План-конспект урока обществознания для 7 класса по теме "Нация - заключительный этап в формировании этноса"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Шпак Ольга Михайловна

План-конспект составлен по учебнику Е.С. Корольковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание, 7класс

Тема урока: «Нация - заключительный этап в формировании этноса»

Цель урока: создать условия для формирования  знаний у учащихся о нации как большой устойчивой социальной группе.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить учащихся с заключительным этапом развития этноса – становлением нации; помочь учащимся выявить условия и особенности формирования нации,  сформулировать  характерные черты нации  на основе сравнения её с  племенем и народностью;

Развивающая:

Развивать критическое мышление; развивать умение представлять  учебную информацию в виде схем, интеллект карт, самостоятельно формулировать выводы и оценочные суждения.

Воспитательная:

Воспитывать уважительное отношение культуре своей нации, а также к людям разных национальностей и их культуре, традициям; нравственные качества личности

Тип урока: метопредметный

Формы урока: фронтальная, групповая

Технологии: технология развития критического мышления

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  DVD проигрыватель, электронная презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап, сообщение цели урока (1 мин).

Ребята, запишите, пожалуйста,  тему урока в тетрадь - «Нация - заключительный этап в формировании этноса».

Учитель обращается к классу с вопросом:

-  Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое нация? Что объединяет людей одной нации? Когда возникли нации? Каковы необходимы условия для формирования нации? Чем нация схожа с народностью?  Каковы отличия нации от народности?)

  1. Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. «Вызов» (3-4 мин)

Задание №1 : Ребята, определите, что изображено на слайдах?

 Подумайте, что объединяет  данный ряд изображений?  (верно, и семья, и класс учеников, и группа приятелей, и группа чукчей – оленеводов, русские, сибиряки - это социальные группы) 

А что такое социальная группа?

Социальная группа – это объединение людей, имеющих, значимый для общества признак.

Что может выступать в качестве такого единого значимпого для общества признака, объединяющего людей в социальные группы?

(Верно,  в качестве такого единого, значимого  для общества признака объединяющего людей в социальные группы может выступать возраст,, профессия, место жительства, национальность, образование, религия).

-Какие виды  социальных групп вы знаете?

(Верно, малые, средние и большие, в зависимости от количества членов и формальные и неформальные в зависимости от способа возникновения)

-Семью, отнесём к какому виду соц. групп? Почему?

 (семья – это малая социальная группа, т.к. количество членов определено, все члены находятся в непосредственном взаимодействии, хорошо знают друг друга, связаны взаимными обязанностями)

И ёщё семью можно отнести к формальной соц. группе почему?

 (т.к. семья официально созданная группа, строится на основе регистрации брака, члены связаны взаимными правами и обязанностями)

- Что такое формальная социальная группа?

(Формальная соц. группа – это группа официально созданная, т.е. юридически оформленная)

- Что такое неформальная соц. группа?

(Верно, это неофициально созданная соц. группа, т.е. без юридической регистрации)

Приведите пример неформальной соц. группы

(друзья, подруги, группа по интересам в Интернете, футбольные болельщики)

-Когда мы говорим о формальных и неформальных группах, то имеем в виду какие по численности соц. группы?

(Верно, имеем в виду средние и малые соц. группы)

- Каким может быть максимальное количество членов малой группы?

(до 25-30 человек)

-Приведите пример средней соц. группы по цепочке.

(Верно, к средней можно отнести школу, трудовой коллектив, рабочих завода, жителей небольшого населённого пункта, воинскую часть)

- Каким может быть максимальное число средней социальной группы? (до 5-ти тысяч человек)

-Могут ли  члены средней группы находиться в непосредственном  взаимодействии? 

(Верно, они не находятся в непосредственном  взаимодействии, но эпизодически могут контактировать, при этом многие если и  не знакомы лично, но знают друг друга в лицо)

Задание№1

-Какой вид социальных групп перечислен на слайде: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, татары, православные христиане, католики?

Какова особенность больших соц. групп? ( члены их численно не определены, все их члены не только не знают друг друга, но и не находятся в непосредственном взаимодействии.

 

Задание №2

Выпишите из данного ряда социальные группы, образованные по этническому признаку: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, французы, татары, православные христиане, католики.

Проверим, что вы выписали (русские, мордва, якуты, татары,  французы)

Что объединяет людей входящих в этнические группы? 

( язык, культура, национальная одежда, кухня, история, может объединять территория проживания)

Что, может объединять  людей разных этнических групп, например, таких как  мордва, русские, татары?

(это жители нашей республики Мордовии, они живут в одной стране, у них общая история, все они любят нашу Родину, их предки в годы войны защищали ёё вместе, сообща не смотря на разный язык…)

А что такое этнос?

(Этнос – это исторически сложившаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языком, культурой и этническим самосознанием)

Что перечислено на слайде:   племя, народность, нация?

 (это этапы формирования этноса)

- Что такое племя?

 (первый этап в формировании этноса; совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным  единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов)

Когда  люди стали объединяться в племена? возникают племена?

 (Верно, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни, когда возникло понимание земли как родной и возникла необходимость её защищать родовые общины стали объединяться, так возникли племена)

Что объединяло людей одного племени?

(общий язык, обычаи и традиции, единый религиозный культ)

А что такое народность? 

(общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве)

-Что объединяло людей одной народности?

( общий язык, психический склад, религия и культура, этническое самосознание)

-Когда начала складываться русская народность? 

