"Межличностные отношения" урок в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Шатохина Марина Ивановна

Урок разработан и проведён в рамах обучения на  курсе профессиональной подготовки по обществознанию на сайте "Инфоурок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx746.42 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект  урока

по обществознанию

в 6 «У» классе

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Ивановка,

(отделение с. Успеновка)»

на тему «Межличностные отношения»

Разработал:  Шатохина М.И.

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил:  Гаврилова Л.Г.

с.Успеновка.  2016г.

Тема урока:  межличностные отношения

Дата проведения:  17.12.2016

Класс: 6 «У».

Тип урока: открытие новых знаний    

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.  

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, словесный, частично - поисковый                                                                                                         Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация «Межличностные отношения», учебник п\р Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение»2014 г., Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова  «Обществознание. Рабочая тетрадь»  М., Просвещение 2015 г.

 Основные понятия: межличностные отношения, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба                                                                                                                                         

Цель урока:  Способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми; сформировать самостоятельное представление  об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования  межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Задачи:

образовательные:   - продолжить  формирование комплекса умений, необходимых для работы  с учебником,  словарём,  дополнительной литературой, интернет ресурсам;

1. Раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их  осуществления

2. На конкретных примерах показать многообразие видов межличностных отношений и проблемы  взаимоотношений между людьми.

3. Научить различать виды межличностных отношений и осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений.  

развивающие: - способствовать развитию  умений  анализировать  содержание текстов, работать в группе, решать познавательные задачи.

воспитательные: - воспитывать интерес и уважение к  окружающим людям;

-воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;

 - умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные УУД:

1. Оценивают усвоенное содержание по межличностному взаимодействию, исходя из социальных и личностных ценностей,  для личностного морального выбора.

2.Адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

3. Выражают положительное отношение к процессу познания.

4. Используют приобретенные знания в практической деятельности при нравственной оценки конкретных поступков людей.

ПредметныеУУД:

Научатся: определять,  в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Метапредметные УУД:

- Регулятивное УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

- Познавательное УУД: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

- Коммуникативное УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию

Мировоззренческая идея: « Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» ( Л.Н. Толстой)

План изучения нового материала

  1. Что такое межличностные отношения.  

  2. Чувства – основа межличностных отношений.          

  3. Виды межличностных отношений


Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

ФОУД, деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный.

Мотивация обучающихся

- Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто  сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Мы  с вами закончили изучение темы «Человек в социальном измерении».  Мы с вами выяснили, что человек не может существовать вне общества. Он растет и развивается среди людей. Семья, школа, общество и все что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества.

Продолжите логическую цепочку:

Человек – индивид  -  ?

- А может ли человек родиться личностью?

- Как человек становится личностью?

- Давайте проверим себя и ответим на вопросы теста.

Приветствую обучающихся, проверяю  их готовность к уроку. Повторяем изученный материал.

Вывожу тест на доску.

Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

личность Личностью человек становиться в отношениях с другими людьми.

Обучающиеся отвечают на тест и проверяют.

Личностные: умение организовывать себя.

2.  Постановка темы и цели занятия.

Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на цепочку:

Личность – личность – личность.

- Какие отношения здесь изображены?

- Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока?

Тема нашего урока «Межличностные отношения».

Организую  диалог с обучающимися, в ходе которого совместно определяется тема  занятия и задачи.

Обучающиеся определяют тему  занятия.  

Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.

Познавательные находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

3. Основная часть.

  Изучение нового материала с первичным закреплением знаний.

Поиск решения учебной задачи.

Физминутка.

  

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

  Проблема. Предлагаю вам  выяснить: что является особенностями отношений между людьми?

Назовите несколько ассоциаций со словом «Отношение» или составьте несколько предложений с этим словом.

Все эти высказывания относятся к определенной связи либо между:

-человеком и группой, либо между двумя людьми, либо величинами, а иногда и между странами.

- Какие отношения можно назвать межличностными?

- Сформулируйте свое определение.

Прочитайте определение в «Словаре»  учебника и сверьте со своим.

- Определение запишите в тетрадь.

- Откройте «Рабочую тетрадь» на стр. 29 и ответьте, пожалуйста, на вопрос № 1.

- Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер. Какие можно составить слова, которые начинаются со слова «Взаимо»

Все слова говорят об определенных отношениях между людьми.

