Открытый урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Кротова Екатерина Анатольевна

Открытый урок по обществознанию на тему " Труд-основа жизни "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект28.66 КБ
Office presentation icon презентация2.47 МБ
Файл рабочий лист94.9 КБ

Предварительный просмотр:


Урок 19. Труд-основа жизни

Цели: дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; раскрыть значение понятий труд, товар.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

 метапредметные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент

II.Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

  • У вас на партах лежат пословицы и поговорки, прочитайте о чем они? (ответы учеников).А какие пословицы и поговорки о труде  вы знаете ?( ответы учеников)
  • Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим?( ответы учеников)
  • -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. Слайд 1 (Труд-основа жизни.)
  • -Как вы считаете, о чем мы  должны узнать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план. Слайд 2
  1. Что такое труд?
  2.  Что создаётся в результате труда?
  3. Каким он бывает?
  4. Как труд оценивается?

III.Работа по теме уроков

1.Итак, ребята, что же такое труд?

- Скажите, а какое из ваших определений точное?

А где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на  (слайде). Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным. Слайд №3

Труд- это…

Проверка: Что выписали ребята?

А как вы думаете человек трудится всю жизнь?(ответы учеников). Давайте убедимся в этом.

(На экране слайды.)

Слайд 4. (Изображение грудного ребенка.)

Объясните, почему, несмотря на свой малый возраст, ребенку приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?

Слайд 5. (Изображение ребенка-дошкольника.)

Как трудится в этом возрасте ребенок? Что он уже умеет делать?

Слайд 6. (Изображение школьника.)

Как трудится в этом возрасте подросток? Что он умеет делать?

 Слайд 7 (Изображение юноши.)

Как трудятся в этом возрасте молодые люди?

Слайд 8. (Изображение взрослого человека.)

Как трудятся люди в этом возрасте?

Слайд 9. (Изображение пожилого человека.)

Трудятся ли пожилые люди? Как?

(Ответы учеников.)

Мы доказали с вами, что труд сопровождает нас всю жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.

2. Что создаётся в результате труда?

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Ответим на этот вопрос, используя прием «Добавь следующее».Слайд 10

(Ученики по очереди называют цели труда человека. По ходу составляется кластер.)Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

Слайд 11.Трудом создаются различные продукты . Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Слайд 12 .Давайте запишем в тетрадь определения: 

Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Ребята, в  раб тет с.47 №2, надо  заполнить таблицу .(лист самооценки)

На партах у вас лежат оценочные листы для каждого оцените себя, как вы справились с этим заданием.

Физминутка. Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

ремонт сломанного замка на куртке (у-встали),карандаш(т-сели) ремонт сломанного телевизора (у),хлеб(т-сели).Молодцы

3.        Каким он бывает?

Слайд 13.Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей: Слайд 14.

Раб.тет с.46 №1 .(лист самооценки)

4.Как труд оценивается?

Слайд  15.Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Слайд 16.

Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание. Раб.тет с.50 №7(лист самооценки)

IV. Подведение итогов урока.

Закончить урок  я хотела бы словами  Белинского Виссариона Георгиевича

Слайд 17.

В листе самооценки поставьте себе итоговую отметку за урок.

V. Рефлексия

  • Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили мы на них?  Слайд 18
  • У вас на листе  лесенка из трех ступенек, отметьте галочкой, где вы находитесь:
  • если вы все поняли, то на верхней ступеньке;
  • если у вас остались вопросы, то на средней;
  • если вам ничего не понятно, то на нижней.

(Ученики выполняют задание.)

Поднимите руки те, кто отметил себя  на средней? А на верхней? На нижней ступеньке?

VI.Объяснение домашнего задания. Слайд 19

  1. Прочитать § 9, с. 79 вопросы № 1,2 устно.

2.Рабочая тетрадь с.49 №5,6 на выбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Лист самооценки №1

Оценочный лист ученика 5 класса_____________________________________________________

по теме «_______________________________»

Этапы урока

оценка

1

раб тет с.47 №2

2

Раб.тет с.46 №1

3

Раб.тет с.50 №7

4

Итоговая оценка за урок

Все получилось        почти                                не получилось

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....