Контрольные работы по обществознанию для 8 класса
тест по обществознанию (8 класс) на тему

Лесных Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию за II четверть в 8 классе

Тема «Духовная сфера жизни общества»

1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали  отражают представления людей о добре и зле.

Б. Только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Одно из проявлений свободы человека – возможность поступать по своему усмотрению;

Б. Свобода- это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.

Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

4. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того. Чего не желаешь себе. Это правило выражает:

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее общее образование

4) высшее профессиональное образование

6. Моральные нормы как регуляторы общественных отношений

1) нацелены на раскрытие истины

2) поддерживаются силой общественного мнения

3) создаются и закрепляются государством

4) сложились с переходом к индустриальному обществу

7. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) Использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) Опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

8. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) Науки

2) Искусства

3) Религии

4) Познания

9. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы, он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?

1) Начальное общее образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

11. Что является отличительной чертой науки?

1) Обращение к сверхъестественным силам

2) Стремление к достижению объективной истины

3) Воздействие на эмоции людей

4)  Образное отражение идей автора

12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства

Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

13. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?

1) семья, нация

2) образы, идеи

3) цена, стоимость

4) прогресс, подъём

14. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире

Б. Как и при своём зарождении, наука остаётся делом талантливых одиночек

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

15. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) Основное общее образование

2) Среднее профессиональное образование

3) Среднее общее  образование

4) Высшее профессиональное образование

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».

Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ _______________

Часть II.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 6.

Свобода — это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Фактически «быть свободным» — значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора — нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.

З. Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните, почему свобода важна для счастья человека.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».

5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Социальная сфера жизни общества»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл:

  1. Какая из перечисленных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

  1. Пешеходы
  2. Католики
  3. Дети
  4. Дизайнеры

  1. Статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям, называется:

  1. Достигаемым
  2. Заслуженным
  3. Предписанным
  4. Врождённым

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Под социальной структурой общества понимают совокупность людей, имеющих общие интересы.

Б. Социальной структурой общества называют совокупность взаимосвязанных элементов, которые составляют внутреннее строение общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какой статус НЕ относится к предписанному статусу человека?

  1. женский пол
  2. русская
  3. филолог
  4. из семьи интеллигенции

  1. Дмитрий имеет статус ученика 9 класса, он обязан посещать школу и выполнять домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

  1. Социальная роль
  2. Социальное положение
  3. Норма поведения
  4. Социальный конфликт

  1. Верны ли следующие суждения?

А. 14-летний подросток выполняет только две социальные роли – учащийся (-щаяся) и сын (дочь).

Б. Каждый человек выполняет большое количество социальных ролей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Общество предъявляет человеку ролевые требования.

Б. При появлении на свет человек  приобретает все свои социальные роли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какая социальная роль типична для учащегося 8 класса?

  1. Предприниматель
  2. Военнослужащий по призыву
  3. Супруг
  4. покупатель

  1. Социальные нормы:
  1. Всегда зафиксированы в соответствующих законах и актах.
  2. Гарантируют формирование совести, чести, достоинства у индивида
  3. Регулируют поведение людей
  4. Носят субъективный характер
  1. Отклоняющееся поведение характеризуется

  1. Несоответствием социальным нормам
  2. Причинением вреда обществу
  3. Причинением вреда личности
  4. Нарушением правовых норм

  1. Верны ли следующие суждения о малых группах?

      А. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты между людьми.

Б. Межличностные отношения в малой группе всегда носят неформальный характер

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

  1. переход из одного учебного класса в другой

Б) избрание капитаном школьной футбольной команды

  1. исключение из вуза за недостойное поведение

Виды мобильности:

  1. горизонтальная
  2. вертикальная

  1. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

      А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное  положение.

      Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Родоплеменная общность в отличие от народности:

  1. Характеризуется общностью языка
  2. Появляется с возникновением государства
  3. Основана на кровном родстве
  4. Объединяет семьи патриархального типа

  1. Семья в отличие от других малых групп:
  1. Объединена общими интересами
  2. Характеризуется общностью быта
  3. Предполагает неформальное общение
  4. Организует совместную деятельность

Прочитайте текст и выполните задания.

Социальный конфликт

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки по преодолению конфликтов — конфликтологии. Конфликтология включает в себя изучение возникновения и развития различных конфликтов: от конфликтов в системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми...

Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки принятых отношений и разумных аргументов. Деструктивные конфликты возникают в случаях, когда одна из сторон не желает учитывать интересы другой или когда пытаются психологически подавить оппонента, унизить его.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, неверное понимание смысла высказывания, незначительный инцидент. Последний приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения.

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить стратегические пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонента, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.

Разрастание, «эскалация» конфликтов происходит по такой схеме: от межличностного конфликта к меж- групповому и от него к общеколлективному конфликту. Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержку у окружающих, завоевывает себе сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми участниками с их интересами и противоречиями между ними. При этом эмоции возрастают.

