Подготовка к ГИА по обществознанию. Особенности работы с текстом.
статья по обществознанию (9 класс) на тему

ГИА проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательной школы. Задания КИМ для ГИА различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности. Выполнение КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровня сложности,  в отличие от базовых заданий, предполагают более сложную, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovka_k_gia.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА по обществознанию.

 Особенности работы с текстом.

ГИА проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательной школы.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ГИА различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности. Выполнение КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровня сложности,  в отличие от базовых заданий, предполагают более сложную, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Заданиями повышенного и высокого уровня сложности являются задания 2 части КИМ. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Часть 2 экзаменационной работы имеет свои особенности. Все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности. Все 6 заданий – с развернутым ответом, направленных на анализ текстового фрагмента. Максимальный первичный балл за 6 заданий второй части – 13, что составляет 30% от максимального количества баллов.

Тексты, применяемые в части 2 охватывают все содержательные линии курса. Умения и виды деятельности, необходимые для успешной работы с задания части 2 представлены в следующей таблице.

№ п/п

Проверяемые умения и виды деятельности

1.

Описывать основные социальные объекты, выделяя их

существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе

и человеке, выявлять их общие черты и различия

3.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

(включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

4.

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

5.

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

6.

Решать в рамках изученного материала познавательные и

практические задачи, отражающие типичные ситуации

в различных сферах деятельности человека

7.

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

На практике в процессе обучения и подготовки к ГИА по обществознанию часто проявляются следующие проблемы:

1) неумение обучающимися находить нужную информацию самостоятельно, анализировать и объяснять ее;

2) неумение формулировать собственное мнение, выражать взгляды и позиции по общественным проблемам;

3) неумение аккумулировать знания из разных областей, учебных предметов и приводить их в качестве примеров;

4) сложность в сопоставлении фактов, событий, явлений и установлении между ними закономерностей.

Работа с текстовым документом является важной составляющей в подготовке к ГИА. С помощью текста конкретной содержательной линии расширяется словарный запас школьников, кругозор. Обучающиеся знакомятся с разными точками зрения на конкретную проблему, разными формулировками обществоведческих понятий, отрабатывают следующие умения:

- владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которой относится текст;

- анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;

- правильно использовать обществоведческие термины при анализе и интерпретации текстов;

- соотносить значение отдельных понятий, фраз с изученным материалом;

- определять логические связи в тексте;

- понимать как общую идею текста, так и отдельные мысли;

- соотносить содержание текста с реалиями современности;

- определять личное отношение к идеям, содержащимся в тексте;

- обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в тексте проблеме.

Рассмотрим конкретные задания к тексту.

Задание 26 предполагает составление плана текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочитать текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи текста. Если содержание текста воспринимается сложно, лучше прочитать текст повторно. Самое простейшее составление плана – озаглавить каждый абзац текста, так как мы знаем, что новая мысль текста начинается с абзаца. Объемный содержательный абзац можно разбить на подпункты и составить развернутый план. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны воспроизводить отдельные фразы текста. Нужно самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. Количество выделенных фрагментов может быть различным. Но при этом в делении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. Именно на ее основе проверяющий сделает вывод о том, что план составлен верно. План должен полностью охватывать содержание текста. В заголовках не должны повторяться одинаковые формулировки.

Казалось бы, это несложное задание. Но оно имеет свои особенности и у обучающихся вызывает ряд трудностей. Во-первых, проявляется неумение выделять главную мысль фрагмента текста и формулировать краткий тезис. Я советую перечитывать отдельный абзац текста, выбирать в нем ключевые фразы, слова. К ключевым фразам и словам уже подбирать заголовки, иногда удобно заменять глаголы именами существительными.

Во-вторых, некоторую растерянность у детей вызывают тексты «без абзацев» или выдержки из нормативно-правовых актов. Школьники теряются в том, сколько пунктов плана примерно должно быть. В этом случае перечитывание текста повторно просто необходимо, чтобы выделить опорные слова.

После составления плана можно еще раз  обратиться к содержанию текста и проверить, все ли главные мысли отражены в плане.

