Смотр-конкурс "Знатоки права"
методическая разработка по обществознанию на тему

Власова Марина Викторовна

Смотр-конкурс "Знатоки права"

Цели:

  • формирование правовой грамотности подростков;
  • воспитание гражданского долга и ответственности, уважения к правам,  обязанностям и свободам другого человека, правопорядку;
  • воспитание чувства патриотизма к своей Родине и уважения к символам государства;
  • практическое закрепление правовых знаний;
  • формирование правовой грамотности подростков;
  • воспитание гражданского долга и ответственности, уважения к правам,  обязанностям и свободам другого человека, правопорядку;
  • воспитание чувства патриотизма к своей Родине и уважения к символам государства;
  • практическое закрепление правовых знаний;

Подготовили и провели:

  • учитель географии и социальный педагог Власова Марина Викторовна
  • учитель истории и обществознания Ромашкина Лилия Анатольевна
  • учитель математики и информатики Климов Виталий Евгеньевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya_znatoki_prava.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Слайд 2.

Цели:

-формирование правовой грамотности подростков;

-воспитание гражданского долга и ответственности, уважения к правам,  обязанностям и свободам другого человека, правопорядку;

-воспитание чувства патриотизма к своей Родине и уважения к символам государства;

-практическое закрепление правовых знаний;

Оборудование:

интерактивная доска, Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека.

 

 

Слайд 3 (Люди).

М.В. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатых и бедных стран. Здесь были мужчины и женщины, они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Л.А.  Одни приехали  из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

М.В.  всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда уже больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Л.А. Поэтому они все вместе написали закон, где привели список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали  и уважали эти права.

 

 Слайд 4. Конвенция

М.В.  Сегодня мы вспомним о ваших правах и обязанностях, о которых мы говорим на уроках. Это и право на жизнь, на образование, право проживать в семье, право на неприкосновенность жилища, право на труд и многие другие права. Все эти  права записаны в Конвенции о правах ребенка, которая 2 сентября 1990года вступила в силу. Наша страна РФ является ее участником.

Слайд 5 (символы государства).

Л.А.

Наша страна Россия. Мы с вами россияне и обязаны знать символы нашего государства (слайд флаг, герб, гимн). Какие символы государства вы знаете? (к залу)

- Какого цвета флаг РФ?

-Что изображено на гербе России?

-Что такое гимн?

Слайд 6 (текст гимна РФ).

Прошу всех встать. Звучит гимн РФ. Прошу всех сесть.

 

Слайд 7 (паспорт, награды, свидетельство  об окончании школы).

М.В.

Государственная символика окружает нас в повседневной жизни. Герб РФ изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, свидетельстве об окончании школы, правительственных наградах. Герб можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках.

  Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, форме военнослужащих, полиции.

Л.А.

 Ребята, с каждым днем вы становитесь все взрослее, общаться с вами становится интереснее. С вами можно обсуждать серьезные и важные вопросы.

Слайд 8 (Знатоки права).

Тема сегодняшнего конкурса звучит так: «Знатоки права».

Для проведения конкурса мы пригласили две команды:

команду школы 309 и команду школы  957.

М.В.

Оценивать конкурс будет уважаемое жюри:

директор 309 Смирнова Лариса Михайловна,

директор 957 Зиновьева Валентина Дмитриевна,

завуч 957 Пономаренко Галина Валерьевна,

старший вожатый школы № 309 Артем Константинович.

 Пожелаем жюри плодотворной работы, а командам – удачи.

Слайд 9  (с улыбкой).

С командами, жюри и зрителями мы познакомились. А теперь улыбнитесь друг другу, ведь добрая улыбка понимает настроение, улучшает самочувствие и располагает к общению. Мы начинаем наш конкурс – конкурс «Знатоков права»

Слайд 10 (команда школы №  309).

Л.А.

Первый конкурс – «Визитная карточка команды».   Первыми представят свою команду наши гости школы 309 – «Юппи».

Просьба жюри оценить представление команды  «Юппи».

Слайд 11 (команда школы № 957).

М.В.

Свою визитную карточку представляют учащиеся школы 957 «Знайки».

Просьба жюри оценить представление команды «Знайки».

      

1. Визитная карточка.