(А. Аграшенков)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. (2 балла)
  2. Что изучает наука конфликтология? Почему возрастает ее значение в современных условиях? (2 балла при ответе на оба вопроса)
  3. Что лежит в основе конфликта? Назовите две стратегии разрешения конфликтов.(2 балла. Дан ответ на вопрос, названы две стратегии)
  4. Как происходит разрастание конфликта? В чем, на взгляд автора, причина такой эскалации? Опирясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример втягивания в конфликт все новых участников. (3 балла. Ответы на все три вопроса)
  5. Однажды на сессии ООН переводчик неправильно перевел слова советского представителя. Содержащееся в выступлении выражение «А воз и ныне там», он перевел так: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не предпринимает никаких шагов в данном направлении». Возник небольшой скандал. Что стало причиной конфликта в этом случае? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на вопрос. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)
  6. В тексте говорится о конструктивных и деструктивных конфликтах. Какой критерий их различения выделяет автор? Приведите еще один критерий, который можно использовать при сравнении этих видов конфликта. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)

Критерии оценивания работы:

     

   



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера жизни общества», 8 класс

При выполнении заданий 1-15 необходимо выбрать один правильный ответ

1. Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Этот факт можно рассматривать как пример связи

  1. права и политики
  2. экономики и предпринимательства
  3. политики и науки
  4. экономики и политики

2. Три главных вопроса, которые решает рыночная экономическая система — это вопросы

  1. что производить, как производить, для кого производить
  2. зачем производить, какую установить цену, где реализовывать
  3. что производить, сколько производить, как распределить ресурсы
  4. для кого производить, как преодолеть дефицит, сколько производить

3. В Германии 20-х годов XX века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Этот факт служит непосредственным проявлением

  1. кризиса командной экономики
  2. роста платежеспособного спроса
  3. товарного дефицита
  4. денежной инфляции

4. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

  1. цены снизятся
  2. цены останутся неизменными

3) цены возрастут

4) произойдет инфляционный скачок цен

5. Экономическая сфера общества непосредственно включает

  1. создание духовных ценностей
  2. обмен культурными достижениями
  3. распределение материальных благ
  4. законотворческую деятельность

6. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

7. К прямым налогам относится

  1. акциз
  2. таможенная пошлина
  3. налог на имущество
  4. налог с продаж

8. Государство в условиях рыночной экономики

  1. устанавливает цены на товары
  2. собирает налоги
  3. распределяет ресурсы
  4. планирует производство

9. Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?

1) средство обмена        3) мера стоимости

2) средство накопления           4) платежное средство

10. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) труд               3) товары

2) обмен             4) спрос

11. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

  1. верно только А        3) верны оба суждения
  2. верно только Б        4) оба суждения неверны

12. Доход в государственный бюджет приносит(ят)

  1. обслуживание государственного долга
  2. дотации предприятиям
  3. льготы общественным фондам
  4. таможенные пошлины

13. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

  1. традиционной
  2. рыночной
  3. командной
  4. смешанной

14. К расходной части государственного бюджета относится

  1. обслуживание государственного долга
  2. государственная пошлина
  3. акцизный сбор
  4. налог на доходы физических лиц

15. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

  1. уменьшение налоговых поступлений
  2. увеличение объемов производства
  3. сокращение расходов на оборону
  4. развитие малого бизнеса

Ответом к заданиям 16-17 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.

16. Экономика государства Z. эволюционировала из командной в рыночную.

Сравните два вида экономики, упомянутые в условии задания: командную и рыночную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

  1. осуществляет сбор налогов
  2. устанавливает цены на основные виды сырья
  3. осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
  4. создает правовую базу для развития конкуренции

Черты сходства

Черты различия

17. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

Б) отношения «отцов» и «детей»

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

1) экономическая

2) социальная

А

Б

В

Г

Для записи ответов на задания этой части (18-21) запишите сначала номер задания (18, 19 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

18. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

20. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

21. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? Приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Инфляция и семейная экономика»

1. Необеспеченная товарами эмиссия денег может привести к

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

3. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление, называется

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются вкладами

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется___________доходом.

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

6. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Б. Реальный доход — объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «банк».

Кредит, процент, ценные бумаги, депозит, клад.

Запишите  термин, относящийся к другому понятию.

9. Какие способы сохранить свои сбережения в условиях инфляции тебе известны?

10. Объясни смысл высказывания: «Банк – это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны» (Б.Хоуп, американский комик)

Проверочная работа «Инфляция и семейная экономика»

1. Необеспеченная товарами эмиссия денег может привести к

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

3. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление, называется

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются вкладами

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется___________доходом.

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

6. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Б. Реальный доход — объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «банк».

Кредит, процент, ценные бумаги, депозит, клад.

Запишите  термин, относящийся к другому понятию.

9. Какие способы сохранить свои сбережения в условиях инфляции тебе известны?

10. Объясни смысл высказывания: «Банк – это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны» (Б.Хоуп, американский комик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс

Контрольная работа по обществознанию 8 класс по теме "Общество и человек"(1 и 2 вариант) нацелена на проверку усвоения основного материала по первому разделу курса . (по учебнику А.Кравченко)...

Контрольная работа по обществознанию 10 класс

Контрольная работа по обществознанию 10 класс по теме "Общество и человек"(1 и 2 вариант) нацелена на проверку усвоения основного материала по первому разделу курса ....

Контрольная работа по обществознанию. 6 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию за 1 четверть. 6 класс...

Контрольная работа по обществознанию 11 класс

Контрольная работа по обществознанию 11 класс раздел "Политика"...

Контрольная работа по обществознанию 11 класс (2 вариант)

Контрольная работа по обществознанию раздел Политика...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...