Правильно составленный план помогает обучающимся выполнять следующие задания, так как часто содержит те фразы, формулировки, слова, значение которых нужно раскрывать. В памяти закрепляются важные фразы, что позволяет обучающимся быстро сориентироваться при поиске информации в текстовом источнике.

Задания 27-28 предполагают извлечение из текста информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в виде конкретной цитаты из текста, причем могут быть опущены лишние подробности, и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы, но отражающий основу вопроса. Информация может быть дана в виде близкого к тексту пересказа. Иногда предполагается некоторая интерпретация информации. Обычно данные задания не вызывают трудностей у обучающихся, так как уточняемая информация всегда четко прописана авторами текста и чаще всего содержится в первой части текста.

Задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыты обучающегося. Оно тоже имеет свои особенности. Во-первых, социальные факты, приводимые обучающимся должны быть точными, корректными, соответствовать теоретическим положениям текста. Во-вторых, необходимо наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая связь рассуждений. В-третьих, содержание рассуждений должно быть корректным, полным. Предложения должны быть законченными, завершенными.

Задание 30 проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы. Первый уровень требований обращает внимание школьников непосредственно к ситуации, сформулированной в условии. Второй уровень требований ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике. То есть нужно в тексте найти конкретную фразу, подтверждающую условие задачи. В качестве условия задачи могут быть разные модели: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание.

Задание 31 самое сложное. Оно предполагает формулирование и аргументирование обучающимся собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание связано не только с содержанием текста, оно требует проявления интегрированных знаний курса истории, экономики, географии, биологии, литературы и т.д.

Обучающиеся выражают согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения. Две позиции являются абсолютно равноправными. Но обучающиеся должны быть уверены, что предложенная точка зрения понята ими правильно, что они обладают достаточным запасом обществоведческих понятий. Далее необходимо определить проблему, которая отражена в предложенном положении, её актуальность и социальную значимость, чтобы привести соответствующие убедительные факты и примеры. По сути, объектом оценивания являются приведенные обучающимися аргументы, которые должны быть ясными, логичными, опираться на обществоведческие  знания и содержание текста. Это и является основной трудностью для школьников.

Важно обратить внимание, что аргументы необходимо разбавлять фактами, явлениями действительности, научными доказательствами. Факты должны быть взаимосвязаны, и нужно помнить, что любой факт имеет свою действительность лишь в конкретное историческое время. Выигрышно применить пример из истории, общественной жизни, литературных произведений. Если обучающийся затрудняется в этом плане, то можно использовать примеры из собственной жизни и накопленного опыта.

Следует учитывать, что примеры должны чётко соответствовать анализируемой проблеме. Использование примеров показывает свободное ориентирование обучающихся в общественном пространстве, умение правильно дать оценку событиям, процессам, действиям личности.

Для более продуктивной работы с текстом обучающимся может быть предложена следующая памятка:

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Необходимо помнить, что прямые ответы и многие подсказки содержатся в самом тексте.

2. Соотнесите изученный материал с предложенным текстом, определите, с какой содержательной линией он связан. Это поможет опереться на имеющиеся знания при выполнении заданий к тексту.

3. Ответьте на вопрос «О чем этот текст?», то есть определите его основную мысль, идею, проблему.

4. Старайтесь отвечать на вопросы к тексту по порядку, так как они чаще всего построены по принципу «от простого - к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к тексту нужно читать вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью.

6. Старайтесь точно отвечать на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что необходимо опираться в ответе: на текст, личный опыт, обществоведческий материал, изученный в курсе.

8. Ответ должен быть логически связным, содержать четкие и ясные формулировки, нужно стремиться избегать неполных ответов.

9. Аргументы, примеры лучше всего пронумеровать.

10. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого нужно вернуться к тексту, найти в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают деланные выводы.

Не стоит пренебрегать общими требованиями к оформлению письменного развернутого ответа. Проверяющий не всегда может прочитать неразборчивые слова, теряется связь, а, значит, снижается балл за ответ. Да и аккуратность только приветствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом...

Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей

Методическая разработка урока старшего хора музыкально-хоровой студии....

Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....

Обществознание подготовка к ЕГЭ работа с текстом задания 21-24

Работа с текстомЗадания 21-24.ЕГЭ по обществознаниюНазначение задания и критерии оценивания.  Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизвед...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....