"Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества"
статья по обществознанию на тему

Шульц Галина Николаевна

Выступление на научных чтениях в КРИПКиПРО, посвященные Д,С, Лихачеву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnye_chteniya_lihachev.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРИПКиПРО

Научные чтения  

«Д.С. Лихачев и русская культура»

Тема: «Небольшой шаг для человека,

большой шаг для человечества»

                                                                Доклад учителя истории

                                                                           и обществознания

                                                   МОУ «Новониколаевская средняя

                                                         общеобразовательная школа»

                                                                               Яйского района                 

                                        Шульц Галины Николаевны

Кемерово

2006 год

       В СССР и в современной России Дмитрий Сергеевич Лихачев многие годы был и остается одним из живых символов интеллигентности, духовности. Он – автор десятков книг и сотен статей.        

          Д.С. Лихачев изучал древнерусские литературные памятники, не как исторические источники, а как художественные произведения, древнерусскую литературу рассматривал на фоне исторических событий. В его  книгах и статьях оживает далекое прошлое. Множество его произведений посвящено смыслу жизни, культуре, нравственному воспитанию подрастающего поколения.

          Лихачев считал, что на Руси уже в конце XIV – начале XV века формировалось новое представление о человеке как высшей ценности бытия. Именно тогда пробуждался интерес к душевному миру человека.

           «Следование путем добра, согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и самое необходимое для человечества», говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.  И это  можно повторить  сегодня.

           Одну из своих книг «Письма о добром и прекрасном»  Дмитрий Сергеевич  адресовал молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти её сложными путями

            Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностное, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.)

           Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти.

            Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя просто: накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным и т.д. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

            Сухамлинский говорил: «Поставь над собой  сто  учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам потребовать от себя».

            Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и  у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Какой человек, какая семья, такое и общество в целом. Как сделать людей добрее и счастливее? Этот вопрос волновал Дмитрия Сергеевича, сегодня волнует и многих из нас. Воспитать человека, помочь ему стать достойным, добрым, умным – наша одна из самых важных задач.

           Книга Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном» - это сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогических такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

          Преподавая историю и обществознание, работая  классным  руководителем, я с ребятами провожу много бесед о добре и зле, смысле жизни, о культуре, о нравственности и т.д. Для своей работы использую много дополнительной литературы. Основной настольной книгой для меня стала книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», а также  ещё одна его работа «Раздумья».  

          «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов, ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие для всех народов» - говорит Дмитрий Сергеевич. Согласие между людьми, разными народами,- это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

       В своей книге «Раздумье», которая была издана в Москве в  1991 году,  Д.С. Лихачев предлагает 10 заповедей человечности:

  1. Не убий, и не начинай войны.

  2. Не помысли народ свой врагом других народов.

  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

  7.  Чти природу как матерь свою и помощницу.

  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

 

         Д.С. Лихачев ищет пути мирного сосуществования народов. Эти заповеди заставляют задуматься о смысле жизни, о том, что каждый человек должен следовать путем добра, увеличивать добро в окружающее нас.

       Вырастить и воспитать человека очень сложная задача, а чтобы этот человек следовал путем добра и созидания во много раз сложнее.

      Д.С. Лихачев утверждает, что молодость -  вся жизнь.  Хорошие навыки молодости облегчают жизнь, а дурные усложняют её и затрудняют. «Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. В памяти остаются все поступки совершенные в молодости, хорошие будут радовать, дурные не давать спать» - советует Дмитрий Сергеевич.

        Самая большая ценность в мире жизнь: своя, чужая, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении -  и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Жизнь – прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Человек оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно задумываться с начала жизни. Главная жизненная задача должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, к стране, ко всей вселенной.

         Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определенную роль в судьбе человека. На человека ложиться тяжелейшая, важнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.  Надо любить учиться, формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить,  развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

         Каждый человек обязан знать среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной  жизни, для его нравственной самодисциплины и социальности.

         Человек воспитывается в окружающей его культурной среде. Его воспитывает история.

         Д.С. Лихачев отмечает, что преподавание истории в школе должно быть конкретно – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.

      У нас при школе создан историко-краеведческий музей. Мы оформили его в здании  бывшей деревянной школы, которой в 2002 году отмечали 100  лет.  Одну комнату посвятили историческому прошлому, быту русского народа с древности. Другую оформили в стиле 50-х -60-х годов .В большой комнате расположены стенды , посвященные участникам ВОВ, истории села и школы  с 1887 года. И еще одна комната об истории Кузбасса. Экспонаты для музея приносили и взрослые, и дети. Посещая музей, ребята узнают историю своего края лучше и с большим интересом.

     К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

     Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость свое историей.

     Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.

       Человек должен думать о смысле своей жизни – оглядываться на прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силу.

        Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливыми других.  

        И если каждый человек сделает в этом направлении хоть один шаг, человечество сделает большой шаг в будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая большая ошибка человечества.

Презентация ученика 7А класса о  проблеме созхранения популяции большого гренландского тюленя. Данная работа может быть полезна всем,кто не безразличен к судьбам природы нашей планеты, а также уч...

Филворд по обществознанию "Человек и человечество"

Данная работа  предназначена для повторения терминов по обществознанию в 5 классе....

Классный час по антитеррористической безопасности на тему «Терроризм- самое большое зло человечества»

Данная методическая разработка классного часа по антитеррористической безопасности на тему  «Терроризм- самое большое зло человечества» предназначена для учащихся 5 класса....

Классный час по антитеррористической безопасности на тему «Терроризм- самое большое зло человечества»

Классный час по антитеррористической безопасности на тему «Терроризм- самое большое зло человечества»...

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно-однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество". 9 класс КРО

Конспект урока по математике для детей (молодых инвалидов) с умеренной умственной отсталостью: "Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно-однозначного соответствия и...