         Мы – Знайки! Школа – это наша семья, в которой мы обучаемся и живем. А это значит, имеем не только права, но и обязанности.

          Имеем право мы иметь права,

          Но ведь моралью люди связаны.

          Поэтому чтобы достойно жить,

Вместе: Мы очень многое обязаны.

Будем учиться на пятерки

                                И с четверками дружить,

                                Изучать серьезные науки,

                                Чтобы Родине своей служить.

          Знайками хотим мы стать,

          Много разного узнать;

          Жить по правилам в стране

Вместе: Нужно и тебе и мне.

Мы – Знайки! И мы хотим, чтобы все дети в зале знали свои права и обязанности.

На следующий конкурс приглашаются по одному человеку от каждой команды.

Слайд 12.

(на экране фото президента, председателя правительства, мэра, директоров школ 309,957)

Оформление: на 2-х досках фото и отдельно надпись.

Л.А.

Задание конкурса заключается в том, чтобы соотнести изображения с должностью.

Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты.

Молодцы, ребята.

Просьба жюри оценить работу команд.

(перед конкурсом прикрепить на 2 доски – права и обязанности.) 

Слайд 13.

М.В.

Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!

Слайд 14.

Л. А.

  Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,
 У него уже с пеленок веские права!
 Он имеет право жить, развиваться и дружить;
 Иметь просторный, добрый дом.
 Видеть тихий мирный сон.
 Врачей помощь получать,
 Обучаться, отдыхать,
 Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
 И любить, и быть любим
 Он на свете не один!

Слайд 15-16.

М.В.

Задания усложняются, для выполнения следующего задания приглашаются по три человека от каждой команды. Одна команда будет выбирать из предоставленных слов права, другая – обязанности.  Все решит жребий.  Команде «Знайки»    достались  обязанности.

Команде «Юппи»  -   права.

Л. А.

На столе  лежат таблички с правами и обязанностями, они перемешаны между собой. Вам нужно выбрать из общего числа права и обязанности. Ребята, смотрите внимательно, там могут находиться слова, не относящиеся ни к правам, ни к обязанностям. Начинайте работу. Какая команда выполнит задание первой, поднимет руку.

Слайд 17.

Конкурс с залом.

М.В.

Пока команды выполняют задание, мы предлагаем принять участие в конкурсе «Знатоков права» зал.

Мы будем читать стихи, вы вставьте в конце нужное слово. Слова подсказки на экране.

Л. А.

 Пусть ты пока еще ребенок,    

 Но должен знать уже с пеленок,

 Что ты уже России сын,      

 Пусть маленький, но  …гражданин……………

М.В.

 Как работу строить верно,

 Как решать: кто прав- неправ

 Правил свод давно придуман,-

 Называется  ..устав...

Л.А

   По законам мы живем

   Утром, вечером и днем

   Орган, где их создают

   Все парламентом зовут

М.В.

 Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по  профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой  переплетчик,

Юрист  или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты - избиратель………………..

Жюри оценивает конкурс: «Права и обязанности».

Слайд 18.

Л.А.

А сейчас внимание команды. Ребята покажут вам сценки из жизни, а вы должны сказать какие права нарушены. Первая сценка разыгрывается для команды «Знайки».

«Чужой телефон»

Входят дети с портфелями и кладут их.

  1. –Ты не пойдешь на физкультуру?
  2. – Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме 2-ой. Она садится и начинает рисовать.

2. – Ой, ластика нет. У кого взять. Посмотрю у 1-й..

Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает его смотреть, читает сообщения. В это время входит 1-я.

1-я – Почему ты открыла мой портфель? И читаешь СМС?

2-я: - А что такого, я только посмотрела, я же его не забрала. Разве нельзя?

Л.А. На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята, какое право нарушено? Отвечает команда «Знайки». (Право собственности - каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами и никто не имеет права посягать на чужое имущество. Это право закреплено в «Конвенции о правах ребенка»).

     


      Сценка. 

Осквернение зданий и транспорта.

В класс вбегают мальчишки :

- А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

- Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

- Клёво, вот люди порадуются!

- Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Пишут на стене символ команды «Спартак».

М.В.

Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта, сломанные почтовые ящики. Пишут на партах и стульях, стенах школы. А знают ли детишки, какой закон нарушили мальчишки? Отвечает - команда школы 309. (осквернение зданий и транспорта).