( в период возникновения и развития государства Киевская Русь)

-Какие племена объединяла русская народность? 

( на слайде показать Древнерусское государство и племена : полян, древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, вятичей, полочан и др..)

Задание №3: установить соответствие между терминами и соответствующими им определениями

Термины:                                      Определения:

А) Род

Б) Племя

В) Народность

1) Общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве

2) Группа кровных родственников, ведущих своё  происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

3) совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным  единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов

Проверим выполненную работу: А-2;  Б -3; В – 1

Молодцы!

А теперь, опять вернёмся к слайду

  1. Этап усвоения новых знаний. «Осмысление» (10-15 мин)

1)Прием «Кластер».

А что же такое нация?

В середине доски учитель прикрепляет  термин «Нация». Давайте составим кластер по данной теме.

- Подумайте, что у вас ассоциируется с  понятием «НАЦИЯ» и запишите  в тетради понятия, слова - ассоциации, имеющие отношение к теме урока.

(Возможные ответы: этническая общность; этап в формировании этноса; язык; культура;  кухня, одежда, общая история,  этническое самосознание)

2) Работа с учебником (приём – чтение с осмыслением)

Хорошо, а теперь давайте обратимся к учебнику, откройте стр.101 , найдите в пункте «Нация и этнос» третий абзац и внимательно прочитайте, а затем дополните кластер.

 Итак, с какими  ёщё важными понятиями кроме указанных связано понятие «НАЦИЯ»?

Дети дополняют кластер понятиями: «особенность трудовой деятельности» «общее экономическое пространство» или по другому «общенациональный рынок».

 -Общенациональный рынок возник у нас в России когда? 

(верно, в XVII веке)

 - Какое определение понятию « нация » дается автором учебника?

 (Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи такие четры, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определённой национальной общности и отличать себя от других.)

Такое определение понятию «НАЦИЯ» дали учёны – этнографы, социологи и психологи

 

 - С каким понятием очень близко понятие «Нация»?

 (верно, с понятием этнос)

-А как вы думаете почему понятия «этнос» и «нация» близки?

Почему они близки найдите в учебнике и зачитайте.

Ребята, у понятия «НАЦИЯ» есть разные определения. Давайте с ними познакомимся.

Политико-правовой подход к определению понятия:

«НАЦИЯ» -  объединение граждан одного государства, не зависимо от этнического происхождения человека;

Но, при этом мы должны знать, что по Конституции РФ, граждани России имеют право определять и указывать свою национальную принадлежность.

2) Работа с документом – Конституцией РФ

Зачитаем ст. 26 Конституции РФ

«Каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к  определению и указанию своей национальной принадлежности »

Социокультурный подход к определению

 – «НАЦИЯ» - это общество людей, сложившееся на основе общности языка, культуры, религии, традиций и обычаев;

Биологический подход к определению «НАЦИЯ», т.е. человек принадлежит к той или иной нации, если к ней принадлежат его родителивается исключительно по кровному родству.

Итак, ребята, по каким признакам определяется нация?

 ( по духовным, культурным: язык, традиции, культура, т.е. по приобретаемым и по принципу кровного родства, т.е. по вродженному признаку )

Всмортитесь в лица этих людей:

 императрица Екатерина Великая,

А.С. Пушкин

В.И. Даль

Булат Окуджава – они не были по крови русскими, но они были русскими по духу.

 Чем они прославились? Как вы думаете можно ли их назвать русскими? Почему?

Ребята, что является особенностью нашего государства – Российской Федерации?

(Особенностью нашего государства РФ является многонациональный состав. Нации – этносы образующие русский народ, идревле живут на территории России в мире и согласии, вместе они  защищали нашу Родину в годы ВОВ)

Ребята, перечислите, какие  нации являются самыми многочисленными на территории нашей малой родины – Республики Мордовии.

IV  этап Рефлексия

 Составьте синквей- пятистрофную строфу по теме данного урока

  1. Самое важное слово урока.
  2. 2 прилагательных, его характеризующие.
  3. 3 глагола.
  4. выразить свое отношение к проблеме урока.
  5. резюме 1 слово                            

                             Синквейн

  1. Нация
  2. Историческая, культурная общность
  3. Объединяет, сплачивает, отличает
  4. Нация – этап развития этноса
  5. Самсознание

Ребята, давайте продолжим фразу:

« Итак,  нация -это         …» (большая социальная группа;  этап развития этноса; высшая степень осознания этнической принадлежности; исторически сложившаяся общность людей, которой присуще культурное и экономическое единство; непростое понятие, которое имеет несколько смыслов)

Д/з стр.101-106 читать, подготовить сообщение о своей национальности, используя материал учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока 9 классе "А,Алка саввисем"

В этом плане конспект урока А.Алки "Июнен 22-меше"...

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

План-конспект. География 8 класс.

Урок географии в 8 классе по теме "Факторы, определяющие климат России" посвящен ознакомлению учащихся с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиации ...

План-конспект баскетбол (3 класс)

План-конспект баскетбол (3 класс)Цели: Формировать знания и представления учащихся о правилах игры в баскетбол,привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.Задачи:...

План-конспект для 2 класса

1.План конспект для 2 класса.Тема урока "Осень"Цели урока 1. тренировка пройденных звуков и букв...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

План-конспект урока 8 класса. Тема: "Британский календарь. Формирование навыков аудирования".

План-конспект урока для учащихся с ЗПР 8 класса на тему: «Британский календарь. Формирование навыков аудирования»....