«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс) на тему

Левшенкова Лилия Владимировна

Работа

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по вариативному блоку Именного образовательного чека

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

по теме «Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий

на материале различных учебных областей

(Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»

Проект выполнила:

Левшенкова Лилия Владимировна

учитель истории и обществознания

МБУ средней школы № 31 г.о.Тольятти

                           

Работу проверила:

Кормухина Е.В.,

начальник методического отдела

Самара

2014

Тема: «Сферы жизни общества»

Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: проблемно-диалогический

Цели урока:

1.Получить новые знания об устройстве общества

2. Выделить существенные признаки общества.

3.Показать на конкретных примерах содержание  основных сфер общественной жизни.

Оборудование:  компьютер, интерактивное оборудование,раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по обществознанию Д.Д. Данилова,Е.В.Сизова «Как устроен мир людей?», рабочая тетрадь к учебнику.

Содержание урока

Формируемые УУД

I.Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Постановка проблемы. Определение темы урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель задает вопрос классу:

-  Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение этому понятию с вашей точки зрения.

Учащиеся дают несколько определений.

- Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?

На доске учитель условно (символами) может  отобразить различные точки зрения.

- В чем эти противоречия?

Вступая в диалог с учителем учащиеся выявляют их, осознают  и проговаривают.

Формулировка проблемы.

Учитель и дети формулируют и записывают проблему:

Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Формулировка цели урока.

Учитель и дети формулируют и записывают цель урока: «Определить составные части жизни общества»

Познавательные:

ПО3 - структурирование знаний;

ПО4 - осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в

устной и письменной форме;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения

признаков;

ПЛ2  - синтез - составление целого из

частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов.

Регулятивные:

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому усилию,

к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

  1. Понимание возможности различных

позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  1. Ориентация на позицию других людей,

отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору.

Личностные:

Формирование гражданской идентичности личности.

Познавательные:

ПП1  -  формулирование проблемы

ПО4 - осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в

устной и письменной форме.

Регулятивные:

РЦ - целеполагание как постановка

учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и

того, что еще неизвестно;

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому

усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные (как интеракция):

  1. Понимание возможности

различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  1. Ориентация на позицию других

людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору.

Личностные:

Формирование гражданской идентичности личности.

II. Поиск решения (открытие нового знания)

Работа  с текстом.

Пункт «Сферы человеческих отношений» стр.10 - 11, отвечаем на вопросы на стр.10.

 - Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать.

- Проверьте свои предположения,прочитав текст. Совпали они или нет и в чем.

- Сделайте выводы.

Познавательные:

ПО4  - осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в

устной и письменной форме;

ПО6  - рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста.

ПЛ5  - установление причинно-

следственных связей;

ПЛ6  - построение логической цепи

рассуждений.

Регулятивные:

РО  -  оценка - выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения;

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому

усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные:

Формирование гражданской идентичности личности.

Учитель обобщает выводы учащихся.

Итак, мы сделали несколько выводов:

- о том, что общество состоит из 4 сфер,областей;

- мы узнали названия этих сфер;

- мы определили, что эти сферы  взаимосвязаны между собой.

А теперь давайтепосмотрим, что включено  в эти сферы, какие виды  деятельности людей.

Работа в группах по 5-6 учащихся«Проверь себя»

(переддетьми раздаточный материал: пронумерованные  цветные  вырезки из газет и журналов, фотографии,представляющие собой разныестороныжизни общества,таблички с названиями сфер общественнойжизни)

1.Задача –разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

2.Открыв учебник, самостоятельно изучить  материал  на стр.12-14.

3.Выявить  ошибки (откаждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок.Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому,что… ит.д.)

Познавательные:

ПО2  - поиск и выделение необходимой

информации; применение методов

информационного поиска;

ПО3  - структурирование знаний;

ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста;

ПО6  - рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

ПЛ1  - анализ объектов с целью выделения

признаков;

ПЛ2  - синтез — составление целого из

частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов;

ПЛ3  - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

ПЛ4  -  подведение под понятие, выведение следствий;

ПЛ5  - установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

РКон - контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

РКор- коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

РО  -  оценка - выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения;

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому

усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные (как кооперация):

  1. Умение договариваться,  находить

общее решение,

  1. Умение аргументировать свое

предложение, убеждать и уступать;

  1. Способность сохранять

доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощьпо

ходу выполнения задания.

III.Применение нового знания.

Первичное закрепление.

На  интерактивной доске   небольшой тест, ответынакоторыйнужно записать  и сдать учителю для проверки от групп.

Тест.

А1.Производство материальных благ относится к

1.духовнойсфере

      2.политической сфере.

3.экономической сфере.

4.социальной сфере.

А2.Распредели по сферам:

1.нации        А.духовная сфера

2.президент    Б.экономическая сфера

3.религия          В.политическая сфера

4.книги                           Г.социальная  сфера

5.фабричное производство

А3. Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:

Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.

А4. К экономической сфере не относится:

Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.

Познавательные:

ПО3  - структурирование знаний;

ПЛ1  - анализ объектов с целью выделения

признаков;

ПЛ2  - синтез — составление целого из

частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов;

ПЛ3  - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

ПЛ4  -  подведение под понятие, выведение следствий;

ПЛ5  - установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому усилию,

к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и  к преодолению препятствий.

Вторичное закрепление.

Домашнее задание: выполнить задание из учебника на стр.14.

1. Заполни таблицу (письменно)

2. Утверждение Альфонса Алле (устно)

Познавательные:

ПО3  - структурирование знаний;

ПО8  - знаково-символическое моделирование;

ПЛ1  - анализ объектов с целью выделения

признаков;

ПЛ2  - синтез — составление целого из

частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов;

ПЛ4  -  подведение под понятие, выведение следствий;

ПП2  - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому усилию,

к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные (как интеракция):

  1. Понимание возможности различных

позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  1. Понимание возможности разных

оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору,

  1. Учет разных мнений и умение

обосновать собственное.

Личностные:

Формирование гражданской идентичности личности.

Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Учитель может устроить это в виде блиц- опроса.

-Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Познавательные:

ПО3  - структурирование знаний;

ПО4  - осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в

устной и письменной форме;

ПО6  - рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

ПЛ1  - анализ объектов с целью выделения

признаков;

ПЛ2  - синтез — составление целого из

частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением

недостающих компонентов;

Регулятивные:

РО  -  оценка - выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения;

РВС-  волевая саморегуляция как

способность к мобилизации сил и

энергии; способность к волевому

усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Коммуникативные (как интеракция):

  1. Понимание возможности

различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  1. Ориентация на позицию других

людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору.

Личностные:

Формирование гражданской идентичности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...

Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания

Современное общество выдвигает новые требования в подготовке обучающихся и определяет основную цель образования – развитие личности ученика.  Одно из основных положений Концепции ФГОС &nda...