Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
статья по обществознанию (6, 7, 8 класс) на тему

Недошивина Татьяна Анатольевна

В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование активных методов обучения на уроках обществознания. Недошивина Т.А. учитель истории и обществознания

Слайд 2

«Знания только тогда становятся знаниями , когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти ». (Л. Н. Толстой)

Слайд 3

Уровни активности 1. Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу. 2. Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях . 3. Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Слайд 4

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Слайд 5

1. Анализ конкретных ситуаций 6 класс. Тема «Человек и его деятельность ». Папы , мамы и тети Нади нет дома… В ожидании возвращения Гриша, Аня, Саша и Алеша играют в лото. Играют дети на деньги. Ставка – копейка… Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши… Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже спал. Сестра его Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл ..Копейки её не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра – Соня играет ради процесса игры. Алеша – у него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола – и ладно. Сел он не столько для лото, сколько раджи недоразумений, которые случаются в игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого».

Слайд 6

6 класс. Тема «Человек славен добрыми делами» В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». Возрази ей, напиши не меньше трех аргументов, почему надо помогать людям.

Слайд 7

7 класс. тема «Деньги, их функции» Определите какую функцию выполняют деньги в следующих случаях: А) Мужчина получает пенсию Б) Мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р.» В) Клиент заплатил мастеру 250 р. За ремонт обуви Г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед.

Слайд 8

2. Метод «Чистой доски» На доске записаны вопросы и по ходу изучения новой темы учитель спрашивает «На какой вопрос вы можете ответить?». В случае правильного ответа - вопрос стирается. Если в конце урока доска оказалась чистой - материал усвоен полностью. Если же нет – понятно к какой части материала нужно вернуться для ответа на вопрос.

Слайд 9

3. Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. 8 класс. «Социальная структура общества» Виды социальной мобильности

Слайд 10

4.Мини-исследование позволяет учащимся проявить и свое творчество, и самостоятельно прийти к новым для них выводам.

Слайд 11

7 класс. Тема «Экономика семьи» В воскресенье 19 марта мы с ребятами посетили: рынок, супермаркет Магнит и продовольственный магазин

Слайд 12

Молоко Хлеб Картофель Рынок 42 руб / литр 20 руб. 150 руб.* *Ведро картошки Продовольственный магазин 33 руб / литр 19 руб. 21 руб / килло Магнит 50 руб / литр 19 руб. 35 руб.

Слайд 13

Супермаркет Рынок Картофель 25,70 руб 35 руб

Слайд 14

Супермаркет Рынок Молоко « М » 53 руб 62 руб

Слайд 15

Супермаркет Рынок Лук репчатый 28 руб 30 руб

Слайд 16

Вывод. Все таки на мой взгляд выгоднее оказался супермаркет Это занятие было увлекательным и познавательным, теперь я знаю где выгоднее покупать продукты.

Слайд 17

7 класс. Тема «Обмен, торговля, реклама»

Слайд 18

Активные методы обучения повышают интерес к усваиваемому материалу, вызывают у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения на уроках обществознания.

«Знания только тогда становятся знаниями,

когда они приобретены усилиями мысли,

а не памяти».                      (Л. Н. Толстой)

      Ни для кого не секрет, что целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. И какие бы не проводились  реформы, урок  - это  вечная и главная форма  обучения. Но урок интересен только тогда, когда он современен.  А современный урок - это такой,    на котором учащиеся проявляют не только интеллектуальную, но и личностную  активность. 

        Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, быть способным  к самосовершенствованию, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя сегодня так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться способностям ребенка.

    Проблема активности учеников  в обучении – одна из актуальных проблем и в  психологии, и в педагогике, и в образовательной практике.

    Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Выделяют 3 уровня активности:

       1.Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

       2.Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

       3. Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

          Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых ученик  может занять активную личностную позицию,  выразить себя как субъект учебной деятельности. Этому помогают активные методы обучения

      Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

       Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

   Я представлю вашему вниманию некоторые активные методы обучения, применяемые на уроках обществознания.

1. Анализ конкретных ситуаций   (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

      Так в 6 классе при изучении темы «Человек и его деятельность» мы выясняли структуру деятельности, её отдельные элементы. Понять что такое мотив, и, что одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами, помогает задание на анализ конкретной ситуации.

        «Папы, мамы и тети Нади нет дома… В ожидании возвращения Гриша, Аня, Саша и Алеша играют в лото. Играют дети на деньги. Ставка – копейка…

         Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши… Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже спал.

         Сестра его Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл ..Копейки её не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия.

Другая сестра – Соня играет ради процесса игры.

Алеша – у него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола – и ладно. Сел он  не столько для лото, сколько раджи недоразумений, которые случаются в игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого».

       При изучении темы «Человек славен добрыми делами» следующее задание вызвало целую дискуссию.

   В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».  Возрази ей, напиши не меньше трех аргументов, почему надо помогать людям. Ученики очень активно обсуждали это высказывание и приводили различные аргументы как «против», так и «за» него.

        Или при изучении темы «Деньги, их функции» в 7 классе учащиеся должны определить какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

А) Мужчина получает пенсию

Б) Мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р.»

В) Клиент заплатил мастеру 250 р. За ремонт обуви

Г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед.

     

 2. Метод «Чистой доски» является частью технологии критического мышления.  На доске записаны вопросы  и по ходу изучения  новой  темы я спрашивала «На какой вопрос вы можете ответить?». В случае правильного ответа - вопрос стирался.  Если в  конце урока доска оказалась чистой -   материал усвоен полностью. Если же нет – понятно к какой части материала нужно вернуться для усвоения.

   3. Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. Этот прием также является частью технологии критического мышления.  Он  применяется при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Его можно применять на уроках  в более старших классах.  Здесь показана часть рабочего листа, который я составила для самостоятельного изучения темы «Социальная структура общества» в 8 классе.

4. Мини-исследование.  Этот метод позволяет учащимся проявить и свое творчество,  и самостоятельно прийти к новым для них выводам.  Так, при изучении темы «Экономика семьи» ученики 7-х классов получили задание узнать цены на чаще всего приобретаемые семьей товары, сравнить полученные данные и сделать выводы.  Результаты их работы представлены на слайдах.

5. Технология проблемно-диалогового обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности сама по себе является активным обучением.  

      В заключении хочется отметить, что знания, усвоенные «активно», легче запоминаются и актуализируются.  Активные методы обучения повышают интерес к усваиваемому материалу, вызывают у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. И даже если ученики ошибаются, уже радует, что они не остаются на уроке равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.

 Тема урока  «Правовое государство и гражданское общество»  Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...

Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»

Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения:  игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...

Применение активных методов обучения на уроках обществознания

Использование АМО на уроках обществознания в рамках ФГОС...

методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"

В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....