- Что испытывают люди, когда оказывают взаимопомощь,

взаимовыручку?

- Как можно это определить эти слова, одним словом?

- И так что же является следующей особенностью межличностных отношений?

Выполнение задания    ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН («Встать-сесть»)

-Теперь я буду зачитывать положительные и отрицательные чувства. Встает тот, кто считает утверждение положительным, остаются на местах, тот, кто считает утверждение отрицательным.

1. Ревность                      

2. Благодарность                                        

3. Ненависть                    

4. Нежность             

5. Опрятность         

6. Грубость     

7. Трусость                   

Определения «симпатия», «антипатия», «стереотип»

С.30. № 3 «Рабочая тетрадь»

Виды межличностных отношений.

- Назовите, пожалуйста, кого вы знаете в Успеновке.

-Назовите, пожалуйста, того, с кем вы проводите свободное время.

- Назовите тех, с кем у вас есть общие дела.

- Есть ли в вашем окружении люди. С которыми вы можете поделиться секретами?

- Какой круг получился самым большим? Самым маленьким?

- с. 29, № 2  «Рабочая тетрадь»

(взаимопроверка)

- Межличностные отношения бывают разными. Попробуйте самостоятельно определить виды межличностных отношений.

Задание:  в «Рабочих тетрадях» на  с. 33, выполните задание № 7.  Если у вас возникнут сомнения,  можно обратиться  к учебнику п. 3 с. 52-53.

- Что же у вас получилось?

-Что значит быть знакомыми? Приятелями? Товарищами? Друзьями?

 -А какое ещё чувство мы не назвали? (любовь)

– Чем, по - вашему, она отличается от других видов чувств? (с. 54, учебник)

 - Приведите примеры таких отношений.

-Какие стили общения вы видите?

-Приведите примеры из жизни.

 Обучающиеся выполняют задание. Направляю, чтобы не повторялись.

Задаю вопросы.

Работа по вопросам.

Зачитываю названия чувств.

 У меня хорошие отношения с одноклассниками.

На уроке математики я находила отношение шести к двум.)

У меня плохое отношение к рок - музыке.

Отношения нашей страны с Америкой ухудшилось.

 (Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения).

Встают или сидят, в зависимости от мнения.

Поисковая работа  с различными источниками информации по заданиям

Самый большой – знакомства, самый маленький – друзья.

  

 

 

 

 Дети перечисляют.

 

 

Выполняют работу, затем делают взаимопроверку в парах.  

Личностные:

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

 .

Познавательные

 Поиск и выделение информации

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

4. Рефлексия      

Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом

    - Сейчас проведем игру «Клубок».  Передавая клубок по кругу, называйте качество личности, которое помогает вам  жить   в обществе.

 - Что же получилось?  Все  связаны. Вот так связаны между собой все люди – связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться. Потяните нить каждый на себя. Для того чтобы в обществе люди понимали друг друга, нужны определённые правила. Взаимоотношениям, общению, которые дарят  радость – надо учиться. И мы вернемся к этому  правилу, которое является поистине золотым – «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

    Незаконченные предложения.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Даю обучающимся клубок.

Учитель предлагает закончить «незаконченные предложения»                                       

Спасибо, ребята, за искреннюю оценку нашей совместной работы на уроке!

Шестиклассники называют качества, передавая клубок друг другу.

Обучающиеся делают выводы.

Подводят итоги занятия. Высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

5.Домашнее задание

Три уровня домашнего задания:

    Стандартный минимум

    Повышенный

    Творческий

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»

2) Написать небольшой  рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3) сообщение об отношениях Пушкина и Пущина

Записывают задание на дом, задают вопросы


Приложение.

C:\Users\Марина\Desktop\приложение\Рисунок (3).jpg

C:\Users\Марина\Desktop\приложение\Рисунок (4).jpg

C:\Users\Марина\Desktop\приложение\Рисунок (5).jpg

C:\Users\Марина\Desktop\приложение\Рисунок (6).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Педагогический совет на тему "Межличностные отношения в классе"

Выступление на педагогическом совете по теме "Межличностные отношения в классе", сопровождающее презентацией....

План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации....

Презентация к уроку "Межличностные отношения". 6 класс.

Презентация к уроку по обществознанию. 6 класс....

Практическая работа "Межличностные отношения" 6 класс

Практическая работа содержит 3 задания для работы на уроке...