать притчу, лучшие проекты зачитать и обсудить в классе

Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные способы решения учебных задач;форрмировать осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности

Познавательные:

Использовать умения работать над проектом, составлять план

Коммуникативные:

проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельностьРегулятивные:

Работать в группе, объяснить роль притчи и басни в культурной  жизни человека

10.03

Глава 4.  Жизненный путь человека 5 часов

26

Легко ли быть молодым

Возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Юность. Инфантилизм. Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни

Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходном возрасте, приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками, давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации

Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок, почему подростковый возраст называют «переходным» какие особенности юношеского возраста.

Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство,

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходномКоммуникативные:

приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками

Регулятивные:

Обучающиеся смогут:

давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации

17.03

§ 19

27

На пике активности

Зрелость — наиболее активный период жизни человека. Создание семьи. Досуг

Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием, выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами, извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет)

Обучающиеся смогут: дать определения понятиям:Зрелость. Семья, Досуг.

Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы.

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием,

 работать с текстом, с
помощью смыслового чтения
проанализируют идеальную модель семьи.

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут: излагать
своё мнение
об особенностях наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами

Регулятивные

Обучающиеся смогут: выдви-
нуть версии преобладания в со-
временном обществе опреде-
ленного типа семей, определить неоднозначность
влияния бабушек и дедушек на
внуков,
 извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет)

31.03

§ 20

28

От зрелости к старости

Особенности пожилого возраста

Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы — почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста

Обучающиеся смогут: дать
определение поня-
тия
пожилого возраста;

Обучающиеся
смогут:
выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой»

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут:

 делать выводы — почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста

Регулятивные

Обучающиеся смогут: опреде-
лять цель учебной деятельности
по изучению темы; выбирать
средства достижения цели в
учебной группе,

07.04

§ 21

29-30

Исследовательский проект «Три возраста»

Взгляды и ценности людей разного возраста

Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные способы решения учебных задач;форрмировать осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности

Познавательные:

Использовать умения работать над проектом, составлять план.

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут: проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

по проблеме.

Регулятивные .

Обучающиеся смогут: сплани-
роватьдеятельность в паре и в группах.

14.21-04

Глава 5. Человек в мире культуры 4 часа

31

Наше наследие

Множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Язык. Традиции и обряды. Толерантность

Устанавливать межпредметные связи с историей, давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста, различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценности, извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме

Обучающиеся смогут дать
определение понятиям :

Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Язык. Традиции и обряды. Толерантность

Обучающиеся
смогут:

определять, как сохраняются и передаются духовные ценности,

Познавательные:

Устанавливать межпредметные связи с историей, давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут:

 различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценностии корректировать свое мнение под воздействием контрар-
гументов.

Регулятивные

Обучающиеся смогут определить проблему
учебной деятельности ,
 извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме

28.04

§ 22

32

Во что мы верим

Место веры в жизни человека. Религиозные верования. Атеизм. Свобода совести. Веротерпимость. Гуманизм

Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность», сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом, обращаться к дополнительным источникам информации юридического, художественного, краеведческого характера

Обучающиеся смогут: дать
определения понятиям
 Религиозные верования. Атеизм. Свобода совести. Веротерпимость. Гуманизм

Обучающиеся
смогут:
 выделять особенности религиозной веры,  мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность»

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут:

сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом

Регулятивные

Обучающиеся смогут: опреде-
лять цель и проблему урока,  
 обращаться к дополнительным источникам информации

05.05

§ 23

33

Искусство и наука

Роль искусства и науки в познании мира и преобразовании окружающей среды и человека. Виды искусства. Виды наук

Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого

Обучающиеся смогут дать
определения понятиям:
 Искусство и наука.

виды искусства, что и как изучают ученые.

Обучающиеся
смогут:

объяснять связь искусства и науки с творчеством.

выяснить как создаются художественные произведения.

Познавательные:

Обучающиеся смогут:

объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства.

Коммуникативные:

Обучающиеся смогут:

 классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека

Регулятивные

Обучающиеся смогут:  работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого.

12.05

§ 24

34

Информационный проект «Духовная культура народов»

Культурные достижения народов России

Разделиться на группы. Определить тематику с учётом региональных особенностей и подготовить презентацию по плану

Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека

Обучающиеся
смогут:
выбирать  для себя наиболее эффективные способы решения учебных задач;форрмировать осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности

Познавательные:

Использовать умения работать над проектом, составлять план.