Просим жюри оценить ответы команд по ситуациям, с которыми они работали.

     


 (около стены стоят два стола, на них разложены   пословицы)

Слайд 19.

Л.А.  

Пословицы и поговорки позволяют расширить круг знаний учащихся. Но каждую пословицу нужно правильно составить. Для этого совместного творчества приглашаются по 4 человека от команды.

 Перед вами первая половина пословицы. А вам нужно закончить пословицу, подобрать вторую половину.

Пословицы:

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Делу время – потехе час.

Тот герой – кто за Родину горой.

Слайд 20.

 М.В.

 Пока часть команды выполняет задание, другая часть команды приглашается на заключительный конкурс.

Мы, сегодня заканчивая наш конкурс «Знатоков права», предлагаем вспомнить, что можно и чего делать нельзя в школе. Чтобы школа была всегда такой же чистой, светлой, чтобы было нам всем приятно находиться в школе. Чтобы лица были счастливые, а отношения были друг к другу доброжелательные.

Л.А.
А задание этого конкурса заключается вот в чем. Вы должны из предложенных вам слов – выбрать и прикрепить на доску то, что делать можно в школе  и  чего делать нельзя.

  Команда «ЮППИ» выбирает то, что делать можно, а «Знайки» - то чего нельзя.


Слайд 21.

М.В.  

Конкурсанты выполняют задания, а мы с вами ребята поиграем в игру «Разрешается-запрещается».

       Вот в углу стоит мальчишка,

       Плачет, надрывается.

       Бить, наказывать ребенка

      Строго (запрещается).

Л. А.

 Петь, рисовать и танцевать,

             Уроки в школе посещать,

             Свои таланты развивать

             Это (разрешается.)

Молодцы, ребята! Команды выполнили задание, что можно делать, а чего нельзя? Пожалуйста, зачитывает слова команда «ЮППИ».

А теперь   свои слова  прочитают «Знайки». Правильно?

Мы предлагаем жюри оценить конкурс «Можно - нельзя».

 

М.В.  Пока жюри подводит итоги конкурса, мы продолжаем игру с залом   «Разрешается-запрещается».

 С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается или запрещается.

Л.А.

      Я умею думать,

      Я умею рассуждать,

      Что полезно мне для жизни,

       То и буду выбирать.

      Это разрешается или запрещается.

М.В. Слово – жюри.

Л.А.

 Пока мы с вами играли, ребята закончили конкурс «Пословиц». Мы должны проверить работу, а жюри оценить. Зачитывает пословицы команда «Знайки». Правильно составили пословицы наши «Знайки»?

М.В.

Теперь настала очередь «Юппи». Проверяем правильность пословиц. Правильно?

 Жюри предлагается подвести итоги всех конкурсных выступлений команд «ЮППИ» и «Знайки».

Слайд 22.

Л.А.  

Наш конкурс подходит  к концу, и пока жюри подводит итоги, мы предлагаем всем вместе спеть песню «Вместе весело шагать». Это песня о дружбе. На экране слова песни. Поем все вместе.  

Слайд 23.

М.В.

Приглашаем команды «Юппи» и «Знайки» выйти на сцену.

Для оглашения результатов конкурса «Знатоки права» слово предоставляется Ларисе Михайловне.

Итог.

Л.А.

     Права, обязанности надо знать.

     Не только знать, но соблюдать.

     Тогда легко вам будет жить,

      Играть, дружить и не тужить.

Слайд 24.

М.В. Мы хотим сказать спасибо всем участникам, а также тем, кто помогал в подготовке и проведении конкурса.

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации (любое издание).

  1. Всеобщая Декларация прав человека. (любое издание).

  1. Конвенция о правах ребенка. (любое издание).

  1. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе./ Сост. П.В. Миков, Н.А.Русакова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.-32с

  1. Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. – М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция», 2006. – 208с.

  1.  Рачкова А.М. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. / Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. – М.: изд. Дом «Новый учебник», 2002. – с.115-129.

  1. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. – М.: «Академия», 1997.

  1. Алоева М.А. 100 идей для школьных друзей: внеклассная работа. Феникс, 2008.

     9. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...