Коммуникативные:

проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

Регулятивные

Работать в группе, объяснить роль культуры в жизни человека

19.05

Заключение. Жизненные ценности человека  1 час

26.05

35

Жизненные ценности человека

Духовные и физические ценности

Давать определение понятиям «духовные ценности» и «физические ценности», объяснять связь духовных и физических ценностей

Обучающиеся смогут: дать
определения понятиям:

Духовные и физические ценности

Обучающиеся
смогут аргу-
ментированно
различить физические и духовные ценности

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Коммуникативные:

умение работать индивидуально и в группе, а также применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни

Регулятивные

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Описание учебно-методического процесса и материально-технического обеспечения образовательного процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сечина Т. И., ГоловцеваВ. В., РемчуковаМ. В. Справочник учителя истории и обществознания. – Волгоград, Учитель, 2013 г.
  2. Кочергина Л. Л. Обществознание. 6-11 классы. Формирование политических и социальных компетенций. - Волгоград, Учитель, 2013 г
  3. Северина Л. А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград, Учитель, 2011 г
  4. Сафразьян А. Л. Обществознание в схемах и таблицах.- М.: Проспект,2013
  5. CD-ROM. Комплект электронных учебных материалов для школы по истории, экономике и обществознанию, 2014 г.
  6. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., МостяеваЛ.В. Обществознание. 5-7 классы. Я - гражданин России. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2009
  7. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., МостяеваЛ.В. Обществознание. 5-7 классы. Я - гражданин России. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 2009
  8. Кон И.С. Открытие себя. - М.: Политиздат, 1984
  9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1989
  10. Кауфман Б. Вверх по лестнице ведущей вниз - М.: Азбука, 2010
  11. Корчак Я. Как любить ребёнка. М.: У- фактория, 2007
  12. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика  асоциального     поведения. - М.: Просвещение, 2006
  13. Мячина Л. Маленьким детям большие права. – М.: Детство – Пресс, 2007
  14. Тиле А.А. Занимательная юриспруденция. – М.: Галарт, 2005
  15. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. – М.: Аванта, 2001
  16. Энциклопедия для детей. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта, 2005

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Стенды для постоянных и временных композиций
  2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

-аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

-компьютер,

-мультимедиапроектор,

-интерактивная доска,

-коллекция медиаресурсов, в том числе приложения к учебникам, обучающие программы,

-выход в Интернет

  1. Комплекты печатных демонстрационных пособий

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru

Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru

50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru

Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/

Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru

Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru

Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru

Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru

Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/

Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru

Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/

Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru

Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru

Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/

Права человека в России http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в Россииhttp://www.ifap.ru

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru

СМИ.ru - средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru

Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/

Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru

Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.http://www.school-collection.edu.ru/

Сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенезаhttp://antropogenez.ru/

Сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России. http://www.ereport.ru/ -

Сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России. http://expert.ru/

На сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук. http://www.polit.ru/ -

Сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам http://postnauka.ru/.

Сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.http://www.scepsis.ru/

Сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России http://slon.ru/

Права и дети в Интернете http://www.school-sector.relarn.ru/prava

Твое право -форум для детей и подростков:  http://www.teenclub.ru/forum/law

Права человека в России: http://www.hro.org

Президент России -гражданам школьного возраста: http://www.uznay-prezidenta.ru

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России: http://www.ifap.ru

Государственная Дума:  http://www.duma.gov.ru

Председатель Правительства РФ: http://www.premier.gov.ru

Совет Федерации: http://www.council.gov.ru

Конституционный суд Российской Федерации:  http://www.ksrf.ru

Бюджетная система РФ: http://www.budgetrf.ru

Министерство финансов РФ: http://www.minfin.ru

Федеральная налоговая служба: http://www.nalog.ru

Министерство экономического развития РФ:  http://www.economy.gov.ru

Федеральная служба по труду и занятости:  http://www.rostrud.ru

Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент:  http://www.ecsocman.edu.ru

Путеводитель по истории  экономической мысли: http://www.basic.economicus.ru/guide/index.php

Материалы ГИА по обществознанию: http://www.fipi.ru

Всероссийская олимпиада школьников по экономике:  http://www.old.econ.rosolymp.ru

Эвристическая дистанционная олимпиада по экономике для детей и  взрослых:  http://eidos.ru/olymp/economy

Раздел экономики веб-энциклопедии Кирилла и Мефодия:  http://www.mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=93

Планируемые результаты освоения учащимися курса обществознания

Личностными результатами учащихся 6-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

-        направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-        заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

-        ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

-        умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-        способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

-        овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

-        умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

-        умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-        определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

-        знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

-        умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

-        знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

-        приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

-        знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

-        понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

-        понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

коммуникативной

-        понимание значения коммуникации в межличностном общении;

-        умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

-        знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...